Урок – ролевая игра «Я – учитель» Урок русского языка в 7 классе
план-конспект урока (7 класс) по теме
Цель: развитие коммуникативной культуры учащихся с целью их дальнейшей социализации.
Задачи: развитие у школьников орфографической и пунктуационной зоркости, речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей; формирование норм правильной литературной речи; коррекция зрительного восприятия, памяти и внимания; воспитание интереса к предмету.
Данный урок - часть системной работы по социализации учащихся, развитию их активного словаря, закреплению навыков общения. Весь используемый материал подобран с учетом возрастных особенностей обучающихся: интересен по содержанию, красочен по оформлению.
Организация урока в форме ролевой игры позволяет учащимся с разным уровнем интеллектуального развития проявить себя в выполнении того или иного задания. Особое внимание уделялось отработке качества устной монологической и разговорной речи обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ya_-_uchitel.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – ролевая игра
«Я – учитель»
Урок русского языка в 7 классе.
Цель: развитие коммуникативной культуры учащихся с целью их дальнейшей социализации.
Задачи: развитие у школьников орфографической и пунктуационной зоркости, речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей; формирование норм правильной литературной речи; коррекция зрительного восприятия, памяти и внимания; воспитание интереса к предмету.
Ход урока:
- Организационный момент.
Ребята! Я рада видеть вас. Вы все хорошо выглядите. Впереди вас ждёт интересный необычный урок, на котором вы проверите свою орфографическую и пунктуационную зоркость, вспомните правила орфографии и пунктуации, изученные в 5-7 классах.
Настройтесь на работу. Для этого сядьте прямо. Поднимите плечи, опустите. Посмотрите на своего соседа по парте – улыбнитесь ему. Посмотрите на меня – улыбнитесь мне.
- Введение в тему.
Учитель: Скажите мне, в какие ролевые игры вы играли, когда были младше, в какие ролевые игры играете сейчас?
(учащимся 3 – 4 группы было дано опережающее задание и оказана помощь в подготовке ответа).
- Работа над темой урока.
Учитель: Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть в ролевую игру.
Задания.
1. Решите анаграмму, тогда узнаете, как она называется. Я – ЛЬТИЧЕУ. (Слайд №3)
Все взрослые люди когда – то были учениками. Где бы они ни работали сейчас, они помнят своих учителей, которые воспитывали их и учили добру.
Недаром Президентом России Д. Медведевым 2010 год был объявлен Годом учителя.
А какие однокоренные слова к слову УЧИТЕЛЬ вы знаете?
2.Словарная работа. (Слайд №4)
Определить значение слов УЧИТЕЛЬ и УЧИТЬ вам поможет «Толковый словарь».
(Учитель – лицо, которое обучает чему – нибудь, преподаватель.
Учить – передавать кому – нибудь какие – нибудь знания, навыки.)
(индивидуальное задание ученику 1 группы)
Учитель: Сейчас я предлагаю вам побывать в роли учителя русского языка и попробовать выполнять его обязанности.
Как вы думаете, каким должен быть учитель русского языка?
(Он должен хорошо знать предмет)
Да, я согласна с вами.
В конце урока вы скажете, какими ещё качествами должен обладать учитель.
3.А сейчас проверьте свою орфографическую зоркость. (Слайд №5) Назовите знакомые вам орфограммы, которые есть в тексте (задание для учащихся 1,2 группы).
Вспомните, что такое орфограммы?
(Буквы. Чтобы написать нужную букву, надо обратиться к правилу или к словарю.)
(Слайд №6) Хорошо пахнет в весеннем лесу. Бархатной зелёной травкой покрываются поляны. Весело, радостно играют у столетней сосны белки. С ветки на ветку друг за дружкой гоняются они по деревьям, встречают светлую, тёплую весну.
(Находят орфограммы, пунктограммы, пробелы, слово с переносным значением).
(учащиеся 1,2 группы)
Ребята, а чем вам нравится весенний лес?
(Весенний лес красивый.)
(учащиеся 3,4 группы)
Опишите красоту весеннего леса. Слова какой части речи помогают сделать описание точнее, выразительнее?
(задание для 1,2 группы учащихся - самостоятельно подобрать прилагательные, учащиеся 3-4 группы пользуются карточками с опорными словами).
(Листочки на белоствольных берёзках зелёные, на тополях – длинные серёжки. Расцвели белые подснежники, синие цветы медуницы. Цветёт душистая черёмуха, верба. Солнце тёплое, яркое. Небо голубое, высокое. Приятно пахнет зеленью, воздух чистый. Трава, как зелёный бархат, мягкая, густая. Когда гуляешь по лесу, поднимается настроение, радуешься теплу, свету.)
