Урок природоведения "Растения и животные огородов" 5 класс+ презентация
план-конспект урока (5 класс) по теме

Карась Елена Анатольевна

Урок природоведения "Растения и животные огородов" 5 класс с презентацией для учителей коррекционных школ.

цель:  Познакомить учащихся с растительным и животным миром огородов. Во время урока были реализованы следующие задачи:

Обучающие:

*    учить учащихся сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе;

*    развивать речь учащихся, обогащать её природоведческой терминологией;

*    расширять представления учащихся об окружающем мире;

Развивающие:

*   коррегировать и расширять объём внимания, памяти и мышления;

Воспитывающие:

* повышать учебную мотивацию за счёт игровой формы работы;

* прививать любовь к природе, по возможности уметь беречь и стремиться охранять её. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_prirodovedeniya_5_klass.zip2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Половинкина Елена Анатольевна


Урок

природоведение

5 класс


по теме:

«Растения и животные огородов»





                                   Разработала:

                                                             учитель высшей категории

                                                    КГКСКОУ СКОШ №3

                                             Половинкина Е. А.





г. Комсомольск-на-Амуре

2013 г.

Тема: Растения и животные огородов.

Цель: Познакомить учащихся с растительным и животным миром огородов.

Задачи:

  • учить учащихся сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе;
  • развивать речь учащихся, обогащать её природоведческой терминологией;
  • расширять представления учащихся об окружающем мире;
  • формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму;
  • расширять объём внимания, памяти и мышления;
  • прививать любовь к природе, по возможности уметь беречь и стремиться охранять её.

Оборудование: Интерактивная доска с проектором; мультимедийная презентация. Карточка со словарным словом – (корнеплоды).

 Раздаточный материал: Атлас «Люби и знай, свой край» - по кол-ву учащихся; «Зашифрованный алфавит» - по кол-ву учащихся; карточки «Зашумленные овощи» - по кол-ву учащихся; карточки «Слова спрятались в квадрате» - по кол-ву учащихся. Цветные карандаши.

Демонстрационный материал: корзина с овощами и фруктами.

Ход урока.

I. Орг. момент.

(отгадывание загадок)

1. И зелен, и густ 
  На грядке вырос куст. 
  Покопай немножко: 
  Под кустом ...    (КАРТОШКА)

2. Он никогда и никого

    Не обижал на свете. 
   Чего же плачут от него 
   И взрослые и дети?
  (ЛУК)

3.  В огороде вырастаю. 
   А когда я созреваю, 
   Варят из меня томат, 
   В щи кладут 
   И так едят.
  (ПОМИДОР)

4. Вырастает он в земле, 
   Убирается к зиме. 
   Головой на лук похож. 
  Если только пожуёшь 
  Даже маленькую дольку — 
  Будет пахнуть очень долго.  (ЧЕСНОК)

5. Красная мышка 
   С белым хвостом 
   В норке сидит 
   Под зелёным листом.
 (РЕДИСКА)

6. За кудрявый хохолок 
  Лису из норки поволок. 
  На ощупь — очень гладкая, 
  На вкус, как сахар, сладкая.
  (МОРКОВЬ)

7. Что за скрип? Что за хруст? 
   Это что ещё за куст? 
   Как же быть без хруста, 
   Если я…  (КАПУСТА)

8. Кругла, а не месяц, 
   Желта, а не масло, 
   С хвостом, а не мышь.
   (РЕПА)

9. Дом зелёный тесноват: 
   Узкий, длинный, гладкий. 
   В доме рядышком сидят 
   Круглые ребятки. 
   Осенью пришла беда - 
   Треснул домик гладкий, 
   Поскакали кто, куда 
   Круглые ребятки.  (ГОРОХ)

10. Золотая голова - велика, тяжела. 
     Золотая голова - отдохнуть прилегла. 
     Голова велика, только шея тонка.  (ТЫКВА)

11. На грядке как будто свинья разлеглась

      Не видно ни носа, ни щёк и ни глаз!

      Лоснятся бока, ну, а хвостик – крючок.

      Я знаю, что это созрел.   (КАБАЧОК)

- Ребята, про что были загадки? (про овощи)

12. Отгадайте-ка, ребятки,
     Что за жук на нашей грядке:
     Не вредитель, жук любезный,
     Для растений он полезный.
     Тлей проворно поедает,
     Так растения спасает.
    Что за жук-черноголовка?
    Это - ...   (БОЖИЯ КОРОВКА!)

13. Он размером маловат
     От рожденья слеповат
     Но изрыл весь огород
     В чёрной шубе – это ...  (КРОТ)

14. У них ушки на макушке,
     У них длинные хвосты.
     И страшны им только кошки,
     Только кошки, да коты.   (МЫШИ)

- Назовите одним словом мышь, крота и божью коровку. (Это животные).

II. Сообщение темы урока.

- Ребята, расшифруйте тему урока, с помощью карточек «Зашифрованный алфавит»

18, 1, 19, 20, 6, 15, 10, 33         10        8, 10, 3, 16, 20, 15, 29, 6         16, 4, 16, 18, 16, 5, 16, 3

- Итак, ребята, сегодня на уроке мы поговорим о растениях, которые произрастают на огороде;  о вредителях огорода и их защитниках и помощниках.

III. Работа в тетради.

- Ребята, какое сегодня число? (19)

-Дайте характеристику числу.

- Какой сейчас месяц? (март)

- Какой по счету это месяц? (третий)

- К какому времени года относится март? (к весне)

- Среди весенних месяцев это какой месяц? (первый)

- Запишите число, месяц и тему урока.

Словарная работа

- Ребята, где растут овощи? (в земле, на грядках)

- Итак, у овощей, которые растут в земле, люди используют в пищу их утолщённые корни, которые называются – корнеплоды.

- Запишите в тетрадь значение слова.

Корнеплоды – утолщённые корни растений.

IV. Работа с атласом «Люби и знай свой край»

- Откройте стр. 19

- Рассмотрите и назовите, какие культуры растут на огородах у нас в Хабаровском крае? (Томаты, картофель, капуста, перец, редька, свёкла, морковь, редис, огурцы, баклажаны, кабачки).

- Но для того, чтобы все эти культуры росли, нужны благоприятные условия. Какие?  (вода, солнце, тело, удобрения)

- Как вы думаете, кто может навредить растениям во время их роста? Рассмотрите иллюстрации в атласе и назовите. (Совка капустная, совка луговая и ее гусеница, медведка, клоп капустный, мотылек кукурузный, репница и ее гусеница, кобылка бескрылая, 28-точечная коровка, проволочник, мышь малютка, мышь полевка).

- Чем именно они могут навредить (рассматривание слайдов).

V. Физминутка для глаз

- А кто же является помощниками на огородах? (коровка семиточечная, жужелица решетчатая, жаба серая, ворона черная, сова ушастая, пустельга)

- Чем именно они могут помочь (рассматривание слайдов).

VI. Закрепление

1. Игра «Богатый урожай». (На развитие тактильных ощущений)

- Учащиеся по очереди опускают руки в корзину с урожаем и определяют овощ это или фрукт.

2. Задание «Раскрась только овощи». (На развитие зрительного восприятия)

- На карточках зашумленные предметы. Нужно найти среди них овощи и разукрасить соответствующими цветами.

3. Игра «Меморина». (На развитие зрительной памяти и внимания)

- На экране учащимся в течение 1-2 минут демонстрируется ряд изображений овощей и животных. Затем перед учащимися открывается белое клетчатое поле, на котором учитель показывает на пустую клетку, а ребята должны назвать  картинку, которая была изначально показана на этом месте.

Физкультминутка «Зарядка со звездочками»

4. Задание «Заполни квадрат». (На развитие логического мышления)

- Учащимся необходимо дорисовать недостающий овощ.

VII. Проверочная работа

- Учащиеся отвечают на вопросы «да» или «нет»

Вопросы:

  1. Капуста, репа, огурец, баклажан, кабачок – это овощи?
  2. Крот – это помощник в огороде?
  3. Люди используют в пищу корнеплоды?
  4. Колорадский жук и медведка – это вредители?
  5. Укроп, салат, петрушка, фасоль, горох растут в огороде?
  6. В огороде не растет зелень.
  7. Трясогузка, жужелица и божья коровка являются помощниками человека?

Ответы: (да, нет, да, да, да, нет, да)

VIII. Итог урока. Релаксация. Выставление оценок.

- Ребята, назовите какие растения произрастают на огороде?

- Кто является помощником для человека?

- А кто вредит растениям на огороде?

- Ребята, назовите, что было для вас самым интересным на уроке.

IX. Домашнее задание

Стр. 135-139

Для всех учащихся заполнить таблицу.

Что растет на огороде?

Вредители огорода

Помощники огорода



Дополнительно для:

Анжелы К., Тани Р., Артура Т., Ани Б., Вадима К., Алины Б.

- Нарисовать в клетках таблицы огурец, морковку, помидор так, чтобы в каждой строке и в каждом столбике не было одинаковых овощей. Каждая картинка должна повторяться три раза.

Используемая литература:

  1. Природоведение. 5 кл.: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / И.В. Романов, Р.А. Петросова. – М.: Дрофа, 2010. – 189с.[135-139].
  2. Атлас «Люби и знай свой край»: для школ Хабаровского края и Еврейской автономной области Российской Федерации – М., 1993г. – 32с.[19].
  3. Уроки развития мышления и воображения. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005. – 103с. – (Домашняя школа Татьяны Успенской).[74].
  4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2001. – 208с.: ил. [17].
  5. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю мелкую моторику – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 144с.: ил. – (Серия «Мой первый учебник»). [35].
  6. Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: Контур, линия, цвет. – СПб.: Издательский Дом « Литера», 2004. – 32с.: ил.[9].
  7. Козырева Л.М.  Развиваем логическое мышление – Академия развития, Академия Холдинг, 2003.[13].
  8. Крупенчук О.И. Развиваем мышление – Издательский дом «Литера», 2002.[2].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Животные" 2 класс

Презентация и конспект урока по теме "Животные" 2 класс УМК М.З.Биболетова...

"Мир животных" 5 класс +презентация

Материал к учебнику "New Millennium English" Дворецкая....

урок по теме "Животные" 3 класс

Урок по теме "Животные" в 3 классе, УМК "Мозаика"...

Конспект урока "Особенности питания животных", 6 класс

Урок в 6 классе по УМК Сонина. Разработан в технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

презентация к уроку английского языка "Животные" 2 класс

Данная презентация предназначена для учащихся 2 классов (УМК Кузовлев, 2 класс)...

Разработка открытого урока по теме "Животные" 3 класс; учитель МБОУ СОШ № 1 Р.В. Дибижева

Обобщающее повторение по теме "Животные" содеожит все виды деятельности - чтение, аудирование, письмо, говорение....

Презентация к уроку природоведения "ПРИЗНАКИ ЖИВОТНЫХ" 5 класс

В помощь учителю и обучающимся при изучении темы "Признаки животных" на уроке природоведения в 5 классе...