Тема : «Звуки [Л] [Л`]. Буква Л. 1 класс.
план-конспект урока по теме

Агапова Елена Викторовна

 

 

Тема : «Звуки  [Л] [Л`]. Буква Л.

1 класс.

Цель: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [Л] [Л`] , буквой Л.

            2. Уточнить артикуляцию и характеристики звука [л]

            3. Работа над развитием фонематического слуха:

·         Учить слышать звуки [Л] [Л`] в слогах словах, предложениях;

·         Определять место звука в слове.

     4. Расширение и уточнение словарного запаса детей.

     5. Работа над  техникой чтения.

Ход занятия.

Организационный  момент.

Вспомним наше правило:

Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.

Артикуляция звука.

Логопед объясняет, что при произношении звука [Л] язык широкий, кончик языка упирается в мягкие подушечки, рот приоткрыт.

Характеристика звука.

Можно ли петь звук [Л]? (Нет). Этот звук является гласным или согласным?(Согласным) . Приставим  руку к горлышку и говорим  [Л]. Дрожит  горлышко? (Да).Значит,  голосовые связки  вибрируют, звук [Л] – звонкий.

ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ – здесь звук [Л] звучит твёрдо.

ЛЯ, ЛЁ, ЛЮ, ЛИ, ЛЕ - здесь звук [Л] звучит мягко.

Звук [Л] – согласный, звонкий, бывает мягким и твёрдым.  

Сегодня мы будем путешествовать по стране БУКВАРИЯ, где живёт ВОЛШЕБНИК, который спрятал букву Л. Чтобы выручить букву, нужно выполнить  задания волшебника. Поможем  букве Л?

1.    Задание :    «Речевая зарядка.»

Давайте споём   песенку для ВОЛШЕБНИКА:

Ла-ло- лу-лы                  ал-ол-ул-ал

Лы-лу-ло-ла                    ыл-ул-ол-ал

Скла-скло-склу-склы

Спла-спло-сплу-сплы

Ло-ло-ло- на улице тепло.

Лу-лу-лу- стол стоит на углу.

Ул-ул-ул- у нас сломался стул.

 

2.     Задание : « Запомните  все слова со звуком   [Л] [Л`]»

На болоте лягушонок

Лапкой шевелит  спросонок,

Потому что лунный лучик – длинноножка

Лягушонку –босоножке

Летней теплой тихой ночью

Лапки ласково щекочет.

3.      Задание : « Определи место звука в слове»

 Определите место звука [Л] в слове и разложить по корзинкам. (предлагаются корзинки для звукового анализа – дети определяют место звука в слове в начале слова, в середине или в конце) и кладут картинку в соответствующую корзинку)

Картинки: лодка, белочка, лиса, стол, волк, лист, стул.

 

тридвараз

4.      Задание : «Разминка»

«Чтобы продолжить путешествие по стране БУКВАРИЯ, нам нужно отдохнуть и выполнить динамическую разминку».

От волшебника бежали,                      бег на месте

Мы бежали, мы бежали.

Над горами мы летали,                       имитация полета

Мы летали, мы летали.

Под водой мы проплывали,               имитация плавания

 Проплывали, проплывали.

Через камни мы шагали,                    ходьба с высоким поднимание бедра

Мы шагали, мы шагали.

Тут мы гномов увидали,                      попарно похлопывают друг друга по плечам

Их мы дружно все обняли.

 

5.      Задание : «Скажи на оборот»

  Добавьте  в каждое предложение слово со звуком [Л], которое подходит по смыслу:

У березки ствол тонкий, а у дуба - …. (Толстый)

Заяц трусливый, а лев - ….. (Смелый)

Суп горячий, а мороженное - ….. (Холодное)

Собака сытая, а волк - ….. (Голодный)

Воздушный шар легкий, а гиря - ….. (Тяжелая)

Великан сильный, а Дюймовочка - …. (Слабая)

6.      Задание : «На что похожа  буква  Л»

И сказал  волшебник:

Вы доказали мне друзья

Что звук скрывать никак нельзя!                    

Его вам возвращаю я!

Но! Чтоб на письме звук не терять,

Чтоб громко в тексте прочитать,

Нам будет буква помогать                                                          

 – Твёрдый согласный звук [л] и мягкий согласный звук [л’] на письме обозначается одной буквой Л «эль». Показ буквы. (На доске вывешивается карточка с печатной буквой Л, л)

– На что похожа буква Л?

http://festival.1september.ru/articles/520999/img4.jpg

Дрессировщик буквой машет.
Перед ним лошадка пляшет.
Алфавит продолжим наш,
Буква Л – лесной шалаш.

– На что похожа буква Л? (Ответы детей)

7.     Задание : «Прочитайте слоги и слова с буквой Л»

АЛ     ОЛ    УЛ    ЫЛ     ИЛ     ЕЛ

ЛА     ЛО     ЛУ     ЛЫ     ЛИ     ЛЕ

ЛАМПА              ЛЕНТА                ЛИМОН

ЛАПША             ЛЕНТЯЙ             ЛЕСНОЙ

8.      Дидактическая игра «Расколдуй  слова».

Волшебник БУКВАРИИ  приготовил вам   последнее задание.  Добавьте  букву Л  в начало или  конец слова и произнесите  его в слух:

За..                   …апа                     пена…                     вокза…

..уксту..                        забы..                      засну..

Пе..                  сто..                        щего..                      слома..

Итог  урока:

Какой звук мы спасали? (Сегодня мы спасали звук [Л])

Вспомним, какой это звук? (Звук[Л] – согласный, звонкий, твердый) )

Как мы спасали наш звук?(Выполняли задания  Волшебника страны БУКВАРИИ)

Все ребята молодцы – очень хорошо работали на занятии!

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Логопедическое занятие по теме: "Звуки [З] - [Ж]. Буквы З, Ж."

Занятие разработано для учащихся 3 класса по теме дифференциация звуков [З]-[Ж]....

Конспект логопедического занятия по теме «Звуки [т, тʼ]. Буква т» 1 класс

Конспект логопедического  занятия по теме «Звуки [т, тʼ]. Буква т»1 класс  ВведениеФедеральные Государственные Образовательные Стандарты начального образования  определяют систему ...

Использование интерактивных ресурсов в учебном занятии литературное чтение в 1 классе по теме: Звук [Э]и буква Э.

Форма проведения урока: урок открытия новых знаний.Методы обучения: частично-поисковый (исследовательский), технология проблемного обучения, технология проблемного диалога. Роль и место...

Конспект урока в 1 классе, тема «Звуки (к), (кь), буква К» УМК Школа России

Тема: «Звуки (к), (к), буква К»  УМК  Школа России.    Формирование УУД: умение обобщать и систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи; самостоя...

Конспект урока обучения грамоте. УМК "Начальная школа 21 века". Тема: «Звуки [д], [д’]. Буква Д, д», 1 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕТема: «Звуки [д], [д’]. Буква Д, д»Цели деятельности учителя: ознакомление с согласными звуками [д],[д’], с буквой Д, д; формирование умения моде...