Программа по трудовому обучению для учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида
рабочая программа на тему
Весь процесс трудового обучения в коррекционной школе 8 вида носит коррекционно-компенсаторную направленность, предполагает исправление, сглаживание психофизических недостатков развития учащихся. Первый этап обучения реализуется в 1-4 классах - база для подготовки к обучению в школьных мастерских. Воспитательные задачи уроков трудового обучения взаимосвязаны с образовательными и коррекционными. Программой трудового обучения в 1 классе предусматривается проведение уроков на основе различных материалов: глины и пластилина, бумаги и картона, текстильных материалов,проволоки, природного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.32 КБ |
![]() | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудовое обучение
Пояснительная записка.
Обучению труду в 1 классе направлено на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе)
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде- вовремя приходить на занятия, работать только на своём рабочем месте, правильно располагать на нём материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях 8 вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы)
предварительно планировать ход работы над изделием
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий)
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
В 1 классе предусмотрены следующие виды работ:
Работа с пластилином;
Работа с природными материалами;
Работа с бумагой и картоном
Работа с текстильными материалами
Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при выполнении практических работ. При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, качество готового изделия, организацию рабочего места)
Изучение многих тем программы завершается выполнением коллективных работ. Такими работами могут быть различные макеты с использованием поделок учащихся класса, панно. Подобные виды творческих работ имеют большое воспитательное значение, так как учащиеся осваивают опыт совместной деятельности, определяют значимость личных усилий для успеха общей работы. Показ и обсуждение замысла таких работ перед началом изучения темы повышает мотивацию, оптимизирует сам процесс трудового обучения.
Учителю чрезвычайно важно определить уровень доступности заданий для учащихся с разными интеллектуальными и физическими возможностями. Повышать сложность конструкции и приёмов выполнения изделий можно лишь при усвоении учениками предыдущего материала.
Содержание программы.
1 четверть – 18 часов (2ч. в неделю)
№ | Темы уроков | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Предметы природного и рукотворного мира. | 1 |
2 | Знакомство с бумагой | 1 |
3 | Аппликация на тему «Осень» | 1 |
4 | Приёмы работы с пластилином. Аппликация из пластилина. | 2 |
5 | Экскурсия в природу. Сбор природного материала | 1 |
6 | Работа с природным материалом | 1 |
7. | Лепка предметов из пластилиновых столбиков | 3 |
8 | Работа с комбинированным материалом (пластилином и природным материалом) | 1 |
9 | Приёмы работы с бумагой. Складывание фигурок из бумаги | 4 |
10 | Правила работы с ножницами | 1 |
11 | Вырезывание геометрических фигур | 2 |
Умения:
Умения выслушать и повторить за учителем анализ образца изделия. Пооперационное выполнение работы по словесной инструкции учителя с показом приёмов изготовления. Ответы на вопросы учителя полными предложениями, что и из чего сделано. Оценка своего изделия. Пространственная ориентировка при выполнении объёмных изделий , умение назвать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги. Правильное расположение листа бумаги, подставки, материалов для работы на рабочей плоскости. Анализ формы предметов с помощью учителя, узнавание, показ и называние основных геометрических форм ( треугольник, квадрат, круг). Представление о величине предметов.
2 –я четверть – 14 часов (2ч. в неделю)
№ | Темы уроков | Количество часов |
1 | Работа с пластилином. Приёмы работы с пластилином. Вылепливание из целого куска. | 3 |
2 | Работа с пластилином. Вылепливание из двух половинок. Скатывание пластилина и расплющивание. | 2 |
3 | Работа с природными материалами | 1 |
4 | Работа с бумагой (с применением клея) Аппликация. Открытка. | 2 |
5 | Работа с бумагой. Правила работы с ножницами | 5 |
6 | Изготовление украшения к Новому году | 2 |
Умения:
Ориентировка в задании по вопросам учителя. Сравнения образца изделия с натуральным объектом: чучелом, муляжом –по вопросам учителя Выполнение первого изделия каждого вида по показу учителя, чередующемуся с инструкцией, остальных изделий – с планированием учеником ближайшей операции. Ответы на вопросы учителя: что и из чего сделано? Оценка своего изделия с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.
Пространственная ориентировка при выполнении работ: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров. Показ и называние с помощью учителя верха, правой, левой сторон листа бумаги. Узнавание и называние основных геометрических и пластических форм. Умение называть операции, материалы, инструменты , приспособления с помощью учителя.
