Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами учащимися 5-11 классов "Школа без ПАВ"
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Данная программа предназначена для работы с подростками 10-16 лет, учащимися 5-11 классов. Программа имеет позитивную направленность, отражает новый современный подход к проблеме профилактики наркозависимости, формируя у учащихся ориентацию на здоровый образ жизни и конструктивное взаимодействие с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_profilaktiki_zavisimosti_ot_pav.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

с. Константиновское Петровского района Ставропольского края

                                                                                                                                       

«Школа без ПАВ»

                                                                                                                                                                                                                                   

Программа

профилактики злоупотребления

психоактивными веществами

учащимися 5-11 классов

     

                 

             

          составители:

                                                  Зиберова И.И.- социальный педагог


Рецензия на программу профилактики злоупотребления психоактивными веществами учащимися 5-11 классов "Школа без ПАВ".

Авторы программы:  социально-психологическая служба МКОУ СОШ № 11

с. Константиновского, Петровского р-на, Ставропольского края:

социальный педагог Зиберова И.И.

Образовательное учреждение, реализующее программу –

МКОУ СОШ № 11

 с. Константиновского

Петровского р-на

Ставропольского края    

Общая характеристика программы: 

Данная программа предназначена для работы с подростками 10-16 лет, учащимися 5-11 классов. Программа имеет позитивную направленность, отражает новый современный подход к проблеме профилактики наркозависимости, формируя у учащихся ориентацию на здоровый образ жизни и конструктивное взаимодействие с окружающим миром.

Актуальность программы и ее новизна обоснована тем, что в основе этой модели лежит глубокое осмысление  феномена подросткового возраста и факторов, влияющих на возникновение у подростков влечения к ПАВ, что является чрезвычайно актуальным, в связи с ростом наркозависимости среди данной возрастной группы.

        Предлагаемая программа профилактики зависимостей отражает различные подходы к профилактике как к информированному сотрудничеству специалистов, родителей, педагогов и детей, ориентирована на биопсихосоциальный комплекс факторов, препятствующих развитию зависимостей.        Программа имеет гибкую структуру и позволяет проводить систематическую профилактическую работу в классе на протяжении нескольких лет (но не менее двух лет).

Характеристика структуры программы:

Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения. Программа состоит из трёх разделов: образовательного, психологического, социального.

Образовательный раздел -  включает в себя темы, изучаемые на разных уроках и помогающие понять, какой вред наносится организму человека никотином, алкоголем, наркотиками. Так же рассматривается влияние наркотических веществ на нарушение психики человека, его памяти и речи.

Психологический раздел  - это ряд бесед, деловые игры, круглые столы, викторины, которые помогут познакомить учащихся с психологическими и физиологическими основами формирования зависимости, с признаками наркотического опьянения.

Социальный раздел – это ряд мероприятий, направленных на изучение семей склонных к употреблению алкоголя, наркотиков.

Программа характеризуется широким разнообразием методического оснащения, гибкостью и длительностью применения. Ключевыми моментами программы являются: предоставление полной информации о вреде употребления ПАВ; показ механизмов влияния рекламы, сверстников, родителей и средств массовой информации на распространенность ПАВ; моделирование ситуации ролевых игр с целью избавления от вредной привычки; проведение тренингов по формированию ответственного и безопасного поведения, социальных и жизненных навыков.

Главным достоинством программы является разработанная авторами новая модель первичной профилактики зависимостей у подростков.

Общая оценка программы:

Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами учащимися 5-11 классов "Школа без ПАВ" представляет собой завершенный, самостоятельный нормативный документ, выполненный по актуальной тематике, обладающий существенной практической значимостью.

Анализ программы позволяет охарактеризовать ее содержание как концептуально обоснованное, целенаправленное, логически выстроенное, технологически-современное. На основании диагностических обследований можно сделать вывод о ее практической эффективности. Программа прошла успешную апробацию на базе МКОУ СОШ № 11

 с. Константиновского. Рекомендуется к практическому применению в ОУ.