В какие краски раскрасила весна лес?
Отгадайте загадку: То рыжая, то серая, а названьем белая?
(Весной белки линяют, меняют густую, тёплую серую шубку на лёгкую рыжую.)
А о чём надо помнить, гуляя по лесу? (О бережном отношении к природе?)
4. (Слайд №7) Хорошо, с первым заданием вы справились, а теперь перед вами письмо безграмотной девочки. Найдите в нём ошибки.
(задание для 1,2 группы учащихся – выполняют задание самостоятельно, учащиеся 3-4 группы ищут ошибки, сравнивая текст с оригиналом).
Жалоба.
Дядя, прашу тебя, помаги
Твоей плимяннице Оле,
А то небудет её наги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слова
Учитель паставил два,
А сам сказал, что маю работу
Даже несмок прочитать.
Попраси его, дядя, исправить двойку
И паставить мне пять.
А какую оценку вы поставили бы Оле?
(Слайд №8) Какие орфограммы не усвоила Оля?
(задание для учащихся 1, 2 группы)
(Безударные гласные в корне, НЕ с глаголом, гласные в приставке, проверяемые согласные в корне)
Какую пунктограмму вы видите в 1 и последнем предложениях.
5. (Слайд №9) Вам надо подобрать слова для словарного диктанта. Вставьте нужную букву, если затрудняетесь, обратитесь к словарю.
Соч . нение, ба . ейн, барх . тный, в . л . с . пед, и . юстрация, однокла . ник, п . ркет, р . ве . ник, уч . ник, экск . ватор.
(учащиеся 1,2 группы работают самостоятельно, 3-4 группы пользуются карточкой с правильно написанными словарными словами).
(Слайд №10) Какие слова можно объединить общей темой «Школа»?
Физкультурная минутка.
А сейчас, перед тем как вы получите очередное задание, проведём небольшую мимическую гимнастику. Выразительная мимика вам необходима для общения с людьми.
Упражнения для мимических мышц лица.
Сядьте прямо, руки положите на колени. Сделайте вдох – выдох. Отлично.
Сморщите лоб, поднимите брови. Расслабьтесь. Раскройте глаза пошире, округлите губы, как будто вы хотите произнести букву О. Расслабьтесь.
Расширьте ноздри, сморщите нос, словно вам не нравится запах. Расслабьтесь. Сожмите губы, прищурьте глаза. Расслабьтесь. Поверните голову к соседу по парте, улыбнитесь ему, подмигните друг другу. Сядьте прямо. Сделайте вдох – выдох, вдох – выдох.
6.(Слайд №11) Представьте, что вы УЧИТЕЛЬ, а ваши ученики получили от учителя СБО задание составить меню обеда. Помогите ребятам.
Оформите без ошибок меню.
Меню
1.Ра . ольник с фр . кадельками.
2.П . льмени.
3.В . негрет.
4.К . сель клюкве . ый .
5.П . рожное б . сквитное.
(учащиеся 1,2 группы работают самостоятельно, 3-4 группы пользуются карточкой с правильно написанными словарными словами).
(Слайд №12)
7. Учитель должен обладать не только орфографической, но и пунктуационной зоркостью. А что изучает пунктуация?
Перед вами кулинарный рецепт варенья, расставьте в тексте знаки препинания.
(задание для учащихся 1,2 группы)
(Слайд №13) ВЗЯТЬ МИСКУ СЛИВ ПОЛКИЛОГРАММА САХАРА КАСТРЮЛЮ СЛИВЫ ХОРОШО ПРОМЫТЬ КОСТОЧКИ ВЫНУТЬ НАСЫПАТЬ САХАР В КАСТРЮЛЮ ЗАЛИТЬ ВОДОЙ РАЗМЕШАТЬ И ПОСТАВИТЬ НА МЕДЛЕННЫЙ ОГОНЬ В СИРОП ВСЫПАТЬ ЯГОДЫ
(учащиеся 1,2 группы работают самостоятельно, 3-4 группы рассказывают какое варенье варит их мама).
(Сколько предложений получилось в тексте? Почему в 1 – 3 предложениях ставятся запятые?)
(Слайд №14) ВЗЯТЬ МИСКУ СЛИВ, ПОЛКИЛОГРАММА САХАРА, КАСТРЮЛЮ. СЛИВЫ ХОРОШО ПРОМЫТЬ, КОСТОЧКИ ВЫНУТЬ. НАСЫПАТЬ САХАР В КАСТРЮЛЮ, ЗАЛИТЬ ВОДОЙ, РАЗМЕШАТЬ И ПОСТАВИТЬ НА МЕДЛЕННЫЙ ОГОНЬ. В СИРОП ВСЫПАТЬ ЯГОДЫ.
