Программа по трудовому обучению для учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида
рабочая программа на тему
Весь процесс трудового обучения в коррекционной школе 8 вида носит коррекционно-компенсаторную направленность, предполагает исправление, сглаживание психофизических недостатков развития учащихся. Первый этап обучения реализуется в 1-4 классах - база для подготовки к обучению в школьных мастерских. Воспитательные задачи уроков трудового обучения взаимосвязаны с образовательными и коррекционными. Программой трудового обучения в 1 классе предусматривается проведение уроков на основе различных материалов: глины и пластилина, бумаги и картона, текстильных материалов,проволоки, природного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma-trud.docx | 24.32 КБ |
programma-trud.docx | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудовое обучение
Пояснительная записка.
Обучению труду в 1 классе направлено на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе)
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде- вовремя приходить на занятия, работать только на своём рабочем месте, правильно располагать на нём материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях 8 вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы)
предварительно планировать ход работы над изделием
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий)
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
В 1 классе предусмотрены следующие виды работ:
Работа с пластилином;
Работа с природными материалами;
Работа с бумагой и картоном
Работа с текстильными материалами
Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при выполнении практических работ. При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, качество готового изделия, организацию рабочего места)
Изучение многих тем программы завершается выполнением коллективных работ. Такими работами могут быть различные макеты с использованием поделок учащихся класса, панно. Подобные виды творческих работ имеют большое воспитательное значение, так как учащиеся осваивают опыт совместной деятельности, определяют значимость личных усилий для успеха общей работы. Показ и обсуждение замысла таких работ перед началом изучения темы повышает мотивацию, оптимизирует сам процесс трудового обучения.
Учителю чрезвычайно важно определить уровень доступности заданий для учащихся с разными интеллектуальными и физическими возможностями. Повышать сложность конструкции и приёмов выполнения изделий можно лишь при усвоении учениками предыдущего материала.
Содержание программы.
1 четверть – 18 часов (2ч. в неделю)
№ | Темы уроков | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Предметы природного и рукотворного мира. | 1 |
2 | Знакомство с бумагой | 1 |
3 | Аппликация на тему «Осень» | 1 |
4 | Приёмы работы с пластилином. Аппликация из пластилина. | 2 |
5 | Экскурсия в природу. Сбор природного материала | 1 |
6 | Работа с природным материалом | 1 |
7. | Лепка предметов из пластилиновых столбиков | 3 |
8 | Работа с комбинированным материалом (пластилином и природным материалом) | 1 |
9 | Приёмы работы с бумагой. Складывание фигурок из бумаги | 4 |
10 | Правила работы с ножницами | 1 |
11 | Вырезывание геометрических фигур | 2 |
Умения:
Умения выслушать и повторить за учителем анализ образца изделия. Пооперационное выполнение работы по словесной инструкции учителя с показом приёмов изготовления. Ответы на вопросы учителя полными предложениями, что и из чего сделано. Оценка своего изделия. Пространственная ориентировка при выполнении объёмных изделий , умение назвать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги. Правильное расположение листа бумаги, подставки, материалов для работы на рабочей плоскости. Анализ формы предметов с помощью учителя, узнавание, показ и называние основных геометрических форм ( треугольник, квадрат, круг). Представление о величине предметов.
2 –я четверть – 14 часов (2ч. в неделю)
№ | Темы уроков | Количество часов |
1 | Работа с пластилином. Приёмы работы с пластилином. Вылепливание из целого куска. | 3 |
2 | Работа с пластилином. Вылепливание из двух половинок. Скатывание пластилина и расплющивание. | 2 |
3 | Работа с природными материалами | 1 |
4 | Работа с бумагой (с применением клея) Аппликация. Открытка. | 2 |
5 | Работа с бумагой. Правила работы с ножницами | 5 |
6 | Изготовление украшения к Новому году | 2 |
Умения:
Ориентировка в задании по вопросам учителя. Сравнения образца изделия с натуральным объектом: чучелом, муляжом –по вопросам учителя Выполнение первого изделия каждого вида по показу учителя, чередующемуся с инструкцией, остальных изделий – с планированием учеником ближайшей операции. Ответы на вопросы учителя: что и из чего сделано? Оценка своего изделия с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.
Пространственная ориентировка при выполнении работ: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров. Показ и называние с помощью учителя верха, правой, левой сторон листа бумаги. Узнавание и называние основных геометрических и пластических форм. Умение называть операции, материалы, инструменты , приспособления с помощью учителя.
