Программа «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами: технология содействия самореализации подростков»
рабочая программа (9 класс) по теме
Программа направлена на создание условий для самореализации личности обучающегося, обеспечивающих эффективность мер профилактики и формирования механизмов защиты подростков от влияния психоактивных веществ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа
«Профилактика злоупотребления психоактивными веществами: технология содействия самореализации подростков»
Автор: Застрожнова Евгения Юрьевна,
учитель физической культуры
БОУ города Омска «Гимназия № 140»
Омск - 2013
Пояснительная записка
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что сегодня наркозависимость прогрессирует и развивается не вопреки развитию российского общества, а благодаря определенным источникам в этом обществе представленным, в результате воплощения которых молодые люди пополняют организованную армию зависимости.
Подростковый возраст по определению наполнен иными ценностными приоритетами. Это время поиска себя проб всевозможных поведенческих и социальных ролей. Главным и наиболее интересным предметом познания у подростка является он сам и все, что связано с ним и процессами познания себя. И это есть важнейший психолого-педагогический посыл для организации эффективной работы с подростками.
Последовательность соединения названных элементов психологического воздействия и обучения в практической педагогической деятельности может рассматриваться как определенный алгоритм, реализация которого позволяет эффективно достигать целей содействия самореализации подростков. Поэтому, оценка эффективности проводимых педагогических действий и самодеятельности подростков в контексте задач самореализации требует организации долговременного психолого-педагогического мониторинга, а также формирования положительных личностных установок, оценок и отношений к себе, другим людям и предметному миру.
Цель:
Создание условий для самореализации личности обучающегося, обеспечивающих эффективность мер профилактики и формирования механизмов защиты подростков от влияния психоактивных веществ.
Задачи:
1. Формирование комплекса социальных, образовательных и медико-психологических мер, ориентирующих подростка в основных вопросах собственного личного и социального развития, предупреждающих приобщение к употреблению психоактивных веществ.
2. Создание комплекса социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирования болезни и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих психоактивные вещества, но не обнаруживающих признаков болезни.
3. Реализация комплекса социальных, образовательных и медико-психологических мер, направленных на предотвращение рецидивов заболевания, способствующих восстановлению личного и социального статусов больного и возвращение его в социальную жизнь.
Этапы реализации программы:
1) Передача педагогом и приобретение, овладение подростком актуальными социально-психологическими знаниями (семинары, беседы, тренинги);
2) Создание педагогом педагогической ситуации раскрытия субъективных качеств подростка – раскрытие и осознание подростком своих качеств (участие в КТД, творческих акциях, соревнованиях, играх);
3) Предоставление возможностей и организация педагогом ситуации практического воплощения подростком своих субъективных качеств в различных видах деятельности, самодеятельности – включение подростка в ситуацию применения и проявления своих качеств, проявление инициативы и активности подростка (различные мероприятия досугового направления);
4) Обучение подростка основам рефлексивного мышления и создание ситуаций применения и закрепления механизмов обратной связи в качестве элемента культуры жизнедеятельности – применение подростком диалоговых форм поведения (организация конкурсов, анализ видеоматериалов, опросы, анкеты).
Педагогическими условиями самореализации подростков являются:
1. Приобретение и овладение подростками актуальными социально-психологическими знаниями.
2. Раскрытие и практическое воплощение субъективных качеств подростка в различных видах деятельности, самодеятельности.
3. Развитие рефлексивной позиции подростка и навыков обратной связи.
4. Организация эффективного взаимодействия с родителями.
Критерием самореализации личности выступает сформированность образа собственного Я и готовность обеспечить необходимые условия самореализации в реальной действительности.
Методами самореализации личности подростков являются:
1. Методы организации взаимодействия:
- индивидуальная, групповая, коллективная задача проблема, игра;
- индивидуально-групповые, согласованные правила, нормы.
2. Методы общения:
- уважение;
- принятие;
- понимание;
- доверие;
- рефлексия;
- самовоспитание;
- убеждение;
- самокритика;
- самоконтроль;
- предостережение.
3. Методы взаимодействия и коррекции:
- позитивный пример;
- обоюдная ответственность;
- обращение к чувству достоинства и чести;
- актуализация личностных качеств;
- внушение;
- требование;
- поощрение и наказание.
