Новые технологии воспитательного процесса в коррекционной школе VIII вида
проект на тему

Терехина Надежда Владимировна

В данной статье представлен проект Новых технологий воспитательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_tekhnologii_vospitatelnogo_protsessa.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

 Новые технологии воспитательного процесса

«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности.

Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей.

Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности».

                                                                         В.П. Кащенко (слайд 2)

Концепция воспитательной системы школы – интерната VIII вида.

    В соответствии с Законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в рамках системы образования,  ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

   Выделим два важных момента в этом определении: (слайд 3)

1. создание условий для развития обучающихся;

2. оказание им помощи в жизненном самоопределении.      

   Эти два момента особенно актуальны при  воспитательной работе в нашем учреждении, т.к. для эффективной их реализации необходимы специальные технологии, методики воспитательного воздействия на детей с ограниченными возможностями здоровья.

   Правильно построить воспитательный процесс в СКО школе – интернате VIII вида непросто. Воспитательный процесс должен осуществляться в двух взаимосвязанных аспектах: (слайд 4)

-    разностороннее развитие личности обучающихся, воспитанников;

- коррекция, исправление недостатков умственного и физического недоразвития.

   В общеобразовательной школе очень актуален тезис «саморазвития» личности, самопознания и т.п., когда речь идет о воспитании ребенка с нарушением интеллекта  этот тезис несколько модифицируется, т.к. невозможно требовать от ребенка с интеллектуальным недоразвитием адекватного «саморазвития». Но и сводить процесс воспитания к усвоению готовых форм поведения и их отработки, методике многократных повторений тоже недопустимо. Необходима профессиональная ориентировка педагога. Классный руководитель и воспитатель, работающий с данными детьми должен знать: (слайд 5)

·       Мотивы  и ведущие виды деятельности каждой возрастной группы

·       Учитывать особенности характера и недостатки ребенка

·       Знать структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности

·       Постоянно наблюдать, отслеживать динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.

  Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту: фиксируется ли на этом внимание с доброжелательных позиций или с позиции пренебрежительного отношения и т.п.

Цель воспитательной системы СКО школы – интерната VIII вида: (слайд 6) «Создание условий для социальной реабилитации и адаптации учащихся через личностно-ориентированную, здоровье сберегающую и практическую направленность учебно – воспитательного процесса, выбор оптимальных технологий образования и совершенствование многопрофильной трудовой подготовки»

Задачи воспитания в СКО школе – интернате VIII вида: (слайд 7)

·       Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития ребёнка с проблемами в развитии;

·       Всестороннее развитие учащихся с целью их подготовки к самостоятельной жизни и труду;

·       Повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе различных видов деятельности;

·       Формирование умения жить и работать в коллективе, что предполагает осуществление воспитательного воздействия в процессе конкретных видов деятельности, в первую очередь – в коллективной;

·       Воспитание у ребёнка активности и самостоятельности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование положительных отношений между взрослыми и сверстниками.

Особенности воспитательного процесса в СКО школе – интернате VIII вида: (сл 8)

·       Целенаправленность предполагает специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие  учителей и воспитанников, с целью формирования личности, нужной и полезной обществу;

·       Многофакторность предполагает наличие многочисленных объективных и субъективных факторов, сочетающихся в процессе воспитания, обуславливая его динамичность, подвижность и изменчивость;

·       Непрерывность предполагает постоянное, систематическое взаимодействие  учителей и воспитанников;

·       Комплексность предполагает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, направленного на формирование личности;

·       Вариативность (неоднозначность) результатов определяется субъективными факторами (индивидуальность воспитанников, их социальный опыт и отношение к воспитательному процессу), а также профессиональной подготовленностью  учителей;

·       Двусторонний характер предполагает наличие прямой (от учителя к воспитаннику) и обратной (от воспитанника к учителю) связей.

 Воспитатель, классный руководитель в коррекционной школе является организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников. Воспитательный процесс в СКО школе – интернате организуется так, что в ходе него исправляются, нейтрализуются, устраняются негативные проявления личности, поведения с одновременным развитием, освоением разнообразных моделей коммуникативного поведения. 

    Системный подход к воспитанию проявляется в объединении усилий всех субъектов воспитания. Это: обучающиеся воспитанники, воспитатели, классные руководители, учителя - предметники, учитель-логопед, педагог - психолог, врач, социальный педагог, родители, Совет школы, заместители директора по УВР, по ВР, директор (слайд 9)

   Ребенок будет развиваться эффективно,  как личность при учете его возрастных интересов. В воспитательном процессе школы это два момента: основные мотивы и  ведущие виды деятельности. (слайд 10)

Начальные классы

основные мотивы:

·       потребность во внешних впечатлениях, которая реализуется при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

·       настойчивое стремление  стать школьником: познавательная потребность, выражается в желании учиться, приобретать новые знания;

·       потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

ведущие виды деятельности:

·       игра в ее наиболее развитой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой формируется и развивается ориентация ребенка в самых общих, основных сферах человеческой деятельности;

·       учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, так как в процессе ее вырабатывается вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми.