3 –я четверть – 19 часов (2ч. в неделю)
№ | Темы уроков | Количество часов |
1 | Работа с пластилином с применением инструментов | 1 |
2 | Работа с природными материалами ( многодетальные изделия) | 2 |
3 | Работа с бумагой. Складывание фигурок из бумаги. Оригами. | 2 |
4 | Работа с бумагой. Аппликация | 3 |
5 | Работа с бумагой. Вырезание из бумаги предметов округлой формы. | 4 |
6 | Работа с бумагой. Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам | 4 |
7 | Работа с нитками. Свойства ниток. Упражнения в связывании, разрывании, резании и наматывании ниток | 3 |
Умения:
Ориентировка в задании частично с помощью учителя. Сравнение образца деталей с натуральным объектом. Осуществление текущего самоконтроля с помощью учителя. Отчёт по вопросам учителя о последовательности изготовления изделия. Краткая оценка своего изделия с указанием достоинств и недостатков. Дифференцирование понятий: большой- маленький, широкий-узкий, длинный – короткий. Частично с помощью учителя называние операций, материалов, инструментов, приспособлений. Правильное расположение деталей с соблюдением пропорций и размеров, материала на рабочем месте, макета на подставке.
4 –я четверть – 16 часов (2ч. в неделю)
№ | Темы уроков | Количество часов |
1 | Работа с пластилином. Макет. | 2 |
2 | Работа с природными материалами | 2 |
3 | Работа с бумагой. Аппликация | 2 |
4 | Работа с бумагой. Приёмы складывания и сгибания | 2 |
5 | Работа с нитками. Упражнение по вдеванию нитки в иголку, шитьё по проколам | 6 |
6 | Работа с нитками. Вышивание | 2 |
Умения:
Ориентировка в задании, сравнение образца с натуральным объектом. Изготовление изделий с планированием учеником ближайшей операции. Умение по вопросам дать отчёт о последовательности изготовления изделий. Самостоятельная краткая оценка своего изделия. Пространственная ориентировка. Употребление в речи слов, характеризующих пространственные признаки предметов и пространственные отношения между ними.
Межпредметные связи:
Математика. Счёт предметов в пределах 10. Понятие о треугольнике, прямоугольнике, круге.
Изобразительное искусство. Цвета, орнамент.
Развитие устной речи: Называние предметов, их характеристика, ответы на вопросы, построение предложений.
Примечание.
Слабые уч-ся к концу года должны усвоить приёмы работы с различными материалами, научиться выслушивать инструкцию ориентироваться в задании по вопросам учителя, с помощью учителя
выполнять работу, узнавать и показывать основные геометрические формы, ориентироваться в пространстве с помощью учителя (показывать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги и изделия.
При составлении программы использована следующая литература:
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида» Под редакцией В. В. Воронковой
- «Технология. Ручной труд» Учебник для специальных (коррекционных) образ. учреждений 8 вида – Л. А. Кузнецова.
Предварительный просмотр:
Трудовое обучение
Пояснительная записка.
Обучению труду в 1 классе направлено на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе)
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде- вовремя приходить на занятия, работать только на своём рабочем месте, правильно располагать на нём материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях 8 вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы)
предварительно планировать ход работы над изделием
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий)
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
В 1 классе предусмотрены следующие виды работ:
Работа с пластилином;
Работа с природными материалами;
Работа с бумагой и картоном
Работа с текстильными материалами
Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при выполнении практических работ. При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, качество готового изделия, организацию рабочего места)
Изучение многих тем программы завершается выполнением коллективных работ. Такими работами могут быть различные макеты с использованием поделок учащихся класса, панно. Подобные виды творческих работ имеют большое воспитательное значение, так как учащиеся осваивают опыт совместной деятельности, определяют значимость личных усилий для успеха общей работы. Показ и обсуждение замысла таких работ перед началом изучения темы повышает мотивацию, оптимизирует сам процесс трудового обучения.
Учителю чрезвычайно важно определить уровень доступности заданий для учащихся с разными интеллектуальными и физическими возможностями. Повышать сложность конструкции и приёмов выполнения изделий можно лишь при усвоении учениками предыдущего материала.
Содержание программы.
1 четверть – 18 часов (2ч. в неделю)
№ | Темы уроков | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Предметы природного и рукотворного мира. | 1 |
2 | Знакомство с бумагой | 1 |
3 | Аппликация на тему «Осень» | 1 |
4 | Приёмы работы с пластилином. Аппликация из пластилина. | 2 |
5 | Экскурсия в природу. Сбор природного материала | 1 |
6 | Работа с природным материалом | 1 |
7. | Лепка предметов из пластилиновых столбиков | 3 |
8 | Работа с комбинированным материалом (пластилином и природным материалом) | 1 |
9 | Приёмы работы с бумагой. Складывание фигурок из бумаги | 4 |
10 | Правила работы с ножницами | 1 |
11 | Вырезывание геометрических фигур | 2 |
Умения:
Умения выслушать и повторить за учителем анализ образца изделия. Пооперационное выполнение работы по словесной инструкции учителя с показом приёмов изготовления. Ответы на вопросы учителя полными предложениями, что и из чего сделано. Оценка своего изделия. Пространственная ориентировка при выполнении объёмных изделий , умение назвать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги. Правильное расположение листа бумаги, подставки, материалов для работы на рабочей плоскости. Анализ формы предметов с помощью учителя, узнавание, показ и называние основных геометрических форм ( треугольник, квадрат, круг). Представление о величине предметов.