Директор МКОУ СОШ № 11

с. Константиновского

Петровского р-на

Ставропольского края    ________________ /Зубцова Н.В./

Содержание

1

Пояснительная записка

 6

2

Цели                              

7

3

Задачи                            

 8

4

Методические принципы

 8

5

Алгоритм реализации программы

 9

6

Кадровое обеспечение

 10

7

Ожидаемые результаты

10

8

Тематическое планирование: Образовательный раздел

11

9

10

Тематическое планирование:

Психологический  раздел

Содержание курса раздела

14

17

11

Тематическое планирование:

Социальный  раздел

21

12

Глоссарий

24

13

Список литературы

27

14

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

29


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

        Согласно определению Всемирной организации Здравоохранения здоровье – это не только отсутствие психических, физических дефектов, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия. На протяжении последних десятилетий под здоровьем стала пониматься совокупность видов поведения и ресурсов, необходимых индивиду для успешной жизнедеятельности и преодоления проблем. И для ребенка, начинающего свой жизненный путь, и для более взрослых людей, здоровье обеспечивает оптимальное прохождение всех основных этапов жизненного цикла.

        Резкое изменение социально – политической и экономической ситуации в стране в последнее десятилетие привело к разнообразным нарушениям социальной адоптации у населения, которые отозвались ростом аддикций в молодёжной среде.

        В настоящее время наблюдается стремительный рост потребителей наркотиков. Все чаще в экспериментирование с наркотиками вовлекаются дети старшего и среднего школьного возраста. Наркотики стали доступны практически любому ребёнку, подростку.

        Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД.

        Наркотики приносят ощутимый вред не только тем, кто их употребляет, но и близким, окружению, обществу в целом.

        Наркоманию можно рассматривать как социально заразное заболевание, распространение которого происходит внутри социальных групп. Поэтому невозможно изолированное существование наркомана в сфере – рано или поздно вокруг него формируется группа, которая  вовлекается в  сферу потребления наркотиков.

        В последнее десятилетие в с. Константиновском отмечается неуклонный рост преступности. Характер преступлений  - кражи, тяжелые телесные повреждения, разбои, грабежи, изнасилования.  Резко возросло число преступлений, среди взрослого населения, связанных с употреблением наркотиков и других психотропных веществ. Причиной роста преступности и обращения людей к употреблению психоактивных веществ является снижение жизненного уровня жителей села, возрастная безработица, нестабильность, изменение социального статуса многих людей, не сумевших приспособится к новым условиям, отход от прежних идеалов и материальных ценностей.

        Деградация личности подростка происходит чаще всего под влиянием вредных привычек: табакокурения, алкоголизма, токсикомании и наркомании. Характерной чертой

подросткового возраста, способствующей приобщению к наркотикам, является повышенная внушаемость, склонность к группированию и подражательным действиям. Попадая в тяжёлые ситуации, не умея владеть собою, не находя выхода из этого положения подросток теряет себя, находя утешение в вышеперечисленных привычках. Вызывает тревогу и тот факт, что большинство школьников не представляют всей опасности возникшего злоупотребления наркотиками, не понимают всей глубины и серьезности наркозависимости. Поэтому используются все воспитательные возможности, чтобы помочь ребенку разобраться и понять всю пагубность этих привычек. Правильное и умелое использование этих возможностей помогут подростку, вступающему в жизнь.

        Наиболее важной мы считаем организацию первичной профилактики, направленной на укрепление здоровья и благополучия, на предотвращение возникновения психических расстройств, включая злоупотребления алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами (ПАВ). Раз первичная профилактика способствует успешному прохождению человеком своего жизненного цикла на основании укрепления здоровья в широком смысле этого понятия, то это не только медицинская или психологическая, а комплексная, межсекторная задача. Она предусматривает повышение человеческой компетентности, доступность разнообразных ресурсов и жизненных навыков преодоления редукции источников стресса. А в сфере психического здоровья учащихся возможны два взаимодополняющих подхода в профилактических вмешательствах: развитие потенциала здоровья и предупреждение нарушений патологических расстройств.

Цели программы

  1. Укрепление личностной способности выдерживать и преодолевать кризисы.
  2. Создание критического, основанного на правдивой информации,  отношения к средствам зависимости и потребительскому стилю жизни.
  1. Установление причинно-следственных связей, определяющих возникновение привыкания, а впоследствии и зависимости человеческого (особенно детского) организма от табака, алкоголя и наркотиков, приводящих к серьезным заболеваниям;
  2. Укрепление осознанного отношения к ценности здоровья.
  3. Повышение статуса учащегося в группе и качества его социальной поддержки.

