Конспект интегрированного урока биологии и СБО в 6-7 классе-комплекте
план-конспект урока (6 класс) по теме

Тихомирова Светлана Сергеевна

 

Интегрированный урок  в условиях коррекционной школы VIII вида в 6-7 классе-комплекте

Предмет:

СБО – 6 класс

биология– 7 класс

Тема:

6 кл. – Значение лилейных овощей в жизни человека

7 кл. – Лилейные овощи. Биологические особенности, выращивание, применение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_biologii_i_sbo.doc75 КБ
Office presentation icon urok_-_sud.ppt2 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока биологии и СБО в 6-7 классе-комплекте

Учитель 6-7 класса-комплекта: Тихомирова Светлана Сергеевна

Учитель технологии: Андрющенко Вера Викторовна

Предмет:

СБО – 6 класс

биология – 7 класс

Тема:

6 кл. – Значение лилейных овощей в жизни человека

7 кл. – Лилейные овощи. Биологические особенности, выращивание, применение

Продолжительность: 1 урок (40 минут)

Класс: 6-7 класс-комплект

Технологии:

1. Образовательные:

  1. Здоровьесберегающая технология
  2. Игровая технология

2. Педагогические:

  1. Технология личностно-ориентированного обучения

3. Информационные технологии:

  1. Мастер электронных презентаций MS Power Point
  2. Мастер создания буклетов MS Publisher

Цель:

 6 кл. – закрепление ранее полученных знаний по СБО, формирование навыков здорового питания.

 7 кл. – закрепление ранее полученных знаний по биологии, изучение биологических особенностей лилейных овощей, формирование навыков здорового питания.

Коррекционная цель:

 развитие мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи.

Задачи:

Образовательная – закрепить знания и умения обучающихся, воспитанников о строении лилейных овощей, формировать навыки применения лука и чеснока в повседневной жизни для оздоровления организма.

Коррекционная – развитие мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи.

Воспитательная – создание  мотивационной среды для самостоятельного применения полученных знаний, умений и навыков, воспитание культуры здорового образа жизнию

Оборудование:

  1. учебник «Биология» 7 класс, З.А.Клепинина;
  2. реквизит для исполнения ролей;
  3. опытные образцы пророщенных луковиц;
  4. образцы разрезанного лука и чеснока для определения запаха;.
  5. технологическая карта приготовления салата;
  6. информационные буклеты о применении лука и чеснока в различных сферах жизнедеятельности человека

ИКТ – оборудование:

  1. проектор;
  2. компьютер;
  3. звуковые колонки;
  4. презентация «Суд над овощами»
  5. программное обеспечение: Windows XP, Office 2003, MS Power Point 2003

Ход урока

1.Организационный момент

    Всем доброе утро. Сегодня у нас необычный урок. Все мы будем участниками суда. У нас есть и слушатели – это наши гости.  Перед тем, как начать судебный процесс, вы должны отгадать загадки. Кто первый отвечает, тот садится на своё место.

  1. Сидит бабка на грядках - вся в заплатках, кто заплатку оторвёт, тот заплачет и уйдёт (лук)
  2. Сидит Федосья, распустивши волосья (лук)
  3. Кто меня тронет, тот заплачет (лук)
  4. Не корень – а в земле, не хлеб – а на столе. И к пище - приправа, и на болезни – управа (чеснок)
  5. Маленький, горький, луку – брат (чеснок)
  6. Что имеет голову, но не имеет мозгов (лук, чеснок)
  7. Прежде, чем его мы съели, все наплакаться успели (лук)
  8. Этот овощ врачи рекомендуют есть, чтобы не заболеть гриппом (чеснок)

2. Повторение изученного материала

  Секретарь: Слушается дело о полезных и вредных свойствах лука и чеснока (фото на слайде 1).  Позвольте представить участников суда: судья - ученик 7 класса; истец  - ученица 7 класса, ответчики (обвиняемые лук и чеснок) – ученики 6 класса, адвокат обвиняемых – учитель технологии, также у нас присутствуют свидетели – ученики 6 и 7 классов.  

