Формирование словесной речи как средства общения детей с недостатками слуха на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП.
материал по теме
В работе представлены примерные речевые упраждения на индивидуальных занятиях для развития словесной речи как средства общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_slovesnoy_rechi_kak_sredstva_obshcheniya.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ ВО «Грязовецкая школа — интернат II вида»
Формирование словесной речи как средства общения детей с недостатками слуха на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП
Чибрикова Н.Н., учитель индивидуальных
занятий по развитию слуха и
формированию произношения
г. Грязовец
2013г.
Общение - одна из важнейших сторон жизни человека. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой речи необходимо для каждого человека. Умение общаться с окружающими - достаточно большая проблема для детей с нарушениями слуха. Их словарный запас ограничен, речь маловыразительна. Слабослышащие и глухие учащиеся боятся вступать в контакт с окружающими их слышащими людьми.
Формирование словесной речи как средства общения детей с недостатками слуха - центральная проблема сурдопедагогики. Ребенок с нарушенным слухом без специального обучения не может овладеть языком.
Словесная речь для человека с недостатками слуха играет решающую роль в развитии его биологической, психической и социальной сущности, способствует его всестороннему развитию как социальной личности.
Различают устную и письменную формы словесной речи. Слышащий ребенок овладевает сначала устной формой словесной речи, затем письменной. Он воспринимает на слух обращенную к нему речь, воспроизводит ее по подражанию. Вступая в разнообразные отношения с окружающими, усваивает язык слов, познает мир, развивается и биологически, и социально.
Ребенок с нарушенным слухом находится в иных условиях. На слух он не может воспринимать устную речь или воспринимает искаженно. Поэтому требуется специальное обучение таких детей словесной речи.
Особое значение в развитии словесной речи глухих и слабослышащих имеет деятельность учителя, состоящая в том, чтобы помочь учащимся найти нужную речевую форму, стимулировать их к более активному поиску слов и способов высказывания. Здесь можно выделить несколько направлений: своевременная проверка понимания детьми отдельных слов и выражений, употребляемых ими в речи; побуждение к разным вариантам выражения одних и тех же мыслей; обеспечение обогащения и усложнения речи детей новыми словами и грамматическими структурами; связь употребляемого в данный момент речевого материала с тем, который уже имеется в речевом опыте ученика; побуждение учащихся следить за речью товарища, исправлять недочеты, повторять и запоминать наиболее удачно сказанные слова и выражения.
Долгие годы в сурдопедагогике работа над развитием словесной речи была формальной. Обучали отдельным словам, которые требовались для выполнения упражнений, понимания читаемого. Так как изучаемые слова имели ограниченную область применения, они скоро забывались. Обучение было оторвано от жизни, и глухие дети фактически оставались немыми.
На проблему формирования речи как средства общения обратили внимание такие сурдопедагоги как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.Н. Маркова, Л.В. Щерба и др. Они показали, что более результативное обогащение словарного запаса детей происходит при непосредственном включении детей в ситуацию общения, в деятельность.
Формирование речевых навыков и умений в деятельности - наиболее надежный, психологически мотивированный стимулятор к воспитанию потребности в словесном общении у детей с нарушенным слухом.
Потребность в словесном общении должна воспитываться в повседневном учебно-воспитательном процессе на уроках и во внеурочное время. Формируется определенный словесно-речевой фонд (словарный запас, конструкции предложений, структуры диалогов и связных высказываний) и создаются условия для широкой речевой практики. Здесь важно сформировать и утвердить в мыслительной деятельности учащихся особый вариант ее оформления - словесно-речевой, обеспечить перестройку мышления на специфической языковой основе. Имеется в виду не только перестройка наглядно-образного мышления на словесно-логическое, но и овладение языковой системой в целом. Решение этой задачи составляет содержание всей системы обучения языку в школе для детей с нарушенным слухом, неотъемлемой частью которой является развитие словесной речи.
Овладение речевым общением начинается с использования ребенком отдельных предложений разных типов, в основном, побудительных, которыми он овладевает по подражанию. Позже в его речи появляются вопросительные и повествовательные предложения.
Мы много времени уделяем тому, чтобы научить детей давать полные ответы на вопросы. Но это не всегда нужно. Использование полных предложений часто делает речь искусственной, громоздкой. Поэтому важно, чтобы дети умели использовать в речи и неполные предложения.