Задачи:

1.  Формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как  к важнейшей социальной ценности;

2.  Выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;

3. Закрепление гигиенических навыков и привычек;

4. Приобщение к разумной физической активности;

5. Обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения

Методические принципы программы

1.Комплексный характер педагогической профилактики, т.е. вопросы предупреждения использования психоактивных веществ рассматриваются в качестве звеньев единой системы воспитательного процесса.

2.Актуальность – содержание педагогической профилактики отражает наиболее актуальные для подросткового и юношеского возраста проблемы, связанные с различными аспектами наркотизма; содержание мероприятий профилактической программы определяется в соответствии с тем, как в разных возрастных группах происходит накопление знаний о наркотиках и алкоголе и формирование отношения к ним.

3.Опережающий характер – целевая подготовка детей осуществляется заблаговременно, т.е. до наступления того возрастного этапа, когда приобщение к тому или иному виду одурманивания для ребёнка становится реальным; приоритетным в её структуре является направление, связанное с предотвращением первичного обращения ребёнка к одурманиванию.

4.Конструктивно – позитивный характер, предполагает не только запрещение тех или иных поведенческих форм, связанных с одурманиванием, но и , главным образом, развитие индивидуальных механизмов, обеспечивающих ребёнку успешную социальную адаптацию – важно не только сформировать у ребёнка представление о недопустимости одурманивания, но и показать ему, как без помощи одурманивающих веществ можно сделать свою жизнь интересной и счастливой.

5.Принцип запретной информации – полностью исключается использование сведений, способных провоцировать интерес детей к наркотизации, облегчающих возможность приобщения к одурманивающим веществам.

6.Многоаспектность – включает сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности.

Социальный аспект – ориентированность на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к пробе прихоактивных веществ, в том числе наркотиков, меняющих психоактивное состояние; помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения, решение проблемы занятости и т.д. Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни. 

Психологический аспект – направленность на коррекцию определённых психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления наркотических и психотропных веществ.

Образовательный аспект – формирование системы представлений и знаний о социально – психологических, медицинских, правовых и морально – этических последствиях злоупотребления психоактивными веществами. 

Алгоритм реализации программы

Первый этап -  организационный (сентябрь) – анализ состояния правопорядка в микрорайоне, непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учётом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов «трудных» подростков.

Второй этап – деятельностный  (октябрь – май) – координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля  их реализации. 

Третий этап – итоговый (июнь) – анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учётом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

Кадровое обеспечение программы

- социальные педагоги школы;

- школьный психолог;

- педагог – организатор;

- заместители директора школы (по ВР и УВР);

- классные руководители;

- педагоги дополнительного образования;

- специалисты, работающие в области профилактики злоупотребления  

  подростками психоактивными веществами;

- инспекторы ОДН.

 

Ожидаемые результаты

Учащиеся 5-9 классов должны:

        - иметь сформировавшееся представление о том, что «легальные» психоактивные вещества могут вызвать такую же зависимость, как и «нелегальные».

        - иметь сформированные навыки отказа от употребления психоактивных веществ в группе.

        - иметь широкий арсенал средств для решения конфликтных ситуаций, проведения свободного времени.

        - владеть навыками поддержания общения без прибегания к суррогатным формам общения.

        - навыки критического переосмысления информации, получаемой в неформальных группах.

        Учащиеся 10-11 классов должны:

        - иметь сформированную точку зрения на наркоманию, алкоголизм, табакокурение, как трудноизлечимые заболевания.

        - знать о наступлении уголовной ответственности в случае хранения и распространения наркотических веществ.

        - осознавать коммерческий характер рекламы алкогольных напитков и табачных изделий и уметь критически её оценить.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Работа с педагогическим коллективом

ЦЕЛЬ: ознакомление учителей-предметников и классных руководителей с информационно-просветительским подходом к теме  профилактики зависимостей у подростков.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Ознакомление классных руководителей 5-11 классов с программой по профилактике злоупотребления ПАВ.

Сентябрь

Социальный педагог

психолог

2.

Анализ методических рекомендаций по антиникотиновой, антиалкогольной и антинаркотической профилактике на уроках литературы в 5 – 11 классах (М/О учителей литературы)

Ноябрь

Социальный педагог

психолог

3.