Профилактика зависимости от психоактивных веществ должна обеспечивать реализацию взаимосвязей комплекса функций:
- Функция действенного предупреждения и включения подростка в устойчивую систему позитивных связей и отношений.
- Функция оперативного выявления и эффективного комплексного социально-психологического сопровождения подростка, попавшего в число употребляющих психоактивные вещества.
- Функция эффективного восстановления полноты физических, нравственных и социальных ресурсов подростка, преодолевающих барьер зависимости от психоактивных веществ.
Содержание и организация работы по программе
Этапы работы по программе | Ожидаемые личностные результаты развития подростка | Педагогические методы содействия |
Передача педагогом и приобретение, овладение подростком актуальными социально- психологическими знаниями. | Проявление стремления к новым знаниям, приобретению и применению современных методов работы получения знаний, проявляющиеся в любознательности, целеустремленности. | Социально - образовательные семинары, работа клубов по интересам, тренинги, беседы, различного рода «огоньки». |
Создание педагогом педагогической ситуации раскрытия субъективных качеств подростком - раскрытие и осознание подростком своих качеств | Демонстрируемая активность, стремление к самопознанию, участие в психологических семинарах и тренингах, исследовательская позиция по отношению к самому себе. | Тренинги, деловые игры, диагностические упражнения, опыт участия в КТД, творческих акциях и действиях, поддержанных окружающими. |
Предоставление возможностей и соорганизация педагогом ситуации практического воплощения подростком своих субъективных качеств в различных видах деятельности, самодеятельности - включение подростка в ситуацию применения и проявления своих качеств и проявление инициативы, активности подростка. | Проявление творчества и поиска, инициативы в различных жизненных ситуациях, активизация самовыражения. | Самопрезентации, творческие вечера, различные мероприятия досугового направления, позволяющие подростку проявить свои личностные качества, построение системы личных достижений подростка. |
Обучение подростка основам рефлексивного мышления и создание ситуаций применения и закрепления механизмов обратной связи в качестве элемента культуры жизнедеятельности - применение подростком диалоговых форм поведения, вопросов. | Демонстрация применения навыков рефлексии, позиции, позволяющей проанализировать собственные действия и поступки, умения определять собственные действия и поступки, а также мотивы своей деятельности. | Применение в общении и взаимодействии с подростками элементов обратной связи, техник постановки вопросов, активного слушания. Организация конкурсов сочинений и творческих работ, дневниковых переписок и т.д. Письменные самоотчеты, упражнение «Кто Я?», анализ видео- и аудиоматериалов, опросы, анкеты, цветопись. |
Ресурсное обеспечение программы
Кадровое обеспечение:
- классные руководители;
- педагог - психолог;
- педагог - организатор;
- педагоги дополнительного образования.
Научно-методическое обеспечение:
- повышение квалификации всех педагогических работников, администрации;
- использование современных педагогических технологий в образовательном процессе;
- научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение подростков;
- организация и проведение мониторинга с подростками.
Материально-техническое обеспечение:
- оснащение современным техническим оборудованием для проведения организационно-массовых мероприятий;
- создание условий для самореализации подростков.
Финансовое обеспечение:
- бюджетное финансирование;
- внебюджетное финансирование.
Информационное обеспечение:
- информирование общественности о результатах работы БОУ города Омска «Гимназия № 140», о творческих достижениях обучающихся и педагогов;
- подготовка информационного-аналитического материала о состоянии и результативности деятельности учреждения.
Список литературы:
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М: Мысль, 1991 – 299 с.
2. Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьников. – М., 1994 – 207 с.
3. Генварева, Ю.Л. Самореализация подростка в системе взаимодействия семьи и школы // Вест. Томск, гос. ун-та, 2009. - Вып. 323. – 312 с.
4. Катаева Н. Работа с подростком и семьей в социуме // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. – М, 1993. – 143-145.
5. Кургинян С.С. Психолого-педагогическое содействие формированию у подростков адекватного отношения: Автореф. Дис. – М, 2008 – 26 с.
6. Новикова Л.И. Концептуальные основы теории воспитательных систем // Современные концепции воспитания. – Ярославль, 2000.- 171 с.
