Образовательные технологии на уроках в коррекционной школе VIII вида
статья по теме
Опыт применения педагогических технологий в коррекционной школе VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_pedagogicheskie_tehnologii.docx | 39.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МКС(К)ОУ школа №10 VIII вида Ступинского муниципального района
«Использование образовательных технологий
в учебно-воспитательном процессе
специальной (коррекционной) школы VIII вида»
заместитель директора школы по учебной работе
Горькова Людмила Викторовна
Л.В.Горькова, заместитель директора школы по учебной работе
МКС(К)ОУ школа №10 VIII вида г.Ступино, Московской области
«Использование образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида»
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?
Один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса наши учителя видят в использование педагогических технологий.
Чтобы осознанно и обоснованно выбирать педагогические технологии проектировать их самим, необходимо понимать их сущностные характеристики, реальные возможности.
Что такое современные технологии на уроке?
Понятие «технология» (от греч. tehne – искусство, мастерство, умение, logos – учение) является одним из наиболее распространенных в современной педагогике. Вместе с тем, в педагогической науке существуют различные подходы, как к самому понятию, классификации, так и к возможности использования технологий в образовательном процессе.
По мнению д.п.н. . профессора Бориса Тимофеевича Лихачева
« Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств»
Другое определение педагогической технологии дает В.П. Беспалько «содержательная техника реализации учебного процесса как совокупность приемов, средств, направленных на организацию учебно-воспитательного процесса»
Чем технология отличается от методики?
Если методика направлена на решение следующих задач: чему учить? зачем учить? как учить? То технология обучения, отвечает на вопрос как учить результативно? Технология более широкое понятие, включающее в себя методики и опирающееся на нее.
В своем докладе я остановлюсь на некоторых образовательных технологиях, которые используют наши учителя на уроках и во внеклассной деятельности.
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов.
Игра для детей – это способ познания мира и своего места в нем, и поэтому она необходима для развития личности. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Г.К.Селевко отмечает: «В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеклассной работы.
Ежегодно методическая копилка школы пополняется новыми разработками уроков с использованием дидактических , сюжетно-ролевых игр.
Сюжетно-ролевые игры воздействуют в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации, развитию коммуникативных возможностей учащихся, отработки необходимых умений и навыков. Поэтому они часто применяются на уроках по социально-бытовой ориентировке. Учителем СБО разработаны и успешно применяются ролевые игры по темам:
«Железнодорожный транспорт» - «Обращение в справочное бюро», «Покупка билета», «Хранение багажа в ручной и автоматической камере хранения» «Найди в расписании свой поезд», «Посадка в вагон», «Разговор с проводником».
«Питание» - «Прием гостей», «Магазин». «Готовим обед». «Составляем меню»
«Средства связи» - «На почте – отправка бандеролей, посылок»
«Культура поведения» - «Запишите меня в библиотеку» «Здравствуй, театр», «Вы пришли в гости», «Я иду на день рождения», «У меня сегодня день рождения».
Хотелось бы добавить, что привлечение учащихся к игре позволяет достичь эффекта раскрепощения, умения принимать решения, общаться.
К внутришкольным игровым технологиям относятся и деловые игры.
Деловая игра (по Г.П. Щедровицкому) – это педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций.
В учебно-воспитательном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, деловой театр, операционные игры и т.д.
Уже несколько лет организация ученического самоуправления в нашей школе проходит в виде деловой игры. Весь ученический коллектив школы представляет собой Морскую страну, которая имеет свою символику – герб, гимн, законы. Все учащиеся школы - жители Морской страны, они образуют свои классы-экипажи. Классные экипажи объединяются по возрастному признаку:
Младшее звено (1-3классы) яхта «Малыш»
Среднее звено (4-6 кл) шхуна « Тинейджер»
Старшее звено (7-9 классы) парусник «Юность»
Каждый класс – экипаж, имеет свое название например 9 класс – «Робинзоны», 7 класс «Дружный», 4 класс «Морячки» и т.д
Принимая участие в различных мероприятиях, на островах «Математики», «Абвгдейка», «Остров здоровья», «Музыкальный», «Самоделкин», «Исторический». «Школьный» и т.д жители Морской страны получают вознаграждения в виде буйков I,II,II степени. На протяжении всего «путешествия» (учебного года) каждый экипаж ведет «Путеводный дневник», в который выставляются оценки за поведение, записываются замечания, благодарности отдельным членам экипажа, фиксируется количество полученных буйков. В конце каждой четверти и года подводятся лучшие экипажи, которые получают специальные дипломы о присвоении звания «Лучший экипаж Морской страны». В конце учебного года на итоговой линейке выявляются лучшие экипажи, которые получают специальные дипломы о присвоении звания «Лучший экипаж Морской страны»
Результат использования игровых технологий учителями нашей школы:
- создание банка методических разработок игровых уроков и внеклассных мероприятий.