3 –я четверть – 19 часов (2ч. в неделю)
№ | Темы уроков | Количество часов |
1 | Работа с пластилином с применением инструментов | 1 |
2 | Работа с природными материалами ( многодетальные изделия) | 2 |
3 | Работа с бумагой. Складывание фигурок из бумаги. Оригами. | 2 |
4 | Работа с бумагой. Аппликация | 3 |
5 | Работа с бумагой. Вырезание из бумаги предметов округлой формы. | 4 |
6 | Работа с бумагой. Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам | 4 |
7 | Работа с нитками. Свойства ниток. Упражнения в связывании, разрывании, резании и наматывании ниток | 3 |
Умения:
Ориентировка в задании частично с помощью учителя. Сравнение образца деталей с натуральным объектом. Осуществление текущего самоконтроля с помощью учителя. Отчёт по вопросам учителя о последовательности изготовления изделия. Краткая оценка своего изделия с указанием достоинств и недостатков. Дифференцирование понятий: большой- маленький, широкий-узкий, длинный – короткий. Частично с помощью учителя называние операций, материалов, инструментов, приспособлений. Правильное расположение деталей с соблюдением пропорций и размеров, материала на рабочем месте, макета на подставке.
4 –я четверть – 16 часов (2ч. в неделю)
№ | Темы уроков | Количество часов |
1 | Работа с пластилином. Макет. | 2 |
2 | Работа с природными материалами | 2 |
3 | Работа с бумагой. Аппликация | 2 |
4 | Работа с бумагой. Приёмы складывания и сгибания | 2 |
5 | Работа с нитками. Упражнение по вдеванию нитки в иголку, шитьё по проколам | 6 |
6 | Работа с нитками. Вышивание | 2 |
Умения:
Ориентировка в задании, сравнение образца с натуральным объектом. Изготовление изделий с планированием учеником ближайшей операции. Умение по вопросам дать отчёт о последовательности изготовления изделий. Самостоятельная краткая оценка своего изделия. Пространственная ориентировка. Употребление в речи слов, характеризующих пространственные признаки предметов и пространственные отношения между ними.
Межпредметные связи:
Математика. Счёт предметов в пределах 10. Понятие о треугольнике, прямоугольнике, круге.
Изобразительное искусство. Цвета, орнамент.
Развитие устной речи: Называние предметов, их характеристика, ответы на вопросы, построение предложений.
Примечание.
Слабые уч-ся к концу года должны усвоить приёмы работы с различными материалами, научиться выслушивать инструкцию ориентироваться в задании по вопросам учителя, с помощью учителя
выполнять работу, узнавать и показывать основные геометрические формы, ориентироваться в пространстве с помощью учителя (показывать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги и изделия.
При составлении программы использована следующая литература:
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида» Под редакцией В. В. Воронковой
- «Технология. Ручной труд» Учебник для специальных (коррекционных) образ. учреждений 8 вида – Л. А. Кузнецова.
Предварительный просмотр:
Трудовое обучение
Пояснительная записка.
Обучению труду в 1 классе направлено на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе)
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде- вовремя приходить на занятия, работать только на своём рабочем месте, правильно располагать на нём материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях 8 вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы)
предварительно планировать ход работы над изделием
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий)
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
В 1 классе предусмотрены следующие виды работ:
Работа с пластилином;
Работа с природными материалами;
Работа с бумагой и картоном
Работа с текстильными материалами
Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при выполнении практических работ. При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, качество готового изделия, организацию рабочего места)
Изучение многих тем программы завершается выполнением коллективных работ. Такими работами могут быть различные макеты с использованием поделок учащихся класса, панно. Подобные виды творческих работ имеют большое воспитательное значение, так как учащиеся осваивают опыт совместной деятельности, определяют значимость личных усилий для успеха общей работы. Показ и обсуждение замысла таких работ перед началом изучения темы повышает мотивацию, оптимизирует сам процесс трудового обучения.
Учителю чрезвычайно важно определить уровень доступности заданий для учащихся с разными интеллектуальными и физическими возможностями. Повышать сложность конструкции и приёмов выполнения изделий можно лишь при усвоении учениками предыдущего материала.
Содержание программы.
1 четверть – 18 часов (2ч. в неделю)
№ | Темы уроков | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Предметы природного и рукотворного мира. | 1 |
2 | Знакомство с бумагой | 1 |
3 | Аппликация на тему «Осень» | 1 |
4 | Приёмы работы с пластилином. Аппликация из пластилина. | 2 |
5 | Экскурсия в природу. Сбор природного материала | 1 |
6 | Работа с природным материалом | 1 |
7. | Лепка предметов из пластилиновых столбиков | 3 |
8 | Работа с комбинированным материалом (пластилином и природным материалом) | 1 |
9 | Приёмы работы с бумагой. Складывание фигурок из бумаги | 4 |
10 | Правила работы с ножницами | 1 |
11 | Вырезывание геометрических фигур | 2 |
Умения:
Умения выслушать и повторить за учителем анализ образца изделия. Пооперационное выполнение работы по словесной инструкции учителя с показом приёмов изготовления. Ответы на вопросы учителя полными предложениями, что и из чего сделано. Оценка своего изделия. Пространственная ориентировка при выполнении объёмных изделий , умение назвать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги. Правильное расположение листа бумаги, подставки, материалов для работы на рабочей плоскости. Анализ формы предметов с помощью учителя, узнавание, показ и называние основных геометрических форм ( треугольник, квадрат, круг). Представление о величине предметов.
