Речевой материал, связанный с уроком литературы. А.С.Грибоедов, "Горе от ума".
план-конспект урока по теме

Рыбакова Любовь Викторовна

Речевой материал, связанный с уроком литературы. А.С.Грибоедов. "Горе от ума".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_gorya.doc225.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Речевой материал, связанный с уроком литературы. А.С.Грибоедов «Горе от ума».

Тема: 1. Формирование произношения.

Дифференциация звуков п-б, д-т, м-н.

        

Тема 2. Развитие речевого слуха.

Речевой материал, связанный с уроками литературы. А.С.Грибоедов «Горе от ума».

Образовательные цели:

Дифференциация звуков п-б, д-т, м-н на речевом материале темы по РРС «Горе от ума», следить за правильным произношением звуков в самостоятельной речи, продолжить работу над выразительностью речи.

Совершенствовать умение слушать и различать речевой материал по теме; А.С.Грибоедов «Горе от ума».

Воспитательные цели:

воспитывать культуру общения.

Коррекционные цели: 

развивать внимание учащихся, научить учащихся подчинять свое внимание согласно поставленному заданию.

           

            Педагогические технологии:

             1. Педагогические технологии развития у глухих школьников слухового и слухозрительного восприятия устной речи ,ее произносительной стороны( авторов Яхнина Е.З. , Кузьмичева Е.П.)

            2. Технология  дифференцированного  обучения.

            3. Технология групповой работы.

            4. Игровые технологии.

            5. Компьютерные технологии.

                                  Учитель-дефектолог ГБОУ СКОШИ I  вида №65    Рыбакова Л.В

  Занятие проведено с учениками 11-го класса Надеждой и Александром.

Надежда

Александр

Глухота

Тугоухость

Сенсоневральная глухота

Сенсоневральная тугоухость 4-ой степени, пограничная с глухотой.

Протезирован (а)

бинаурально аппаратом «Siemens»

бинаурально аппаратом «DidiFokus»

В самостоятельной речи

Развернутая фраза иногда с аграмматизмами

Развернутая фраза

Речь

Достаточно внятная

Достаточно внятная.

Темп речи

Нормальный.

Замедленный.

Голос

Близкий к норме

Нормальный

Словесное ударение и орфоэпические правила

Соблюдает на знакомом, отработанном речевом материале

Соблюдает

Мелодическая структура фраз

Старается воспроизводить точно

Воспроизводит не точно.

Контрольные фразы разговорного х-ра

Воспринимает на слух с помощью аппарата

Воспринимает на слух с аппаратом

Контрольный текст

Воспринимает с аппаратом, передает основное содержание

Передает основное содержание.

  1. Организационный момент

  1. Формирование темы урока и цели.

Основная часть занятия.

Новый материал.

Итог занятия

Создание эмоционального настроя на занятии. Сконцентрировать внимание учащихся.

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели занятия.

Наиболее полное использование слухового восприятия.

Формирование произношения.

Работа над интонацией.

Работа с текстом.

Восприятие 2-х текстов.

Использование и развитие потенциального слухового резерва.

Здравствуйте!

Надя, аппарат работает?

Аледксандр, ты слышишь?

Узнайте тему занятия.

Сегодня будем говорить о романе «Горе от ума» А.С.Грибоедова.

Дифференцировать звуки п-б, д-т, м-н.

Будем работать над выразительностью речи. Повтори, Саша. Что будем делать.

Послушайте слова:

ПРЕДАНИЯ

ПРЕДРАССУДКИ

МНЕНИЯ

Что будем делать сначала?

Послушайте словосочетания:

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

МНЕНИЯ ЧУЖИЕ

ДОМА НОВЫ

Послушайте афоризмы:

Кому они принадлежат?

ЗАЧЕМ ЖЕ МНЕНИЯ ЧУЖИЕ ТОЛЬКО СВЯТЫ?

ДОМА НОВЫ, НО ПРЕДРАССУДКИ СТАРЫ

ШЕЛ В КОМНАТУ, ПОПАЛ В ДРУГУЮ.

Будем говорить о звуках т-д, п-б, м-н.

Чем отличается произношение этих звуков?

Назовите из афоризмов слова со звуками п-б, д-т, м-н

Назовите части речи всех слов в афоризмах.

Послушайте.

ДОМА НОВЫ, А ПРЕДРАССУДКИ СТАРЫ.

