Воспитательский час на тему: "Что такое традиции"
план-конспект урока по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelskiy_chas_na_temu_tradicii.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательский час на тему: «Что такое традиции?»
Цели:
1. Объяснить детям ,что такое традиции и для чего они нужны.
2. Воспитать любовь и уважение к старшим, к традициям.
3. Развивать внимание, творческие способности, память, мышление, речь.
Ход занятия.
1.Вводная часть.
Воспитатель. Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы поговорим о традициях. Думаю, что вам сегодня есть чем поделиться друг с другом.
Цитатой нашего классного часа является народная мудрость, которая звучит так:
«Традиции — основа семьи»
- Что такое традиции? ( Ответы детей)
-Давайте откроем словарь С.И. Ожегова и уточним, что обозначает слово «традиция».
Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (т.е. от ваших родственников: мам, пап, бабушек, дедушек.) «Традиция» переводится с латинского как передача», «преемственность».
— Почему люди соблюдают традиции? ( Ответы детей)
2.Основная часть.
Воспитатель. Традиции семьи – это огромная мастерская, в которой переплетается все-вдохновение, игра, радость, творчество, умение, точность, искусство. Известно, что у каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями – глубоко в землю. Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют - животворят семью. В каждом роду, семье - своя сокровищница традиций, которые вместе с приданым в кованых сундуках, передавались детям в наследство
У каждой семьи также и в нашей группе есть свой собственный способ привлечения маленьких к общим семейным традициям. У одних это воскресные поездки за город на электричке; у других - семейный видеосеанс; у третьих - утренняя "пятиминутка" за завтраком, где даются поручения на день и напутствуют друг друга добрыми словами, - словом, все то, что остается потом у выросших детей, и то, что им захочется передать своим собственным наследникам. А стол в русской традиции - это не только место "для пирогов", а еще и чтение вслух книг для всей семьи, игры в лото, домашние стенгазеты "по случаю", разбор семейных фотографий и многое другое, что каждая семья придумывает сама.
Ребята, расскажите о традициях в нашей группе?
С незапамятных времён есть такая традиция, праздновать День рождения. Считалось, что именно в этот день злые силы приближаются к человеку. Поэтому все члены нашей семьи и друзья собираются под одной крышей с добрыми мыслями, пожеланиями и, конечно же, подарками.
Воспитатель. Испокон веков народная традиция призывала к сохранению «лада» в семье: «Мир да лад – большой клад». Очень мудрые слова! Они по-своему отражены в народном творчестве. Я предлагаю провести конкурс пословиц и поговорок о семье. Сейчас я раздам вам листочки с началом пословицы, а вы постарайтесь вспомнить и дописать пословицу.
В гостях хорошо, ……. а дома лучше.
Не красна изба углами, ……. а красна пирогами.
Своя хатка – что ……. родная матка.
Не нужен клад ……. когда в семье лад.
Хозяюшка в дому ……. что оладушек в меду.
Счастлив тот,……. кто у себя дома.
Вся семья вместе,…… так и душа на месте
При солнышке - тепло,…….. при матери – добро
Согласную семью и………..горе не берет.
Идет работа в группах.
Воспитатель. Семьи на Руси были большими, дружными, работящими. В семье было 10 , 20 и более человек. Такой дом был настоящей крепостью, твердыней. О доме и семье говорили с большим уважением. И этому есть много свидетельств. Издревле в русской семье считалось, что ребенок должен не просто расти в силу своих природных возможностей как дерево или травинка, а его надо воспитывать через слово, движение, вводить в мир правил и традиций. С младенчества ребенок слушал колыбельную песню, которая предназначалась не только для того, чтобы успокоить ребенка и мягко ввести его в состояние сна – она сообщала ему что-то о мире, о его доброте. Не понимая смысла песни, в самом младенческом возрасте, ребенок улавливал ее настрой и ощущал покой и защиту. А для матери песня была возможностью выразить свою нежность и мудрость.
Время неумолимо. Человек рождается, растёт, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому ещё не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а его дети остаются. У детей рождаются свои дети, у тех свои. И если даже человек не совершил никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нём помнили его дети, внуки, правнуки. И это замечательно, что мы помним имена своих бабушек, дедушек. Чем занимались наши прабабушки и прадедушки. Это наша гордость. Человек рождается на свет, растет, задумывается: кто я? Откуда мои корни? Замечательная русская пословица гласит: "Ищи добра на стороне, а дом люби по старине". Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, древо жизни
Дети: Собирать и хранить семейные фотографии.
Воспитатель. Почему же мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения, как предметы старины, культуры, быта, но они дороги и как память о наших предках.С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.
Воспитатель. История вещи - история человека, история семьи. Эта замечательная традиция есть во многих семьях. Думаю, что со мною все согласятся, что ее нужно продолжать. Известно, что одним из предметов, которым особенно гордился А.С.Пушкин, была пуговица с мундира его далекого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти никогда не расставался, и с гордостью демонстрировал ее друзьям. В каждой семье есть старинные семейные реликвии, вещи, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение. В каждом доме: в гараже, чуланчике, на чердаке у бабушки, на даче - хранится много старинных вещей. А как смогли бы до нас дойти эти вещи, если бы их не держали за семью печатями? Следующая страница нашей книги - "За семью печатями". Старинные вещи хранят в бабушкином сундуке. Вот он у нас такой большой, расписной. Какие же тайны хранит бабушкин сундук?
Воспитатель. Тепло и уют в наших домах, в наших семьях создают не только вещи, окружающие нас. Ведь главное в семье - это взаимопонимание, уважение, любовь, терпение, увлеченность общим делом.Если в семье из поколения в поколение воспитывается трудолюбие, воспевается традиционное народное ремесло, значит, такая семья крепко стоит на ногах.
Воспитатель. Ребята, а закончить наш воспитательский час я хочу чтением сказки.
«Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.
«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.
«Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.
Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.
И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».
И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!»
Пусть в каждом сердце разгорится огонёк любви, который мы трепетно будем передавать из поколения в поколение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Что такое традиция"
Урок - презентация для 10 класса (уч. New millenium English) с дополнительными материалами для интерактивной доски, видеофрагментом, карточками, текстом для аудирования...
Воспитательский час на тему: «Что такое труд? Зачем человек должен трудиться?»
Цели воспитательского часа: 1.Привить уважение и любовь к труду и людям труда. 2.Показать необ...
Конспект урока с презентацией по культуре поведения и общения на тему "Что такое хорошо,что такое плохо?" для коррекционных школ 8 вида, 3 класс "Особый ребенок"
Тема урока: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Цель: систематизация и закрепление знаний учащихся по данной теме. Задачи: - расширение представлений об окружающем мире;- развитие ...
Занятие на тему: "Что такое хорошо и что такое плохо"
Программные задачи: • Формировать представление, о том , что дети в классе зависят друг от друга. • Научить быть доброжелательными и терпимыми друг к другу, проявлять внимание, сочувст...
Воспитательское занятие, Классный час Что такое природа 1-2 класс
Воспитательское занятие, Классный час для начальной школы....
Классный час на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?»
очень занимательный классный час...