Проектный метод в логопедической работе
статья по теме
Предварительный просмотр:
Сегодняшний дошкольник - совсем другой по сравнению с ребёнком пятнадцати – двадцатилетней давности. Жаль, что для современного дошкольника характерна потеря живости, притягательности самого процесса познания, познание мира идёт информативно и однобоко посредством СМИ и компьютерных игр. Визуальность и виртуальность познавательных процессов приводит к тому, что год от года увеличивается количество детей, не желающих идти в школу. К этим проблемам прибавляются речевые - продолжается рост количества дошкольников с речевыми проблемами. Педагоги бьют тревогу, отмечая снижение положительной мотивации к занятиям, к процессу познания, речевую примитивность и скудность. Таких детей хочется назвать “уставшими от рождения” Что делать? Как исправить ситуацию?
Поиск путей решения выше означенных проблем привёл к попытке применения в логопедической работе проектного метода. Мне оказались близки характерные для него черты: слияние теории и практики, когда ставятся и выполняются умственные задачи, при этом отправной точкой коррекционно-развивающего обучения являются интересы ребёнка.
Главные преимущества этого метода в работе логопеда - значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития.
Исходя из выше означенного, были сделаны выводы о необходимости разработки коррекционно-развивающих тематических проектов, структура которых подчинена главному в работе логопеда - решению вопросов коррекции и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.
Мы поставили перед собой задачу, создать на территории ДОУ экологическую тропу с описанием природных объектов и речевым материалом к ним.
Появилась небольшая полянка с лекарственными растениями: мать и мачеха, тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки ,божьи коровки, гусеницы , есть гнездо, цветущие растения на клумбе. Здесь ребята стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, пропалывают, опрыскивают. Оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с не вытоптанными, дети наблюдают, изменение растительного покрова под влиянием вытаптывания, где проговариваются правила поведения на прогулке, на отдыхе.
На тропинке проводятся наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке мы с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.
Знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках мы организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды.)
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Дети с умилением слушают "звуки природы" и работы получаются намного лучше. В детском саду проводится конкурс детских рисунков : " Времена года", "Мир глазами детей", " Как я провёл лето", "Листопад". Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами, полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье. Для взаимодействия взрослых с детьми привлекаем родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.
С детьми подготовительных групп проводим викторины, кроссворды, интеллектуальные игры "Знатоки природы родного края", "Аптекарский остров", "Мир птиц". Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
В проекте «Экологическая тропинка» реализовалось несколько направлений, неотъемлемая часть проектной деятельности, «Модель трех вопросов»
Что мы знаем | Что мы хотим узнать | Что нам поможет узнать |
Лекарственные растения помогают выздороветь . ( Люда) Бывают ядовитые.(Женя) Мама мне мыла голову отваром крапивы.( Вика) На ранку надо приложить подорожник.(Лёша) | Какие есть лекарственные деревья? (Аня) Кто у нас придумал Аптекарский остров? (Илья) Зачем? Для чего пьют чай из плодов шиповника? (Валя) Где взять их? Птицы и животные их тоже едят?(Арина) | Спросить у взрослых.(Илья) Прочитать в книге (Женя) Врач может рассказать.(Валя) Посмотреть фильмы.(Даня) |
И исходя из интересов детей был разработан алгоритм тематического планирования.
1. Данное тематическое планирование составлялось всеми участниками проекта: уч. логопедом, детьми, родителями, другими специалистами ДОУ, воспитателями, учитывая их пожелания и интересы.
2. На этом этапе также был определен конечный продукт проекта
-Экологическая тропинка
- Пооперационные карты
- Создание книг по направлениям проекта
- игры
3. На этапе реализации проекта прошли следующие мероприятия – экскурсии, досуги, викторина, семинар для педагогов ДОУ.
