Речевая конференция как один из видов презентации проектной деятельности
статья на тему
В данной статье описывается опыт работы педагогов Ленинской школы - интернат II вида . Данная статья может быть полезной для учителей - дефектологов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volchenko.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая конференция как один из видов презентации проектной деятельности
Волченко Е.А.
ГОУ «Ленинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат II вида»
Одна из важнейших задач образования в коррекционной школе - не только научить и привить определенные навыки в соответствии с образовательным стандартом, но и развить интерес к процессу получения знаний, которые могут и должны пригодиться им в жизни, развить творческое начало и инициативу. Привить навык анализа, систематизации, планирования и самообразования. Поэтому для достижения этой цели необходимо внедрять в практику работы с детьми с различными снижениями слуха новые педагогические технологии, которые бы способствовали повышению умственной активности, совершенствовали речевые и коммуникативные навыки, способствовали развитию психических процессов и повышению мотивации к учению.
Одна из основных задач школы: настойчиво развивать речь и остаточный слух учащихся, чтобы из ее стен выходили социально адаптированные личности. Поэтому вся деятельность коллектива направлена на выполнение коррекционной программы, а именно, на реализацию потенциальных возможностей слабослышащих учащихся с учетом их дефекта, воспитание у детей внутренней убежденности в том, что они нужны обществу, что они будут востребованы при условии овладения определенными знаниями, нормами поведения, умениями и навыками.
Наш педагогический коллектив, творчески подходя к воспитательно-образовательной деятельности, выработал модель образовательного учреждения, которая изменялась и изменяется в зависимости от проблем и задач, решаемых школой. Постоянно совершенствуются формы педагогического труда, ведется поиск новых условий обучения, развития и воспитания школьников, используется и метод проектов – совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для решения определённой проблемы, значимой для учащихся, которая завершается вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Проектная деятельность с использованием информационных технологий является мощным средством мотивации к обучению, способствует развитию уверенности в своих возможностях, повышает уровень самостоятельности учащихся с недостатками слуха.
В нашей школе–интернате создаются разные проекты. Но предпочтение отдаётся среднесрочным творческим проектам, презентация которых проводится в виде речевой конференции. 2007 год был объявлен годом русского языка. Была выбрана тема «Мы любим свой язык и свою родину».
Цель проекта: воспитание у учащихся патриотических чувств, любви к родному языку и истории своего народа, развитие познавательного интереса к литературе, развитие творческих способностей.
Результаты проекта:
В этом проекте участвовали многие учителя и учащиеся.
Учащиеся младших классов совершили путешествие во времени и оказались в далёкой старине. Презентация их проекта была представлена речевой конференцией «Родное слово», а презентация проекта старших школьников - «Словари русского языка». Но на этом ребята решили не останавливаться, а объединиться и сделать презентацию общего проекта в виде речевой конференции «Россия – Родина моя». На эту конференцию пригласили ветеранов педагогического труда, которые находятся на заслуженном отдыхе.
Перед глазами зрителей предстало прошлое Руси: ее необъятные просторы и красивая природа, народные промыслы и танцы, талантливый русский народ. На конференции говорили о прекрасном и звучном русском языке и Родине, о любви к России - огромной, голубоглазой стране с красивыми и добрыми людьми, с ласковыми и раздольными песнями, с белоствольными березками - ее символом.
Участники праздника водили хороводы, исполняли танцы, песни, стихи, пословицы и поговорки о России. Не легко все это было делать ребятам, но они старались четко проговаривать все звуки, говорить чисто, правильно, выразительно. Всем гостям были подарены куклы - обереги, которые должны быть в доме каждой девочки, женщины. Издавна люди верили, что безликая кукла, изготовленная из ниток или соломы, оберегает ребенка во сне и считается символом продолжения рода, в этом ребята постарались убедить гостей конференции.
