Организация воспитательной работы в условиях коррекционно - образовательного учреждения/
статья по теме
Условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении интернатного типа, является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_vospitatelnoy_raboty_v_usloviyah_statya_v_soc.seti_.docx | 17.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация воспитательной работы в условиях
коррекционно – образовательного учреждения.
Здоровый, счастливый и
уравновешенный человек вырастает
не из того ребенка, которому рассказывали о любви,
а из того, который сам в полной мере испытал любовь.
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении интернатного типа, является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в школе.
В нашей школе функционирует 3 группы интерната, где проживают 33 воспитанника (по 11 воспитанников в каждой группе). Младшая группа – девочки и мальчики (начальное звено), средняя группа – девочки и старшая – мальчики. Все группы смешанные, т. е. дети обучаются по программам V, VII, VIII видов. Так как интернат у нас 5-дневный, воспитанники живут в постоянном общении друг с другом. Исходя из комплектования групп воспитанниками, имеющими разный уровень психофизического развития перед нами встал целый ряд специфических задач по организации воспитательного процесса в группах интерната: осуществление полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников интернатных групп.
Непременное условие организации интеграции в интернате включение в воспитательный процесс всех воспитанников группы, независимо от их уровня интеллектуального развития, психофизических особенностей и уровня обученности.
Воспитателями интерната составлена и реализуется программа «Я – человек».
Основу воспитательной программы в группах интерната интегрированного типа составляют ряд концепций, которые были обобщены нами со следующих позиций:
- Средствами воспитания можно создать условия для коррекции и развития ребенка с ОВЗ независимо от его стартовых возможностей;
- Воспитатель может создать условия ребенку, которые обеспечат ему успешную реабилитацию;
- Обязательным условием успешного развития является тесный, здоровый, эмоциональный (душевный, духовный) контакт ребенка с взрослым;
- Саморазвитие и коррекция личности ребенка находится в центре социально-реабилитационного процесса, разложенного нами в планировании по нескольким направлениям.
Интеллектуальное направление: в группах проводятся викторины, развивающие занятия, конкурсы и т.д. Совместное решение вопросов повышенной трудности детьми, обучающимся по разным программам формируют у детей с нарушениями интеллекта познавательную деятельность и мотивацию.
При проведении самоподготовки, обучающиеся по программе V, VII вида оказывают посильную помощь ребятам, которые обучаются по программе VIII вида в выполнении домашнего задания: в заучивании стихов, чтении рассказов, решении примеров, в выполнении творческих заданий.
Духовно-нравственное направление: формирование уважения к старшим, родителям; регулирование отношений между воспитанниками; знакомство с правилами поведения и общения; обеспечение правильного обращения детей к взрослым и сверстникам на уроках и во внеучебной деятельности; закладывание основ сотрудничества, взаимопомощи. В досуговой деятельности воспитанники вместе участвуют в творческих мероприятиях, в спортивных соревнованиях, в конкурсах, т.е. происходит не просто ''вливание'' ребенка с интеллектуальным нарушением или ребёнка – инвалида, в коллектив, а превращение его в равноценную и неотъемлемую часть этого коллектива. Иначе, больной ребенок будет чувствовать себя в группе (школе) чужим, инородным.
Трудовое направление. Воспитанники участвуют в субботниках, трудовых десантах. Участвуют в конкурсах на лучшее оформление группы. В проведении групповых праздников «День именинника», где сами воспитанники занимаются приготовлением сладкого стола Трудовое направление повлияло на увеличение числа занимающихся в кружках трудовой направленности. Привитию санитарно-гигиенических навыков отводится одно из главных направлений, т.к. дети проживают вне семьи. У детей, проживающих в интернате, формирование навыков личной гигиены находится на разном уровне. Воспитанники имеющие речевые нарушения, задержку психического развития такими навыками овладевают быстрее и помогают формированию данных навыков у детей с нарушениями интеллекта.
Физкультурно - оздоровительное направление позволяет преодолевать физические отклонения, способствовать сохранению здоровья. Совместное проведение физкультурно – оздоровительных мероприятий с детьми, имеющими разный уровень спортивной подготовки, разный уровень сенсомоторного развития помогает формировать в детях чувство толерантности, взаимовыручки, товарищества и др.
Организация воспитательной работы в группах интегрированного типа способствует формированию у детей терпимости к физическим и психическим недостаткам одногруппников, чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству.
При построении занятий в группах интегрированного типа воспитатель обращает внимание на индивидуальное развитие и учитывает зону ближайшего развития каждого воспитанника, это формирует адекватное социальное поведение воспитанников, более полную реализацию потенциала ребёнка с ОВЗ.
Правильно спланированная воспитательная работа создаёт в группе атмосферу внимания, заботы, тепла, добра по отношению друг к другу, стремлению помочь в преодолении трудностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА
Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации детей с проблемами в развитии, рассматривают семью как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможн...
Выявление и развитие одарённых детей в условиях коррекционного образовательного учреждения.
Коррекционная школа-это особенная школа. Само название - «коррекционная» - вызывает разную реакцию: одним, кажется оскорбительным, другим, лучик надежды, где смогут понять, и принят ребёнка таки...
Рекомендации по организации логопедической работы в специальном(коррекционном) образовательном учреждении VIII вида
Рекомендации по организации логопедической работы в специальном(коррекционном) образовательном учреждении VIII вида...
Организация воспитательной работы с учащимися в объединениях учреждения дополнительного образования
Данный материал дает информацию о различных направлениях, формах воспитательной работы ,которые могут быть организованы с учащимися посещающим учреждение дополнительного...
Реализация компетентностного подхода на уроках математики в условиях коррекционно образовательного учреждения.
На современном этапе развития общества, характеризующимся стремительным возрастанием объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями общественного производства, необходим человек ново...
«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ».
laquo;ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»....
Новый подход к организации логопедической работы в условиях коррекционной школы, определяемый ФГОС
Новый подход к организации логопедической работы в условиях коррекционной школы...