Новые технологии воспитательного процесса в коррекционной школе VIII вида
проект на тему
В данной статье представлен проект Новых технологий воспитательного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novye_tekhnologii_vospitatelnogo_protsessa.docx | 29.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Новые технологии воспитательного процесса
«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности.
Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей.
Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности».
В.П. Кащенко (слайд 2)
Концепция воспитательной системы школы – интерната VIII вида.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в рамках системы образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Выделим два важных момента в этом определении: (слайд 3)
1. создание условий для развития обучающихся;
2. оказание им помощи в жизненном самоопределении.
Эти два момента особенно актуальны при воспитательной работе в нашем учреждении, т.к. для эффективной их реализации необходимы специальные технологии, методики воспитательного воздействия на детей с ограниченными возможностями здоровья.
Правильно построить воспитательный процесс в СКО школе – интернате VIII вида непросто. Воспитательный процесс должен осуществляться в двух взаимосвязанных аспектах: (слайд 4)
- разностороннее развитие личности обучающихся, воспитанников;
- коррекция, исправление недостатков умственного и физического недоразвития.
В общеобразовательной школе очень актуален тезис «саморазвития» личности, самопознания и т.п., когда речь идет о воспитании ребенка с нарушением интеллекта этот тезис несколько модифицируется, т.к. невозможно требовать от ребенка с интеллектуальным недоразвитием адекватного «саморазвития». Но и сводить процесс воспитания к усвоению готовых форм поведения и их отработки, методике многократных повторений тоже недопустимо. Необходима профессиональная ориентировка педагога. Классный руководитель и воспитатель, работающий с данными детьми должен знать: (слайд 5)
· Мотивы и ведущие виды деятельности каждой возрастной группы
· Учитывать особенности характера и недостатки ребенка
· Знать структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности
· Постоянно наблюдать, отслеживать динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.
Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту: фиксируется ли на этом внимание с доброжелательных позиций или с позиции пренебрежительного отношения и т.п.
Цель воспитательной системы СКО школы – интерната VIII вида: (слайд 6) «Создание условий для социальной реабилитации и адаптации учащихся через личностно-ориентированную, здоровье сберегающую и практическую направленность учебно – воспитательного процесса, выбор оптимальных технологий образования и совершенствование многопрофильной трудовой подготовки»
Задачи воспитания в СКО школе – интернате VIII вида: (слайд 7)
· Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития ребёнка с проблемами в развитии;
· Всестороннее развитие учащихся с целью их подготовки к самостоятельной жизни и труду;
· Повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе различных видов деятельности;
· Формирование умения жить и работать в коллективе, что предполагает осуществление воспитательного воздействия в процессе конкретных видов деятельности, в первую очередь – в коллективной;
· Воспитание у ребёнка активности и самостоятельности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование положительных отношений между взрослыми и сверстниками.
Особенности воспитательного процесса в СКО школе – интернате VIII вида: (сл 8)
· Целенаправленность предполагает специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие учителей и воспитанников, с целью формирования личности, нужной и полезной обществу;
· Многофакторность предполагает наличие многочисленных объективных и субъективных факторов, сочетающихся в процессе воспитания, обуславливая его динамичность, подвижность и изменчивость;
· Непрерывность предполагает постоянное, систематическое взаимодействие учителей и воспитанников;
· Комплексность предполагает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, направленного на формирование личности;
· Вариативность (неоднозначность) результатов определяется субъективными факторами (индивидуальность воспитанников, их социальный опыт и отношение к воспитательному процессу), а также профессиональной подготовленностью учителей;
· Двусторонний характер предполагает наличие прямой (от учителя к воспитаннику) и обратной (от воспитанника к учителю) связей.
Воспитатель, классный руководитель в коррекционной школе является организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников. Воспитательный процесс в СКО школе – интернате организуется так, что в ходе него исправляются, нейтрализуются, устраняются негативные проявления личности, поведения с одновременным развитием, освоением разнообразных моделей коммуникативного поведения.
Системный подход к воспитанию проявляется в объединении усилий всех субъектов воспитания. Это: обучающиеся воспитанники, воспитатели, классные руководители, учителя - предметники, учитель-логопед, педагог - психолог, врач, социальный педагог, родители, Совет школы, заместители директора по УВР, по ВР, директор (слайд 9)
Ребенок будет развиваться эффективно, как личность при учете его возрастных интересов. В воспитательном процессе школы это два момента: основные мотивы и ведущие виды деятельности. (слайд 10)
Начальные классы
основные мотивы:
· потребность во внешних впечатлениях, которая реализуется при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
· настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражается в желании учиться, приобретать новые знания;
· потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
ведущие виды деятельности:
· игра в ее наиболее развитой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой формируется и развивается ориентация ребенка в самых общих, основных сферах человеческой деятельности;
· учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, так как в процессе ее вырабатывается вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми.