Для побуждения к речевому общению надо использовать любую ситуацию или преднамеренно ее создавать. Например, для усвоения побудительных предложений создавались такие ситуации. При написании слухового диктанта с учеником 4 кл. II отд. (дв. н./с. туг.IV ст.) преднамеренно убираю ручку. Ученик смотрит на меня и говорит:
-Ручка.
-Как надо сказать?
-У меня нет ручки.
-Попроси у меня ручку.
С моей помощью ученик оформляет предложение. Затем спрашиваю за экраном:
-Что ты сделал?
-Я попросил у Вас ручку.
Другая ситуация.
Перед занятием с ученицей 4 кл. II отд. (дв. н./с туг. 4 ст.) открываю форточку. Сильно дует. Холодно. Девочка смотрит на форточку и на меня.
-В чем дело?
Оказывается, ученица не знает слово форточка.
Прошу прочитать и запомнить. Затем предъявляю таблички: «Можно закрыть форточку?», «Закройте, пожалуйста, форточку».
-Выбери табличку. Прочитай. Что я сделала?
-Вы закрыли форточку.
На следующем занятии повторяем слово форточка. Составляем словосочетания. Затем даю задание:
-… , открой форточку. (Не может.)
-Попроси меня.
-Что я сделала?
Следующий этап в работе - это развитие диалогической речи. Диалогическая речь - наиболее доступная и естественная форма для организации словесного общения учителя с классом и детей между собой.
Особенности диалогической речи широко освещены в психологической и лингвистической литературе. (Маркова, Щерба и др.).
Внимание к диалогической речи продиктовано следующим: во-первых, диалог - наиболее распространенная форма разговорно-обиходной речи, в особенности детской; во-вторых, в диалоге всегда ясно выступает побудительный мотив к речи (для чего, с какой целью нужно вступить в диалог); в-третьих, это психологически более легкая для детей форма речи, в которой последующая реплика или ответ опирается на предыдущую реплику или вопрос, нередко частично дублируя их; в-четвертых, диалог более прост в языковом оформлении. Ответная реплика может состоять из неполного предложения и даже одного слова.
Основным признаком диалога является чередование речи собеседников, причем, каждая последующая реплика обусловлена предыдущей. Обмен репликами осуществляется без предварительного обдумывания и непосредственно связан с ситуацией, в которой происходит. Диалог не нуждается в развернутых предложениях, т.к. его содержание дополняется не только ситуацией, но и интонацией, мимикой, жестами.
Во время проводимых учителем многочисленных разговоров необходимо создавать условия для речевой инициативы учащихся. Важно, чтобы слабослышащие и глухие дети как можно чаще делали самостоятельные попытки оформлять свои мысли в речи и научились исправлять ошибки друг друга. В предложениях, составляемых учеником и учителем, должен включаться элемент новизны: знакомая лексика должна использоваться в только что пройденных словосочетаниях, а новая – оформляется с помощью уже прочно усвоенных грамматических форм.
Необходимо учить детей высказывать свое мнение по поводу прочитанного, давать оценки действующих лиц.
Примерные задания.
Звук «с».
1.Уронила Светлана Васильевну ручку, а Саша, увидев это, сказал: «Светлана Васильевна, Вы уронили ручку».
-[Какую ошибку допустил Саша?]
-[Можно ли считать Сашу вежливым?]
-[Как бы ты поступил?] Составь диалог.
2.В классе беседуют воспитатель и мама Сони. Подбежал к ним Сережа: «Светлана Семеновна, Вас зовут…»
-[Правильно поступил Сережа?]
-[О чем он забыл?]
-Как надо было поступить? Составь диалог.
Разговор и беседы имеют познавательное и воспитательное значение, т.к. при их проведении учащиеся уточняют свои знания об окружающем мире, обогащают словарный запас, учатся культуре поведения.
Я выделила следующие темы при подборе речевого материала для составления диалогов:
- В транспорте
- В поликлинике.
- В аптеке.
- Вежливый разговор по телефону.
- В парикмахерской.
- Сапожная мастерская.
- Театр. Кинотеатр.
- Магазин.
- Разговор с незнакомым прохожим.
- Вежливая просьба или вежливый отказ.
- Поздравления и пожелания.
- Правила уличного движения.
Остановимся на некоторых из этих тем.
Тема «Транспорт». Краткое содержание материала по теме: как войти, выйти, оплатить проезд, как общаться с другими пассажирами. Речевое поведение: просьбы и реакции на них, формулы извинения и благодарности.