7. Суртаев В.Я. Основные направления самореализации молодежи в условиях досуговой деятельности: Автореф. Дис. – СПб, 1992. – 22 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игровые процедуры и упражнения, способствующие самореализации подростков
Семерка
Утверждают, что любая дисциплина, любой материал могут быть легко усвоены путем разложения их на семь полочек, на семь единиц. Этими единицами могут служить следующие философские категории: особенное, общее, единичное, содержание, форма, явление, сущность. Сейчас Вам будет предложен учебный текст. Постарайтесь разложить весь материал по этим категориям, еще раз прослушайте и запишите их. Итак, внимательно читаем текст. Начали! Теперь мы предлагаем Вам дать свое видение данного материала с точки зрения этих семи понятий. Можно при обдумывании делать краткие записи. Начали! Теперь послушаем каждого играющего, а потом решим, кто лучше отразил учебный материал в этих философских понятиях. Пожалуйста, начали! Далее нам необходимо определить лучшего, у кого получилось лучше. Можно опереться на помощь самих участников. Поздравим лучших участников!
Эмоции
Это упражнение поможет лучше запомнить текст. Сделать запоминание легким достаточно просто. Все по очереди читают этот текст, читают разным голосом, с разными эмоциями. Учтите, чем более с выразительными интонациями и эмоциями вы прочтете фразу, тем больше вероятность ее всем запомнить. Победителя окажутся те, чьи фразы запомнили большинство участников игры. Пожалуйста. Спасибо. Тест на совместную работу завершен.
Симпатии
Внимание! Нарисуйте на своем листке окружность. На этой окружности равномерно нанесите столько точек, сколько участников сегодня собралось в вашей группе. Пожалуйста. Спасибо. Давайте теперь подпишем точки на окружности. Условимся, что самая верхняя точка — это ведущий. Отмечайте точки от ведущего по часовой стрелке. Каждую точку помечайте псевдонимом или личным знаком того участника, которому она соответствует. Пожалуйста. Итак, каждая точка на окружности соответствует одному из участников группы. Теперь найдите на этой схеме самого себя, свою точку. От этой точки проведите к другим точкам линии. Давайте условимся, что сплошная линия будет означать, что тот человек, к которому вы протягиваете эту линию, вам крайне приятен. Если же он вам просто приятен, то линия эта может быть прерывистой. Если же он вам не очень приятен или же отношение у вас к нему неопределенное нейтральное, то никаких линий проводить не надо. Итак, от своей точки проведите линии к точкам других участников. Пусть эта линия будет сплошной, если этот человек вам крайне симпатичен, и прерывистой, если он вам просто приятен. Сразу хотим предупредить вас, что полные результаты этого теста станут известны только преподавателям и в группе обсуждаться не будут. Итак, пожалуйста, начинай те проводить линии своих симпатий. А теперь отметьте в своих листах число прямых и пунктирных линий, которые вы провели на своем рисунке. Спасибо. Тест наших симпатий завершен.
Цвета
Внимание! Сейчас ведущий будет предлагать всем играющим по очереди назвать пять предметов одного цвета (синего, желтого, красного и т.д.). Так он перебирает разные цвета. Тот, кто не сможет за одну минуту припомнить пять предметов названного цвета, выходит из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается. Все понятно? Тогда начинаем. Спасибо, игра закончена.
Всеобщее внимание
Всем участникам игры предлагается выполнить одну простейшую задачу.
Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. Начали! Подсчитываем, в заключение, кто привлек внимание большего числа участников игры.
Модель
Участникам игры предлагается смоделировать процесс обучения, возможно, тот, которым они в данный момент непосредственно занимаются. Необходимо распределить роли преподавателей, а также административно-технических сотрудников, работающих с их группой. Оставшиеся участники будут играть роль обучаемых. Буквальные портреты не обязательны. Это всего лишь пародия, но все же отвечающая всем требованиям модели со множеством пусть и шуточных, но аналогий. Ведущий:
Проследите за распределением ролей преподавателей и обучаемых. Пожалуйста! Теперь обдумайте все детали. Для большей яркости и колоритности представления моделируемое обучение можно перенести в каменный век или же, напротив, в далекое будущее, в детский сад или сумасшедший дом, в дисциплинированную армию или же в анархичное племя лесных духов и сказочных героев. Итак, выберите обстановку, в которой будет функционировать ваша модель. Распишите последовательность уроков, начало и концовку представления. До выступления — 20 минут, отведенные на подготовку.