Средние классы
основные мотивы:
· потребность занять свое место в коллективе; стремление как можно лучше соответствовать своим представлениям о лидере;
· ориентация на оценки, суждения сверстников (а не взрослого); требования коллектива становятся важнейшими фактором психического развития;
· потребность личностной самооценки; стремление к взрослости, самостоятельности к самоотвержению (ближе к 13 годам);
· стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых. (Неудовлетворенность этого стремления создает у подростка конфликт со средой, с самим собой, толкает на бродяжничество).
ведущие виды деятельности:
· учебная деятельность (не скучная и однообразная, а живая, нацеленная на потребность и нужды подростка, значимая для него);
· разнообразные формы общения со сверстниками, компанией друзей; «кодекс товарищества», доминирующий и организующий мотив поведения подростка;
· интимно-личное общение (быть с другим, уметь получить от этого удовлетворение, быть значимым, в чьих то глазах).
Старшие классы
основные мотивы:
· желание занять свое место в мире взрослых;
· утвердиться в компании сверстников;
· чувствовать себя уверенно в своей компании и т.п.
ведущие виды деятельности:
· интимно-личное общение (друг с другом, с друзьями – через позицию своих настроений и желаний);
· учебно-профессиональная деятельность (в большой степени ориентирована на помощь подростку в его профессиональном самоопределении).
Ожидаемые результаты развития воспитательной системы школы: (слайд 11) Повышение качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с выбранной миссией школы.
Нравственный потенциал: ответственность, гражданственность, патриотизм любовь к своей Родине, родному краю, социальная активность, стремление быть здоровым
Познавательный потенциал: сформированость мотивации на продолжение образования
Практический потенциал: мотивация к трудовой деятельности, к профессиональному определению, культура труда, способность принимать решения и прогнозировать их результат
Коммуникативный потенциал: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, овладения навыками неконфликтного общения
Особенности содержания и направления организации воспитательной работы в урочное и внеурочное время
Концептуальная модель воспитательной системы включает в себя такие разделы как: (слайд 12)
1. Учебно-методическая работа
2. Коррекционная работа, психологическая служба
3. Воспитательная работа
4. Работа с родителями
Учебно-методическая работа
Учебно-методическая работа включает в себя:
· Педагогические советы
· Школьные методические объединения
· Специальные семинары
· Заседания методических объединений
Воспитание в процессе обучения
Коррекционная школа ставит перед учителем-дефектологом три основные задачи (слайд 13)
1. дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду,
2. воспитать у них положительные личностные качества – честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду,
3. скорректировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни в современном обществе.
Все эти задачи решаются комплексно, постоянно, на всех уроках и во внеурочное время, изменяются только акценты в зависимости от основных целей.
В СКО школу – интернат VIII вида поступают дети с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся воспитанники неоднородны по своей клинической характеристике, по причинам, которые нарушили их нормальное развитие и сделали невозможным обучение в массовой школе, а также по времени, когда их развитие было нарушено. Умственная отсталость – диагноз, с которым дети попадают в СКО, но не смотря на это этим детям необходимо дать образование, надо научить их жить, помочь стать нужными обществу, найти в нём своё место после окончания школы - интерната.
Направления воспитательной работы (слайд 14)
- Дополнительное образование.
В СКО школе – интернате VIII вида осуществляется дополнительное образование: функционируют кружки и секции.
- Самоуправление в СКО школе - интернате
В СКО школе – интернате созданы органы самоуправления: штабы, активы классов.
Школьное самоуправление – это система взаимоотношений взрослых и детей, в результате которых у детей развивается способность под руководством ставить цели и реализовывать их, не лишая отношений в коллективе социально-культурных норм. Самоуправление – это взаимодействие взрослых и детей.
Работа над постановленными задачами представляет собой систему действий, которые осуществляются в тесном сотрудничестве классных руководителей, воспитателей и учащихся. Деятельность школьного коллектива строится и ведется в разных направлениях.
В актив класса выбраны: мер, советник здравоохранения, советник по охране природы, советник по книгам, советник по охране труда, советник по охране здоровья. В каждом классе проводятся классные часы, собрания. Председателем является классный руководитель.
Классными руководителями и воспитателями написаны программы воспитательной деятельности по различным направлениям (трудовому, духовно-нравственному, эстетическому, санитарно-гигиеническому, гражданско-правовому и т.д.).
- Важная часть воспитательной системы школы – интерната: формирование и укрепление школьных традиций.
Традиционными воспитательными мероприятиями СКО школы – интерната являются:- День Знаний, - День учителя, - День матери, - Новый год, - День защитников Отечества,
- 8 марта, - День Победы, - Последний звонок, - Выпускной вечер, - Праздник урожая.
- Дни здоровья - Предметные недели:
Классные руководители школы – интерната применяют в воспитательной работе проектные технологии. Так в 2010 году был проведен конкурс проектов воспитательной деятельности классного руководителя.