Анализ методических рекомендаций по антиникотиновой, антиалкогольной профилактике на уроках биологии и химии в 9 – 11 классах (М/О учителей биологии и химии)

Январь

Социальный педагог

психолог

4.

Анализ методических рекомендаций по антиникотиновой, антиалкогольной профилактике на уроках биологии и химии в 8 х классах (М/О учителей )

Ноябрь

Социальный педагог

психолог

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Работа с учащимися

ЦЕЛЬ: научить детей пониманию и осознанию того, что употребление ПАВ пагубно влияет на здоровье

№ п/п

Название темы

Класс

Ответственный

1.

Обеспечение антинаркотической профилактической работы с учащимися через предметное обучение:

  • Биология:

«Кровообращение»

«Выделительная система»

«Терморегуляция»

«Пищеварительная система»

«Нервная система, обмен веществ»

  • Химия:

«Химические свойства кислорода»

«Воздух-смесь газов»

«Количественный состав растворов»

«Спирты»

  • Литература:

Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница» (главы: «Голова», «Парубки гуляют»)

И.С.Тургенев «Муму», сцена разговора Капитона с приказчиком Гаврилой.

Н.С. Лесков «Левша» (глава 16-18)

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой», эпизод о том, как дядя Леонтий в пьяном угаре.

В. Маяковский «Стихотворения»

Н.В. Гоголь «Ревизор», Хлестаков на приеме у городничего

Л.Н. Толстой «Юность», (глава «Я большой»)

Л.Н.Толстой «Юность» (глава «Кутеж»)

М. Булгаков «Собачье сердце», (глава 7)

М. Шолохов «Судьба человека», сцена допроса А.Соколова

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»)

Н.В. Гоголь «Мертвые души», (глава о Ноздреве)

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (глава 2-3)

Н.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы», (глава «Семейный суд»)

А.Толстой «Петр 1» (глава о реформах Петра 1)

А. Горький «На дне», вся пьеса

Ч. Айтматов «Плаха», (глава о том, как вместе с наркоманами добывает конопляную пыльцу)

В.Астафьев «Печальный детектив», сцена у коровника

9-11 кл.

9-11кл.

5 кл.

5 кл.

6 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

9 кл.

9 кл.

9 кл.

9 кл.

9 кл.

10 кл.

10 кл.

11 кл.

11 кл.

11 кл.

Учителя биологии

Учителя химии

 

Учителя литературы

2.

Выставка книг по теме: «Здоровый образ жизни»

1-11 кл.

Библиотекарь

3.

Организация взаимодействия межведомственных структур

8 – 11 кл.

Участковый

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ЦЕЛЬ:        1. Психологическая поддержка ребенка.

2. Укрепление у детей ресурсов противостояния зависимости от ПАВ.

№ п/п

Название темы

Сроки

Ответственные

1.

Анкетирование по теме: «Здоровый образ жизни»

2 полугодие

Психолог, соц. педагог

2.

Цикл профилактических занятий:

5 класс «Я и моё здоровье»

1 занятие: Привычки и здоровье.

2 занятие: Вредные привычки.

3-4 занятие: Курение и здоровье.

5 занятие: Саморегуляция.

6 занятие: Причины курения.

7-8 занятие: Я умею говорить «нет».

6 класс «Я во взрослом мире»

1-2 занятие: Табакокурение

3 занятие: Последствия курения для человека.

4-5 занятие: Психология привычки

6 занятие-практикум: Вещества вызывающие зависимость.

7-8 занятия-практикумы: Как отстоять свою точку зрения?

7 класс «Здоровый образ жизни»

1-2 занятие: Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни.

3 занятие: Анатомические и физиологические аспекты курения

4 занятие: Физиологические последствия курения.

5 занятие: Курение как угроза здоровью.

6 занятие: Кратковременные и длительные последствия курения.

7 занятие: Игра-шоу «Вы рискуете своими легкими»

8 занятие-практикум: Портрет курильщика.

8 класс «Мои внутренние ресурсы»

1-2 занятие: Принятие решения и влияние среды.

3 занятие-практикум: Принятие решения.