Материал, который можно предлагать по данной теме, самый разнообразный: вставь пропущенные буквы, вставь пропущенные слова, составь рассказ по картинке и др.
Несколько подробнее остановлюсь на следующих упражнениях: Предъявляется картинка: мальчик сидит в автобусе, около него стоит пожилой человек. Правильно ведет себя мальчик?
Ученица 4 кл. II отд. (дв. туг. III-IV степени), отвечает: «Правильно. Он сидеть смотреть в окне». Была проведена соответствующая работа, и на следующем занятии снова предлагается тот же вопрос. Девочка отвечает: «Неправильно. Рядом стоит дед, а он сидит. Надо сказать...». Затрудняется, за экраном говорю:
-[Садитесь, пожалуйста!]
Ученица воспринимает фразу, правильно повторяет.
-[Кому надо уступить место?]- снова спрашиваю.
-Взрослым.
-[Каким взрослым?]
-Старым.
-[Как можно сказать по-другому?] (показываю опорные слова и выражения).
-Пожилым людям.
-[Кому еще надо уступать место?]
Затрудняется ответить. Показываю картинку: в троллейбус входит женщина с ребенком, мальчик уступает место.
-[ Кому еще надо уступать место?]
-Женщине с ребенком.
-Повтори: [Надо уступать место пассажирам с детьми.]
Тема «Вежливый разговор по телефону» актуальна. Разговаривать по телефону не умеют не только младшие школьники, но и старшеклассники. Я была свидетелем такого эпизода: старшекласснику позвонила мама на мобильный телефон. Он отвечает: «Чего?» Во время разговора употребляет несколько междометий: «Да», «Нет», «Ага» и отключает телефон. Ни «здравствуй», ни «до свидания» не сказал.
Краткое содержание материала по теме: беседа по телефону, стереотипные реплики начала разговора. Выбор формул в зависимости от партнера, заключительные реплики.
а) Во время работы над дифференциацией звуков б-п, предлагаю прочитать табличку с речевым материалом:
Павлик позвонил Боре. К телефону подошла бабушка. Правильно Павлик начал разговор?
-Боря Попов дома? Позови его к телефону.
-Как бы ты начал(а) разговор?
Затем предлагаю табличку с образцом разговора.
б) Для закрепления произношения звука з использую такой материал.
Зоя звонит маме на работу:
-Алло! Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, маму.
-Какую маму?
-Мою.
-[Как ты думаешь, поговорила ли Зоя с мамой?]
-[Научи Зою, как надо было разговаривать по телефону.]
в) Для закрепления произношения звука ш создаю такую ситуацию. У тебя заболела бабушка. Вызови скорую помощь по телефону.
Ученик 9 кл. II отд. (дв. туг. III-IV степени) составляет такой диалог:
-Алло! Здравствуйте! У меня заболела бабушка. Она сама не может прийти. Приезжайте, пожалуйста, на машине.
-Кто вызывает?
-Человек.
Анализируем ошибки. Затем предлагаю прочитать образец разговора. Ответь на вопросы:
-[Кто у тебя заболел?]
-Бабушка.
-[Что ты сделал?]
-Вызвал скорую помощь.
-[Что ты говорил по телефону?]
Читаем диалог по ролям.
Тема «Разговор с незнакомым прохожим». В современном русском языке нет устойчивых общепринятых норм обращения к незнакомому взрослому, которыми мог бы воспользоваться ребенок. Старые формы господин и госпожа пока не укоренились. Обращения «тетя», «дядя» возможны в детской речи, но только в дошкольном возрасте. Надо научить ребенка обращаться к незнакомому прохожему без использования прямого обращения: остановись, сделай паузу, посмотри в лицо человека и произнеси слова: «Скажите, пожалуйста…».
1. Для дифференциации звуков х – к можно предложить такое задание: Кирилл спросил у прохожего: «А сколько время сейчас?» Правильно спросил Кирилл? Чаще всего учащиеся затрудняются в правильных ответах. Показываю табличку с образцом правильного ответа и предлагаю прочитать:
Скажите, пожалуйста, сколько времени.
Скажите, пожалуйста, который час.
Извините, который час.
Спасибо.
2. Упражнения для закрепления произношения звуков ш-ж:
Машу подруга пригласила на день рождения, сказала адрес, объяснила, что дом находится рядом с аптекой. Маша отправилась в гости, но никак не может найти дом подруги. Она остановила прохожего и спросила: «Где тут у вас аптека?».
