Звук и буквы Б, б.
план-конспект урока по теме
Урок обучения грамоте и развития речи в 1 классе коррекционной школы VIII вида, по программе В.В.Воронковой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obucheniya_gramote.docx | 16.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте
Тема: Звук и буквы Б,б.
Цель: познакомить с новым согласным звуком и буквами Б, б; учить читать слоги и слова с новой буквой; продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха; развивать воображение, память, логическое мышление; уточнять и обогащать словарный запас; воспитывать аккуратное отношение к работе, усидчивость, доброе отношение к животным; интерес и желание читать.
Оборудование: буквари, предметные картинки (бабочка, бык, барабан, бусы, бочка, Буратино), иллюстрированная буква Б, таблицы со слогами, нитки, карандаши, буквы алфавита, слоги.
Ход урока
- Орг. момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка.
- Ребята, сегодня у нас 17 февраля, среда, второй урок – чтение.
2.Артикуляционная гимнастика.
А теперь откройте ротик,
Приготовьте язычок,
Упражнения помогут
Нам слова произносить.
Открывание и закрывание рта.
Вытягивание губ вперед и растягивание их в улыбку.
Движение языка вперед и назад при широко открытом рте.
Поднимание языка вверх.
Повороты языка вправо и влево.
Пощелкивание кончиком языка.
- Актуализация опорных знаний
Встали буковки. «Ура!»
За работу нам пора!
А) «Путаница»
- Назовите буквы?
- Какая буква лишняя? (А, о, и, т, у. Р, п, ы, л, ж.)
Б) «Узнайте букву в узоре»
4. Формирование представлений о звуке.
Интересные вопросы ожидают смельчаков.
Пожелаем им удачи.
Выходите!
Кто готов?
А) Выделение звука.
- Посмотрите на рисунки. Назовите предметы (бабочка, бочка, барабан, бусы)
- Произнесите слово. Сколько слогов? Произнесите первый слог. Определите первый звук?
- С какого звука начинаются эти слова?
Б)Учимся произносить звук.
- поучимся произносить звук, посмотрим на соседа, как он произносит звук. Надо сомкнуть губы и опустить нижнюю челюсть. Губы плотно сомкнуты. Язык свободно лежит в нижней части полости рта. Мягкое небо поднято, воздух с силой прорывает плотно сомкнутые губы. Голосовые связки вибрируют.
В) Характеристика звука.
- Расскажите о звуке Б. (Не поется, согласный. Обозначается, синим кружочком)
Г) Упражнения в выделении звука Б из потока речи
- Немного устали. Положите голову на парту, опустите плечи, закройте глаза. Послушайте рассказ. Запомните слова, в которых есть новый звук Б.
«Лесные музыканты»
Купил баран на базаре барабан, сел на бревно под березой и ну лупить: бум! бум! бум!
Подошел барсук с баяном:
- Можно с тобой вместе поиграть?
- Конечно, можно! – обрадовался баран.
Тут еще бобер с балалайкой и бурундук с бубном подоспели. Уселись рядком на бревно, и давай играть, кто громче. Такой тарарам подняли – все звери сбежались.
-Нельзя ли потише?! – просят звери.
А музыканты еще громче заиграли.
Тут вышла белочка:
- Если вы не будете играть, мы вам бубликов дадим.
Вот так баран, барсук, бобер и бурундук стали по лесам ходить и со всех бублики да баранки требовать. (Г.Юдин)
- Поднимите голову. Какие слова запомнили со звуком Б?
5. Формирование представления о буквах Б, б.
- Звук Б обозначается буквами, их две. (Показываю)
Для чего нужна большая буква? А маленькая?
Сравните их.
- На что похожа буква Б?
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Вот посмотрите – кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу.
б) Конструирование буквы
- Соорудите буквы из ниток. Встаньте и посмотрите, у кого какая получилась.
- Соедините точки так, чтобы получилась буква Б.
В) Определение места новой буквы в алфавите.
- Посмотрите на алфавит, назовите соседей буквы Б.
6. Чтение слогов текста.
- Ребята, кто –то к нам спешит в гости. Давайте попробуем отгадать загадку.
Человечек деревянный.
На воде и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует свой длинный.
Кто же это? (Буратино)
- Ребята в сказке Буратино в школу так и не попал и букв не знает, а читать ему очень хочется. Давайте ему поможем прочитать слоги.
Ба –ба –ба
Бо- бо -бо
Бу -бу- бу
Бы-бы-бы
Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Что бы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Б) Упражнения в составлении и чтении слов.
- Как вы думаете, кто к нам еще спешит на урок? Давайте попробуем узнать.
Встал он прямо у дорожки:
Не идут со страха ножки.
И мычит бедняга: «Му!
Шаг я сделать не могу» (бычок)
(выставляется картинка)
- Кто видел быка? Что вы можете рассказать об этом животном?
( Анализ и составление рассказа)
7. Работа по учебнику с.84.
А) Работа с рисунком
- Какое животное нарисовано? С какого звука начинается это слово? Какая буква? В каком домике живет? Почему?
Рассмотрите большую картинку. Кого нарисовал художник? Составьте предложение по картинке.
Б)Чтение – разведка
- Возьмите карандаши. Прочитайте рассказ. Подчеркните букву Б в тех словах, где она есть. Сколько встретилось букв Б в тексте? А теперь давайте прочитаем текст.
(Чтение текста)
- О ком прочитали рассказ? Где был бык? Кто пас быка?
8. Рефлексия.
- Чем вы занимались на уроке?
- Что вам понравилось на уроке?
- С каким звуком и буквой познакомились?
- Какие слова запомнили со звуком Б?
- Посмотрите на картинку и найдите слова, которые начинаются со звука Б. Раскрасьте картинки.
9. Оценки.
10. Домашнее задание.
Придумать слова со звуком Б.
Прощаться нам пришла пора
И азбуку закрыть пора!
С ней узнали много слов
И много всяких всячин,
И если ты запомнил их.
Не зря урок потрачен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук «Ш»- твёрдый согласный звук. Буквы Ш,ш.
Краткое содержание: в данном занятии представлены коррекционно-развивающие, речевые и дидактические игры и упражнения, наглядный материал позволяющие познакомить детей с новым звуком и буквой, которая...
Пишичитайки страны Языкарии в "Творческой мастерской". Изготовление игры "Звуки - буквы" из бросового материала
Оснащение коррекционно-развивающего пространства в логопедической группе детского сада дидактическими пособиями, созданными руками детей под руководством учителя-логопеда из бросового материала....
Конспект занятия ( с презентацией) на тему "Звуки, буквы, слоги" для 1 класса.
Занятие с учащимися 1 класса, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи на этапе обучения грамоте. Основная цель занятия: развитие положительной учебной мотивации младших школьников средствам...
Программа внеурочной деятельности в 1 классе "Звуки, буквы и слова"
Коррекционно-развивающая программа "Звуки, буквы и слова" предназначена для обучающихся 6-7 лет (1 класс), имеющих нарушения речи (ФФНР, ОНР, ЛГНР) и неречевых процессов, препятствующи...
Детско-родительская игра "Чтоб пятёрки получать, звуки, буквы надо знать"
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми необходимо представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивает и интересно живёт, если организованна совметсна...
Логопедическое занятие для учащихся 2-го класса. Буквы О - Ё после твёрдых и мягких согласных звуков, букв.
Конспект логопедического занятия в условиях школьного логопункта для учащихся 2-го класса.Тема: Буквы О - Ё после твёрдых и мягких согласных звуков, букв....