- цикл игровых уроков «Осень в природе» отмечен специальным призом издательством «Просвещение» в рамках Всероссийского конкурса «Учитель – учителю»
- цикл игровых уроков «Времена года» награждён дипломом II степени центром «Педагогический поиск» в рамках Всероссийского конкурса «Современный урок»
Система ученического самоуправления «Путешествие по морю Знаний» стала победителем Всероссийского конкурса «Мудрая сова» («Учительская газета» №39 от 28 сентября 2010 года, статья «Награждается буйком I степени»)
Метод проектов
Теоретические концепции Д.Дьюи( американский философ, психолог и педагог) послужили основой для разработки американскими педагогами У.Килпатриком и Э.Коллингском метода проектов. В России эти идеи первым реализовал С.Т.Щацкий.
Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Конечно, наши дети в силу своих особенностей над проектами работают совместно с учителями, т.е. учителя выступают в роли тьютора, который помогает ребенку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации. Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей.
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика(или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особенные.
1.Необходимо наличие проблемы (значимой задачи) – информационной, практической.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта.
3. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря , выходом, является продукт.
Тип наших проектов – информационные, т.е. сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, обобщение фактов.
Прежде чем внедрять метод проектов в учебно-воспитательный процесс, была проведена работа с учителями. На педагогическом совете, школьном методическом объединении классных руководителей, рассмотрены и обсуждены темы:
- «Педагогические технологии в образовательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность»
- «Проектная деятельность в классе - фактор повышения качества воспитательного процесса.»
- «Проектная деятельность в школе»
В течении всего 2011/12 учебного года каждый класс школы работал над проектами на экологическую тематику.
«Люблю березку русскую»-2 класс;
«Как живут деревья (сезонные изменения)»-4 класс;
«Бархатцы в декоративном оформлении клумб» - 5 класс;
«Лекарственные растения Ступинского района» - 6 класс;
«Войди в лес другом» - 7 класс;
«Зеленая жемчужина» - 8 класс;
«Растения Ступинского района, занесенные в красную книгу» - 9 класс;
«Экология и здоровье» - 10 класс.
В конце года состоялась защита проектов. Экологическая тематика выбрана неслучайно, т.к. школа работает в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме: «Разработка системы педагогических мероприятий, направленных на повышение эффективности процесса формирования основ экологической культуры в специальной коррекционной) школе VIII вида.
Как пример, я предлагаю вам познакомиться со структурой экологического проекта «Редкие растения Ступинского района.
«Редкие растения Ступинского района».
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
- научиться любить и восхищаться красотой природы, бережно относиться ко всему, что нас окружает.
ЗАДАЧИ:
познакомить учащихся с растительностью Ступинского района;
изучить редкие растения;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
развивать у учащихся речь, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать;
Срок реализации проекта: сентябрь 2011г.- май 2012г.
Актуальность данного проекта
Мы живем в одном из прекрасных уголков южного Подмосковья – в Ступинском районе, и можем по праву гордиться этим. Многообразие и уникальность флоры – богатство Ступинской Земли, требующее бережного и внимательного отношения.
К сожалению, нередко причиной гибели многих видов растений является человек. Вырубка лесов, сбор трав и цветов, небрежное и халатное отношение к природе становиться причиной утраты целого вида, восстановить который подчас оказывается невозможным.
Ступинский район – это наш общий дом, и от каждого из нас зависит его будущее. Важно научиться любить и восхищаться красотой природы, бережно относиться ко всему, что нас окружает. Только в этом случае удастся сохранить и приумножить природное богатство нашей малой Родины для следующих поколений жителей Ступино и Ступинского района.
Состав проектной группы – учащиеся 9 класса МКС(К) школа №10 VIII вида
Содержание
В рамках данного проекта планируется:
- Проведение наблюдений, исследований, изучение редких растений;
- Изучение литературы о растениях Ступинского района;
- Беседы, классные часы;
- Выращивание рассады;
- Оформление альбома «Редкие растения Ступинского района»;
- Экскурсии;
- Конкурсы рисунков;
- Работа на пришкольном участке
План реализации
№ | Название мероприятия | Ответственные | Сроки исполнения |
1. | Беседа «Знаете ли вы растения своей местности». Знакомство с редкими растениями Ступинского района (экскурсия). | сентябрь | |
2. | Участие в выставке «Осенняя фантазия». Игра «Поле чудес – растения нашего края». | октябрь | |
3. | Беседа «Лес – один из главных регуляторов экологического равновесия». | ноябрь | |
4. | Беседа «Растения для здоровья». | декабрь | |
5. | Беседа «Ступино – прекрасный уголок южного Подмосковья». Оформление альбома «Редкие растения Ступинского района». | январь | |
6. | Выращивание рассады. Беседа «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой». | февраль | |
7. | Работа на пришкольном участке. Выращивание рассады. | март | |
8. | Участие в конкурсе рисунков «Я хочу дружить с природой». Участие в празднике «День Земли». Презентация и защита проекта. | апрель | |
9. | Работа на пришкольном участке. Экскурсия в парк. | май |
Ожидаемый результат - расширить кругозор учащихся о растительном мире нашего района. Привить любовь и бережное отношение к природе.