  Секретарь: Уважаемый судья, разрешите, напомнить материалы этого дела. Обвиняемые лук и чеснок входят в одну группировку «Лилейные». Сейчас предлагаю участникам суда вспомнить отличительные признаки «лилейных». (Слайд 2. Ученики называют варианты ответов, после чего в таблице появляется правильный ответ)

Часть растения

Признаки

Корневая система

мочковатая

Стебель

прямостоячий или укороченный

Листья

с дуговым или параллельным жилкованием

Соцветия

разные, в том числе колос, зонтик, иногда цветки одиночные

Цветок

6 окрашенных лепестков, расположенных в 2 ряда, 6 тычинок, 1 пестик

Плод

коробочка или ягода

Семя

1 семядоля

    Итак, накануне разбирательства, ученики 7 класса провели лабораторную работу (фото на слайде 3), и опытным путём выяснили, что наши обвиняемые – лук и чеснок, имеют схожее строение и называются лилейными овощами. У нас есть свидетели, которые напомнят строение этих овощей.

  Свидетель 1:  (рассказывает, с опорой на слайд 4) В почве у лука находится луковица. Сверху она покрыта сухими чешуями. Внутри луковицы хорошо видны сочные чешуи - это листья. Они отрастают от укороченного стебля – донца. От донца в почву растут корни. Вверх от луковицы отрастает стрелка и зелёные листья, которые называют перо. Цветки лука – мелкие. Плод – коробочка. Выращивают лук из семян и из луковиц.

   Секретарь: У нас есть вещественное доказательство, результаты практической работы, проделанной ребятами (показывается лук, выращенный в ёмкостях с водой и землёй) Приглашается второй свидетель, который расскажет о строение чеснока.

   Свидетель 2:  (рассказывает, с опорой на слайд 5) Луковица чеснока сверху покрыта плотными сухими чешуйками. Она состоит из мелких луковиц – зубков, каждый из которых также покрыт плотными сухими чешуйками. Зубки – это почки, которые вырастают на стебле – донце. Корневая система – мочковатая. Листья узкие, линейные. На верхушке растения вырастает цветочная стрелка. Чеснок выращивают из зубков.

3. Актуализация опорных знаний и умений школьников

  Судья: Теперь мы имеем представление об обвиняемых. Истец, представьтесь.

  Истец: ученица 7 класса.

  Судья: Вы доверяете суду? Клянётесь говорить суду правду? Расскажите суду о своей проблеме. Кого вы обвиняете?

  Истец: Клянусь говорить только правду. Я обвиняю овощи – лук и чеснок. Они совершили по отношению ко мне хулиганские действия. Когда я готовила салат «Редкостный», в состав которых входит лук и чеснок, у меня началось обильное слёзотечение, покраснение и припухлость глаз. От чеснока на коже рук появилось покраснение и жжение.

   Судья: Ответчики, что вы можете сказать суду? Клянётесь ли вы говорить суду правду?

   Ответчики (поочерёдно): Клянёмся. Клянёмся говорить суду правду.

   Адвокат (защитник обвиняемых): Лук и чеснок употреблялись в пищу как овощные растения более 4 тыс. лет назад. Ещё при Гиппократе лук и чеснок применялись в медицине.  А со временем лечебные возможности раскрываются всё больше. Как лекарственные средства пользуются уважением у всех народов. А на Руси слагались об этих овощах разные пословицы ( на слайде  6 слова вразброс: от, недуг, семи, лук -; на слайде  7 слова: всё, баня, правят, лук, да; на слайде  8 слова: да, редька, чеснок, так, крепко, проживёте, и;). Предлагаю участникам суда составить самим эти пословицы.  (Лук – от семи недуг. Лук да баня всё правят. Чеснок да редька, так и проживёте крепко.)  Именно лук и чеснок помогали человеку во время чумных, холерных и других эпидемий. Употребление этих овощей в пищу самое разнообразное. Их можно есть сырыми, варить, жарить, запекать, сушить, мариновать. Добавление лука и чеснока в пищу улучшает её вкусовые качества, насыщает витаминами.