4-5 занятие: Ролевая игра «Курильная опера»

6 занятие: Здоровье и выбор образа жизни (часть 1)

7 занятие: Здоровье и выбор образа жизни (часть2)

8 занятие-практикум: Как бросить курить?

9 класс «Истоки здоровья»

1 занятие: Психология влияния группы.

2 занятие: Компания «Нет курению»

3 занятие: «Да здравствует чистый воздух»

4 занятие: Письмо сверстнику.

5-6 занятие: Психология воздействия рекламы.

7 занятие: Реклама курения.

8 занятие: Истоки здоровья.

10 класс «Мифы и реальность»

1 занятие: Табак и история его распространения.

2-3 занятие: Свойство никотина. Курения и сердечно - сосудистая система.

4 -5 занятие: Курения и его последствия для организма.

6 -7 занятие: Психология курения.

8 занятие: Мотивы курения.

11 класс «Мой выбор»

1 занятие: Профилактика курения.

2 занятие: Угасание привычки.

3-4 занятие: Как бросить курить?

5-6 занятие: Выработка хороших привычек.

7 занятие: О психических механизмах саморегуляции.

8 занятие: Психология научения.

Сентябрь

Октябрь

Нояб.-Дек.

Январь

Февраль

Март-Апрель

Сент-Окт

Ноябрь

Дек-Янв

Февраль

   Март   Апрель

 

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

  Февраль

 

   Март

Апрель

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

  Декабрь    Январь

Февраль

Март

Апрель

 

 Сентябрь

Октябрь

  Ноябрь

  Декабрь

  Январь-Февраль

Март

Апрель

 

Сентябрь

Октябрь-Ноябрь

 Декабрь-Январь

Фев/Мар

Апрель

Сентябрь

Октябрь

Нояб-Дек

Январь-Февраль

Март

Апрель

Психолог, соц. педагог, кл. рук.

Психолог, соц. педагог, кл. рук.

Психолог, соц. педагог, кл. рук.

Психолог, соц.    педагог, кл. рук.

Психолог,

соц. педагог, кл. рук.

Психолог, соц. педагог, кл. рук

Психолог, соц. педагог, кл. рук

3.

Конкурс плакатов по теме: «Мы за здоровый образ жизни»

Май

Психолог

Соц. педагог

Содержание курса по профилактике злоупотребления ПАВ

5 класс «Я и моё здоровье»

1 занятие: Привычки и здоровье.

Цель: формирование у учащихся представлений о полезных и вредных привычках.

2 занятие: Вредные привычки.

Цель: показать учащимся, как вредные привычки влияют на поведение человека и развитие его личности.

3-4 занятие: Курение и здоровье.

Цель: сформировать у учащихся представление об отрицательном влиянии курения на организм.

5 занятие: Саморегуляция.

Цель: научить различать случаи саморегуляции поведения.

6 занятие: Причины курения.

Цель: ознакомить учащихся с причинами (мотивами) курения.

7-8 занятие: Я умею говорить «нет».

Цель: дать информацию об основных способах и приёмах отстаивания собственной позиции и сопротивления давлению социальной среды.

6 класс «Я во взрослом мире»

1-2 занятие: Табакокурение

Цель: осознать сложность и многоаспектность проблемы курения.

3 занятие: Последствия курения для человека.

Цель: дать учащимся представление о последствиях курения для общества и семьи.

4-5 занятие: Психология привычки

Цель: ознакомить с психологическими механизмами формирования привычек и путями избавления от вредных для здоровья и окружающих привычек.

6 занятие-практикум: Вещества, вызывающие зависимость.

Цель: обобщить полученные ранее знания по этой проблеме, сформировать установку на здоровый образ жизни.

7-8 занятия-практикумы: Как отстоять свою точку зрения?

Цель: научить учащихся отстаивать свою точку зрения.

7 класс «Здоровый образ жизни»

1-2 занятие: Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни.

Цель: дать информацию об общих принципах, на которых основано уважение к себе и другим.

3 занятие: Анатомические и физиологические аспекты курения

Цель: объяснить влияние табачной смолы на дыхательную систему человека.

4 занятие: Физиологические последствия курения.

Цель: добиться от учащихся понимания физиологических последствий курения и влияния табачной смолы на живую ткань.

5 занятие: Курение как угроза здоровью.

Цель: научить учащихся подробно охарактеризовать хотя бы одно из заболеваний, вызываемых курением.