Средние классы

основные мотивы:

·       потребность занять свое место в коллективе; стремление как можно лучше соответствовать своим представлениям о лидере;

·       ориентация на оценки, суждения сверстников (а не взрослого); требования коллектива становятся важнейшими фактором психического развития;

·       потребность личностной самооценки; стремление к взрослости, самостоятельности к самоотвержению (ближе к 13 годам);

·       стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых. (Неудовлетворенность этого стремления создает у подростка конфликт со средой, с самим собой, толкает на бродяжничество).

ведущие виды деятельности:

·       учебная деятельность (не скучная и  однообразная, а живая, нацеленная на потребность и нужды подростка, значимая для него);

·       разнообразные формы общения со сверстниками, компанией друзей; «кодекс товарищества», доминирующий и организующий мотив поведения подростка;

·       интимно-личное общение (быть с другим, уметь получить от этого удовлетворение, быть значимым, в чьих то глазах).

Старшие классы

основные мотивы:

·       желание занять свое место в мире взрослых;

·       утвердиться в компании сверстников;

·       чувствовать себя уверенно в своей компании и т.п.

ведущие виды деятельности:

·       интимно-личное общение (друг с другом, с друзьями – через позицию своих настроений и желаний);

·       учебно-профессиональная деятельность (в большой степени ориентирована на помощь подростку в его профессиональном самоопределении).

Ожидаемые результаты  развития воспитательной системы школы: (слайд 11) Повышение качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с выбранной миссией школы.

Нравственный потенциал: ответственность, гражданственность, патриотизм любовь к своей Родине, родному краю, социальная активность, стремление быть здоровым

Познавательный потенциал: сформированость мотивации на продолжение образования

Практический потенциал: мотивация к трудовой деятельности, к профессиональному определению, культура труда, способность принимать решения и прогнозировать их результат

Коммуникативный потенциал: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, овладения навыками неконфликтного общения

Особенности содержания и направления организации воспитательной работы в урочное  и внеурочное время

Концептуальная модель воспитательной системы включает в себя такие разделы как: (слайд 12)

1.     Учебно-методическая работа

2.     Коррекционная работа, психологическая служба

3.     Воспитательная работа 

4.     Работа с родителями

 Учебно-методическая работа

Учебно-методическая работа включает в себя:

·       Педагогические советы

·       Школьные методические объединения

·       Специальные семинары

·       Заседания  методических объединений

 Воспитание в процессе обучения

   Коррекционная школа ставит перед учителем-дефектологом три основные задачи (слайд 13)

 1.  дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду,

2.  воспитать у них положительные личностные качества – честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду,

3.  скорректировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни в современном обществе.

Все эти задачи решаются комплексно, постоянно, на всех уроках и во внеурочное время, изменяются только акценты в зависимости от основных целей.

   В СКО школу – интернат VIII вида поступают дети с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся воспитанники неоднородны по своей клинической характеристике, по причинам, которые нарушили их нормальное развитие и сделали невозможным обучение в массовой школе, а также по времени, когда их развитие было нарушено.  Умственная отсталость – диагноз, с которым дети попадают в СКО, но не смотря на это этим детям необходимо дать образование, надо научить их жить, помочь стать нужными обществу, найти в нём своё место после окончания школы - интерната.

 Направления воспитательной работы (слайд 14)

  1. Дополнительное образование.

   В СКО школе – интернате VIII вида осуществляется дополнительное образование: функционируют  кружки и секции.

  1. Самоуправление в СКО школе - интернате

 В СКО школе – интернате созданы органы самоуправления: штабы, активы классов.  

   Школьное самоуправление – это  система  взаимоотношений взрослых и детей, в результате которых у детей развивается способность  под руководством   ставить цели и реализовывать их, не лишая отношений в коллективе социально-культурных норм. Самоуправление – это взаимодействие взрослых и детей.

Работа над постановленными задачами представляет собой систему действий, которые осуществляются в тесном сотрудничестве классных руководителей, воспитателей и учащихся. Деятельность школьного коллектива строится и ведется в разных направлениях.

   В актив класса выбраны: мер,  советник здравоохранения,  советник по охране природы,  советник по книгам,  советник по охране труда, советник по охране здоровья. В каждом классе  проводятся классные часы, собрания. Председателем является классный руководитель.

Классными руководителями и воспитателями написаны программы воспитательной деятельности по различным направлениям (трудовому, духовно-нравственному, эстетическому, санитарно-гигиеническому, гражданско-правовому и т.д.).

  1. Важная часть воспитательной системы школы – интерната: формирование и укрепление школьных традиций.

 Традиционными воспитательными мероприятиями СКО школы – интерната являются:- День Знаний, - День учителя, - День матери, - Новый год, - День защитников Отечества,

- 8 марта, - День Победы, - Последний звонок, - Выпускной вечер, - Праздник урожая.

