«Использование дидактических игр и мнемотаблиц в работе по развитию связной речи у детей в условиях детского сада».
методическая разработка на тему
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_specialista.docx | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Динамические наблюдения , сравнительный анализ состояния связной речи показали , что использование приёмов мнемотехники в системе работы над связной речью значительно увеличивает процент показателей информативности и связности речи , уменьшает количество грамматических и лексических ошибок , количественно и качественно улучшает параметры связности и цельности языкового оформления речи детей.
Остановлюсь на некоторых моментах , от которых зависит эффективность коррекционной работы . Одним из важных моментов в развитии связной речи у детей является умение педагога обеспечить обратную связь. Я добиваюсь этого с помощью следующих приёмов :
- «активное слушание»(«Я тебя слушаю», «как здорово ты сказал»);
- «зазеркалье» (повторения выражения , жесты , показывающие позитивное отношение к ответу ребёнка);
- «резюмирование»,т.е. подвести итог сказанному ребёнком («Я правильно поняла?»);
- «приём повтора» («Я слышала, что ты сказала…»).
Большое значение придаю выбору произведений для пересказа. Предпочтение отдаю текстам с такими композиционно – сюжетными особенностями , как наличие однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, ясной логической последовательности событий, текстам с чётким делением на фрагменты (эпизоды). При подборе произведений учитываю содержание (познавательность) и объём текста, доступность лексического и грамматического языкового материала. Проводимая мной коррекционно-логопедическая работа начинается в старшей группе в конце первого квартала, после проведения серии подготовительных занятий, включающих обучение составлению фраз – высказываний по отдельным (ситуационным) картинкам с изображением действий, а также элементарному описанию предметов по основным признакам. Здесь я использую речевую игру «Что мы видим, что мы слышим?». Дети упражняются в подборе глаголов. Именно картинки являются незаменимым помощником при работе с детьми. Наблюдения показали, что воспроизведение детьми слов и словосочетаний, обозначающих действия, значительно облегчает им последующее составление пересказа.
На занятиях по составлению описаний использую красочные игрушки , животных , птиц, растения . Ребёнку предлагается самостоятельно выбрать понравившиеся предметы . Сначала они сравниваются путём выделения отличительных исходных качеств. Ребёнок должен внимательно рассмотреть предмет , выделить детали , обратить внимание на цвет , форму, величину , материал . Внимание детей направляю на выбор более точных определений , умение контролировать свою речь , точно соотносить предмет с его признаками. К работе привлекаю кукольные персонажи , которые будут интересоваться рассказом ребёнка .Это повышает эмоциональный настрой , побуждает к более детальному описанию . С увлечением дети включаются в занятие , если оно начинается с вопроса – загадки . Логопед : «Посмотрите и догадайтесь : для кого приготовлен корм (морковка , капуста , сухари )?» Подтвердив правильность ответа , я выставляю картинку с изображением кролика. Большой интерес у детей вызывает такой игровой приём, как рассматривание «живой куклы» и её описание . Дети сами выбирают ребёнка, которого будут наряжать на праздник. Все поочерёдно дополняют по собственному выбору различные детали одежды (шёлковый голубой бант; блестящую золотую брошку и т.д.). Затем они рассказывают о том , как красиво одета каждая очередная «кукла» , вносят разнообразные изменения в её наряд , сопровождая их развёрнутыми повествованиями .Рассказы детей можно записывать на магнитофон , а затем анализировать ; устанавливать , чей рассказ более подробный , красочный и интересный. Продолжая работу по обучению детей связной речи, полезно организовать диалог между героиней рассказа и её товарищами: «Куда собралась ехать девочка ? Кто купил ей красивую брошку, юбку? Из чего сшита кофточка? Кто завязал ей такой красивый бант ? Какие украшения ей хотелось бы получить в подарок? Можно при этом организовать соревнование : кто больше задаст девочке вопросов , тот становится персонажем следующей игровой ситуации . Дальнейшим продолжением обучения может служить придумывание детьми эпизодов из поездки в нарядном платье на бал , на карнавал , в замок . Дети , фантазируя , описывают приключения , которые могут случиться с героями . Таким образом , идея игры «Живая кукла» находит своё развитие на нескольких занятиях. Речевая активность детей редко возрастает , когда я провожу занятия по аналогии с «Блеф – клубом» , где каждый должен придумать и рассказать совершенно неправдоподобную историю . Победителем объявляется тот , кто по общему признанию , оказался лучшим Мюнхгаузеном , на его голову водружается картонный вариант знаменитой шляпы барона.