Скажи, Надя, эту фразу с интонацией радости.

Александр, с кажи с интонацией грусти.

Послушайте текст. Узнайте, какой текст я читаю.

Текст 1.

(А.С.Грибоедов родился в 1795 году…)

Текст 2.

А судьи кто?..

Какой текст вы услышали?

Что это за текст?

Вы учили этот отрывок?

Послушайте и узнайте фразу из текста «А судьи кто?»

Надя, выбери фразу, скажи ее Саше

Прочитайте монолог Чацкого. Хорошо говорите звуки п-б, м-н, т-д

Начинай, Надя.

Что вы делали?

Какой был текст?

Вспомните, что еще сочинял Грибоедов?

Он сочинял вальсы.

Посмотрите и послушайте фрагмент вальса А.С.Грибоедова (запись на компьютере).

Физкультпауза «Вальс»

Музыка и литература очень тесно связаны. Почему?

Какие чувства у вас вызывает фрагмент исполнения артистами вальса?

Диалог.

-Чтобы быть образованным человеком, надо много читать.

Надя, ты любишь читать?

А ты, Саша?

Спросите друг друга о своих любимых книгах.

Ребята, спросите у меня, что я люблю читать.

Я люблю читать книги о путешествиях.

Я узнаю много нового, интересного.

Ребята, а кто больше всех читает в классе?

Вы знаете пословицы о книгах?

На столе лежат пословицы, это 1-я часть пословиц, а здесь вторая часть.

Я читаю 1-ю часть пословиц, а вы – подбираете 2-ю часть.

Хорошую книгу читать не в тягость…

Книга для ума…

Саша, как ты думаешь, какую оценку можно поставить Наде?

Надя, как говорил Саша?

Занятие закончилось.

Мне понравилось, как вы сегодня говорили на занятии. До свидания

Да, работает

Любовь Викторовна, скажите пожалуйста тему занятия.

Будем слушать слова и словосочетания.

Будем слушать слова, словосочетания, фразы?

Учащиеся слушают и повторяют услышанные словосочетания

При произнесении звуков п-б, д-т воздух идет через рот.

Дома, предрассудки, мнения.

Дома – существительное, шел – глагол, в – предлог…

Учащийся повторяет с интонацией радости.

Второй

Ученики слушают фразы и повторяют.

Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма…

Учащиеся по очереди читают монолог.

А судьи кто?

За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима…

Мы работали с текстом.

Музыку.

Тревоги, чувства радости.

Да.

Саша, что ты читал в этом месяце?

Я читала стихи А.С.Пушкина. Я готовлюсь к конкурсу стихов.

Почему?

Какая любимая сказка?

Я тоже люблю сказки, там добро всегда побеждает зло.

А мама любит читать?

Папа много читает, а мама любит смотреть фильмы.

Почему?

Я люблю читать.

Я знаю. Мы учили на уроке литературы.

«Ленивому Микишке все не до книжки»

Дети слушают 1-ю часть пословицы, повторяют и находят вторую часть этой пословицы. Читают всю пословицу.

… а в радость.

Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Я согласна с Сашей.

Саша говорил хорошо, все понятно. Думаю, можно поставить пятерку.

Спасибо.

До свидания. Спасибо за занятие.

Я слышу.

Ученики повторяют, учитель исправляет допущенные ошибки.

Ученики слушают и повторяют слова.

Чацкому.

При произнесении звуков м-н воздух идет через нос.

Предание, комнату

Комнату – существительное, попал-глагол

Учащийся повторяет с интонацией грусти.

Стихотворение.

Это слова Чацкого.

Саша повторяет. Учитель исправляет допущенные ошибки.

Монолог Чацкого. Стихотворение.

Да.

Я читал повесть о любви.

А ты что читаешь сейчас?

Я тоже люблю читать Пушкина. Я любил сказки А.С. Пушкина.

Потому что в сказках хороший, добрый конец.

Все сказки А.С.Пушкина люблю. А ты?

Да, любит.

А твои родители читают?

Любовь Викторовна, что Вы любите читать?

Надя много читает.

Я думаю, что можно поставить пять с минусом, потому что говорила понятно, ошибок мало.

До свидания» Спасибо.

Целеполагание

Актуализация знаний.