Под руководством ведущего начинается работа над моделью, сценарием и режиссурой. По окончании подготовки ведущий приглашает участников игры на сцену.
Пожалуйста! Представление заканчивается. Спародированные преподаватели могут поделиться своими впечатлениями. Игра заканчивается. До свидания.
Комиссионный магазин
Часто говорят, что наши недостатки являются продолжением наших достоинств. Давайте заглянем внутрь себя и рассмотрим, каких качеств нам не достает для полного совершенства, каких может быть в избытке настолько, что ими можно было бы поделиться с кем-нибудь. Пожалуйста, подумайте на эту тему. Так, хорошо. А теперь предлагаем вам поиграть в комиссионный магазин, но не простой, а особенный. Товары, которые принимает продавец — это различные человеческие качества, например: лень, занудство, великодушие, чувствительность и т. д. За товары продавец дает не деньги, а тоже человеческие качества, те, которые у него есть и которые ему не жалко отдать за предложенный товар. Таким образом, предлагается совершить торг, выгодную сделку, в которой каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или от его части и приобрести что- то необходимое. Пожалуйста, разделитесь на пары.. Итак, один из вас — продавец, другой — покупатель. Покупатель «сдает» свои ненужные качества продавцу, а продавец решает, нужен ли ему такой товар, и что из имеющихся у продавца качеств можно предложить взамен. Например, кому-то не хватает для успешной жизни красноречия, и он мог бы предложить за него какую-то часть своего спокойствия, уравновешенности. Если продавцу нужно спокойствие, а красноречием он обладает в таком количестве, что даже мог бы им поделиться с кем-нибудь, то, по всей вероятности, торг удастся. Если все понятно, то просим вас начать игру. Хорошо, а теперь поменяемся ролями. Те, кто были покупателями, становятся продавцами, и наоборот. Продолжим игру. Давайте теперь подведем итоги. Поделитесь своими впечатлениями с группой. Кто сделал для себя интересные открытия? Возможно, кто-то не подозревал о том, что именно ему необходимо в первую очередь, может быть, кто-то понял, что ему нет смысла расставаться с качествами, которые он раньше считал лишними и т.д. Пожалуйста, просим вас. Спасибо, на этом игра закончена.
Подарок
В центре этой игры будут подарки. Известно, что не так дорог сам подарок, сколько внимание и желание его сделать. Чтобы избежать однообразия, разобьем эти условные подарки на четыре раздела. Разделы следующие:
Подарки близким людям (другу, жене).
Подарок коллективу (отделу, в котором вы работаете, группе, в которой находитесь сейчас, подарок своим бывшим одноклассникам и т.д.).
Подарки человечеству, эти подарки должны быть значимы для всей нашей цивилизации. .
Самая серьезная группа подарков — подарки самому
себе.
Итак, для начала выберите жюри и ведущего. Всех остальных участников игры нужно разбить на четыре группы. Разделите по группам те виды подарков, которые они должны будут сделать. Затем поочередно по группам будут оглашаться (и, возможно, демонстрироваться) подарки, а жюри по пятибалльной системе оценит подарок близкому человеку, подарок коллективу, подарок человечеству и подарок себе. Успеха вам в этом непростом конкурсе! Ну что же, на этом можно и поставить точку.
Символика
Внимание! Каждый из вас на время сегодняшней нашей встречи должен обзавестись своей собственной личной символикой. Каждому из вас предстоит сейчас придумать, изобрести себе три символических атрибута: во- первых, псевдоним, во-вторых, именной отличительный знак, в-третьих, девиз. Именной отличительный знак должен быть нарисован на листке. Он должен быть достаточно прост и символичен. Девиз должен быть кратким и образным. Итак, псевдоним, отличительный знак и девиз. Например, псевдоним — «Дядя Вася», отличительный знак — лопата, девиз — «Рою глубоко». Если задание понятно, можно приступать к работе. Повторяю, сейчас каждый изобретает себе псевдоним, личный отличительный знак и девиз. Пожалуйста. Хорошо. Теперь можно обменяться своими рисунками, обсудить их и попытаться дать каждому из собравшихся его личностную характеристику. Кроме того, вам предстоит оценить, насколько удачны были выбраны символические атрибуты каждым из участников группы. По пятибалльной системе проставьте оценку каждому участнику по совокупности выбранного им псевдонима, именного знака и девиза. Итак, пускаем свои листочки по кругу, все по очереди выставляем на них свои оценки. Пожалуйста. Прекрасно. А сейчас нам осталось подсчитать суммарный балл и установить, кто из нас смог лучше выразить себя в такой символической форме. Пожалуйста. Спасибо. Наш символический тест закончен.