Я уже отмечала эффективность использования на занятиях технических средств обучения , например , магнитофона . Рассказы детей записываются на магнитофон для последующего прослушивания , а также на индивидуальные карточки детей . Затем из них оформляют (с помощью родителей) для каждого ребёнка авторские экземпляры мини – книги с иллюстрациями . Собранный материал позволяет проследить положительную динамику в развитии связной речи , а для детей – это стимул «стать признанным писателем» .
Мотивация деятельности обеспечивается созданием проблемных ситуаций : «Угадай предмет ; Загадайка – ка» и т. д. Подтверждением данных слов может служить игра « Угадай – ка» : На полотне располагаются все карточки , кроме первой , я описываю предмет по определенному плану , и дети угадывают , что это , а затем повторяют описания .
Уже более пятнадцати лет я использую в своей практике игру «Стрелка». К каждой картинке , составляющей серию сюжетных картин , приклеивается сверху полоска с изображением части расширяющейся стрелки . Каждая полоска загнута назад. При условии правильного составления последовательности полоски отгибаются , и дети видят стрелку , расширяю-
щуюся к концу сюжета .Получившаяся стрелка – результат правильной работы ребёнка. Вариантов подобных игр очень много .
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или небольшое словосочетание придумывается картинка, таким образом, все стихотворения записываются схематически . После этого ребёнок по памяти , используя графическое изображение , воспроизводит стихотворение целиком.
Активно использую мнемотаблицы при работе над сказкой. Занятия носят комплексный характер и направлены на развитие у детей речевой и психологической деятельности : развиваются мышление, память, внимание , закрепляется правильное звукопроизношение . В своей практике я давно использую наглядные схемы для составления описательных рассказов об игрушках , посуде , одежде , птицах , временах года . Ребёнок знает , с чего он может начать , чем продолжить и уточнить свой рассказ , а также как его завершить . Это достигается использованием унифицированных символов , обозначающих различные признаки. Опыт моей работы при изготовлении и использовании мнемотаблиц показал , что целесообразно давать обозначения , которые наиболее ярко символизируют характерные признаки предметов. Составлению рассказов по схемам предшествует подготовительная работа , которая проводится воспитателями на прогулках , занятиях и в свободное время . Как показывает опыт моей работы , слова , обозначающие абстрактные понятия , связанные с явлениями природы , например , пасмурное небо , моросящий дождь и т.п., - необходимо неоднократно повторять , чтобы они вошли в словарь ребёнка .
Нельзя не отметить , что в данных схемах будут нуждаться дети с высоким уровнем речевого развития , так как они не в состоянии составлять такие подробные рассказы - описания. Аналогичные схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов , но и для сравнительных рассказов , придумывания загадок о предметах. Хочется отметить ещё одно использование мнемосхемы , я имею в виду работу над поговоркой .Логопед произносит поговорку : «Не нужна птице золотая клетка , а нужна ей зелёная ветка» , и предлагает ребёнку объяснить её смысл . Далее ребёнок повторяет её , опираясь на мнемосхему.
Наличие зрительного плана делает рассказы чёткими , связными , полными, последовательными . Моим воспитанникам мнемотехника помогает ещё в дошкольный период , не требуя навыков чтения.
Учитель-логопед: Казанкова Е. Р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ.
После логопедического обследования учащихся начальной школы были выявлены дети, для которых русский язык не является родным. Такие дети имеют те или иные трудности в усвоении лингвистического ма...
Развитие связной речи у детей с ЗПР на уроках русского языка и литературы
Возрастная незрелость психических функций и интеллектуальных умений особенно ощутимо сказывается при изучении русского языка, поскольку он, как никакой другой учебный предмет, требует четкого взаимоде...
Развитие связной речи у детей с ЗПР на уроках русского языка и литературы
Возрастная незрелость психических функций и интеллектуальных умений ощутимо сказывается при изучении русского языка - предмета, требующего четкого взаимодействия зрительного, слухового и двигательного...
Использования мнемотаблиц-схем по развитию связной речи у детей.
При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и ув...
«Развитие связной речи у детей с проблемами в речевом развитии через различные виды игровой деятельности»
Развитие связной речи является одной из главных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в...
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами пальчикового театра
В современной логопедии остро встает вопрос о недостатках связного высказывания детей с общим недоразвитием речи. Увеличение телевизио...
План по самообразованию "Развитие связной речи у детей с ОНР через дидактическую игру"
Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Развитие связной речи у детей с ОНР через дидактическую игру»....