Логопедическое занятие по лексической теме "Профессии все важны"
методическая разработка на тему

Ленкова Наталия Витальевна

 

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Профессии все важны» для  учащихся 1 класса.

Логопедическое  заключение: общее недоразвитие речи (3 уровень речевого развития). Дизартрия. Полиморфное нарушение звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Ленкова Н.В,

учитель-логопед

ГБС (к )ОУ  VII вида школы№59

Приморского р-на СПб

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Профессии все важны»

для  учащихся 1-В (диагностического) класса

( логопедическое  заключение: Общее недоразвитие речи (3 уровень речевого развития). Дизартрия. Полиморфное нарушение звукопроизношения).

Логопедическая тема: автоматизация звука л в словах, деление слов на слоги.

Лексическая тема: профессии.

Цель: учить называть основные профессии и предметы-помощники.

Задачи:

Образовательные:

  • актуализация знаний детей по теме «Профессии»,
  • закрепление знаний о делении слов на слоги.

Коррекционные:

  • развитие фонематического восприятия,
  • совершенствование навыка деления слов на слоги,
  • расширение словарного запаса по лексической теме «Профессии»,
  • развитие связной речи,
  • развитие слухоречевого внимания и памяти,
  • развитие зрительного внимания и памяти,
  • развитие выразительности речи,
  • развитие мышления,
  • развитие мелкой ручной моторики.

Воспитательные:

  • формирование умения работать в коллективе,
  • воспитание навыка самоконтроля,
  • воспитание желания учиться.

Оборудование: таблица для игры «Внимательные глазки» (профессии), картинки: пила, лопата, лампа, игла, кран, большие картинки: врач, водитель, пожарный, повар, парикмахер, учитель, строитель, карточки Буковкина с заданиями « Исправь ошибку», «Цветик-семицветик»,  игра «Кому принадлежит фраза?», «Умные домики», «Кому это нужно?», «Умный кубик», мяч, картинки овощей: помидор, огурец, баклажан, лук, капуста, морковь, цветные карандаши, карточки «Эмоции».


Ход занятия:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

I Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, друг другу. Что нам необходимо для успешной работы на уроке?

Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

II Развитие неречевых высших психических функций.

Игра «Внимательные глазки».

Посмотрите внимательно на картинку.  Подумайте и скажите,  кто держит инструмент в левой руке?

III Основная часть

  1. Актуализация знаний учащихся. Повторение изученного материала.

Расскажите о том, кем работают люди, изображённые на картинках.

Картинный материал: повар, врач, водитель, пожарный, парикмахер, строитель, учитель.

Дети читают стихотворения, находят картинку с соответствующей профессией.

Встаём мы очень рано,

Ведь наша забота –

Всех отвозить по утрам на работу.

(Водитель)

С огнём бороться мы должны –

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы? – (Пожарные)

Скажи-ка, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

 салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?

(Повар)

  1. Сообщение темы занятия.

 О чем мы будем говорить на занятии? О профессиях.

Игровое упражнение «Кто что делает?»

- Мяч волшебный получай, на вопросы отвечай!

Врач – лечит, ставит градусник, выписывает лекарства, назначает уколы.

Повар – готовит завтрак, обед, ужин, вкусную еду.

Водитель – водит машину, перевозит грузы.

Учитель – учит детей читать, писать, считать.

Строитель – строит здания: школы, больницы, магазины.

Пожарный – тушит пожары, спасает людей.

  1. Работа по теме занятия.

 Игровое упражнение « Кому это нужно?».

Классификация картинок по тематическим признакам.

- Выберите себе профессию и найдите инструменты, которые нужны для работы.

Что нужно для работы повару? (Повару для работы нужна плита, посуда, продукты, халат, колпак).

Что нужно для работы врачу? ( Врачу нужны лекарства, градусник, статоскоп, халат и шапочка).

Что нужно для работы водителю? ( Водителю для работы нужен руль, насос, гаечный ключ, комбинезон).

Что нужно для работы  пожарному? ( Пожарному для работы нужна каска, защитный костюм, пожарная машина, огнетушитель, рукав с водой).

Что нужно для работы строителю? ( Строителю для работы нужна каска, кирпичи, бетон, мастерок,  подъёмный кран).

Игровое упражнение « Исправь ошибку! (игра с Буковкиным).

Повар лечит, а врач готовит.

Лётчик ездит, а водитель летает.

Портной строит, а строитель шьёт.

Продавец стрижёт, а парикмахер продаёт.

  1. Физминутка.

 «Много у людей работы»: пальчиковая гимнастика.

Кто-то учит

Кто-то варит

Кто-то нам бельё стирает

Кто-то лечит

Кто метёт

Кто-то сказочку прочтёт

Не кончаются заботы

Много у людей  работы.

  1. Продолжение работы по теме занятия.

