Речевой материал, связанный с уроком литературы. А.С.Грибоедов, "Горе от ума".
план-конспект урока по теме
Речевой материал, связанный с уроком литературы. А.С.Грибоедов. "Горе от ума".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_gorya.doc | 225.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Речевой материал, связанный с уроком литературы. А.С.Грибоедов «Горе от ума».
Тема: 1. Формирование произношения.
Дифференциация звуков п-б, д-т, м-н.
Тема 2. Развитие речевого слуха.
Речевой материал, связанный с уроками литературы. А.С.Грибоедов «Горе от ума».
Образовательные цели:
Дифференциация звуков п-б, д-т, м-н на речевом материале темы по РРС «Горе от ума», следить за правильным произношением звуков в самостоятельной речи, продолжить работу над выразительностью речи.
Совершенствовать умение слушать и различать речевой материал по теме; А.С.Грибоедов «Горе от ума».
Воспитательные цели:
воспитывать культуру общения.
Коррекционные цели:
развивать внимание учащихся, научить учащихся подчинять свое внимание согласно поставленному заданию.
Педагогические технологии:
1. Педагогические технологии развития у глухих школьников слухового и слухозрительного восприятия устной речи ,ее произносительной стороны( авторов Яхнина Е.З. , Кузьмичева Е.П.)
2. Технология дифференцированного обучения.
3. Технология групповой работы.
4. Игровые технологии.
5. Компьютерные технологии.
Учитель-дефектолог ГБОУ СКОШИ I вида №65 Рыбакова Л.В
Занятие проведено с учениками 11-го класса Надеждой и Александром.
Надежда | Александр | |
Глухота Тугоухость | Сенсоневральная глухота | Сенсоневральная тугоухость 4-ой степени, пограничная с глухотой. |
Протезирован (а) | бинаурально аппаратом «Siemens» | бинаурально аппаратом «DidiFokus» |
В самостоятельной речи | Развернутая фраза иногда с аграмматизмами | Развернутая фраза |
Речь | Достаточно внятная | Достаточно внятная. |
Темп речи | Нормальный. | Замедленный. |
Голос | Близкий к норме | Нормальный |
Словесное ударение и орфоэпические правила | Соблюдает на знакомом, отработанном речевом материале | Соблюдает |
Мелодическая структура фраз | Старается воспроизводить точно | Воспроизводит не точно. |
Контрольные фразы разговорного х-ра | Воспринимает на слух с помощью аппарата | Воспринимает на слух с аппаратом |
Контрольный текст | Воспринимает с аппаратом, передает основное содержание | Передает основное содержание. |
Основная часть занятия. Новый материал. Итог занятия | Создание эмоционального настроя на занятии. Сконцентрировать внимание учащихся. Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели занятия. Наиболее полное использование слухового восприятия. Формирование произношения. Работа над интонацией. Работа с текстом. Восприятие 2-х текстов. Использование и развитие потенциального слухового резерва. | Здравствуйте! Надя, аппарат работает? Аледксандр, ты слышишь? Узнайте тему занятия. Сегодня будем говорить о романе «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Дифференцировать звуки п-б, д-т, м-н. Будем работать над выразительностью речи. Повтори, Саша. Что будем делать. Послушайте слова: ПРЕДАНИЯ ПРЕДРАССУДКИ МНЕНИЯ Что будем делать сначала? Послушайте словосочетания: СВЕЖО ПРЕДАНИЕ МНЕНИЯ ЧУЖИЕ ДОМА НОВЫ Послушайте афоризмы: Кому они принадлежат? ЗАЧЕМ ЖЕ МНЕНИЯ ЧУЖИЕ ТОЛЬКО СВЯТЫ? ДОМА НОВЫ, НО ПРЕДРАССУДКИ СТАРЫ ШЕЛ В КОМНАТУ, ПОПАЛ В ДРУГУЮ. Будем говорить о звуках т-д, п-б, м-н. Чем отличается произношение этих звуков? Назовите из афоризмов слова со звуками п-б, д-т, м-н Назовите части речи всех слов в афоризмах. Послушайте. ДОМА НОВЫ, А ПРЕДРАССУДКИ СТАРЫ. Скажи, Надя, эту фразу с интонацией радости. Александр, с кажи с интонацией грусти. Послушайте текст. Узнайте, какой текст я читаю. Текст 1. (А.С.Грибоедов родился в 1795 году…) Текст 2. А судьи кто?.. Какой текст вы услышали? Что это за текст? Вы учили этот отрывок? Послушайте и узнайте фразу из текста «А судьи кто?» Надя, выбери фразу, скажи ее Саше Прочитайте монолог Чацкого. Хорошо говорите звуки п-б, м-н, т-д Начинай, Надя. Что вы делали? Какой был текст? Вспомните, что еще сочинял Грибоедов? Он сочинял вальсы. Посмотрите и послушайте фрагмент вальса А.