2 –я четверть – 14 часов (2ч. в неделю)
№ | Темы уроков | Количество часов |
1 | Работа с пластилином. Приёмы работы с пластилином. Вылепливание из целого куска. | 3 |
2 | Работа с пластилином. Вылепливание из двух половинок. Скатывание пластилина и расплющивание. | 2 |
3 | Работа с природными материалами | 1 |
4 | Работа с бумагой (с применением клея) Аппликация. Открытка. | 2 |
5 | Работа с бумагой. Правила работы с ножницами | 5 |
6 | Изготовление украшения к Новому году | 2 |
Умения:
Ориентировка в задании по вопросам учителя. Сравнения образца изделия с натуральным объектом: чучелом, муляжом –по вопросам учителя Выполнение первого изделия каждого вида по показу учителя, чередующемуся с инструкцией, остальных изделий – с планированием учеником ближайшей операции. Ответы на вопросы учителя: что и из чего сделано? Оценка своего изделия с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.
Пространственная ориентировка при выполнении работ: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров. Показ и называние с помощью учителя верха, правой, левой сторон листа бумаги. Узнавание и называние основных геометрических и пластических форм. Умение называть операции, материалы, инструменты , приспособления с помощью учителя.
3 –я четверть – 19 часов (2ч. в неделю)
№ | Темы уроков | Количество часов |
1 | Работа с пластилином с применением инструментов | 1 |
2 | Работа с природными материалами ( многодетальные изделия) | 2 |
3 | Работа с бумагой. Складывание фигурок из бумаги. Оригами. | 2 |
4 | Работа с бумагой. Аппликация | 3 |
5 | Работа с бумагой. Вырезание из бумаги предметов округлой формы. | 4 |
6 | Работа с бумагой. Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам | 4 |
7 | Работа с нитками. Свойства ниток. Упражнения в связывании, разрывании, резании и наматывании ниток | 3 |
Умения:
Ориентировка в задании частично с помощью учителя. Сравнение образца деталей с натуральным объектом. Осуществление текущего самоконтроля с помощью учителя. Отчёт по вопросам учителя о последовательности изготовления изделия. Краткая оценка своего изделия с указанием достоинств и недостатков. Дифференцирование понятий: большой- маленький, широкий-узкий, длинный – короткий. Частично с помощью учителя называние операций, материалов, инструментов, приспособлений. Правильное расположение деталей с соблюдением пропорций и размеров, материала на рабочем месте, макета на подставке.
4 –я четверть – 16 часов (2ч. в неделю)
№ | Темы уроков | Количество часов |
1 | Работа с пластилином. Макет. | 2 |
2 | Работа с природными материалами | 2 |
3 | Работа с бумагой. Аппликация | 2 |
4 | Работа с бумагой. Приёмы складывания и сгибания | 2 |
5 | Работа с нитками. Упражнение по вдеванию нитки в иголку, шитьё по проколам | 6 |
6 | Работа с нитками. Вышивание | 2 |
Умения:
Ориентировка в задании, сравнение образца с натуральным объектом. Изготовление изделий с планированием учеником ближайшей операции. Умение по вопросам дать отчёт о последовательности изготовления изделий. Самостоятельная краткая оценка своего изделия. Пространственная ориентировка. Употребление в речи слов, характеризующих пространственные признаки предметов и пространственные отношения между ними.
Межпредметные связи:
Математика. Счёт предметов в пределах 10. Понятие о треугольнике, прямоугольнике, круге.
Изобразительное искусство. Цвета, орнамент.
Развитие устной речи: Называние предметов, их характеристика, ответы на вопросы, построение предложений.
Примечание.
Слабые уч-ся к концу года должны усвоить приёмы работы с различными материалами, научиться выслушивать инструкцию ориентироваться в задании по вопросам учителя, с помощью учителя
выполнять работу, узнавать и показывать основные геометрические формы, ориентироваться в пространстве с помощью учителя (показывать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги и изделия.
При составлении программы использована следующая литература:
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида» Под редакцией В. В. Воронковой
- «Технология. Ручной труд» Учебник для специальных (коррекционных) образ. учреждений 8 вида – Л. А. Кузнецова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/05/picture-166578-1483592226.jpg)
Рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для учащихся 1-4 классов специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8-вида
Пояснительная записка.Тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/05/picture-166578-1483592226.jpg)
Теоретические аспекты диагностики по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для учащихся 1-4 классов специальных(коррекционных)образовательных учреждений 8-вида.
Схема обследования детей 1-4 классов специальных(коррекционных)образовательных учреждений 8-вида....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/06/picture-216842-1362581114.jpg)
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 5-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательны...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/10/picture-239089-1384081841.jpg)
Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Отсканированный материал....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/18/picture-223586-1392726766.jpg)
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовате...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/18/picture-223586-1392726766.jpg)
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовате...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/01/picture-841420-1478023755.jpg)
Рабочая программа по трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. 9 класс
Рабочая программа по трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой....