Трудности в усвоении русского языка у учащихся средней общеобразовательной школы.
статья по теме
Родителям и учителям бывает трудно работать с подростками, имеющими нарушения письменной речи. Статья раскрывает вопрос о возможности предоставления помощи учащимся средней общеобразовательной школы устранить такие логопедические проблемы как дисграфия и дизорфография.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Трудности в усвоении русского языка у учащихся средней общеобразовательной школы.
Если у ребенка после окончания младшей школы остаются трудности в усвоении русского языка, то чаще всего от родителей и учителей можно услышать, что он «не хочет учиться», «мало читает», «что от него требовать, он же – подросток»… Однако, проанализировав письменные работы учащихся средней школы, специалисты нередко могут выявить дисграфию (нарушение письма). Следовательно, «нежелание учиться» и подростковый возраст здесь не причем. Потеря интереса к русскому языку объясняется психологическим аспектом.
При дисграфии дети с трудом овладевают письмом. При выполнении письменных заданий делают множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у таких детей ужасный почерк. В средней школе дети с дисграфией стараются использовать при письме короткие фразы, но и в них допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной неполноценности, депрессия, впоследствии может возникнуть агрессия по отношению к окружающим. Взрослые с подобным дефектом стараются найти работу, где надо мало писать.
Вопрос в том, возможно ли помочь учащимся средней школы устранить такую логопедическую проблему как дисграфия? Это, несомненно, требует более длительной работы, чем с младшими школьниками, но помочь можно и нужно.
К сожалению, в нашей стране логопедическое сопровождение в общеобразовательных школах почти всегда заканчивается с переходом ребенка в 5 класс. К дисграфии «присоединяется» дизорфография, т.к. множественные правила родного языка хоть и заучиваются наизусть, но не усваиваются.
Коррекционная работа строится с учетом развития психических функций. Нередко у детей с дисграфией нарушены память, внимание, эмоционально-волевая сфера… Логопед должен выявить форму дисграфии, уровень развития высших психических функций, психо-эмоциональное состояние ребенка и начать коррекционную работу.
Нейропсихологи и логопеды советуют в коррекционной работе использовать игры со словами, корректурные правки, списывание бессмысленного набора букв (например ГДЛУРНАКМА, СТРОНЧИК). Эффективны в коррекционной работе также «цветные списывания» (списывать текст разноцветными ручками красная – гласный звук, синяя – твердый согласный звук, зеленая – мягкий согласный звук). Игры «найди пару», запомни и повтори 10 слов помогают развить память зрительную и слуховую. Складывать слова из спичек полезно для исправления «зеркального» письма. Для запоминания правильного написания словарных слов можно «группировать» их (надену пАльто с кАрманами, сАпоги и плАток, а кОньки и бОтинки уберу в шкаф).
Итак, коррекция дисграфии может быть интересной для ребенка и вызвать у него интерес к дальнейшей учебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ролевая игра как прием интенсификации процесса развития умений в иноязычном устно-речевом общении у учащихся средней общеобразовательной школы (на материале английского языка)
Ролевая игра как прием интенсификации процесса развития умений в иноязычном устно-речевом общении у учащихся средней общеобразовательной школы(на материале английского языка). Теоретические основы....
Образовательная рабочая программа занятий кружка для учащихся средней общеобразовательной школы "Стрелковое оружие, первичные навыки обращения с ним"
Занятия по курсу могут проводиться совместно с юношами и девушками.При реализации программы основное внимание уделяется на выработку у учащихся практических навыков по безопасному обращению с оружием ...
«Русский язык может быть интересным». (Эффективные формы образовательной работы с детьми с ОВЗ). Автор: Брысина Светлана Владимировна учитель русского языка МКС(К)ОУ общеобразовательной школы VIII вида «Надежда» г. Коломны Московской области.
Аннотация.Русский язык является одним из основных предметов в специальной коррекционной школе VIII вида. В зависимости от года обучения на овладение навыками письма, чтения, устной речи учебным планом...
Пути формирования здорового образа жизни у учащихся средних общеобразовательных школ на уроках английского языка
Одним из приоритетных направлений развития инновационной деятельности является работа, осуществляемая в области здоровьесохранения учащихся. Использование педагогом здоровьесберегающих тех...
Авторская тетрадь для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку в 9 классе общеобразовательной школы с русским языком преподавания.
Вашему вниманию предложена авторская разработка в помощь учителям русского языка и репетиторам для подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ. В тетради вы найдете тексты для подготовки к изложению, ...
Особенности проведения занятий аквааэробикой с учащимися средней общеобразовательной школы
В представленной методической разработке рассматриваются возможные решения оздоровительных и рекреационных задач в режиме урочных, внеурочных и занятий в группах ОДОД....
«Особенности представлений о девиации у учащихся средней общеобразовательной школы»
laquo;Особенности представлений о девиации у учащихся средней общеобразовательной школы» - статья Михайлова В.А....