Логопедическое занятие "Путешествие по городу родственных слов"
план-конспект урока по теме
Данное логопедическое занятие разработано для учащихся вторых-третьих классов с общим недоразвитием речи. Направлено на закрепление знаний о родственных словах, расширение словарного запаса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie_puteshestvie_po_gorodu_rodstvennyh_slov.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ»
Районный смотр-конкурс
профессиональных объединений
учреждений образования «Прекрасен наш союз…»,
февраль 2011 г.
Цель занятия: закрепление знаний о родственных словах, расширение словарного запаса.
Коррекционные задачи:
- расширить и активизировать словарный запас по типу образования парадигматических связей (родственные слова);
- формировать умение составлять простое распространенное предложение;
- развивать высшие психические процессы.
Общеобразовательные задачи:
- закреплять понятие о родственных словах, корне слова;
Воспитательные задачи:
- формировать навыки самоконтроля и самооценки;
- формировать умения слушать и слышать обращенную речь;
- воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в группе;
- целеустремленность в решении учебно-практических и речевых задач.
Оборудование: ручки, цветные карандаши, предметные картинки, мультимедиапроектор, компьютер.
Ход занятия:
Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
Подготовительная часть. | |
I. Мобилизирующий этап. Задача: эмоциональный настрой. Даются указания.
- Ребята, я предлагаю вам сесть таким образом, у кого картинка с ударным первым слогом – садятся за левый стол, а у кого – на второй, те садятся за правый. II. Вводный в тему. Задача: сообщение темы, постановка перед детьми задач. - Сегодня мы продолжаем путешествие по городу родственных слов. Но для начала давайте объясним нашим гостям, почему слова называются родственными? Что общего у слов одной семьи? Что такое корень? - Молодцы, думаю, вы готовы к путешествию, но сегодня оно будет непростым. Я узнала вчера, что в стране что-то произошло, но что именно не поняла… Предлагаю вам самим разобраться (команды получают конверты, в которых зашифровано слово ПУТАНИЦА). - Что значит это слово? Приведите пример, что могло случиться в классе, для того чтобы назвать это путаницей? - Как вы думаете, что мы будем сегодня делать в городе родственных слов? - Мы с вами постараемся помочь жителям все исправить, расставим все на свои места и если у нас с вами получиться, то картинка с изображением города станет нормальной. Если что-то не успеем, то обязательно закончим в следующий раз. | Ребята здороваются с гостями. Дети рассаживаются на места. Слайд 1. Дети по очереди отвечают: - . Первая команда читает слово по определенным слогам, вторая команда – решает пример: 1) 2) Называют получившиеся слова: ПУТАНИЦА. Дети рассуждают, фантазируют. - Распутывать слова, жителей этого города. Слайд 2. |
Основная часть.
| |
I этап. Задача: уточнение и дифференциация понятий родственные слова и сходные по значению. - Ребята, вот первый дом, попробуйте сами определить, что перепутано в этом доме. - Объясните значение этих слов. - Похожи эти слова по значению? - Можем мы назвать их родственными? - Прочитайте следующие слова, обсудите в команде, кто готов отвечать, поднимайте знак, обозначающий готовность. Подведение итогов. – Удалось нам с вами помочь этим семьям? Что мы узнали? Посмотрите на слайд, на место встала первая часть нашей картинки, мы с вами можем двигаться дальше. II этап. Задача: нахождение корня слов по оставшимся частям.
