Дидактические и подвижные игры в детском саду.
картотека по теме
Дидактические и подвижные игры для развития лексико – грамматического строя речи дошкольников с ОНР
(1 период коррекционно-образовательной работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_i_podvizhnye_igry.docx | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические и подвижные игры
для развития лексико – грамматического строя речи дошкольников с ОНР
(1 период коррекционно-образовательной работы)
Тема: «Овощи»
Цель: – Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; Согласование прилагательных с существительными в числе и роде.
Игра: «Угостим зайца и зайчонка»
Взрослый предлагает ребёнку поиграть в зайцев: «Я буду зайцем (зайчихой), а ты зайчонком. Я буду называть большой овощ, а ты маленький»: «морковь – морковочка, лук – лучок, помидор – помидорчик, огурец – огурчик, укроп – укропчик, картошка – картошечка, перец – перчик, чеснок – чесночок, горох – горошек, репа – репка.
Рекомендую повторно провести игру, усложнив её употреблением существительного в Тв.п., например: «Будем с зайцами играть – овощами угощать: зайца – морковью, зайчонка – морковкой, зайца – луком, зайчонка – лучком и т.д.»
Игра: «Подскажи словечко».
Взрослый предлагает ребёнку подсказать нужное слово.
В теплице растут зелёные…(огурцы) и круглые, красные…(помидоры).
Из земли выкопали крупную, серую…(картошку).
В винегрет мама порезала красную, круглую…(свеклу) и оранжевую…(морковь).
Бабушка засолила целое ведро белокочанной…(капусты).
Тема: «Фрукты»
Цель: – Согласование существительных и прилагательных с числительным;
- Образование единственного и множественного числа существительных.
Игра: «Сколько фруктов в магазине»
Для этой игры вам понадобятся картинки с изображениями фруктов или муляжи. Взрослый предлагает ребёнку поиграть в «Магазин» и сосчитать фрукты, называя их цвет или размер.
Например: Одно жёлтое яблоко, два жёлтых яблока… пять жёлтых яблок.
Игра: «Маловато будет!»
Для этой игры можно взять любую мягкую игрушку (например, собачку). Ребёнку предлагают поиграть с этой собачкой и говорят о том, что ей всего мало: ей предлагаешь яблоко, а она требует яблоки, ей даёшь груши, а она кричит – груши и т.д. Таким же образом взрослый называет слово в единственном числе и предлагает ребёнку назвать это слово во множественном числе:
Яблоко – яблоки Персик – персики
Груша – груши Абрикос – абрикосы
Апельсин – апельсины Банан – бананы
Мандарин – мандарины Ананас – ананасы
Пальчиковая игра: «Фрукты»
Мы купили в магазине (руки перед собой, сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук)
Груши, персики и сливы (правой рукой загибаем поочерёдно пальцы левой руки)
И бананы, и хурмы
И домой всё отнесли. (левая рука сжата в кулак, а правой её накрываем
Тема: «Грибы»
Цель: – Различать и употреблять предлоги;
- Употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.
Игра: «Удачливый грибник»
Взрослый называет гриб в единственном числе, а ребёнку предлагает стать «Удачливым грибником» и найти много грибов.
Образец: Взрослый: «Я нашёл подберёзовик». Ребёнок: «Я нашёл много подберёзовиков».
Маслёнок – много маслят Лисичка – много лисичек
Моховик – много моховиков Подосиновик – много подосиновик
Боровик – много боровиков Сыроежка – много сыроежек
Опёнок – много опят
Игра: «Запасливая Белка»
Взрослый предлагает ребёнку поиграть в «Запасливых Белок» и для этого им понадобятся грибы. Вместе с ребёнком рисует на небольших листах бумаги грибы или делают аппликации, так чтобы на каждом был один гриб. Затем он предлагает спрятать запасы.
Образец: Взрослый: «Я спрячу гриб под стол». Ребёнок: «Я спрячу гриб в шкаф».
Когда все грибы спрятаны, взрослый предлагает их найти.
Например: «Я нашёл гриб за дверью».
Тема: «Осень»
Цель: - Образование относительных прилагательных;
- Согласование прилагательных с существительными
Игра: «Какого листочка нет?»
Во время прогулки соберите букет из осенних листочков и предложите поиграть с листочками. Взрослый называет сначала, какой у него листочек: «У меня красный кленовый листочек». А затем прячет его за спиной и спрашивает у ребёнка: «Какого листочка нет?»
Если дома их высушить с помощью утюга, то можно выполнить аппликации с листочками («Осенний ковёр», «Бабочка», «Птичка», «Цветочек» и т.д.) или просто поставить их в вазу.
Игра: «Подскажи Шарику»
Для этой игры Вам понадобится игрушечный щенок Шарик. Взрослый говорит, что Шарик на улице гулял и пришёл домой весь мокрый.
Взрослый:
-Шарик, почему ты весь мокрый?
