«Подготовка к овладению народными промыслами в младшем школьном возрасте».
статья по теме

Елена Васильевна Бондарева

 

Выпускники коррекционных школ VIII вида  в силу своих особенностей (снижения уровня интеллекта) сталкиваются в современном обществе с проблемой трудоустройства, самоопределения.

         Для успешной социализации и адаптации воспитанников в общество  в школе для детей имеется возможность овладеть доступными и востребованными социумом  первоначальными навыками по доступным профессиям и некоторым видам народных промыслов, позволяющих зарабатывать собственным ремеслом в современных экономических условиях. В связи с этим в школе большое значение придается системе подготовки обучающихся к овладению посильными видами труда, в числе которых обучению навыкам трудовой  деятельности необходимых для выполнения  операций по определенному виду народного промысла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_13.10.2009.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Подготовка к овладению народными промыслами в младшем школьном возрасте».

           Подготовила  для опубликования в печати  и ознакомила  на    

                   методическом  совете школы-  интерната   учитель математики        

                  первой категории,  заместитель  директора  по научной  работе        

                       Косолаповской школы-интерната  Бондарева  Елена  Васильевна

        Выпускники коррекционных школ VIII вида  в силу своих особенностей (снижения уровня интеллекта) сталкиваются в современном обществе с проблемой трудоустройства, самоопределения.

        Для успешной социализации и адаптации воспитанников в общество  в школе для детей имеется возможность овладеть доступными и востребованными социумом  первоначальными навыками по доступным профессиям и некоторым видам народных промыслов, позволяющих зарабатывать собственным ремеслом в современных экономических условиях. В связи с этим в школе большое значение придается системе подготовки обучающихся к овладению посильными видами труда, в числе которых обучению навыкам трудовой  деятельности необходимых для выполнения  операций по определенному виду народного промысла.

        Школа – интернат располагает такими педагогическими кадрами, которые наряду с основной для своей деятельностью по обучению и воспитанию детей с ОВЗ,  с увлечением занимаются с воспитанниками различными видами  народно- прикладного творчества.

        Все воспитанники школы имеют возможность получать дополнительное образование и занимаются во внеурочное время разными видами народных помыслов на факультативах, кружках, занятиях по интересам такими как: вышивкой, резьбой по дереву, росписью по дереву, лозоплетением, берестой, бисероплетением, вязанием, лоскутным шитьем, аппликацией, изготовлением мягких игрушек, ткачеством  и др. видами творчества.

       В основу этой деятельности положено обучение, основанное на развитии в достаточной степени  навыками работы по определенному виду народного ремесла. Виды занятий по народным промыслам в школе подбираются с учетом того, что можно приобрести по доступной цене, либо ремесло основывается на сфере природного сырья (древесина, кора, береста, ивовые прутья, сухоцветы, травы, солома, камыш и др.), а также на использовании для изготовления поделок отходов материалов (лоскутов, обрезков кожи, отходов пряжи и т.д.).

       Педагоги знакомят воспитанников с историей создания ремесла, с художественными видами обработки различных материалов, посильных данному возрасту детей, а также с эстетической и практической значимостью изделий.

        Широкий выбор видов народных промыслов в школе – интернате дает возможность каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свое занятие по душе, что, безусловно, окажет благоприятное влияние на  дальнейшее обучение, будет способствовать более осознанному выбору профессии или виду ремесла, которым сможет обеспечить свое будущее воспитанник.

        Интерес к работе и желание еще лучше постигать выбранное ремесло побуждают изготовленные своими руками красивые и нужные предметы, изделия, т.е. результаты своего труда, которые занимают достойное место на школьных, районных и республиканских выставках декоративно -  прикладного творчества, украшают интерьеры комнат, коридоров в школе, служат подарками для педагогов, гостей школы, близких людей, т.е. приносят удовлетворение, радость от созданного самими воспитанниками под руководством умелых педагогов.

        Воспитанники, поступив в школу – интернат, с первых лет своего пребывания в стенах школы попадают в атмосферу творчества, труда, трудолюбия. Ученики начальных классов с увлечением начинают постигать азы несложных трудовых операций на уроках ручного труда, во время занятий по интересам, на кружках народных промыслов.

       Основная задача педагогов в работе с детьми младшего школьного возраста – привитие практических трудовых навыков, воспитание художественного вкуса, чувства прекрасного, умения работать длительное время, достигая результатов своего труда.

        На первых занятиях по народным промыслам младшие школьники знакомятся с самим видом ремесла,  его возникновением, его ценностью и практической значимостью на основе представленных образцов изделий. Далее школьники ознакамливаются с материалами и инструментами для выполнения работы, с приспособлениями для  изготовления изделий, с образцами изделий  разной степени сложности и на разных стадиях изготовления.