Информационно-комуникационные образовательные технологии.
Необходимость применения информационно-комуникационных образовательных технологий в школьном образовании очевидна. Поэтому учителя активно используют компьютер на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, а также при организации досуговой деятельности.
Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Главная методическая проблема преподавания смещается от того «как лучше рассказать материал», к тому «как лучше его показать».
Результат системной работы по использованию ИКТ-технологий в школе:
- создание учителями банка компьютерных дидактических и методических материалов для использования информационных технологий в образовательном процессе (по истории, географии, биологии, штукатурно-малярному делу, чтению)
- за период с 2010г по 2011 г курсы повышения квалификации по информационным технологиям в работе учителя на базе ГБОУ ВПО АСОУ прошли 14% учителей, и на базе Ступинского ИМЦ по теме «ИКТ в учебном процессе» 18 % учителей
- участие в конкурсах педагогического мастерства таких как Московский областной конкурс «Компьютер и школа» в номинации «Лучший урок с использованием презентации» в 2012 году (27 % педагогов)
- создание персональных сайтов учителями
- проведение педагогического совета по теме: «Информационные технологии для решения профессиональных задач учителя»
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что работа по изучению и применению педагогических технологий в коррекционной школе продолжается:
- за первое полугодие 2012 учебного года прошли курсы повышения квалификации на базе ГБОУ ВПО АСОУ 41% учителей по следующим темам:
-«Игровые педагогические технологии в образовательном пространстве школы»
- «Современные педагогические технологии в ОУ»
- «Компьютерные технологии в музыкальном образовании»
-« Современные педагогические технологии в обучении географии»
- «Основы создания учебных сайтов»
- в декабре 2012 года школа провела областной семинар по теме «Педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида»
Работа с детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями всегда является организацией совместной деятельности в атмосфере делового сотрудничества, где роль учителя – роль доброжелательного помощника ребенка. Все это обеспечивает включение механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей, создает эффективные условия обучения и воспитания и это дает хорошие результаты, так за последние два учебных года 6 человек нашей школы стали лауреатами именной стипендии Губернатора Московской области.
Литература по теме:
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий (Москва: НИИ школьных технологий, 2006)
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. -3-е изд, испр. и доп.-М.;Аркти.2006 г 80с..
Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся - Волгоград: Учитель,2009- 138 с.
Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе./ А.И.
Дурова, А.А. Вахрушев. // Начальная школа. – 2005. – «12. – С.49 – 51.
Комарова, И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования./ И. Комарова.// Народное образование. – 2006. - №2. –С. 157 – 159.
Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий/Т.Е.Соколова// Начальная школа.-2004.-№3.-С.21-23.
Цветанова-Чурукова Л.З. Информационные технологии.// Начальная школа.- 2008-№8, С. 84-88
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок технологии в 5 классе коррекционной школы VIII вида. Тема "Обработка закруглённого среза фартука двойной косой бейкой "
конспект урока по технологии для коррекционной школы VIII вида 5 класс. Урок - соревнование по теме " Фартук"...
Здоровьесберегающие технологии в условиях ГПД коррекционной школы VIII вида
Одной из приоритетных задач начального образования в современных условиях является сохранение и укрепление здоровья детей.С другой стороны, для детей с нарушениями интеллекта, необходимо снизить ...
Использование метода проектов при изучении технологии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игры.
С Содержание: 1.Предисловие 2. Игра как средство развития индивидуальных способностей ребенка. 3.Игра как средство стимулирования развития у дет...
Новые технологии воспитательного процесса в коррекционной школе VIII вида
В данной статье представлен проект Новых технологий воспитательного процесса...
Разработка урока по технологии швейного дела в коррекционной школе VIII вида. Тема: "Отделка швейных изделий. Рюши". 7 класс.
Разработка открытого урока по технологии швейного дела в коррекционной шокле VIII вида.Тема: "Отделака швейных изделий".Тема урока: " Рюши". 7 класс...
Конспект и презентация к открытому уроку по технологии швейного дела в коррекционной школе VIII вида.Тема: "Пижама". Тема урока: " Отделка, применяемая при пошиве пижамной сорочки". 7 класс.
КОНСПЕКТ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ к открытому уроку по технологии швейного дела в коррекционной школе VIII вида. Тема: "Пижама". Тема урока: " Отделка, применяемая при пошиве пижамной сорочки". 7 класс....