Глухих детей учат вслушиваться в текст, стараясь опираться на остатки слуха опознавать отдельные слова, фразы. Приучаю уч-ся не бояться слушать любой речевой материал.

Рефлексия. Анализ деятельности на уроке.

Продолжать работать над выработкой умения восприятия на слух единиц речи, несущих в себе определенную речевую нагрузку.

Коммуникативные. Подготовка учащихся к восприятию речи окружающих людей.

Умение характеризовать произношение звуков.

Умение выражать эмоции через интонацию голоса.

Использование остатков слуха и слуховой памяти, слухового словаря при восприятии текстов.

Уметь оценить результат работы.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ

11  КЛАСС

Тема:                                                 1. Речевой материал, связанный с учебной деятельностью.

                                                        А.С. Грибоедов «Горе от ума».

                                                        2. Ф.П. Дифференциация родственных по артикуляции звуков.

                                                            п-б, т-д, м-н.

Цели:                Образовательные: совершенствовать умение слушать и различать речевой  материал по теме и повышать качество выразительности речи.

                Уметь сделать сравнительную характеристику звукам п-б, д-т, м-н.

                Правильно произносить их в самостоятельной речи.

                                                        Воспитательные: продолжить работу по воспитанию культуры общения.

Коррекционные: расширить представление о взаимосвязи различных видов искусства.

Оборудование: тексты, карточки, видеоматериалы, картинки, аудиозапись, Интернет.

Приложение к занятию

11 класс

Речевой материал уроков литературы

Комедия «Горе от ума» А.С.Грибоедова

Послушайте слова:                Послушайте словосочетания:

ПРЕДАНИЯ                                СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ПРЕДРАССУДКИ                ПРЕДРАССУДКИ СТАРЫ

В КОМНАТУ                        ШЕЛ В КОМНАТУ

    Послушайте выражения:                                                          Сравнительная характеристика звуков

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ, А ВЕРИТСЯ С ТРУДОМ                П-Б                              При произношении

ДОМА НОВЫ, НО ПРЕДРАССУДКИ СТАРЫ                 Т-Д                          воздух идет через рот.

ШЕЛ В КОМНАТУ, ПОПАЛ В ДРУГУЮ        М-Н  _____________  При произношении воздух

                                                                                                                                 идет через нос

Текст 1.

А.С.Грибоедов родился в 1795 году. Он прожил 34 года. Грибоедов-писатель, вышедший из знатной семьи. Он получил хорошее образование. Грибоедов был назначен секретарем посольства в Персии. Там он пишет комедию «Горе от ума». В 1829 году толпа персов убила Грибоедова.

Текст 2.

А судьи кто? – За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима.

Сужденья черпают из забытых газет

Времен Очаковских и покоренья Крыма;

Всегда готовые к журбе,

Поют всё песнь одну и ту же,

Не замечая о себе:

Что старее, то хуже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для проведения урока литературы по творчеству М.Е Салтыкова-Щедрина

Презентация о жизни и творчестве М.Е Салтыкова-Щедрина...

Конспект урока по РСВ и ФП с ученицей 1 класса. Тема: 1.Речевой материал, связанный с организацией занятий. Выполнение поручений. Части тела и лица . 2. Правило орфоэпии. Звуки: К, Х, Р.

В конспекте предложены упражнения и  задания для автоматизации звуков к и х, постановки звука р, тренировки в соблюдении орфоэпического правила: оглушение звонкого согласного звука г на конце сло...

Пути повышения речевой грамотности учащихся на уроках литературы.

Говоря о задачах преподавания русской литературы в школе, вспоминают, прежде всего, о нравственном и эстетическом воспитании учащихся, об их умении восприним...

Урок-театр. А.С. Грибоедов "Горе от ума".Бал в доме Фамусова.

Цели : помочь определить главный конфликт комедии, организовать дисскусию, разрешающую конфликт пьесы, развивать навыки актерского исполнения роли....

"Сердце Матери"(презентация к уроку литературы)

Презентация к уроку литературы в 8 классе...

Материал для проведения урока литературы по творчеству М.Е Салтыкова-Щедрина

Данный урок можно провести в 7 и 10 классах при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина....

"Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности учащихся на уроках литературы"

Данную технологию можно отнести к так называемым сквозным технологиям, которую можно начинать использовать на самых ранних ступенях обучения, ещё в начальной школе,  продолжать использовать и при...