Цель конкурса:
- Выявление идей и создание проектов оптимальной деятельности классного руководителя;
- Обобщение и пропаганда опыта воспитательной работы педагогов школы.
Для оказания действенной помощи классным руководителям и воспитателям в СКО школе функционирует школьное методическое объединение классных руководителей и учителей-предметников.
Цель работы ШМО классных руководителей и учителей-предметников : в улучшении организации обучения и воспитания школьников c ограниченными возможностями здоровья, в обобщении и внедрении передового педагогического опыта, в повышении теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей и руководства школы
На методическом объединении педагоги знакомятся с новыми технологиями, делятся опытом, своими методиками проведения уроков (занятий) уделяя особое внимание обучению молодых педагогов. Работа МО строится с учетом внутренней преемственности и перспективности, большое значение придается совместному планированию и разработке занятий, наглядных пособий, дидактических материалов.
Педагоги ищут новые формы проведения заседаний, усиливают внимание к практической работе, стремятся через проведение предметных недель, поднять интерес к преподаванию отдельных предметов.
Модель выпускника СКО школы – интерната VIII вида.
Учащиеся, завершившие обучение на ступени основного общего образования должны:
· Освоить общеобразовательные программы учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени начального профессионального образования (т.е. овладеть обще учебными умениями и навыками);
· Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурного поведения и речи;
· Иметь психологические качества:- эмоциональность;- усидчивость;- внимательность;- умение чувствовать окружающий мир;- умение мыслить, адекватно оценивать свои поступки;- обладать чувством самоконтроля.
· Иметь личностные качества:- учебно-познавательные интересы;- мотивацию достижения успеха;- уверенность в себе;- доброжелательность;- коммуникативность;- самостоятельность;- дисциплинированность;- адаптивность;- трудолюбие;- соблюдать здоровый образ жизни;- уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре;- иметь навыки самообслуживания.
- В настоящее время методическим советом и МО классных руководителей разрабатывается воспитательные коррекционно-развивающие программы.
Программа состоит из двух проектов:
- Проект «Комплексный подход в воспитании детей с отставанием в интеллектуальном развитии»,который предназначен для работы с учащимися 4, 5, 6 классов по двум направлениям: «Человек и природа» (человек является частью природы и живет в соответствии с ее законами) и «Человек и общество» (человек является членом общества и живет по его законам).
- Проект «До 16 и старше…», который предназначен для работы с учащимися 7, 8, 9 классов по двум направлениям: «Я - подросток» (коррекция межличностных отношений, осознание своего «Я», приобретение чувства уверенности в своей востребованости современным обществом) и «Модель выпускника» (ориентация воспитанников на правильное поведение в различных жизненных ситуациях, а также знакомство их с основами социологии)
Цель: создание условий для полноценного физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, жизненного и профессионального самоопределения личности каждого учащегося; формирование качеств позволяющих каждому воспитаннику строить собственную жизнь, семью, быть востребованным обществом и государством.
Задачи:
· укреплять здоровье, формировать здоровый образ жизни и воспитывать волевые качества;
· формировать нравственно-этические элементы, понятия, как основу успешной социализации в обществе;
· формировать элементы гражданско–патриотического сознания, основные понятия правовых отношений;
· осуществлять профориентацию воспитанников, трудовое воспитание, формировать основные экономические представления;
· формировать основные способы мыслительной деятельности;
· содействовать творческому развитию личности воспитанников, их социальной активности, потребности в самореализации;
совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, способных компетентно и с полной отдачей заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы воспитания детей.
Вывод: необходимо формирование конкретной среды, в которой развивается ребенок, и создание социально-педагогических условий, как основного фактора его развития.
Прогнозируемые результаты:
- Положительная динамика личностного роста воспитанников;
- Овладение воспитанниками навыками не насильственного действия, демократичного и толерантного поведения, навыками самоорганизации партнерских отношений и групповой кооперации.
Данную программу просим включить на утверждение на мартовский педсовет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология воспитательного процесса
Для работы завучам необходимы различного рода информации. Здесь представлена технология воспитательного процесса. Можете воспользоваться ими в своей работе. Буду рада если это поможет вам....
Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».
Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя. Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии, веру в возможности каждого ученика,...
Создание коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при использовании современных технологий в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую ло...
"СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА" автор Павлик Е.П.
Тема выступления: «Современные технологии воспитательного процесса».Автор выступления: воспитатель – Павлик Е.П. Слайд 1Жизнедеятельность человека напрямую связана с удовлетворением его потребнос...
Презентация "Современные технологии воспитательного процесса"
Жизнедеятельность человека напрямую связана с удовлетворением его потребностей, как основного источника человеческой активности. Поэтому выстраивая работу с учащимися, мы должны ориентироваться не тол...
Современные технологии воспитательного процесса
Технологический алгоритм КТД...
Методическая тема классного руководителя 6 «б» класса Муравлевой Н.Ю. "Личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы"
Методическая тема в работе классного руководителя...