Шарик:
- На улице дождливый погода!
Взрослый, обращается к ребёнку:
- Подскажи Шарику, погода какая? (дождливая погода)
Шарик:
- А ещё ветер сильная. (сильный ветер)
Взрослый предлагает исправлять неправильные фразы.
- День холодная. (холодный день)
- В небе чёрный тучи. (черные тучи)
- На дороге большой лужи. (большие лужи)
Тема: «Игрушки»
Цель: – Различение значений и употребление предлогов;
- Употребление существительных в родительном падеже в единственном и множественном числе.
Игра: «Волшебный платочек»
Для игры Вам понадобится платочек и различные игрушки ребёнка. Взрослый сначала называет игрушку, затем накрывает её (или их) платком. Например: «Вот машина (накрывает платком), нет машины». Далее предлагает ребёнку стать волшебником и прятать игрушки. Взрослому необходимо следить за правильностью речевого высказывания ребёнка.
Игра: «Уберём игрушки вместе»
Взрослый предлагает ребёнку убрать игрушки на свои места и проговаривать выполняемое действие. Например: «Машину я поставлю в гараж. Куклу посажу за стол и т.д.»
Можно соревноваться, кто больше уберёт игрушек.
Тема: «Посуда»
Цель: – Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
- Образование относительных прилагательных.
Игра: «Резиночки»
Для этой игры Вам понадобится две резиночки, длинной 15-20 см. Взрослый предлагает поиграть с этой резиночкой. Он называет маленький предмет ( с уменьшительно – ласкательным суффиксом), а когда растягивает резиночку называет большой. Например: «Маленькая чашечка (растягивает резиночку) – большая чашка. Так же он предлагает ребёнку называть большую и маленькую посуду.
Маленькая тарелочка – большая тарелка.
Маленькая кастрюлька – большая кастрюля.
Маленькая сковородка – большая сковорода.
Маленький чайничек – большой чайник.
Игра: «Какая у нас есть посуда?»
Предложите ребёнку посмотреть, какая есть у Вас посуда. Например: Взрослый: «У нас есть стакан из стекла. Какой он?» Ребёнок: «Стеклянный».
Кастрюля из алюминия – алюминиевая
Тема: «Одежда и обувь»
Цель: – Согласование существительных с притяжательными местоимениями;
- Употребление существительных в родительном, дательном, винительном и предложном падежах.
Игра: «Жадная Принцесса»
Взрослый берёт куклу и говорит, что это «Жадная Принцесса» и все до чего она коснётся – это её, особенно, она, любит наряды. Например: Взрослый касается куклой до кофты: «Моя кофта», до платья: «Моё платье». Взрослый передаёт куклу ребёнку и предлагает ему поиграть с ней.
Речь с движением: «Одеваем куклу на прогулку»
С куклой мы пойдём гулять (шагаем на месте)
Будем куклу одевать: (правой рукой погладили левую руку, а затем левой – правую)
Кофту тёплую, штаны, (двумя руками погладили сначала грудь, затем ноги)
А на ноги – сапоги, (потопали ногами)
Шапку, шарфик и пальто – (погладили голову, шею и скрестили руки на груди)
Будет куколке тепло! (руки скрещены на груди, повороты корпуса влево – вправо)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Загадки, дидактические и подвижные игры по лексической теме "Мамин праздник"
Предлагаю вашему вниманию подборку загадок, дидактических и подвижных игр, которые можно использовать в своей работе как логопедам, так и воспитателям. Лексическая тема «Мамин праздник»....
Тематический праздник "Малые Олимпийские игры в детском саду"
Сценарий открытия и закрытия праздника посвященный лимпийским играм в Сочи 2014. На открытие дети знакомятся с зимними видами спорта, олимпийскими талисманами, олимпийскими кольцами. После открытия де...
Дидактические и подвижные игры в коррекционно-развивающей работе
Эмоционально – волевая и двигательная сфера.Разработаны ряд упражнений для детей 5-7 лет под редакцией О.В.Хузлаевой...
Презентация к проекту учащихся 5кл по технологи "Настольная игра для детского сада"
Проект был выполнен девочками 5 кл. для закрепления навыков ручных швейных работ.Презентация показывает основные этапы работы по пошиву небольшой развивающей игры....
Музыкально-дидактические игры в детском саду
Картотека музыкально-дидектических игр в детском саду на развитие звуковысотного восприятия и слуха, различение высоты звука, развитие тембрового восприятия, развитие музыкального слуха и памяти...
Картотека музыкально-дидактических игр в средней группе детского сада
laquo;Угадай инструмент»(Устанавливается ширма, за ней располагаются музыкальные инструменты: колокольчики, барабан, погремушка, бубен). Воспитатель читает четверостишье, называя имя каког...
Консультация для воспитателей "Детские музыкальные игры в детском саду и их виды»
Консультация для воспитателей...