Организация воспитательной работы с учащимися в объединениях учреждения дополнительного образования
презентация к уроку по теме
Данный материал дает информацию о различных направлениях, формах воспитательной работы ,которые могут быть организованы с учащимися посещающим учреждение дополнительного образования. Метериал вклчает презентацию и сопутствующую речь, которая более полно раскрывает содержание представленных слайдов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца. Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с душой человека» В. А. Сухомлинский «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». Л.Н.Толстой
Единое образовательное пространство Творческая личность учащегося Ориентация на Успех Ориентация на Достижения Инициативность, находчивость, сообразительность ОБУЧЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИЯ Познавательная активность Развитие интересов , склонностей к различным видам творчества ВОСПИТАНИЕ Готовность к восприятию исторически сложившейся системы ценностных ориентаций Готовность к профессиональному и жизненному самоопределеню
Руководитель детского коллектива профессионал , который является для ребенка образцом в выбранном им виде творческой деятельности; педагог , который способен помочь ученику стать самостоятельным и творческим человеком; воспитатель , который может значительно повлиять на формирование личности воспитанника; лидер детского коллектива , который может способствовать социальному становлению каждого его члена.
«Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.» (Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях)
Направления внеурочной деятельности в УДОД с учащимися различных объединений Познавательное направление . Систем мероприятий, направленных на развитие интеллекта, расширение кругозора и познавательной деятельности детей. Культурно-досуговое направление. Проведение мероприятий направленных на развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей. Социальное творчество Социально-преобразующая добровольческая деятельность.
Формы организации внеурочной деятельности Познавательное направление Экскурсии, интеллектуальные игры, викторины, беседы по безопасности жизнедеятельности Культурно – досуговое направление игры на сплочение коллектива, конкурсно – игровые программы, спортивные мероприятия, праздники Социальное творчество социально-значимые акции, экологические акции, десанты, социальные и экологические проекты; КТД.
КТД(коллективное творческое дело) – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и втоже время основное воспитательное средство. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.
Этапы КТД ( по И.П. Иванову) совместное решение о проведении дела, коллективное планирование, коллективная подготовка, коллективное проведение дела, коллективный анализ, ближайшее последействие.
«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый их них сможет сделать самостоятельно». Л. С. Выготский
Источники информации Каргина З. А. Современные теоретические основания дополнительного образования детей [Текст] / З. А. Каргина // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 8-12. Ивченко И.Н. Современный подход к построению воспитательной работы в системе дополнительного образования// Методист научно – методический журнал №1 ,2014 Д.В. Григорьев П.В. Степанов Внеурочая деятельность школьников Методический конструктор Москва «Просвещение» 2010
Предварительный просмотр:
Речь к выступлению на методическом объединении по вопросу «Организация различных видов внеурочной деятельности в учреждении дополнительного образования детей»
Слайд 1.
На слайде высказывания педагогов
«Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца. Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с душой человека» В. А. Сухомлинский
«И воспитание, и образование неразделимы.
Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».
Л.Н.Толстой
Эпитетами к своему выступлениями я взяла слова великих педагогов, которые, по моему мнению, отражают суть вопросов воспитания, которое осуществляется в том числе и через организацию внеурочной деятельности.
Слайд 2
На слайде схема «Единое образовательное пространство:
Позитивные изменения в сфере образования на современном этапе определены новым социальным заказом общества к образованию.
Система дополнительного образования представляет собой сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение, социализацию и творческое развитие личности ребенка.
Кроме того ДО можно считать сферой социального воспитания, в которой происходит личностное самоопределение ребенка через самоопределение себя как: человека и гражданина, индивидуальности, творческой личности, профессионала.
В каждом объединении и учреждении в целом создается атмосфера доброжелательности, взаимного интереса единомышленников, партнерские отношения педагога и воспитанников.
Слайд 3.
В связи с этим меняются цели и задачи в деятельности педагогов, пересматривается их функционал, т.е. педагог оказывается самым заинтересованным лицом в построении эффективной воспитательной системы в своем объединении и в учреждении в целом. Профессионализм и компетентность педагога заключается не только в умении общаться, но и в умении инициировать их духовную энергию, стимулировать максимальное самовыражение, создавать условия для патриотического и духовного- нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития, реализации творческого потенциала.
Исходя из этого педагог дополнительного образования как руководитель детского коллектива – это:
– профессионал, который является для ребенка образцом в выбранном им виде творческой деятельности;
– педагог, который способен помочь ученику стать самостоятельным и творческим человеком;
– воспитатель, который может значительно повлиять на формирование личности воспитанника;
– лидер детского коллектива, который может способствовать социальному становлению каждого его члена.
Слайд 3.
Способом объединения учащихся детского творческого объединения в единый коллектив может стать организация различных форм «внеучебных» («внеурочных») мероприятий. Для сплочения ребят не принципиально, будет ли это День рождения коллектива, прогулка по городу или тематический клубный день. Самое главное, чтобы в самом этом мероприятии и процессе его подготовки нашлось хотя бы маленькое, но важное участие для каждого без исключения.