С.Грибоедова (запись на компьютере). Физкультпауза «Вальс» Музыка и литература очень тесно связаны. Почему? Какие чувства у вас вызывает фрагмент исполнения артистами вальса? Диалог. -Чтобы быть образованным человеком, надо много читать. Надя, ты любишь читать? А ты, Саша? Спросите друг друга о своих любимых книгах. Ребята, спросите у меня, что я люблю читать. Я люблю читать книги о путешествиях. Я узнаю много нового, интересного. Ребята, а кто больше всех читает в классе? Вы знаете пословицы о книгах? На столе лежат пословицы, это 1-я часть пословиц, а здесь вторая часть. Я читаю 1-ю часть пословиц, а вы – подбираете 2-ю часть. Хорошую книгу читать не в тягость… Книга для ума… Саша, как ты думаешь, какую оценку можно поставить Наде? Надя, как говорил Саша? Занятие закончилось. Мне понравилось, как вы сегодня говорили на занятии. До свидания | Да, работает Любовь Викторовна, скажите пожалуйста тему занятия. Будем слушать слова и словосочетания. Будем слушать слова, словосочетания, фразы? Учащиеся слушают и повторяют услышанные словосочетания При произнесении звуков п-б, д-т воздух идет через рот. Дома, предрассудки, мнения. Дома – существительное, шел – глагол, в – предлог… Учащийся повторяет с интонацией радости. Второй Ученики слушают фразы и повторяют. Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма… Учащиеся по очереди читают монолог. А судьи кто? За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима… Мы работали с текстом. Музыку. Тревоги, чувства радости. Да. Саша, что ты читал в этом месяце? Я читала стихи А.С.Пушкина. Я готовлюсь к конкурсу стихов. Почему? Какая любимая сказка? Я тоже люблю сказки, там добро всегда побеждает зло. А мама любит читать? Папа много читает, а мама любит смотреть фильмы. Почему? Я люблю читать. Я знаю. Мы учили на уроке литературы. «Ленивому Микишке все не до книжки» Дети слушают 1-ю часть пословицы, повторяют и находят вторую часть этой пословицы. Читают всю пословицу. … а в радость. Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость. Книга для ума, что теплый дождь для всходов. Я согласна с Сашей. Саша говорил хорошо, все понятно. Думаю, можно поставить пятерку. Спасибо. До свидания. Спасибо за занятие. | Я слышу. Ученики повторяют, учитель исправляет допущенные ошибки. Ученики слушают и повторяют слова. Чацкому. При произнесении звуков м-н воздух идет через нос. Предание, комнату Комнату – существительное, попал-глагол Учащийся повторяет с интонацией грусти. Стихотворение. Это слова Чацкого. Саша повторяет. Учитель исправляет допущенные ошибки. Монолог Чацкого. Стихотворение. Да. Я читал повесть о любви. А ты что читаешь сейчас? Я тоже люблю читать Пушкина. Я любил сказки А.С. Пушкина. Потому что в сказках хороший, добрый конец. Все сказки А.С.Пушкина люблю. А ты? Да, любит. А твои родители читают? Любовь Викторовна, что Вы любите читать? Надя много читает. Я думаю, что можно поставить пять с минусом, потому что говорила понятно, ошибок мало. До свидания» Спасибо. | Целеполагание Актуализация знаний. Глухих детей учат вслушиваться в текст, стараясь опираться на остатки слуха опознавать отдельные слова, фразы. Приучаю уч-ся не бояться слушать любой речевой материал. Рефлексия. Анализ деятельности на уроке. | Продолжать работать над выработкой умения восприятия на слух единиц речи, несущих в себе определенную речевую нагрузку. Коммуникативные. Подготовка учащихся к восприятию речи окружающих людей. Умение характеризовать произношение звуков. Умение выражать эмоции через интонацию голоса. Использование остатков слуха и слуховой памяти, слухового словаря при восприятии текстов. Уметь оценить результат работы. |
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ
11 КЛАСС
Тема: 1. Речевой материал, связанный с учебной деятельностью.