Закончилась конференция сводным хором учеников и учителей школы. В завершение песни «Россия – Родина моя» вверх взметнулись красные, синие и белые шары, символизирующие флаг нашей Родины. Это было неожиданно и очень красиво - триколор, развевающийся на ветру. Во время песни перед зрителями прошли дети с тульским самоваром, вологодскими кружевами, оренбургскими платками, жостовскими подносами, изделиями из Хохломы, Дымки, Гжели, Палеха и самым главным символом Руси - деревянной матрешкой.
В 2008 году был разработан проект «Великие полководцы». В нем приняли участие ученики старших классов.
Цель проекта: развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно - нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.
Результаты проекта:
Учащиеся узнали много нового и интересного об историческом прошлом, о великих полководцах. Они изучали документы, смотрели военную хронику. Презентацию этого проекта представили в виде речевой конференции, на которую пригласили младших школьников, ветеранов войны и труда. Ребята рассказывали о жизни и деятельности легендарных военачальников, об основных битвах, которыми они руководили. Были показаны слайды с портретами великих полководцев, фотографиями документов, отражающих этапы их биографии, картинами, картами на которых изображены места сражений.
Прозвучали стихотворения Г.Р. Державина, И.И. Дмитриева, посвященные памяти Суворова в исполнении десятиклассников. Слайды сопровождались музыкой полковых оркестров 18-19 веков. Прозвучали марши Семеновского, Преображенского, Павловского полков в исполнении Адмиралтейского оркестра Ленинградской военно-морской базы. В исполнении Квасова Никиты прозвучала песня О. Газманова «Офицеры».
В заключение конференции ребята еще раз обратились к словам Суворова «Мы русские, мы все одолеем». Обращаясь к ветеранам, ребята заверили, что, несмотря на нелёгкие времена, которые наша Родина сейчас переживает, слова великого полководца вселяют надежду на то, что Россия выстоит и все одолеет.
Речевая конференция убедительно доказала, что у современных школьников со сниженным слухом сохраняется интерес к личности и творческому наследию великих полководцев, верных сынов своей Родины.
В 2009 году был создан проект, продуктом которого тоже являлась общешкольная речевая конференция. Долго выбирать тему не пришлось. Просматривая районную газету «Знамя», ученица 9 «Б» класса обратила внимание на статью, где местные жители вели диалог с администрацией города о переносе празднования дня города с 4 октября на 17 июля. Ей стало интересно и в тоже время непонятно, зачем это нужно жителям города. «Вот и проблема, осталось подобрать название проекта», - подумала я. Но следует отметить, что самая трудная работа – это заинтересовать ребят. Ведь из-за занятий исследовательской работой меньше остается времени для отдыха и развлечений. И всё же, ребята 9 «Б» класса, где я являюсь классным руководителем, рассказали о прочитанном на общешкольной линейке. После линейки учащиеся в классах обсудили услышанное, и спустя некоторое время был дан старт общешкольному проекту «Город, в котором я учусь». К исследовательской работе подключились новые ребята и учителя, а помогли в этом опытные исследователи, а самое главное – наши прошлые достижения.
Цель проекта: формирование активной жизненной и гражданской позиции, чувства гордости за свою малую Родину; знакомство с историей родного города, с известными земляками; повышение уровня общего и речевого развития детей с нарушениями слуха на основе принципа речевой коммуникации.
Ребята разделились на группы – классы, которые поделили между собой конкретное задание для своей проектной группы. Седьмой класс занялся изучением создания символики не только города, но и Ленинского района. Ребята узнали и об авторе герба города Ленинска - В. В. Ситникове. Он наш земляк, известный художник. Несмотря на свой почтенный возраст, художник продолжает много и активно работать не только в родном городе, но и в Санкт-Петербурге. Некоторые ребята побывали на его выставке в г. Волгограде.
Надо отметить, что все исследовательские группы начали свою работу с посещения районной библиотеки, где в разное время и по разным темам были организованы беседы и различные встречи.
Группа из учащихся 10 и 8 классов заинтересовались архитектурой города Ленинска. Они не только познакомились с архитектурными памятниками города, но и с популярными «русским» и «кирпичным» стилями. Ребята узнали, кому принадлежали эти здания в те давние времена, и кому они принадлежат сейчас.