   Судья: Суд определит степень виновности или невиновности каждого. А сейчас удаляется на небольшой перерыв.

4. Физкультминутка для снятия мышечного напряжения.

Секретарь: Уважаемые участники суда! Чтобы вырастить лук и чеснок, а также другие овощи, человек должен быть физически крепким, выносливым. Давайте и мы с вами немного разомнёмся и отдохнём. (Физкультминутка выполняется под лёгкую музыку)

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,                     
Отдохнули мы слегка.

5. Практическое применение полученных знаний и умений

Секретарь: Встать! Суд идёт!

Судья: Продолжим наш процесс. Что бы вы хотели добавить, истец.

Истец: Эти овощи, возможно и полезны, но у них такой острый, ужасный запах! У меня есть образцы. Вы только понюхайте! Как они ужасно пахнут! (Предлагается всем участникам процесса образцы лука и чеснока для пробы на запах)  

Адвокат: Разрешите представить ещё одного свидетеля. Это медицинский эксперт.

Судья: Если нет возражений, пригласите.

Медицинский эксперт: Специфический, острый и резкий запах лука обусловлен эфирными маслами, которых больше в острых сортах. Но благодаря этим свойствам лук возбуждает аппетит. А чеснок обладает ещё более специфическим запахом, т.к. там много фитонцидов. Жевание в течение нескольких минут дольки чеснока полностью обеззараживает рта, повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.

Судья: Суд примет во внимание ваши показания. Адвокат, что вы можете представить ещё в свою защиту?

Адвокат: Имеются доказательства для суда – рецепты с вариантами различного использования луковых овощей. (подаёт на стол судье, показываются на слайдах 9, 10, 11)

Рецепт диетического блюда

Салат из репчатого лука с майонезом

Продукты: лук репчатый – 150г, майонез – 120г, яйцо – 3шт., зелень петрушки, укропа – 30г.

Приготовление: лук репчатый очистить, промыть, нашинковать соломкой. Для удаления горечи промыть в холодной воде и ошпарить кипятком. Лук соединить с майонезом, варёными яйцами и уложить в салатник. Салат красить рубленой зеленью.

Рецепт лечебного применения

Отвар лука с мёдом

Приготовление: 400г репчатого лука пропустить через мясорубку, добавить 400г сахара, 400г сливочного масла, 150г мёда, 150г сока алоэ. Всё тщательно перемешать и томить в печи или плотно закрытой духовке 3 часа. После полного охлаждения тщательно перемешать.

Применение: при бронхиальной астме по 1 ст. ложке 3 раза в день за 15 минут до еды.

Рецепт для окрашивания пряжи

Приготовление: 500г луковой шелухи залить 1л кипящей воды, дать настояться, охладить, процедить. Залить настоем светлую шерстяную пряжу на некоторое время для получения жёлтого цвета. Такой же раствор можно применять для обработки овощных культур от вредителей.

6. Физкультминутка для глаз (Слайд 12)

Секретарь: Уважаемый суд! Взгляните, пожалуйста, ещё на материалы дела. Здесь у нас представлен огород, который поделён на грядки. Обвиняемые лук и чеснок  были выращены на одной из этих грядок. Нам надо узнать, на какой? Для этого они оставили закодированный маршрут.

 1). Начинаем с грядки 1. 3 клетки – вниз, 3 – вправо, 2 – вверх, 1 – влево, 1 – вниз, 1 – влево. Здесь был посажен лук.

 2) Начинаем с грядки 1. 2 клетки – вправо, 3 клетки – вниз, 1 – влево, 2 – вверх, 2 – вправо, 2 – вниз, 1 – вправо, 2 – вверх. Здесь был высажен чеснок. 

1

*

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Судья: Адвокат, вы ещё можете что-то представить в вашу защиту?

Адвокат: Да, можно ещё раз допросить  свидетеля, который является технологом - кулинаром.