Что включает в себя определение «внеурочная деятельность»?
( определение вы видите на слайде)
Надо сказать, что данное определение изменялось по своему содержанию, начиная с 1960 года, в связи с изменением педагогических идей.
Такая трактовка внеурочной работы, конечно же, условна, но она позволяет лучше понять ее границы и специфику.
Слайд 4.
Рассмотрим возможные направления и содержание работы по данному вопросу. Специально выделенных направлений организации внеурочной деятельности для учреждений дополнительного образования нет, поэтому, проанализировав, методические рекомендации по организации внеурочной деятельности для школьников мы предлагаем следующие направления:
Познавательное направление.
Систем мероприятий, направленных на развитие интеллекта, расширение кругозора и познавательной деятельности детей, что способствует удовлетворению стремления воспитанников познавать новое, неизвестное с одной стороны, и практической реализации знаний, полученных в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, окружающей среде.
Культурно-досуговое направление.
Проведение мероприятий направленных на развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей, приобщения к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры, формирования опыта социального взаимодействия, формирования опыта организации содержательного досуга.
Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)
Инициативное участие ребенка в социально значимых делах, организованных взрослыми направленных на совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме.
На самом деле есть и другие направления внеурочной деятельности, но мы выбрали наиболее преемственные для работы.
Слайд 5.
Познавательное направление
Формы организации:
- экскурсии (в музеи, на выставки),
- интеллектуальные игры: тестовые задания, игры «Вопрос – ответ», более сложные по содержанию «Что? Где? Когда?», «Своя игра», КВН, «Брейн – ринг»)
- викторины определенной тематики, с разными типами и сложностью базы вопросов.
- посещение мероприятий, которые организуют библиотеки города, познавательно – развлекательные мероприятии ( Игра «Умники и умницы») ,
- беседы по безопасности жизнедеятельности.
Культурно – досуговое направление
Формы организации:
- игры на сплочение коллектива,
- конкурсно – игровые программы,
- спортивные мероприятия (подвижные игры, веселые старты, соревнования),
- праздники.
Социальное творчество
- социально-значимые акции,
- экологические акции, десанты,
- социальные и экологические проекты,
- КТД.
Надежным результатом грамотного осуществления коллективных творческих дел является позитивная активность учащихся, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, решили, сделали»).
В развернутом виде коллективное творческое дело (по И.П.Иванову) имеет шесть этапов:
- совместное решение о проведении дела,
- коллективное планирование,
- коллективная подготовка,
- коллективное проведение дела,
- коллективный анализ,
- ближайшее последействие.
Разумеется, при одном условии – юный человек сам, добровольно захочет принять в нем участие. Взрослый, педагог не может принудить, навязать ребенку участие в деле, у него есть возможность только мотивировать ребенка. При этом приоритет остается за методами морального мотивирования. (экономическое стимулирование существенно ограничено)
Слайд 6.
Сам процесс внеурочной деятельности, не зависимо от направления, содержания, выбранной формы, должен приносит учащимся истинную радость и способность к самовыражению.
Они расширяют круг познания, стремятся к разносторонности своей деятельности.
Задатки инициативной, творческой личности есть у каждого ребёнка, нужно только, используя разнообразные методы и приёмы работы во внеурочной деятельности, обнаружить эти задатки и, исходя из них, формировать неповторимую личность ребенка.
Поэтому, безусловно, внеурочная деятельность является инструментом творческого развития каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально – педагогический проект на тему: «Организация патриотического воспитания в системе дополнительного образования».
II. Краткая справка – аннотация к проекту. «Всякая благородная личность глубокоосознает свое кровное родство,свои кровные связи с Отечеством».В.Г. Белинский Актуальность проекта. В сов...
Организация концертной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей.
Организация концертной деятельности. С чего начать, как осуществить деятельность, что предпринять для того, чтобы концерт прошёл на УРА!!!...
Методические материалы по организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.
В пособии отражены сущность деятельности учреждения дополнительного образования детей, освещены компоненты профессионализма и педагогического мастерства руководителей кружков, даны рекомендации по орг...
Методическая разработка "Особенности организации воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования"
Данная методическая разработка поможет молодым педагогам дополнительного образования детей планировать воспитательную работу в творческом объединении. Планировать работу с учетом инновационного подход...
Итоговая аттестационная работа "Организация воспитательной работы в учреждении дополнительного образования на примере МБУ ДО «Детско-юношеский центр «Прометей»
В современные условия воспитание рассматривается в педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духо...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования : «Методика организации массовых мероприятий в учреждениях дополнительного образования»
Массовые мероприятие — это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемое педагогом или кем-нибудь другим для обучающихся (воспитанников) с целью непосредственного воспитательн...
Возможности интерактивного образовательного пространства для организации воспитательной деятельности в учреждении дополнительного образования
Ахтямова Е. В.методист, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Росси...