Ученики 4-х классов решили познакомиться с образовательными учреждениями города. Они узнали, что в городе 3 общеобразовательных школы, 5 детских садов, колледж бизнеса, профессионально-техническое училище № 47 и 2 учреждения дополнительного образования – это «Подростковый клуб» и «Детско-юношеский центр». Наши учащиеся ведут давнюю дружбу с этими детскими учреждениями, а тут сдружились настолько, что девочки записались в кружок «Волшебная нить» и научились вязать на машинке «СИЛЬВЕР» (silver), а Амралиев Слава стал заниматься в авиамодельном кружке. Зайнулина Анара, ученица школы №1, занимается вокалом в ДЮЦе, является лауреатом многих детских музыкальных Российских конкурсов. Несмотря на свою занятость, она очень много занималась с нашими девочками, что помогло Орловой Кате занять II место в конкурсе «Музыка жестов», исполняя песню «Россия» под её фонограмму.
Вместе с учащимися школы № 3 были проведены классные часы, и создан совместный проект «Быть или не быть Волго-Ахтубинской пойме». Ребята стали совместно работать, проводить исследования, приглашать друг друга на презентации проектов. А на речевой конференции они вместе со своими новыми друзьями показали видеосюжеты и провели мини - соцопрос.
Рассказывая о своей школе, ученики 2-х – 3-х классов уделили внимание музею «Русская изба», руководителем которого является Пастухова О.А., и провели игру с залом «Слово, откройся».
Развитие культуры – эта тема 5-х классов. Они рассказали о работе двух библиотек, познакомили ребят с автором гимна Ленинского района и с земляками -поэтами, которых пригласили на конференцию и читали их стихи. Во дворце культуры «Октябрь» пятиклассники познакомились с работой разных кружков, с хором ветеранов и ребятами из духового оркестра. Учащиеся нашей школы показали свои танцевальные номера, после чего они стали участниками таких районных праздников, как «День матери», «День пожилого человека».
Ребята знали, что два ученика нашей школы занимались в Ленинской школе искусств по отделению изобразительное искусство, и они решили познакомиться с этим детским учреждением поближе. На речевой конференции дети рассказали о школе искусств, пригласили своих новых друзей и исполнили разученные вместе с ними песни.
Физическая культура и спорт – это исследовательская тема 6-х классов. Ребята нашей школы принимают участие во всех районных соревнованиях, познакомились с работой ДЮСШ г. Ленинска, её спортсменами. Наши ученики Угодников Иван и Чередников Михаил стали заниматься в спортивной школе тяжелой атлетикой. На презентации ребята рассказывали об областной сельской спартакиаде, где им посчастливилось встретиться с олимпийской чемпионкой Татьяной Лебедевой.
Учащиеся 9 «А», «Б» классов решили узнать все об истории происхождения Ахтубинского края. Ребята изучили исследовательские работы наших земляков, которые хранятся в нашем районном музее. Подлинные документы Астраханской епархии, куда входило село Пришиб, и сейчас хранятся в Астраханском архиве.
Во время подготовки к речевой конференции каждый участник проекта много раз проговаривал текст своего выступления, отмечал трудные слова или обороты. Некоторым ребятам подготовиться к выступлению помогали родители, а в основном это делали учителя по РСВ и ФП. Когда работы были готовы, начались публичные выступления перед руководителями и другими ребятами.