этапы | мероприятия | Участники проекта |
1.Выбор темы проекта. | Старт проекта. «Модель трёх вопросов» «Паутина» Календарное планирование Определение конечного продукта. | Дети, учитель -логопед, родители. Дети, учитель -логопед, родители. Учитель -логопед. воспитатели, Дети, учитель -логопед, воспитатели, родители. |
2.Планирование проекта | Создание тропы. Пооперационные карты. Игры. Книги. Материалы. | Учитель -логопед. воспитатели, родители. |
3.Реализация проекта | Экскурсия «Аптека» «Ботанический сад» Досуг : «Деревья и птицы.» «Лекарственные растения.» Викторина «Зимующие и перелетные птицы.» Кулинария «Витамины» Семинар для педагогов ДОУ. | Экскурсовод, дети, учитель -логопед, родители. Дети, родители. Дети, учитель –логопед, воспитатели, родители. Педагоги ДОУ. |
Вся идея проекта задуманного учителем логопедом была направлена на решение коррекционных задач: развитие речевой активности, обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, формирование фонематической стороны, развитие слоговой структуры, развитие связной речи, обучение грамоте в интересной, нетрадиционной форме. Дети не только учатся правильной речи, но и самостоятельно пробуют добывать новые знания, экспериментировать. Знания в этом случае являются составной частью умений и не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне деятельности ребёнка.
мероприятия | Направление работы | |
«Модель трёх вопросов» «Паутина» | Развитие речевой активности | |
Создание тропы. Пооперационные карты. Игры. Книги. Материалы. | Развитие высших психических функций Словарь Развитие слоговой структуры слова Грамматический строй речи Формирование фонетической стороны речи Обучение грамоте |
фрукты, ягоды, звери, насекомые, профессии, человек ).
будущего времени.
подчинительных союзов(потому что, если , когда.)
|
Экскурсии «Аптека» «Ботанический сад» «Пищеблок» «Медицинский кабинет» Досуг «Деревья и птицы.» «Лекарственные растения.» Викторина «Зимующие и перелетные птицы.» Кулинария «Фито-кафе» «Витамины» Драматизация | Развитие высших психических функций Развитие связной речи Развитие диалогической формы речи |
|
В системе проектной деятельности были реализованы образовательные области в соответствии с ФГТ.
Логопед, предлагал детям игры и задания решающие коррекционные задачи. Необходимо отметить, что материал детьми усваивался намного лучше, чем на картинках и настольно-печатных играх, ведь всем было понятно, что значит выкапывать, полоть, пересаживать, окучивать, сеять и т.д.
В реализации проекта активное участие принимали родители. Одной из главных задач, помощь детям в поиске и сборе информации. Здесь представлены коллажи, выбранного ребенком растения, сделанные дома. (фотография, загадки, стихи, использование в медицине, какие жив…. связанны с этим растением), из этих материалов были созданы книги о природе, что стало одним из продуктов проекта. Хочется отметить, что такие задания выполняются с большим интересом, чем традиционные задания в тетрадях.
Обучение игровым действиям с природным материалом не является изолированной задачей, а входит неотъемлемой составной частью в общий комплекс коррекционного обучения. Игры проводятся на основе системных знаний которые ребёнок получает в процессе взаимодействия с окружающем миром, взрослыми, сверстниками.
Накопленная детьми информация, помогала им в составлении рассказов и выстраивании логических цепочек. Понимания, что все живые существа приспособлены к совместному существованию и у каждого уникальная роль.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о необходимости разработки коррекционно-развивающих тематических проектов, структура которых подчинена главному в работе логопеда - решению вопросов коррекции и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская работа на тему: « Моторная алалия и методы логопедической работы по формированию речи.»
...
Нетрадиционные методы работы в логопедической работе при коррекции речевых нарушений. Песочная терапия.
Игры с песком в логопедической работе....
Проектная работа "Роль проектного метода в повышении эффективности преподавания раздела «Народные промыслы»
Проектная работа по изобразительному искусству...
Презентация "Развитие творческой компетенции детей через внедрение проектного метода и индивидуальной работы с одаренными детьми"
В презентации "Развитие творческой компетенции детей через внедрение проектного метода и индивидуальной работы с одаренными детьми" представлен опыт работы в студии декоративно-прикладного т...
Доклад на тему: «Проектный метод в практике учителя слуховой работы» (из опыта работы)
Современный учитель должен пользоваться современными технологиями. Одной из такой технологий и является метод проектной деятельности.В данном материале я отразила свой личный опыт, отвечая на вопрос: ...
Нетрадиционные приёмы и методы коррекционной логопедической работы
Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой целью должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей ...
«Применение музыкотерапии в логопедической работе, как одного из методов инновационного подхода в работе с детьми с ОВЗ». Из опыта работы учителя-логопеда
Инновационное развитие современной наукиxviii всероссийская научно-практическая конференцияЯнварские педагогические чтенияМузыкотерапия – метод психотерапии и Арт-терапии (лечение музыкой),...