 Игровое упражнение « Четвёртый лишний».

- Я буду называть инструменты, которые используют люди определенной профессии. Один из этих инструментов к этой профессии не относится. Назовите это слово.

Кому нужны эти инструменты?

Ножницы, весы, зеркало, расчёска.  (парикмахер)

Пила, таблетки, градусник, шприц.   (врач)

Сковорода, нож, половник, краски.    (повар)

- Определите на слух самое короткое слово?

- Как вы определили? Посчитали количество слогов в каждом слове.

 Игровое упражнение « Кому принадлежит фраза?» (игра с «умным» кубиком).

- Человек какой профессии может так сказать:

- Несите кирпич, цемент!

- Как вас подстричь? Чёлку сделать покороче?

- Откройте рот и скажите: «А-А-А!»

- Сколько килограммов картошки вам взвесить?

- По какому адресу привезти вам мебель?

  1. Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика:

А сейчас мы отдохнём,

И профессии назовём.

- Соединяем пальцы левой и правой руки, на каждое соединение называем профессию.

7.Продолжение работы по теме занятия.

 Игровое упражнение « Овощной салат для всех».

- Кто же нам приготовит салат? (Повар).

Рецепт салата: взять овощи, приготовить их, нарезать  на мелкие кусочки и сложить в салатницу.

Сколько в слове-названии овоща слогов, столько будет и кусочков для салата.

Словарь: помидор, огурец, свёкла, перец, лук, баклажан, капуста.

IV Итог занятия. Рефлексия.

Дети встают, взявшись за руки, легонько пожимают руки друг другу.

- Мы сегодня говорили о профессиях. А вы кем хотите стать, когда подрастёте? Почему?

Профессии все важны,

Профессии все нужны,

Надо только браться за дело

Очень старательно и смело.

Итак, что нового мы узнали сегодня на занятии?

Продолжите предложения:

Я понял, что…

Было интересно…

Было трудно…

Мне захотелось…

У меня получилось…

На следующем занятии мы…

А сейчас оцените свое настроение на занятии – выберите соответствующую рожицу.

Молодцы, ребята! Спасибо за работу!

Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы.

Карточки.

Профессии все важны,

Профессии все нужны,

Надо только браться за дело

Очень старательно и смело.

Мы учим детишек читать и писать.

Природу любить, стариков уважать.

(Учитель )

Кто у постели больного сидит,

И как лечиться он всем говорит.

Кто болен, он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, разрешит погулять.  (Врач)

Игра с мячом.

Умные домики: дети раскладывают картинки-инструменты в кармашки.

Буковкин

Пальчик вверх

Кастрюля

Трём кулачки

Гладим руку

Смахиваем кистями

Книга

Вращение кистями

Врач.

Умный кубик.

.

Дети выбирают картинки овощей для салата, называют их и делят слова на слоги.


Литература:

Арефьева Л.Ню Лексические темы по развитию речи 4-8 лет. Методическое пособие. М., 2005г.

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М., 1999г.

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб, 2005г.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001г.

 Смирнова Л. Н. Логопедия для дошкольников и младших школьников, М., Мозаика-синтез, 2005г.

Османова Г.А., «Загадки и отгадки в картинках на все лексические темы». СПб, Каро, 2008г.

Османова Г.А. «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: картотека пальчиковых игр».  СПб, КАРО, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты логопедических занятия по лексической теме «Осень»

Конспекты из методического пособия «Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР»  Коноваленко В.В., Кон...

Логопедическое занятие по лексической теме "Птицы" при составлении описательных рассказов и словообразовании.

Словообразование-это сложный вид речевой деятельности для речевых детей в школе. А в школе еще и орфограммы надо применить! Вот один из примеров занятия по образованию сложных  слов при помощи дв...

Логопедическое занятие по лексической теме "Птицы" при составлении описательных рассказов и словообразовании.

Словообразование-это сложный вид речевой деятельности для речевых детей в школе. А в школе еще и орфограммы надо применить! Вот один из примеров занятия по образованию сложных  слов при помощи дв...

Логопедическое занятие по лексической теме "Осень"

Занятие направлено на автоматизация звука [c] в словах, обогащение словаря по лекчисекой теме...

Логопедическое занятие по лексической теме "Комнатные цветы" в подготовительной к школе группе.

Логопедическое занятие по лексической теме "Комнатные цветы" в подготовительной к школе группе....

Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме «Перелетные птицы» для детей с ОНР 3 уровня

Тема «Путешествие  по Стране Говорилии с мудрой Совой»Обобщение и систематизация представлений о птицах и типичных весенних изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация с...

Конспект открытого логопедического занятия на лексическую тему: «Тело человека» в средней логопедической группе

Логопедическое занятие на лексическую тему: «Тело человека» Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и активизация словаря по теме «Тело человека».Коррекционно-развива...