Этим рецептом вы можете воспользоваться и летом вместе с мамой сварить сливовое варенье.
А какое варенье варят ваши мамы? (вопрос для учащихся 3,4 группы)
8.К вам обратился Ошибкин Петя с просьбой проверить сочинение. Помогите Пете, найдите речевые ошибки.
(Слайд №15)
Я участвовал в соревновании. Я шёл под пятым номером. На повороте я и Коля Иванов вырвались вперёд. Вдруг Иванов упал. Он подвернул ногу.
«Кто – нибудь придут ему на помощь», - подумал я. Митя Смирнов помог Иванову добраться до школы. Там ему оказали первую помощь.
(учащиеся 1,2 группы работают самостоятельно, 3-4 группы рассказывают о том, какие спортивные соревнования проводятся в нашей школе?).
По – товарищески ли поступил Петя?
(Нарушены правила оформления сочинения. Не начинать с одного и того же слова рядом стоящие предложения. Не повторять в предлож. одни и те же слова. Для связи предложений в тексте использовать однокоренные слова, слова, близкие по значению, местоимения.)
Первое предложение неточное. Непонятно, в каком соревновании участвовал Петя. 1 и 2 предлож. начинается с одного и того же слова. В 3 -ем лучше убрать предлож. с прямой речью. Можно написать так: Я помог другу добраться до школы.)
(Слайд №16) Я участвовал в лыжном соревновании под пятым номером. На повороте мы с Ивановым вырвались вперёд. Вдруг Коля упал, он подвернул ногу. Надо было выручать одноклассника.
Я помог другу добраться до школы. Там ему оказали первую помощь.
Какие соревнования проводятся в нашей школе? Приходилось ли Вам участвовать в спортивных соревнованиях? (вопрос для учащихся 3,4 группы)
- Итог.
Итак, побывав в роли учителя, теперь ответьте:
(Слайд №17) 1.Каким же должен быть школьный учитель?
(Ответы детей: учитель русского языка должен хорошо знать свой предмет, знать правила и уметь быстро находить ошибки, быть внимательным, грамотно говорить, быть добрым и приветливым, использовать ТСО.)
2.Что нового вы узнали на этом уроке?
Что белки весной меняют шубку, что важно знать правила для грамотного написания письма, что трудно быть учителем.)
3.Чему вы учились или научились?
(Ответы детей: составлять меню, записывать рецепт варенья, учились работать над сочинением).
4.Какие знания и умения вам пригодятся в жизни?
(Ответы детей: знания правил русского языка, умение пользоваться словарём, бережно относиться к природе, помогать друзьям, попавшим в беду.)
Вы все сегодня хорошо поработали. Удачно справлялись с заданиями, активно участвовали в уроке_______________________________.
Вы получаете за урок пятёрки.
___________________были менее активны, но тоже старались отвечать правильно. Вы получаете четвёрки.
Какое задание показалось самым интересным (лёгким, трудным)?
Кто успешнее других, по – вашему, справлялись с заданием?
Надеюсь, после этого урока вы ещё больше станете уважать учителей и их труд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация" русский язык 5 класс
Обобщение пройденного материала по теме "Синтаксис и пунктуация", анализ текста....
Урок-ролевая игра "Рождество в немецкой семье" для 6 класса
На уроке каждый учащийся получает определённую роль (дедушка, ребёнок, папа, мама, продавец на рождественском рынке и т.д.). В соответствии со своей ролью учащийся ведёт себя на уроке, выполняя разные...
Презентация к уроку "Правописание корней -кос- и -кас- (русский язык 6 класс)
Дапнная презентация моджет использоваться на уроке русского языка в 6 классе в качестве практического материала при изучении темы "Словообразование"...
Урок ролевая игра по биологии на тему: "Пищеварение" 8 класс
Урок обобщение по пищеварительной системе человека....
Технологическая карта урока "Закрепление изученного по теме "Союз", русский язык 7 класс
Технологичекая карта урока русского языка в 7 классе в соответствии с требованиями ФГОС....
Календарно-тематическое планирование уроков по АООП ООО, 102 ч. ("Русский язык. 8 класс: учебник". Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов)
Календарно-тематическое планирование уроков по АООП ООО, 102 ч. ("Русский язык. 8 класс: учебник". Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов)...
Презентация к уроку по теме"Местоимение. Употребление, правописание" русский язык 10 класс, учебник под редакцией Гольцовой
Презентация к уроку по теме"Местоимение. Употребление, правописание" русский язык 10 класс, учебник под редакцией Гольцовой...