ОЛИМПИАДА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
статья по теме
Одним из наиболее трудных предметов для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида является математика...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_v_korrekcionnoy_shkole_voprosy_i_otvety1.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опубликовано в сборнике статей Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и прикладные вопросы организации психологического, педагогического и медико-социального сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья»,
под редакцией профессора В.Н. Скворцова, СПб, 2007
Олимпиада в коррекционной школе: вопросы и ответы.
Одним из наиболее трудных предметов для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида является математика.
Это объясняется тем, что овладение даже элементарными математическими знаниями требует от школьников с особыми образовательными потребностями достаточно высокого уровня развития процессов логического мышления, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы. Однако преодоление и коррекция недостатков развития учащихся, нуждающихся в совершенно особых условиях образования, должны не только способствовать решению поставленных образовательных задач, но и восполнять недостаток знаний об окружающем мире, развивать и формировать навыки социальной адаптации, т.е. способность к максимально возможной независимой жизни в современном обществе. Поэтому в работе учителя математики целесообразно применение различных форм, методов, приёмов обучения математике, как на уроках, так и во внеклассной работе по предмету.
Занимательные задачи, необычные задания, разнообразные загадки, ребусы, кроссворды и шарады очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Они будят воображение ребёнка, создают приподнятое настроение, вызывают положительные эмоции. А это, в свою очередь, активизирует учебную деятельность учащихся, позволяет преодолеть трудности математического характера, учит школьников оперировать и применять имеющиеся знания в изменившейся обстановке, развивает настойчивость в достижении цели.
Систематическая работа по предмету с умственно отсталыми учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы, направленная на развитие их внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления, активизацию познавательной деятельности, формирование эмоционально-волевой сферы, позволяет обратиться к такой форме проведения внеклассных мероприятий как олимпиада по математике.
Подготовка и организация математической олимпиады для учащихся 8-9-х классов ставит перед педагогом ряд задач:
- развитие устойчивого интереса к предмету;
- раскрытие потенциальных возможностей каждого ученика;
- углубление представлений учащихся об использовании сведений, полученных на уроках математики в практической деятельности;
- развитие желания и умения самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;
- формирование умения сочетать индивидуальную и коллективную работу;
- всестороннее развитие личности каждого школьника.
Для успешной реализации всех поставленных целей и задач олимпиада по математике проходит в два тура.
1 тур (отборочный) – Проводился среди учащихся одного класса. По его итогам составлялась команда из трёх человек.
2 тур (заключительный) – Проводился среди учащихся, которые показали лучшие результаты.
По его итогам определялись победители в личном и командном зачёте.
На каждый тур отводилось определённое время:
- 2 недели – на подготовку;
- 1 час 30 минут – на выполнение письменной работы.
Во время подготовки школьников к олимпиаде учителя, как на уроках, так и во внеклассной работе используют различные формы и методы обучения - это и проведение «нестандартных», занимательных уроков, викторин, конкурсов, выпуск математических газет, работа с учебной литературой и т.д.
При выполнении олимпиадных задач каждый ученик получает отдельный лист с напечатанными заданиями. Решение желательно сопроводить краткими пояснениями, чертежом или рисунком.
В олимпиадные задания включаются задания различной сложности, которые не требуют от участников знаний, выходящих за рамки программы по математике:
- Задачи доступные всем ученикам.
Участник олимпиады, не решивший ни одной задачи, может потерять уверенность в своих силах, интерес к предмету.
- Выписаны подряд все числа от 1 до 50. Сколько раз написана цифра 3?
- Бревно распилили на 6 частей. Сколько распилов сделали?
- Задачи с «изюминкой».
Это несложные задачи, которые доступны большинству учащихся, но более сообразительный ученик может, заметив «изюминку», решить их быстрее и рациональнее.
- Полный ящик с яблоками весит 28 кг. Ящик, заполненный на половину, 16 кг. Сколько весит пустой ящик?
- Девочка начертила 2 прямые линии. На одной она отметила 2 точки, а на другой 3. Всего получилось 4 точки. Изобразите, как это могло получиться?
- Задачи повышенной сложности.
Это задачи, которые смогут решить не более половины школьников, так как они требуют хорошей математической подготовки, уверенных вычислительных навыков, более широкого кругозора, особой математической смекалки.
- Периметр квадрата 28 см. Чему равен периметр прямоугольника, если его ширина равна стороне квадрата, а длина в 2 раза больше?
- По тропинке, вдоль кустов шли 11 хвостов.
Сосчитать я так же смог, что шагали 30 ног.
Это вместе шли куда-то петухи и поросята.
А теперь вопрос таков: сколько было петухов?
И узнать я был бы рад: сколько было поросят?
Для проведения олимпиады по математике создаётся жюри. Оно обеспечивает организацию каждого тура, проверку работ всех участников, обсуждает итоги и присуждает призы победителям. Итоги каждого тура олимпиады оформляются в виде решения жюри и вывешиваются на информационном стенде.
Проведение целого комплекса мероприятий, заключительным этапом которых становится олимпиада по математике, позволяет определить качество математической подготовки, математического развития и сознательность усвоения программного материала учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, содействует развитию речи и мышления школьников, формированию навыков самостоятельной и коллективной работы, расширению их кругозора, позволяет учащимся увидеть практическое значение тех знаний, которые были получены в ходе занятий.
Заключительный анализ материалов и результатов, полученных в процессе подготовки, организации и проведении олимпиады по математике, показывает, что систематическая работа учителя по любому предмету помогает учащимся получить не разобщённые знания, а систему знаний, которая может быть использована ими в дальнейшей, уже самостоятельной, жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые вопросы к олимпиаде по предмету: сельскохозяйственный труд(9 класс коррекционной школы)
Автор - составитель: Татьяна Георгиевна Андраханова, учитель профессионально трудового обучения высшей категории Муниципального казенного специального(коррекционного)образовательного учреждения ...
Вопросы и ответы школьного тура олимпиады по географии в 8 классе
Вопросы и ответы школьного тура олимпиады по географии в 8 классе...
«Английский в фокусе» для начальной школы: вопросы и ответы
«Английский в фокусе» для начальной школы: вопросы и ответы» – Поспелова Марина Давидовна, заслуженный учитель России, почётный работник общего образования Российской Федерации, лауреат гранта Мо...
вопросы и ответы школьной олимпиады по географии в 8 классе 2015 год
Вопросы и ответы школьной олимпиады 8 класс 2015 год...
Открытый урок по развитию речи во 2 классе коррекционной школы II вида Тема: "Ответы на вопросы к тексту "Лес осенью".
Формировать умения отвечать и задавать вопросы....
Статья в журнале "Коррекционная педагогика. Вопросы и ответы" №2(4), июнь 2019г.
Интегрированная коррекционно-развивающая деятельность по формированию математических представлений и сенсорному развитию с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальном развити...
Настольный теннис (вопросы и ответы) Тест состоит из нескольких вопросов. В каждом вопросе несколько вариантов ответа, выберите один правильный вариант ответа.
Тест пренназначен для проверки знаний основных правил настольного тенниса.Интересен новичкам и всем любителям игры. Из предложенных вариантов ответа необходимо выьрать всего 1 правильный.В игре настол...