Пиктограмма
Пиктограмма — это емкое графическое изображение предметов, сообщений, всякого рода информации. Примеры пиктограмм могут быть следующие. Расположенные крест-накрест ложка и вилка — это, конечно, столовая или кафе. Красный крест — это пункт медицинской помощи. Ну, а изображение молнии на фоне черепа скорее всего означает «Не влезай — убьет! Мы предлагаем вам попробовать свои силы в создании следующих пиктограмм: «Веселый праздник», «Глухая старушка», «Мелкий дождик», «Одиночество», «Счастье», «Надежда». Итак, придумайте, как лучше изобразить эти пиктограммы и зарисуйте их на своем листке. Пожалуйста, прекрасно. Пиктограммы нарисованы. А теперь сравните рисунки, созданные каждым из вас, обсудите различия. Может быть, по этим рисункам вам удастся узнать кое-что новое о самих себе. Давайте устроим выставку и проведем конкурс пиктограмм. По совокупности пиктограмм, представленных каждым автором, выставьте оценки всем участникам. Теперь, каждый для себя, определите суммарную оценку, полученную вашими работами и узнайте, кто из вас выдумывает самые интересные пиктограммы. Спасибо. На этом тест пиктограмм закончен.
Электрический ток
Садимся по периметру стола и возьмемся последовательно за руки друг друга. Готовы? Так, теперь выберем ведущего и первого игрока, того, с которого начнется игра. Ведущий стоит в стороне и наблюдает за ходом игры. Первый игрок сжимает руку соседа справа, тот передает импульс пожатия следующему игроку, и так идет по цепочке. По сигналу «стоп» игра останавливается, и ведущий должен угадать, на ком остановилось пожатие. Если это ему удается, то ведущим становится тот, кого угадали. Если нет — ведущий останется прежним. Итак, по сигналу гонга первый игрок пожимает руку соседа справа, далее пожатие передается по цепочке до тех пор, пока не прозвучит сигнал «Стоп». Игра останавливается. Ведущий пытается определить, на ком остановилась игра. Итак, внимание, начали! Стоп! Ведущий, Вам слово и бразды правления игрой дальше. Спасибо, игра закончена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профилактики злоупотребления ПАВ "NO SMOKING (Не курить)"
Программа профилактики злоупотребления ПАВ "NO SMOKING (Не курить)" направлена на профилактику и коррекцию табакокурения среди детей раннего подросткового возраста. Программа содержит 3 бл...
ПРОГРАММА «Профилактика асоциальных проявлений среди детей и подростков в МКОУ СОШ пгт Нижнеивкино на 2014-2015 учебный год».
Данный материал поможет разработать школьную программу по профилактике асоциальных проявлений среди учащихся учебного заведения....
Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами учащимися 5-11 классов "Школа без ПАВ"
Данная программа предназначена для работы с подростками 10-16 лет, учащимися 5-11 классов. Программа имеет позитивную направленность, отражает новый современный подход к проблеме профилактики наркозав...
Программа «Профилактика злоупотреблений наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи».
Программа имеет профилактическую направленность. В ней происходит обучение подростков новым формам поведения, формируется стрессоустойчиваяличность, способная самостоятельно,эффективно...
Программа профилактики суицидального поведения среди детей и подростков
Пояснительная записка."Суицид - это следствие социально-психологической дезадаптации личностив условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта" (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко)...
Программа профилактики злоупотребления психоак-тивным веществами Предупреждение вредных привычек у детей
Программа профилактики злоупотребления психоактивным веществамиПредупреждение вредных привычек у детей Целевое назначение программыЦели программы могут быть условно разделены на общие (напр...
«Программа профилактики злоупотребления психоактивных веществ среди обучающихся 5 – 9 классов»
Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности, в соедин...