6 занятие: Кратковременные и длительные последствия курения.

Цель: убедить учащихся в однозначности отрицательного влияния курения.

7 занятие: Игра-шоу «Вы рискуете своими легкими»

Цель: ознакомить учащихся с основными опасностями для здоровья вызываемыми курением.

8 занятие-практикум: Портрет курильщика.

Цель: показать особенности привычек курильщика и его отношения к курению.

8 класс «Мои внутренние ресурсы»

1-2 занятие: Принятие решения и влияние среды.

Цель: сформировать у учащихся необходимость и пользу воздержания от употребления ПАВ как в плане сохранения здоровья, так и в плане укрепления характера.

3 занятие-практикум: Принятие решения.

Цель: научить учащихся видеть положительные черты своего характера.

4-5 занятие: Ролевая игра «Курильная опера»

Цель: ознакомить учащихся с факторами, влияющими на принятие решения в пользу или против курения.

6 занятие: Здоровье и выбор образа жизни (часть 1)

Цель: определить понятие «здоровье» и показать пагубное воздействие ПАВ на человека.

7 занятие: Здоровье и выбор образа жизни (часть2)

Цель: : определить понятие «здоровье» и показать пагубное воздействие ПАВ на человека.

8 занятие-практикум: Как бросить курить?

Цель: показать возможный путь прекращения курения.

9 класс «Истоки здоровья»

1 занятие: Психология влияния группы.

Цель: помочь учащимся осознать силу влияния подростковой среды при формировании зависимости.

2 занятие: Компания «Нет курению»

Цель: убедить учащихся в необходимости изучения отношения общества к здоровью и курению.

3 занятие: «Да здравствует чистый воздух»

Цель: ознакомить с физическими последствиями отказа от курения; показать пример уважительного отношения к людям, отказавшимся от курения.

4 занятие: Письмо сверстнику.

Цель: научить выдвигать убедительные аргументы против употребления ПАВ в реальных жизненных ситуациях.

5-6 занятие: Психология воздействия рекламы.

Цель: ознакомить учащихся с механизмами воздействия рекламы на человека.

7 занятие: Реклама курения.

Цель: ознакомить с приемами рекламы курения и уловками рекламодателей.

8 занятие: Истоки здоровья.

Цель: помочь учащимся понять, что здоровье является важнейшей социальной ценностью, и оно формируется на протяжении всей жизни.

10 класс»Мифы и реальность»

1 занятие: Табак и история его распространения.

Цель: ознакомить учащихся с историей распространения курения среди людей.

2-3 занятие: Свойство никотина. Курения и сердечно - сосудистая система.

Цель: показать свойства никотина и взаимосвязь курения с изменениями в сердечно-сосудистой системе.

4 -5 занятие: Курения и его последствия для организма.

Цель: определить последствия курения для организма человека.

6 -7 занятие: Психология курения.

Цель: ознакомить учащихся с психологическими механизмами привыкания к курению.

8 занятие: Мотивы курения.

Цель: ознакомить учащихся с мотивами курения, сформировать умение их анализировать.

11 класс «Мой выбор»

1 занятие: Профилактика курения.

Цель: сформировать установку «За жизнь без табака».

2 занятие: Угасание привычки.

Цель: дать представление о механизмах угасания привычки.

3-4 занятие: Как бросить курить?

Цель: ознакомить учащихся с программой отказа от курения .

5-6 занятие: Выработка хороших привычек.

Цель: показать учащимся способы выработки хороших привычек.

7 занятие: О психических механизмах саморегуляции.

Цель: ознакомить учащихся с психическими механизмами саморегуляции.

8 занятие: Психология научения.

Цель: ознакомить учащихся с закономерностями научения.

СОЦИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Работа с родителями

ЦЕЛЬ: формирование у родителей установки на актуальность проблемы наркотизации детей и подростков, а так же навыков в оценке факторов риска наркотизации.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

2.

3.

Составление социальных паспортов семей учащихся школы.

Дифференциация семей на типы.

Выявление семей «Социального риска»

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Социальный педагог

Социальный педагог

Социальный педагог

1.

  2.

Методы и средства работы с родителями.

Необходимые изменения родителей

  1. Контроль за поведением.
  2. Разделение ответственности.
  3. Изменение образа жизни в интересах благополучия семьи.