Судья: Нет возражений.

Свидетель: Я считаю, что потерпевшая нарушила правила безопасного труда и технологии приготовления салатов. Имеются инструкционные карты по приготовлению салатов. При приготовлении кулинарных блюд с луком и чесноком нужно помнить.

  1. Для салатов лучше использовать сладкие сорта.
  2. При очистке и нарезании лука, нож нужно постоянно окунать в холодную воду.
  3. Нужно открыть форточку для проветривания помещения.
  4. При работе с чесноком стараться, чтобы сок чеснока не попал на кожу рук.

А сейчас  я бы хотела приложить описание технологии приготовления салата «Редкостного». (Слайд 13, подаёт судье технологическую карту)

Технологическая карта № 1

Приготовление «Редкостного салата»

Ингредиенты: 1 яйцо, 20г репчатого лука, 30г солёного огурца, 10г чеснока, 30г растительного масла, соль, перец по вкусу.

Технология приготовления

  1. Сварить вкрутую яйцо 5-7 минут, остудить в холодной воде.
  2. Удалить скорлупу, нарезать мелкой соломкой.
  3. Лук очистить от шелухи, промыть, нарезать мелкой соломкой.
  4. Солёный огурец очистить от кожуры и семян, нарезать так же.
  5. У чеснока удалить шелуху, мелко нарубить и добавить к остальным продуктам вместе с солью, перцем
  6. Перемешать продукты с подсолнечным маслом и поставить в прохладное место.
  7. Перед подачей на стол салат красить зеленью.

Судья: Суд примет к сведению все ваши доводы. Потерпевшая, у вас есть какие-то дополнения?

Истец: Мне многое стало понятно. Только вот интересует такой вопрос. Всем ли людям так полезен лук и чеснок?

Судья: Давайте спросим у нашего медицинского эксперта.

Медицинский эксперт: Чеснок противопоказан больным, страдающим воспалительным заболеванием почек. Лук противопоказан людям с болезнями желудочно-кишечного тракта.

Секретарь: Суд удаляется для обсуждения и принятия решения по обвинению. Прошу встать.

Секретарь: Встать, суд идёт!

Судья: Я готов объявить приговор. По решению суда объявляем лук и чеснок невиновными, а очень ценными и полезными овощами. Потерпевшей предлагаю применять в работе с различными продуктами питания правильные и безопасные приёмы труда.

  1. Домашнее задание

Секретарь: Предлагаю всем участникам процесса памятки (буклеты, которые ученики сделали заранее) К следующему уроку СБО вам нужно найти и записать свой рецепт блюда с применением лука.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на Земле, составленный в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни"  в контексте  философско  – антропологического понимания зарождения жизни на ...

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания: Наука и мораль в культуре глобального мира. Спор эмпириков и рационалистов.Разработан в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания: Наука и мораль в культуре глобального  мира. Спор эмпириков и рационалистов.Разработан в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю....

Конспект интегрированного урока (биология-география)

Тема: «Генномодифицированные организмы в условиях  развития современного мирового сельского хозяйства»....

КОНСПЕКТ интегрированного урока биологии и географии Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».

Данный интегрированный урок был проведен в рамках Дня открытых дверей в МБОУ СОШ №15. Методическая тема: "Роль метапредметных связей в формировании инновационной компетенции школьников". Для проведени...

КОНСПЕКТ интегрированного урока биологии и географии Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».

данный урок был проведен в рамках дня открытых дверей по методической теме "Роль метапредметных связей в формировании инновационной компетентности школьников"...

План - конспект интегрированного урока (биология, физика) по теме : «мы живём в мире звуков»

Обобщить и расширить знания учащихся о звуке,  механизме его образования ивосприятия         животными         орга...

конспект интегрированного урока биологии и географии на тему "Экологические проблемы Европейского Севера России"

В рамках проводимой мной методической работы на тему "Реализация межпредметного содержания экологического образования через систему интегрированных уроков" представляю Вашеу вниманию конспек...