А.С. Грибоедов «Горе от ума».
2. Ф.П. Дифференциация родственных по артикуляции звуков.
п-б, т-д, м-н.
Цели: Образовательные: совершенствовать умение слушать и различать речевой материал по теме и повышать качество выразительности речи.
Уметь сделать сравнительную характеристику звукам п-б, д-т, м-н.
Правильно произносить их в самостоятельной речи.
Воспитательные: продолжить работу по воспитанию культуры общения.
Коррекционные: расширить представление о взаимосвязи различных видов искусства.
Оборудование: тексты, карточки, видеоматериалы, картинки, аудиозапись, Интернет.
Приложение к занятию
11 класс
Речевой материал уроков литературы
Комедия «Горе от ума» А.С.Грибоедова
Послушайте слова: Послушайте словосочетания:
ПРЕДАНИЯ СВЕЖО ПРЕДАНИЕ
ПРЕДРАССУДКИ ПРЕДРАССУДКИ СТАРЫ
В КОМНАТУ ШЕЛ В КОМНАТУ
Послушайте выражения: Сравнительная характеристика звуков
СВЕЖО ПРЕДАНИЕ, А ВЕРИТСЯ С ТРУДОМ П-Б При произношении
ДОМА НОВЫ, НО ПРЕДРАССУДКИ СТАРЫ Т-Д воздух идет через рот.
ШЕЛ В КОМНАТУ, ПОПАЛ В ДРУГУЮ М-Н _____________ При произношении воздух
идет через нос
Текст 1.
А.С.Грибоедов родился в 1795 году. Он прожил 34 года. Грибоедов-писатель, вышедший из знатной семьи. Он получил хорошее образование. Грибоедов был назначен секретарем посольства в Персии. Там он пишет комедию «Горе от ума». В 1829 году толпа персов убила Грибоедова.
Текст 2.
А судьи кто? – За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима.
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журбе,
Поют всё песнь одну и ту же,
Не замечая о себе:
Что старее, то хуже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для проведения урока литературы по творчеству М.Е Салтыкова-Щедрина
Презентация о жизни и творчестве М.Е Салтыкова-Щедрина...
Конспект урока по РСВ и ФП с ученицей 1 класса. Тема: 1.Речевой материал, связанный с организацией занятий. Выполнение поручений. Части тела и лица . 2. Правило орфоэпии. Звуки: К, Х, Р.
В конспекте предложены упражнения и задания для автоматизации звуков к и х, постановки звука р, тренировки в соблюдении орфоэпического правила: оглушение звонкого согласного звука г на конце сло...
Пути повышения речевой грамотности учащихся на уроках литературы.
Говоря о задачах преподавания русской литературы в школе, вспоминают, прежде всего, о нравственном и эстетическом воспитании учащихся, об их умении восприним...
Урок-театр. А.С. Грибоедов "Горе от ума".Бал в доме Фамусова.
Цели : помочь определить главный конфликт комедии, организовать дисскусию, разрешающую конфликт пьесы, развивать навыки актерского исполнения роли....
"Сердце Матери"(презентация к уроку литературы)
Презентация к уроку литературы в 8 классе...
Материал для проведения урока литературы по творчеству М.Е Салтыкова-Щедрина
Данный урок можно провести в 7 и 10 классах при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина....
"Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности учащихся на уроках литературы"
Данную технологию можно отнести к так называемым сквозным технологиям, которую можно начинать использовать на самых ранних ступенях обучения, ещё в начальной школе, продолжать использовать и при...