СОВЕТЫ родителям детей младшего школьного возраста с нарушениями письма.
статья по теме

Мельникова Галина Вениаминовна

В последнее время наметилась тенденция к увеличению количества дошкольников и школьников, имеющих определенные проблемы в устной и письменной речи. Для того, чтобы преодолеть эти трудности необходимо помочь ребенку с первых дней его обучения в школе, а значит необходима помощь учителя-логопеда, учителей, воспитателей, родителей. Данная статья ориентирована на родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_roditelyam.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ родителям детей  младшего школьного возраста  с  нарушениями  письма.

- Я не  знаю, что делать  с ним! Такие ошибки…. Просто смешно. Слова переставляет,  буквы путает, пропускает. Даже под ударением не то пишет. Все из-за  невнимательности. И ругала уже, и наказывала….. Учительница говорит- это нарушение письма.»

А каковы причины возникновения   нарушения письма и чтения у детей?

Огромное  значение  для овладения процессами  письма и чтения имеет степень сформированности  всех сторон речи у ребенка. Поэтому нарушения или задержки в развитии фонематического восприятия, лексико- грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин «плохого»  письма.  Имеет роль и наследственный фактор,  когда ребенку передается  недосформированность мозговых   структур, их качественная   незрелость. В  этом случае в результате затруднения коркового контроля  при  овладении      письменной речью ребенок  может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе.

Поэтому  помимо  строго дифференцированного подхода к разным группам ошибок в работе над ними  очень важна и сама организация  этого процесса,  особенно в «трудных» и тем более «безнадежных» случаях. Поскольку ребенок уже привык считать себя « безграмотным», и предшествующие безрезультатные   или  почти безрезультатные  занятия с ним  оставили в его душе  нежелательный  след,  постарайтесь  прежде всего коренным образом изменить само   его  отношение к этим  занятиям  (имеется в виду дополнительная  домашняя  работа родителей с ребенком над  ошибками ). Приготовление уроков не должно  быть причиной  ссор. взаимного   раздражения, конфликтов. Лучше, если с первого дня ребенок  будет садиться  за уроки  сам  и  научится просить  Вас  о помощи, если он в ней нуждается.  В отличии  от уроков ( домашних заданий), на тренирующихся занятиях , следует работать обязательно вместе с ребенком. Жалобы родителей на то, что  «сам не может», « ничего без меня не получается», « приходится сидеть  буквально на одном стуле»,  как  правило,  уже результат. Ребенок очень быстро привыкает  к тому, что не он, а Вы  отвечаете  за  качество приготовления уроков ( кстати,    Вы  же и переживаете неудачи его как свои собственные).  Поговорите с ребенком, объясните  ему, что  теперь вы будете  заниматься  иначе,  что   ошибки у него обязательно  исчезнут, и  очень  скоро он  сам это увидит.  Основная цель такого  разговора – успокоить  ребенка и  заинтересовать его  предстоящей  работой, вызвать у него  искреннее  желание «писать  без ошибок». Этот положительный   эмоциональный   настрой  совершенно необходим,  поскольку занятия  по принуждению, при негативном  отношении к ним  со стороны  ребенка  не дают и не могут  дать положительного  результата. Занимайтесь с ребенком  обязательно  ежедневно , но недолго. Готовить  уроки в один присест не стоит, гораздо  эффективнее  такой режим ( примерно) : через каждые 15-20 минут работы 10-15 минут  отдых, который ребенок может  использовать по своему усмотрению. У ребенка должно  быть право  самому выбрать, что он  будет делать вначале,  Вы можете что-то посоветовать  или, как бы невзначай,  порекомендовать, но ни в коем случае не требовать. Определите заранее вместе с ним ту  «норму», которую ему предстоит выполнить ( в количестве строк  или  минут и четко  соблюдайте ее, никогда не требуя  лишнего). Зная заранее о небольшом и вполне определенном объеме  работы, ребенок спокойно возьмется за нее и постарается  выполнить как можно лучше. Кстати, в общении с ребенком всегда эффективнее придерживаться  тактики совета ( еще лучше советоваться с ним ), а не беспрекословно исполняемого  приказа. Недопустимы упреки, типа: « Я тебе говорила..», « Я тебя предупреждала…», Вот видишь, что получилось…». Это только рождает   страх перед неудачей, неуверенность.  Ребенок должен иметь право на ошибку и при этом быть уверенным, что  ошибки не караются, а исправляются.  И тогда Вы не услышите «не могу, не получается, и никогда не буду».