Пути предупреждения употребления ПАВ подростками.

2.1.  Заполнение свободного времени  подростка различными формами деятельности.

2.2.  Добиться изменения круга общения подростка.

В течение года

В течение года

Социальный педагог

Психолог

Классные руководители

Социальный педагог

Психолог

Классные руководители

3.

Дискуссионное обсуждение программных тем:

3.1. Психофизиологические особенности подросткового возраста (родительские собрания)

3.2. Наркологическая ситуация в стране и актуальность первичной профилактической работы

(род.собрания для 9 – 11 классов)

3.3. Правовые последствия приема ПАВ (мини собрание для родителей и детей «Социального риска»).

1 четверть

2 четверть

3 четверть

      Психолог

Классные руководители

Социальный педагог

СОЦИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Работа с учащимися

ЦЕЛЬ: помощь в социальной адаптации подростка.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Изучение детей и семей «социального риска» с целью: выявления склонных к алкоголю, наркомании.

Сентябрь-октябрь

Социальный педагог

Классные руководители

2.

Включить подростков «социального риска» во внеурочную, общественно- полезную деятельность.

Сентябрь

Социальный педагог

Классные руководители

3.

Установить, входит ли «трудный» в другие группы, компании и объединения; направленность этих групп, характер их влияния на ученика

В течение года

Социально-пихологическая служба

Классные руководители

4.

Изучить положение ребенка в семье.

В течение года

Социальный педагог

5.

Организовать  контроль  проведения свободного времени детей «социального риска»

В течение года

Социально-пихологическая служба

Классные руководители

6.

Закрепить шефство за подростками «социального риска» из числа администрации школы и членов КДН

Октябрь

Социально-психологическая служба

Г Л О С С А Р И Й

Для целей настоящей Программы употребляются следующие основные термины:

Психоактивные вещества (ПАВ) – химические  и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие; к ним относятся наркотики,  транквилизаторы, алкоголь, никотин  и другие средства.

Злоупотребление психоактивными веществами – неоднократное употребление ПАВ без назначения врача, имеющее негативные медицинские и социальные последствия.

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и  ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост случаев ВИЧ-инфекций, гепатита,  заболеваний, распространяемых половым путем и т.д.).

Первичная профилактика злоупотребления ПАВ – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость.

Образовательная модель профилактики – основанная на воспитательно-педагогических методах деятельность специалистов образовательных учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологических последствиях наркомании с целью формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу отказа от приема ПАВ.

Медицинская модель профилактики – основанная на информационно-лекционном методе совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических (наркологических) учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о негативном воздействии наркотических и других психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека, а также гигиенических навыков, предупреждающих развитие наиболее тяжелых медицинских последствий наркомании – заражение ВИЧ-инфекцией, гепатитом, венерическими болезнями.

Психосоциальная модель профилактики -  основанная на биопсихосоциальном подходе к предупреждению злоупотребления психоактивными веществами совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ, а также развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и в противостоянии групповому давлению, в том числе связанному со злоупотреблением ПАВ.

Центр реабилитации детей и молодежи с наркозависимостью – учреждение, осуществляющее комплекс педагогических, медико-психологических и социальных мероприятий, направленных на восстановление психического и социального статуса детей и молодежи, страдающих зависимостью от психоактивных веществ.

Стратегия сдерживания – государственная политика, направленная на предупреждение (сдерживание) незаконного распространения и роста злоупотребления психоактивными веществами, а также увеличения масштабов медико-социальных последствий злоупотребления ПАВ.

Наркотики –  психоактивные вещества, включенные в официальный список наркотических средств.

Наркомания – хроническая болезнь, которая возникает в результате злоупотребления наркотиками и характеризуется наличием у больного психической и физической зависимости от наркотиков, морально-этической деградацией, асоциальным поведением и рядом других патологических проявлений.

Токсикомания – хроническая болезнь, возникающая в результате злоупотребления психоактивными веществами, не включенными в официальный список наркотических средств.

Потребители наркотиков – лица, приобретающие или хранящие наркотические средства с целью личного потребления.

