Доклад "Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике"
методическая разработка по теме
Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении математике помогает сформировать у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия и критически оценивать их, самостоятельно ориентироваться в решении нестардантных задач, логически мыслить, свободно высказывать принимать активное участие в обсуждении, формирует устойчивый познавательный интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orientirovannyy_podhod.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ
ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ.
Современный этап педагогической практики - это переход от информационно объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка, Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся. Многообразие проблем частных методик, в том числе и методике обучения математике, связано с ответом на 3 вопроса: с какой целью обучать детей математике? Каким должно быть содержание математического образования? Какие способы организации деятельности учащихся целесообразно использовать для достижения конкретных целей?
Решение этих проблем зависит от целого ряда психолого-педагогических проблем, центральной из которых является соотношение обучения и развития с ориентацией на каждого ученика.
Реализована концепция развивающего обучения, в основу которой положен личностно-ориентированный подход. Рассмотрим данные подходы:
- Учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания, развития его индивидуальности.
- Учитель создает максимально благоприятные условия для того, чтобы обеспечить наиболее полное развитие способностей каждого ученика. Должна присутствовать непринужденная обстановка на уроке, в которой дети свободно высказываются, принимают активное участие в обсуждении того или иного вопроса и в случае неправильного ответа получают от учителя помощь.
- Формирование знаний, умений и навыков - не цель, а средство полноценного развития личности. В этом помогает работа с калькулятором, который выполняет функции методического средства.
- Личностная позиция учителя исходит из интересов ребенка, перспектив его дальнейшего развития. Для этого включены задания поискового характера, творческого, процесс выполнения которых может быть связан с догадкой, опытом ребенка, ранее усвоенными знаниями. Например, тема: «Сложение двузначных и однозначных чисел». Детям предлагается : придумать выражения, в которых складываются однозначные и двузначные числа. Кто сможет вычислить? У кого другое мнение?
- Способы общения; понимание, признание и принятие личности ученика, основанное на способности учителя учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.
- Взгляд на ученика как на полноправного партнера в условиях сотрудничества. Учитель предлагает следующие задания:
Сравни выражения в каждой паре. Чем они похожи? Чем отличаются?
Чем похожи все вторые выражения в каждой паре? Чем похожи первые „
выражения?
72-9-3+6 48-6-7-8 27-3+2-7
72:9 3:6 48:6 7:8 27:3 2:6
Догадайся, по какому признаку записаны выражения в каждом столбике:
29+8+24 72:9 3
32+9-7+14 48:6 7:8
84-9 8
84-6 3+72
Выполняя эти задания, учащие получают роль исследователей и открывают для себя новые знания. Процесс учения носит частично поисковый и творческий характер обучения. Учащиеся не боятся проявить инициативу в рассуждениях ми доказательствах, чтобы выбрать образец правильного алгоритма учебного действия.
В методической литературе много внимания уделяется формированию умения у школьников решать текстовые задачи.
Раньше приходилось наблюдать как учащиеся испытывали затруднения при составлении краткой записи к простым задачам. И, наоборот, выделение ключевых слов в задаче нередко приводило к неправильному решению. Например, при решении задачи: « Ребята съели 4 яблока, а потом еще 2 яблока. Сколько яблок съели дети?» некоторые ученики выбирали вычитание, ориентируясь на слово СЪЕЛИ. Трудности в составлении краткой записи возникают так же и потому, что требуют определенного уровня развития словесно -логического мышления, которое в данном возрасте еще недостаточно развито. Значит, учащимся для решения задачи нужна такая наглядность, которая помогает самостоятельно осмыслить текст задачи и разобраться во всех связях и отношениях.
Обобщенность сформированных умений решать текстовые задачи проявляется в том, что при решении задач учащиеся активно изображают различные модели и предлагают различные способы решения задач.
У учеников формируются умения находить свои ошибки, исправлять их оценивать действия свои и других. В процессе обучения происходит становление широкого круга познавательных способностей. В частности, интенсивно должен развиваться ряд способностей, лежащих в основе продуктивной мыслительной деятельности, наиболее важным среди которых является логическое мышление. Собственно, на умении устанавливать связи между известным и новым, умении обобщать, сравнивать основан весь процесс познания. И чем раньше мы позаботимся об этой сфере мышления, тем более динамично будет происходить процесс обучения. Логическое мышление представлено в форме суждений, умозаключений, понятий, выраженных словесно. Основными приемами их формирования являются синтез, анализ, сравнение, обобщение и классификация. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении математике помогает сформировать у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия и критически оценивать их, самостоятельно ориентироваться в решении нестандартных задач, логически мыслить, свободно высказываться принимать активное участие в обсуждении, формирует устойчивый познавательный интерес к предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение мотивации учащихся на основе идей личностно-ориентированного подхода в процессе обучения математике
Именно учитель формирует положительную мотивацию у школьников, создает ситуации в организации учебного процесса, при которых ученики с разными способностями и подготовкой могли бы с удовольствием вклю...
Деятельностный подход в процессе обучения математике
обучение математике...
Реализация принципа индивидуального подхода в системе обучения
Статья демонстрирует особенности методики критического мышления и его результативности...
Компетентностно-деятельностный подход технологии проектного обучения математике.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.Ребенок должен быть полноценным субъектом обучения, решающим вопросы целеполагания, планирования...
Компетентностно-деятельностный подход технологии проектного обучения математике.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Поэтому в основе формирования компетенций на уроках находится деятельностный подхо...
Статья по теме «Использование дифференцированного подхода в процессе обучения математике"
В современных условиях важно осознать и принять принципиально новую педагогическую установку- каждый у4ченик может выбрать для себя уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного тр...
Описание собственного опыта работы " Дифференцированный подход в системе обучения".
Обобщение опыта работы по теме....