        Значительное время, несомненно, отводится практическим работам, в процессе которых у школьников формируются необходимые трудовые навыки и умения для изготовления изделий данного вида народного промысла, где всегда перед началом работы проговариваются правила техники безопасности, соблюдение которых строго необходимо и обязательно для всех. Выполняя работу по изготовлению, под руководством педагога, изделий ученики видят, сколько труда затрачивается для того,  чтобы создать красивую вещь, тем самым с младшего возраста учатся уважать и ценить чужой труд.

        Педагог показывает детям, что  материал, который используют они в своей работе можно либо самостоятельно приобрести в магазине по недорогой цене, либо использовать природный материал, отходы материалов, учит правильно делать заготовки изделий, экономно расходовать материал, бережно относится к инструментам, а главное объясняет,  как данное изделие можно выполнить самостоятельно в домашних условиях.

        На первых порах, как показывает школьная практика младшим школьникам целесообразнее давать коллективное исполнение работы – как наиболее эффективной формы организации труда, так как при наименьших затратах сил и времени удается выполнить трудоемкую работу и быстрее увидеть результаты своего труда, а также получить оценку труду. Такая форма организации труда кроме всего способствует сплочению коллектива, формирует навыки коллективного труда, учит работать совместно в коллективе, воспитывает чувство взаимопомощи, дружбы. В дальнейшем  школьники  учатся индивидуальным видам изготовления изделий, но умение работать в коллективе воспитывается в них постоянно, как неотъемлемая форма жизни в обществе.

        Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. В школе – интернате по традиции наиболее подходящими формами оценки являются выставки выполненных образцов изделий, где ученики имеют возможность ознакомиться с результатами своего труда  и труда товарищей, увидеть многообразие представленных изделий. Затем, лучшие изделия украшают стены коридоров школы, спальных комнат в общежитии, а также служат замечательными подарками.  Наибольшую признательность школьники получают, когда их лучшие плоды труда выставляются в районном краеведческом музее или принимают участие на республиканской ярмарке товаров и изделий.        

        Педагоги,  работающие в начальных классах коррекционной школы, сталкиваются с такими проблемами в развитии детей с ОВЗ, при которых обучение элементарным трудовым навыкам становится задачей длительной и кропотливой в силу того, что у детей зачастую отмечается слабая моторика пальцев, неумение работать в коллективе (не успевают за всеми), низкий темп работоспособности, повышенная отвлекаемость, расторможенность, которая мешает целостному восприятию окружающих предметов, недостаточное пространственное восприятия.

        Несмотря на все трудности в работе с  детьми с ОВЗ педагоги Косолаповской школы – интерната ставя перед собой конкретные цели и задачи, добиваются неплохих результатов. Педагоги  день за днем кропотливо обучают младших школьников,  которые к старшим классам достигают хороших результатов и становятся мастерами своего дела.  

     Каждый из педагогов, работающих в начальных классах, стремится прививать своим воспитанникам основы какого – либо народного промысла, чтобы  творчески развивать, заинтересовывать, увлекать детей трудом, который приносит радость окружающим.

        Параллельно с эстетическими и трудовыми возможностями такая деятельность помогает восполнить пробелы в интеллектуальном развитии, в том числе и наглядно – образном и логическом мышлении, коррекции сенсорных нарушений и недостатков, формировании самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и значение русских народных игр в воспитании детей младшего школьного возраста

В статье говорится о комплексном воздействии русских народных игр на психо-эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста. Приводятся примеры русских народных пальчиковых, драматических, хо...

Формирование художественной культуры детей младшего школьного возраста в процессе занятий народно-песенным творчеством.

Именно в культуре человек обретает свое бытие, именно культура задает содержание, стиль, характер мышления и отношения человека к окружающей действительности, а также формирует образ мира человека как...

Особенности формирования навыков полноценного чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Чтение- это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. и это не случайно, так как чтение можно считать осно...

Развитие коммуникативных способностей ребенка младшего школьного возраста через народную игру

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Далее  приведены  ряд игр, которые...

"Народное искусство как средство формирования и развития этнических представлений и нравственных и идеалов у детей младшего школьного возраста"

Приобщение детей к народному песенному, танцевальному, декоративно - прикладному искусству, которое является средством развития духовно нравственных чувств и представлений: любви и уважении к народной...

Методическая разработка "Дифференцированный подход как средство подготовки к выполнению учебных нормативов детьми младшего школьного возраста на основе компьютерного тестирования"

В данной методической разработке предполагается, что дифференцированный подход на уроках по физической культуре окажет положительное влияние на уровень физической подготовленности, как следствие, улуч...