-[Правильно поступила Маша?]
-[А как бы ты спросил?]
Затем работаем с табличкой, где написан правильный ответ.
Тема «Вежливая просьба или вежливый отказ». Речевые формы выражения просьбы или отказа. Этикетные формулы: обещание, согласие, извинение. Сопутствующие сигналы: вежливый тон, негромкий голос.
Воспитанный человек, к которому обращена просьба (приглашение), чаще всего пытается выполнить ее. Но не всегда человек может выполнить просьбу. Вежливые, воспитанные люди отказывают так, чтобы не обидеть человека, объясняют причину своего отказа, извиняются, благодарят за приглашение.
Для закрепления произношения звуков с-ш я предлагала такие упражнения в 4 кл. II отд.:
а) Алеша просит Сашу дать ему на время ноутбук, принадлежащий его брату. Может Саша выполнить просьбу? Что Саша должен сказать Алеше? Составь диалог.
б) Одноклассники приглашают тебя на стадион, а мама просит тебя сходить в магазин. Как ты поступишь? Что скажешь маме, а что ребятам? Составь диалог.
Тема «Поздравления и пожелания» очень актуальна. Не только младшие школьники, но и старшеклассники затрудняются в составлении поздравления. Перед праздником 8 Марта ученицу 4 кл. II отд. (дв. н. с. туг. III-IV степени) попросила составить поздравление для мамы. Вот что у нее получилось:
Уважаемая милая мама!
Поздравляю тебя с днем 8 Марта!
Желаю здоровья, счастья в труде, учебе.
Будь доброй, веселой.
Уважаемая … … .
Исправляем ошибки, составляем поздравление.
Для закрепления произношения звука ч предлагаю задание. Предъявляется картинка: ученики дарят цветы учительнице.
Ответь на вопросы:
-[Что делают ученики?]
-[Что дарят учительнице?]
-[Что они говорят?]
-[А как бы ты поздравил свою учительницу?]
Затем читаем образец поздравления.
Для закрепления произношения звука с предъявляю за экраном небольшой текст:
[В день рождения друзья пришли поздравить тебя. Вы сидите за праздничным столом, и вдруг… твой друг разбивает красивую чашку из сервиза. Как ты поступишь, что скажешь огорченному товарищу?]
Слово сервиз ученик 4 класса 2 отд.(дв. с./н. туг. III-IV ст.) объяснил так: «Сервиз-это чашки». Для остальных учащихся слово оказалось совершенно незнакомым. Для объяснения слова прошу воспользоваться «Толковым словариком русского языка» (автор М.Н. Неусыпнова). Дети довольно быстро и с большим интересом овладевают этим видом работы. Стараемся изученное слово включать в речевую практику: словосочетания, предложения, связную речь. К слову огорченный подбираем близкие по значению слова.
После проведенной словарной работы предлагаю такие вопросы для восприятия на слух:
-[Что должен сказать гость?]
-[Что ты скажешь огорченному товарищу?]
-[Составь диалог.]
Во время работы над диалогом надо учитывать индивидуальные особенности учащихся. Один и тот же диалог для одного ученика можно упростить, а для другого усложнить.
Большое значение в жизни младших школьников имеют сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевые игры уточняют и углубляют представление об окружающем, расширяют их знания, речевой запас. В ходе игры ребенок познает мир. Сурдопедагоги (Выготский, Запорожец) убедительно показали существенное влияние сюжетно-ролевой игры на формирование речевого общения детей с недостатками слуха. Играют они с большим удовольствием. Ребенок сразу оживляется, появляется интерес, любопытство. При закреплении речевого материала на звук ц в 4 классе Ii отд. проводилась игра «В магазине «Посуда». Для проведения игры требуется подготовка:
-[Посмотри, что находится на столе.]
-Хлебница, солонка, сахарница, масленка, селедочница, салатница.
Младшие школьники всегда затрудняются в назывании этих предметов. Поэтому предлагаю таблички с названиями. Ученик читает табличку, находит соответствующий предмет, подкладывает табличку, называет предмет. Затем спрашиваю за экраном:
-[Где селедочница?] Покажи. Назови и т.д.
-[Как эти предметы можно назвать одним словом?
-[Посуда.]
-[В каком магазине продается посуда?]
Выполняем следующее упражнение. Дополни предложения.