Группа риска наркотизации – группа несовершеннолетних и молодежи, выделенная на основании определенного набора социально-демографических, личностных, психологических и сомато-физических признаков, характеризующаяся большой склонностью к злоупотреблению наркотиками и иными психоактивными веществами. Группа риска наркотизации является самостоятельным объектом профилактики. К ней относятся дети и молодые люди:

   лишенные родительского попечения, ведущие безнадзорный образ жизни, не имеющие постоянного места жительства;

экспериментировавшие с первыми пробами различных психоактивных веществ;

            имеющие проблемы в развитии и поведении, обусловленные нервно-психической неустойчивостью или сопутствующими психическими отклонениями.

Мониторинг наркотической ситуации – повторяющиеся с установленной регулярностью на основе выбранной системы регистрации учет и оценка показателей развития наркотической ситуации (распространенность наркотиков и иных психоактивных веществ, частота случаев злоупотребления и состояний зависимости, вредных последствий злоупотребления психоактивными веществами, отношение отдельных лиц и групп к наркотикам и  наркотической ситуации). Объектом мониторинга может быть группа несовершеннолетних или молодежи, система учреждений, отдельный регион. Мониторинг может быть частичным, отражающим социологические и психологические показатели, и полным, включающим оценку факторов, улучшающих или ухудшающих наркотическую ситуацию, и социальных структур, предупреждающих развитие наркомании.

Список литературы:

  1. Вострокнутов Н.В. «Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска» М. МГФПШК, 2004г.
  2. Еникеева Д.Д. «Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков» М, ИЦ Академия, 1999г.
  3. Жирова Т.М. «Твоя жизнь – твой выбор» психолого – педагогические рекомендации.
  4. Журнал «Воспитание школьников», 2002 г.
  5. Журнал «Классный руководитель», 2001 г.
  6. Журнал «Школьный психолог», № 4,5,6 2005 г.
  7. «Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних». Под редакцией Шипицыной Л.М.               М, МГФПШК, 2004г.
  8. Макеева А.Г. «Педагогическая профилактика наркотизма школьников» М, «Просвещение» 2003 г.
  9. Макеева А.Г. «Помогая другим, помогаю себе». М, «Просвещение» 2003г.
  10. Макеева А.Г. «Разумный выбор». М, «Просвещение» 2003 г.
  11.  Маюров А.Н., Маюров Я.А. «Табачный туман обмана» М, ПОР 2004 г.
  12. Маюров А.Н., Маюров Я.А. «Алкоголь – шаг в пропасть» М, ПОР 2004 г
  13.  Маюров А.Н., Маюров Я.А. «Наркотики, выход из наркотического круга» М, ПОР 2004 г.
  14.  «Образование в области профилактики аддитивных форм поведения» под редакцией Хасан Б.И. М, Институт психологии и педагогики развития, 2003 г.
  15. «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами» сборник методических материалов М, Издательство АПК ПРО, 2002 г
  16. «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью» под научной редакцией Шипицыной Л.М. М, ООО «Вариант» 2003 г.
  17. Сизанов А.Н., Хриптова В.А. «Модульный курс профилактики курения 5-11 классы» М, «ВАКО» 2004 г.
  18. Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации» М, «Вариант» 2003 г.
  19. Сирота Н.А., Лятонский В.М.  «Теоретические методические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи» М, МГФПШК, 2004 г
  20. Уроки: социально-педагогические основы профилактики табакокурения Под редакцией Кыкодоровой А.Ф., С, СКИПКРО, 2002г
  21. Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С. «Подростки ХХI века» психолого– педагогическая работа в кризисных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами

"Наркотики не имеют силы над счастливым человеком, любящим и любимым, умеющим ставить перед собой цели и достигать намеченного, интересным окружающим и интересующегося окружающими", - писал Маре...

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков Основные принципы построения профилактических программ

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростковОсновные принципы построения профилактических программ...

Программа «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами: технология содействия самореализации подростков»

Программа направлена на создание условий для самореализации личности обучающегося, обеспечивающих эффективность мер профилактики и формирования механизмов защиты подростков от влияния психоактивных ве...

Повышение эффективности профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди учащихся

Отчёт классного руководителя о проведённой работе по профилактике злоупотребления психоактивными веществами...

«Программа профилактики злоупотребления психоактивных веществ среди обучающихся 5 – 9 классов»

Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности, в соедин...