- Молодцы! Теперь мы смело можем отправляться дальше. III этап. Динамическая пауза. Задача: снятие усталости и напряжения, развитие внимания. - Ребята, встаньте, пожалуйста, сейчас мы с вами поиграем в игру, а заодно постараемся распутать еще несколько семеек в нашем городке. Если вы услышите слово с корнем –вод- приседайте, а если услышите слово с корнем -двор- поднимайте растирайте свои ушки. - А теперь представьте, что мы попали в домик родственных слов, а он очень маленький. Давайте раздвинем стены, отодвинем потолок, пол. Похлопаем себе. - Посмотрите на экран, еще одна победа. IV этап. Задача: осознание, что не всегда слова, имеющие один и тот же корень, являются родственными. Приём: проблемная ситуация. - Ребята, чтобы помочь еще нескольким семьям родственных слов, я попрошу выйти вас к доске, взять карточки со словами и сесть за тот стол, где будет ваш корень. - Посмотрите, пожалуйста, на карточки на столах, что особенного? - А теперь прочитайте по очереди слова те, кто сидят за первым столом, за вторым. - Как вы думаете, можно только по корню понять родственное слово или нет. Русский язык очень богат и в нем есть много слов имеющих один и тот же корень, но не являющихся родственными. - Как же нам быть, как собрать семьи родственных слов? Итог этапа. - Смогли мы помочь родственным словам на этой улице? - Какие выводы мы можем сделать? - Молодцы, улица распутана, и мы можем двигаться дальше. IV этап. Задача: подбор родственных слов к тексту. - Сейчас каждая команда получит лист с заданием. Вам необходимо прочитать текст и вставить недостающие родственные слова. Затем цветным карандашом выделите корень в этих словах и поставьте ударение. - Прошу выйти первую команду и поочередно по одному предложению прочитать свой текст. Подведение итогов данного этапа. | На слайде домик со словами: морозный, холодный, мороз; Объясняют. - Да. - Нет, потому что у них разные корни. Дети по очереди рассуждают и доказывают свой ответ. Слова для обсуждения: смелый, храбрый, смелость; быстрый, быстрота, скорость; радость, счастливый, радостный; больной, больница, нездоровый. Ответы детей. Команды получают карточки и картинки-корни, определяют местоположение корней, обсуждая в группе. Затем по очереди выходят к доске и зачитывают свои слова. - Гласный в корне родственных слов пишется одинаково. Слайд 3. Слова для физминутки: водный, водица, водяной, вода, подводный, водовоз, водоем, наводнение, водопой, водопад, дворец, дворовый, дворняжка, дворцовый, дворецкий, дворик, придворный, заводить, добренький. Выполняют соответствующие движения. Ребята получают карточки со словами: нос, вынос, носик, переносить, носильщик, переносица, носовой, носилки. На столах появляются карточки с корнями –нос-. Дети рассаживаются за столы в соответствии со своими карточками. - Корни одинаковые. Читают по очереди. Рассуждают, правильно ли сели. - Нет. Слушают. Рассуждают, рассаживаются за столами. Да. Слайд 4. Получают лист и, работая в группе, вписывают недостающие слова. Дети выходят к доске, зачитывают полный текст. Проговаривают корень, называют слова где корень под ударением, затем без ударения. |
Заключительная часть. | |
I этап. Задача: подвести итог занятия, обобщить знания об изучаемом материале. - Понравилось наше путешествие? Что запомнилось больше всего? Давайте вспомним все секреты родственных слов.
Подведение итога этапа. II этап. Домашнее задание: - Дома предлагаю нарисовать дом из года родственных слов и записать вокруг дома семейку родственных слов. На следующем занятии каждый представит свою семью родственных слов. Подведение итога всего занятия, оценивание успехов, работоспособности, старательности учащихся, рекомендации и пожелания. | Обобщают знания о родственных словах. Рисуют человечка (себя) на одной из трёх ступенек, делятся впечатлениями. Слушают и уточняют домашнее задание. Эмоциональный настрой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповое логопедическое занятие по теме: "Родственные слова. Употребление родственных слов в речи"
Методическая разработка группового логопедического занятия с учащимися 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом
Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...
Открытое логопедическое занятие для 2-го класса "Дифференциация звуков и букв Ц-Ч. Родственные слова".
Групповое логопедическое занятие для 2 класса. Дифференциация Ц-Ч. Родственные слова...
Урок в коррекционной школе I-II вида 5 класс II вида II ступени «Родственные слова и формы слова»
Урок в коррекционной школе I-II вида5 класс II вида II ступени «Родственные слова и формы слова»Цель: обобщение и углубление представлений учащихся о составе с...
Однокоренные или родственные слова и формы слова
Цель урока: обобщение и углубление представлений учащихся о составе слова•Задачи урока:Обучающая:- ввести в активный словарь учащихся понятия: состав слова, основа слова, окончание, корень, прист...
Конспект логопедического КВН по теме: «Состав слова. Родственные слова»
Материал включает подробный конспект занятия, презентацию, приложение- наглядный материал. КВН был разработан для учащихся 5-6 классов с ИН лёгкой степени. Может быть проведён для учащихся 3-4 классов...
Конспект логопедического занятия. Тема "Родственные слова."
Цели: -Закреплять знания о родственных словах.-Задачи:Образовательные: - Повторить общие сведения о родственных словах. Закрепить термин - корень,...