Проводите занятия таким образом, чтобы  ребенок каждый раз имел  возможность  видеть их  положительный результат,  проявляющийся в полном  отсутствии  ошибок.  Каждый раз  обязательно похвалите за это ребенка, скажите ему, что  «ошибки  сдаются», и закончите занятие  на оптимистической ноте, обусловленной уверенностью в успехе.  Реально обеспечить  соблюдение этого необходимейшего  условия  можно  лишь в том случае,  если на каждом  конкретном занятии  работа  будет вестись  только над грамматическим правилом,  на котором  и будет  сосредоточено  все внимание  ребенка. Однако  это не  означает, что ребенку  позволяется  допускать ошибки  на все другие правила.  Просто  все  другие слова ребенок   очень  внимательно списывает с книги   или  Вы  диктуете их  « подсказывающим  образом».

Поработав вместе с Вами  3-4 дня  или даже  целую неделю  подряд  достаточно  настойчиво    над  одним и тем  же правилом, ребенок  полностью  его усваивает  и  обязательно  перестанет  делать ошибки  на это правило.  И  тогда Вы спокойно перейдете к следующему  правилу, периодически  вспоминая и  уже пройденное.

          Начните с внимательного  изучения   тетрадей  Вашего ребенка и определения  наиболее  частого  встречающихся  у него  ошибок.

Во всех случаях тренировочные  упражнения лучше всего  начинать с так называемых предупредительных диктовок, основной целью которых  является   предупреждение  ошибочного написания  слов на изучаемое  правило. Для этого перед записью  каждого « сомнительного»   слова необходимо  спрашивать ребенка , как он собирается   это слово  написать. В случае  ошибочного ответа   нужно  еще раз  обратиться к правилу. И только по мере  упрочения  навыка  правильного   написания  слов  можно   постепенно  переходить  к контрольным  диктовкам и к упражнениям  на  вставку  самим ребенком пропущенных  букв.

Соблюдение  именно  такой последовательности в письменных упражнениях  приучат школьника  думать, прежде чем  писать,  что  исключит  возможность   проявления  ошибок при письме.  Только таким  путем  можно « приучить»  и его руку  к правильному  написанию  слов,  что в конечном  итоге позволит  довести  навык  правильного  письма  до автоматизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка родителям от школьного Совета физкультуры

Рекомендации о занятиях спортом и здоровом образе жизни...

Стихотворение Родителям.Детские советы родителям.

Лирическое стихотворение-напутствие родителям о том, что нужно беречь детскую душу....

Причины школьной неуспешности. Как помочь ребенку с школьными трудностями. Советы родителям.

В современном мире очень важно быть успешным. Мы начинаем к этому стремиться уже со школьной скамьи. Со стороны это похоже на гонку с препятствиями. Тпак хочется быть на финише первым, вокруг много бо...

Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Советы родителям начинающих пианистов  (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Советы родителям по теме "Проблема школьной отметки"

Советы родителям по теме "Проблема школьной отметки"...

Презентация для работы с родителями "Школьная мотивация: 10 советов родителям"

Эта презентация может быть использована классными учителями при проведении родительских собраний. Она включает в себя описание основных ошибок, которые допускают родители, пытаясьповысить у своих днтн...

Памятка для родителей. Советы родителям на каждый день. Рекомендации родителям учащихся начальных классов.

Родители в определении задач и поиске путей воспитания в своей семье должны исходить из знания индивидуальных особенностей своих детей. При этом следует учитывать, что каждому возрасту свойственны как...