Во время презентации участники проекта рассказывали, что ещё царь Пётр I видел выгоду Ахтубинского края. Он повелел купцу Духову наладить здесь производство шёлка, но созданный шёлковый завод просуществовал не долго. Екатерина II решила наладить производство Ахтубинского шёлка, и 26 октября 1773 года она подписала указ о переселении 1300 семей в Ахтубинский край. С этого дня название села Пришиб официально появилось в документах. А 16 февраля 1919 года в жизни жителей села Пришиб произошло важное событие. Село стало не только городом, но и уездным районным центром, которому было присвоено имя вождя революции В.И. Ленина. Так же ребята рассказывали об известных личностях, которые в разные времена бывали в наших краях: Александр Невский, Емельян Пугачёв, Николай Чернышевский, маршал Жуков и многие другие. Рассказывали и о том, что в нашем крае родился океанолог, ученый с мировым именем Л.А. Зинкевич, а именем нашего земляка Никифора Алексеевича Бегичева назван остров в море Лаптевых. Он обследовал Таймыр, составил карту и описание открытых им островов.
Речевая конференция может быть эффективно использована уже в начальной школе. Такая педагогическая технология помогает нашим ребятам успешно адаптироваться в среде слышащих, что способствует участию их на районных и областных мероприятиях. А окружающим позволяет относиться к неслышащим как к равным себе в возможностях психического, языкового, культурного, социального, физического развития, но нуждающихся в специальной и длительной помощи для преодоления последствий природных физических ограничений.
Главное, к чему мы стремимся – это воспитание раскованного, открытого, живого, весёлого человека. Воспитание человека, который готов к любым контактам, с любыми людьми, в любой обстановке; готового прийти на помощь и принять помощь; проявить инициативу в деятельности, в речевом общении; человека творческого, стремящегося пополнить свои знания, любящего читать; человека, владеющего культурой своего народа.
Как показывает наша многолетняя практика, эффективность речевой конференции состоит в том, что она, как никакой другой вид работы, способствует формированию устной речи. Особенно большую роль конференция играет для развития навыка публичных выступлений. Дети стремятся показать внятную, членораздельную, выразительную устную речь, доступную пониманию окружающих. Они с большим желанием стараются использовать имеющийся навык самоконтроля. Подготовка к речевой конференции способствует реабилитации слабослышащих учащихся, развивает чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формирует опыт нравственного поведения, стимулирует развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
Достаточно свободное владение устной коммуникацией выпускниками специальных школ содействует более свободному выбору профессии или учебного заведения для профессионального обучения, включая вузы, а также трудоустройству и профессиональной карьере, достижению определённого социального статуса.
Наши выпускники являются студентами различных учебных заведений: Кулага Маша - студентка МГТУ им. Н.Э. Баумана, Чередникова Алёна - студентка 4 курса очного отделения ВГИИК им. П. А. Серебрякова, Зякин Алексей - студент 3 курса факультета информатики очного отделения Московского государственного педагогического университета, Лысова Анастасия - студентка 5 курса очного отделения МГПУ, будущий учитель информатики, Абдрахимов Шамиль – студент Волгоградского педагогического колледжа №2 г. Волгограда. А Могутова Татьяна после окончания педагогического колледжа работает в родной школе учителем физической культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
В данной работе описывается, что такое проект, какие бывают типы проектов, что необходимо для создания проекта, визитная карточка проекта....
Презентация проектной деятельности
Реалии сегодняшнего дня сегодня таковы, что выпускнику школы недостаточно иметь только прочные знания по предмету. Он должен знать: - где сосредоточены недостающие знания,- как их добыть,- каким ...
Презентация "Проектная деятельность на уроках информатики"
Презентация подготовлена для выступления на МО преподавателей. "Проектная деятельность на уроках информатики". Из опыта работы....
Игра как один из видов учебно-познавательной деятельности на уроках английского языка
Игра как один из видов учебно-познавательной деятельности на уроках английского языка...
Презентация Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей каждого обучающегося, включая одарённых детей
Данная презентация будет полезна не толко учителям английского языка, но и преподавателям других дисциплин....
Презентация проектной деятельности по внеурочной деятельности курса «Мир профессии
Курс «Мир профессий» реализует социально-педагогическое направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах.Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимал...
Презентация "Проектная деятельность и проектная культура.5 класс, урок изучения новых знаний"
Данная презентация познакомит обучающихся с понятиями "проект", "эстетика", "дизайн", "композиция". Кроме того, презентация повествует об этапах творческого про...