В солонку насыпают…
В сахарницу - …
В масленку кладут …
В салатницу - …
А в селедочницу - …
В кастрюле варят…
На следующем занятии повторяем эта слова и фразы. Добавляю новые: продавец, касса, чек, сдача. Затем проводится игра «В магазин». Сделана витрина, где находятся кастрюля, солонка, сахарница, масленка, салатница, селедочница и др. посуда.
-Будем играть. Ты – покупатель, а я кто? Некоторые учащиеся догадываются: «Продавец».
-[Ты пришел в какой магазин?]
-«Посуда».
-Подумай, [что ты хочешь купить] и что будешь говорить продавцу.
-[Где оплатишь покупку?]
-[Что дает кассир?]
Ученик выбирает покупку и вступает в диалог с «продавцом» и «кассиром». Трудностей ученик испытывает достаточно. После проведенной работы читаем по ролям заранее составленный и напечатанный диалог.
В конце занятия, работая над РСВ на голое ухо, включаю и такие вопросы:
-[Как мы играли?]
-В магазин «Посуда».
-[Какие покупки ты сделал?]
-Купил сахарницу.
-[В каком магазине покупал?]
-«Посуда».
-Какая еще посуда продавалась в магазине? Назови предметы, в названиях которых есть звук ц.
Младшие школьники любят играть в магазин «Обувь», «Аптеку» и другие игры.
Систематическое, регулярное изучение диалогов, их обыгрывание на занятиях служат эффективным средством обогащения речевой практики детей с нарушенным слухом. Во внеурочное время у воспитателя имеются большие возможности для решения проблемы формирования речевого общения.
Важно отметить вовлечение родителей в работу по активному использованию словесной речи во время диалогов вне школы. С родителями проводятся собрания, беседы на данную тему, предлагаются примерные тексты диалогов.
С 4 кл. II отд. я работаю с 1 сентября 2012 года. В конце каждой четверти провожу обследование словаря по изученным темам, умения использовать новые слова в разных ситуациях. Обследования показывают: уровень речевого общения учащихся 4 кл. II отд. повышается.
Литература:
1. Купина Н.А. Азбука поведения. Свердловск, 1991.
2. Речевые уроки. Под редакцией Т.А. Ладыженской. М., 1994.
3. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. Екатеринбург, 2000.
4. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. М., 2000
5. Белущенко В.А., Наумова А.Е., Седова М.Ю. Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха. Методическое пособие для учителя-дефектолога. Под редакцией О.А. Красильниковой. С.-Петербург, 2006.
6. Актуальные вопросы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями слуха. Под редакцией А.Н. Солодовниковой. Новокузнецк, 2007.
7. Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом. Межвузовский сборник научных трудов. С.-Петербург, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование словесной речи детей. как средства общения познания окружающего мира и интеграции ребёнка в общество"
Для развития мышления и речи глухих детей важно научить их читать. В статье говорится о приёмах обучения чтению....
Комплексный подход к решению проблем коррекции речи у детей с нарушением слуха на индивидуальных занятиях
Перед современной школой становится задача пересмотра содержания, совершенствования методики и организации учебно-воспитательной работы, осуществления комплексного подхода к делу об...
Исследования по теории сурдопедагогики и методике обучения речи детей с недостатками слуха.
Обучение детей с недостатками слуха словесной речи — одна из важнейших задач специальной школы. Ученые-сурдопедагоги в течение многих лет стремились преодолеть систему «чистый устный метод» и найти но...
Доклад на тему: "Применение развивающих упражнений в развитии речевого слуха у детей с нарушенным слухом на индивидуальных занятиях".
Работая в школе (СКУ 1 вида) столкнулась с проблемой:Снижение или отсутствие слуха у ребенка негативно отражается: -на его психическом развитии, -ограничивает познание окружающе...
Доклад на тему: «Развитие мыслительной деятельности учащихся с недостатками слуха на индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и формированию произношения»
Опыт, описанный в докладе будет интересен педагогам коррекционных школ первого и второго вида...
Статья на тему: "Применение компьютерных технологий в работе по формированию словесной речи детей с нарушением слуха во внеклассное время"
Применение компьютерных технологий в работе по формированию словесной речи детей с нарушением слуха во внеклассное время...
Работа с текстом как основное средство развития слухового восприятия устной речи у школьников с нарушением слуха на индивидуальных занятиях.
Одним из самых сложных разделов работы по развитию слухового восприятия (далее РСВ) в школах для детей с нарушением слуха являются тексты. Восприятие текстов является основным средством развития слухо...