- Дни здоровья - Предметные недели:                         

 Классные руководители школы – интерната применяют в воспитательной  работе проектные технологии.  Так в 2010 году был проведен конкурс проектов воспитательной деятельности классного руководителя.

Цель конкурса:

  1. Выявление идей и создание проектов оптимальной деятельности классного руководителя;
  2. Обобщение и пропаганда опыта воспитательной работы педагогов школы.

  Для оказания действенной помощи  классным руководителям  и воспитателям в СКО школе  функционирует школьное методическое объединение классных руководителей и  учителей-предметников.

Цель работы ШМО классных руководителей и  учителей-предметников : в улучшении организации обучения и воспитания школьников c ограниченными возможностями здоровья, в обобщении и внедрении передового педагогического опыта, в повышении теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей и руководства школы

 На методическом объединении педагоги знакомятся с новыми технологиями, делятся опытом, своими методиками проведения уроков (занятий) уделяя особое внимание обучению молодых педагогов. Работа МО строится с учетом внутренней преемственности и перспективности, большое значение придается совместному планированию и разработке занятий, наглядных пособий, дидактических материалов.

Педагоги ищут новые формы проведения заседаний, усиливают внимание к практической работе, стремятся через проведение  предметных недель, поднять интерес к преподаванию отдельных предметов. 

 Модель выпускника СКО школы – интерната VIII вида.

Учащиеся, завершившие обучение на ступени основного общего образования должны:

·   Освоить общеобразовательные программы учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени начального профессионального образования (т.е. овладеть обще учебными умениями и навыками);

·   Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурного поведения и речи;

·  Иметь психологические качества:- эмоциональность;- усидчивость;- внимательность;- умение чувствовать окружающий мир;- умение мыслить, адекватно оценивать свои поступки;- обладать чувством самоконтроля.

·  Иметь личностные качества:- учебно-познавательные интересы;- мотивацию достижения успеха;- уверенность в себе;- доброжелательность;- коммуникативность;- самостоятельность;- дисциплинированность;- адаптивность;- трудолюбие;- соблюдать здоровый образ жизни;- уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре;- иметь навыки самообслуживания.

  1. В настоящее время методическим советом и МО классных руководителей разрабатывается воспитательные коррекционно-развивающие программы.

Программа состоит из двух проектов:

  1. Проект «Комплексный подход в воспитании детей с отставанием в интеллектуальном развитии»,который предназначен для работы с учащимися 4, 5, 6 классов по двум направлениям: «Человек и природа» (человек является частью природы и живет в соответствии с ее законами) и  «Человек и общество» (человек является членом общества и живет по его законам).
  2. Проект «До 16 и старше…», который предназначен для работы с учащимися 7, 8, 9 классов по двум направлениям: «Я - подросток» (коррекция межличностных отношений, осознание своего «Я», приобретение чувства уверенности в своей востребованости современным обществом) и «Модель выпускника» (ориентация воспитанников на правильное поведение в различных жизненных ситуациях, а также знакомство их с основами социологии)

Цель: создание условий для полноценного физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, жизненного и профессионального самоопределения личности каждого учащегося; формирование качеств позволяющих каждому воспитаннику строить собственную жизнь, семью, быть востребованным обществом и государством.

Задачи:

·       укреплять здоровье, формировать здоровый образ жизни и воспитывать волевые качества;

·       формировать нравственно-этические элементы, понятия, как основу успешной социализации в обществе;

·       формировать элементы гражданско–патриотического сознания, основные понятия правовых отношений;

·       осуществлять профориентацию воспитанников, трудовое воспитание, формировать основные экономические представления;

·       формировать основные способы мыслительной деятельности;

·       содействовать творческому развитию личности воспитанников, их социальной активности, потребности в самореализации;

совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, способных компетентно и с полной отдачей заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы воспитания детей.

Вывод: необходимо формирование конкретной среды, в которой развивается ребенок, и создание социально-педагогических условий, как основного фактора его развития.

Прогнозируемые результаты:

  1. Положительная динамика личностного роста воспитанников;
  2. Овладение воспитанниками навыками не насильственного действия, демократичного и толерантного поведения, навыками самоорганизации партнерских отношений и групповой кооперации.

Данную программу просим включить на утверждение на мартовский педсовет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология воспитательного процесса

Для работы завучам необходимы различного рода информации. Здесь представлена технология воспитательного процесса. Можете воспользоваться ими в своей работе. Буду рада если это поможет вам....

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

Создание коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при использовании современных технологий в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую ло...

"СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА" автор Павлик Е.П.

Тема выступления: «Современные технологии воспитательного процесса».Автор выступления: воспитатель – Павлик Е.П. Слайд 1Жизнедеятельность человека напрямую связана с удовлетворением его потребнос...

Презентация "Современные технологии воспитательного процесса"

Жизнедеятельность человека напрямую связана с удовлетворением его потребностей, как основного источника человеческой активности. Поэтому выстраивая работу с учащимися, мы должны ориентироваться не тол...