2 –я четверть – 14 часов (2ч. в неделю)
№ | Темы уроков | Количество часов |
1 | Работа с пластилином. Приёмы работы с пластилином. Вылепливание из целого куска. | 3 |
2 | Работа с пластилином. Вылепливание из двух половинок. Скатывание пластилина и расплющивание. | 2 |
3 | Работа с природными материалами | 1 |
4 | Работа с бумагой (с применением клея) Аппликация. Открытка. | 2 |
5 | Работа с бумагой. Правила работы с ножницами | 5 |
6 | Изготовление украшения к Новому году | 2 |
Умения:
Ориентировка в задании по вопросам учителя. Сравнения образца изделия с натуральным объектом: чучелом, муляжом –по вопросам учителя Выполнение первого изделия каждого вида по показу учителя, чередующемуся с инструкцией, остальных изделий – с планированием учеником ближайшей операции. Ответы на вопросы учителя: что и из чего сделано? Оценка своего изделия с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.
Пространственная ориентировка при выполнении работ: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров. Показ и называние с помощью учителя верха, правой, левой сторон листа бумаги. Узнавание и называние основных геометрических и пластических форм. Умение называть операции, материалы, инструменты , приспособления с помощью учителя.
3 –я четверть – 19 часов (2ч. в неделю)
№ | Темы уроков | Количество часов |
1 | Работа с пластилином с применением инструментов | 1 |
2 | Работа с природными материалами ( многодетальные изделия) | 2 |
3 | Работа с бумагой. Складывание фигурок из бумаги. Оригами. | 2 |
4 | Работа с бумагой. Аппликация | 3 |
5 | Работа с бумагой. Вырезание из бумаги предметов округлой формы. | 4 |
6 | Работа с бумагой. Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам | 4 |
7 | Работа с нитками. Свойства ниток. Упражнения в связывании, разрывании, резании и наматывании ниток | 3 |
Умения:
Ориентировка в задании частично с помощью учителя. Сравнение образца деталей с натуральным объектом. Осуществление текущего самоконтроля с помощью учителя. Отчёт по вопросам учителя о последовательности изготовления изделия. Краткая оценка своего изделия с указанием достоинств и недостатков. Дифференцирование понятий: большой- маленький, широкий-узкий, длинный – короткий. Частично с помощью учителя называние операций, материалов, инструментов, приспособлений. Правильное расположение деталей с соблюдением пропорций и размеров, материала на рабочем месте, макета на подставке.
4 –я четверть – 16 часов (2ч. в неделю)
№ | Темы уроков | Количество часов |
1 | Работа с пластилином. Макет. | 2 |
2 | Работа с природными материалами | 2 |
3 | Работа с бумагой. Аппликация | 2 |
4 | Работа с бумагой. Приёмы складывания и сгибания | 2 |
5 | Работа с нитками. Упражнение по вдеванию нитки в иголку, шитьё по проколам | 6 |
6 | Работа с нитками. Вышивание | 2 |
Умения:
Ориентировка в задании, сравнение образца с натуральным объектом. Изготовление изделий с планированием учеником ближайшей операции. Умение по вопросам дать отчёт о последовательности изготовления изделий. Самостоятельная краткая оценка своего изделия. Пространственная ориентировка. Употребление в речи слов, характеризующих пространственные признаки предметов и пространственные отношения между ними.
Межпредметные связи:
Математика. Счёт предметов в пределах 10. Понятие о треугольнике, прямоугольнике, круге.
Изобразительное искусство. Цвета, орнамент.
Развитие устной речи: Называние предметов, их характеристика, ответы на вопросы, построение предложений.
Примечание.
Слабые уч-ся к концу года должны усвоить приёмы работы с различными материалами, научиться выслушивать инструкцию ориентироваться в задании по вопросам учителя, с помощью учителя
выполнять работу, узнавать и показывать основные геометрические формы, ориентироваться в пространстве с помощью учителя (показывать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги и изделия.
При составлении программы использована следующая литература:
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида» Под редакцией В. В. Воронковой
- «Технология. Ручной труд» Учебник для специальных (коррекционных) образ. учреждений 8 вида – Л. А. Кузнецова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для учащихся 1-4 классов специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8-вида
Пояснительная записка.Тематическое планирование....
Теоретические аспекты диагностики по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для учащихся 1-4 классов специальных(коррекционных)образовательных учреждений 8-вида.
Схема обследования детей 1-4 классов специальных(коррекционных)образовательных учреждений 8-вида....
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 5-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательны...
Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Отсканированный материал....
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовате...
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовате...
Рабочая программа по трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. 9 класс
Рабочая программа по трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой....