Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс
рабочая программа (5 класс) по теме
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 5 класс для учителей коррекционных школ.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_5_klass.zip | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Половинкина Елена Анатольевна 2012-2013 уч.год
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
Школьный курс по изобразительному искусству в 5 классе направлен на продолжение решения следующих основных задач:
- коррекции недостатков развития познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
- развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения;
- совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
- улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
- развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
- расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
- развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Основные направления коррекционной работы:
- Коррекция мышц мелкой моторики.
- Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
- Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
- Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
- Развитие самостоятельности, аккуратности.
Общая характеристика курса
Программа по изобразительному искусству включает четыре вида занятий:
- рисование с натуры;
- декоративное рисование;
- рисование на темы;
- беседы об изобразительном искусстве.
Рисование с натуры
Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.
Декоративное рисование
Составление узоров из геометрических т растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).
Рисование на темы
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.
Структура курса
Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Таблица основных тем по четвертям.
№ | Тема занятия | четверти | Итого: | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | Рисование с натуры | 2ч. | 3ч. | 5ч. | 2ч. | 12ч. |
2 | Декоративное рисование | 1ч. | 1ч. | 1ч. | 1ч. | 4ч. |
3 | Рисование на темы | 4ч. | 3ч. | 2ч. | 4ч. | 13ч. |
4 | Беседы об изобразительном искусстве | 1ч. | 1ч. | 2ч. | 1ч. | 5ч. |
Итого: | 8ч. | 8ч. | 10ч. | 8ч. | 34ч. |
Межпредметные связи
Письмо и развитие речи. Развитие мелкой моторики.
Математика. Правильное расположение рисунков относительно друг друга (ближе – дальше).
Чтение и развитие речи. Восприятия произведений изобразительного искусства. Обучение высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
по изобразительному искусству
Базовый уровень
Учащиеся должны уметь:
- передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);
- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
- передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;
- рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.
Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
- передавать в рисунке форму изображаемых предметов;
- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей;
- рассказывать содержание картины.
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по изобразительному искусству
Оценка «5» ставится, если: учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно, решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка «4» ставится, если: учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка «3» ставится, если: учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.
Литература:
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
- Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 4-5 классов «Разноцветный мир». – М.: Баласс: Школьный дом, 2012, - 80с., ил.
Изобразительное искусство (34ч.)
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Коррекционная работа |
1 четверть | ||||
1 | 1 | Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья). | Развитие правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов их положения в пространстве, устанавливать сходство и различие. Корректировать искаженные представления о жизни, природе, обществе. Формировать мотивы и потребности, побуждающие к трудовой деятельности. Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях. | |
2 | 1 | Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету). | ||
3 | 1 | Рисование геометрического орнамента в круге (построение четырех овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг – по шаблону). | ||
4 | 1 | Рисование простого натюрморта (например, яблоко и керамический стакан). | ||
5 | 1 | Рисование симметричного узора по образцу. | ||
6 | 1 | Декоративное рисование – изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм (круг – по шаблону диаметром 12 см). | ||
7 | 1 | Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая). | ||
8 | 1 | Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура). | ||
2 четверть | ||||
1 | 1 | Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы («Крутой спуск», «Дорожные работы»). | Развитие мелкой моторики. | |
2 | 1 | Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов). | Развивать аналитико-синтетическую деятельность: умение обобщать, ориентироваться в задании, планировать работу. Развитие глазомера, зрительного восприятия и анализа (правильно передавать зрительное соотношение величин предметов). Совершенствовать зрительно-двигательную координацию. Развивать и обогащать словарь, активную речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности. | |
3 | 1 | Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка: «Кузнецы», «Клюющие курочки», «Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др.) | ||
4 | 1 | Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласительного билета (формат 7x30 см). | ||
5 | 1 | Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плотной бумаги размером 10x30 см). | ||
6 | 1 | Рисование новогодней елки. | ||
7 | 1 | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом). | ||
8 | 1 | Рисование на тему «Лес зимой» (примерное содержание рисунка: на переднем плане пушистая ель и небольшая березка; затем полянка, по которой бежит лыжник, чуть дальше – заснеженный лес с четко выделяющимися верхушками деревьев). Рисунок выполняется на серой или голубой бумаге с использованием белой гуаши. | ||
3 четверть | ||||
1 | 1 | Беседы об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» (Д. Мочальский «Первое сентября»; И. Шевандронова «В сельской библиотеке»; А. Курчанов «У больной подруги»; Ф. Решетнеков «Опять двойка», «Прибыл на каникулы»). | Формировать у детей эстетическое отношение к действительности. Развивать активное внимание, наблюдательность, память, воображение, мышление. | |
2 | 1 | Рисование с натуры игрушки (по выбору учеников). | ||
3 | 1 | Рисование на тему «Зимние развлечения» (примерное содержание рисунка: дом и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т.п.). | ||
4 | 1 | Рисование с натуры цветочного горшка с растением. | Совершенствовать зрительно-двигательную координацию. Развивать и обогащать словарь, активную речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности. Формировать навыки коллективной работы и самоконтроля. Развитие правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов их положения в пространстве, устанавливать сходство и различие. | |
5 | 1 | Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий (например, елочка по углам квадрата, веточки – посередине сторон). | ||
6 | 1 | Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победители» (В. Пузырьков «Черноморцы»; Ю. Непринцев «Отдых после боя»; П. Кривоногов «Победа»; М. Хмелько «триумф победившей Родины»). | ||
7 | 1 | Декоративное рисование плаката «8 Марта». | ||
8 | 1 | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (чемодан, ящик, коробка). | ||
9 | 1 | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом (коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками). | ||
10 | 1 | Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник). | ||
4 четверть | ||||
1 | 1 | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выборы учителя с учетом возможностей учащихся). | Корректировать искаженные представления о жизни, природе, обществе. Формировать мотивы и потребности, побуждающие к трудовой деятельности. | |
2 | 1 | Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз). | ||
3 | 1 | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся). | ||
4 | 1 | Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся). | ||
5 | 1 | Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (А. Пластов «Фашист пролетел»; С.Герасимов «Мать партизана»; А. Дейнека «Оборона Севастополя»). | Развивать и обогащать словарь, активную речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности. Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях. | |
6 | 1 | Рисование симметричных форм: насекомые – бабочка, стрекоза, жук – по выбору (натура – раздаточный материал). | ||
7 | 1 | Рисование с натуры весенних цветов несложной формы. | ||
8 | 1 | Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм (например, стрекозы и цветка тюльпана). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству1 класс Перспективная начальная школа
Перспективная начальная школа...
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...