Семинар - практикум "Призыв о помощи"
методическая разработка на тему
Работа по профилактике суицидального поведения в коррекционных школах - это одно из направлений работы педагога - психолога. Семинар - практикум для педагогов (с презентацией) разработан с целью предупреждения случаев совершения суицидальных попыток несовершеннолетними
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_prizyv_o_pomoshchi.docx | 44.88 КБ |
prezentaciya_prizyv_o_pomoshchi.pptx | 501.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум "Призыв о помощи"
Цель: предупреждение случаев совершения суицидальных попыток несовершеннолетними.
Задачи:
- ознакомить с причинами, признаками и характером подросткового суицида;
- расширить знания о возрастных особенностях психики подростков;
- формировать умения и навыки ведения конструктивного диалога с несовершеннолетним.
Оборудование: слайдовая презентация, музыка для создания фона, фломастеры (ручки) по количеству участников, памятка для учителей.
Форма проведения: практикум.
Методы: лекция, мозговой штурм, упражнение.
Ход семинара.
1. Орг. момент.
Для веселия планета наша мало оборудована,
Надо вырвать радость у грядущих дней,
В этой жизни помереть не трудно.
Сделать жизнь значительно трудней.
В. Маяковский
(«Сергею Есенину»)
2. Основная часть. Лекция «Призыв о помощи»
Проблема суицидального поведения традиционно привлекает внимание общества и исследователей. В общественном сознании самоубийство принадлежит к тем сложным явлениям жизни, к которым испытывают двойственное отношение. С одной стороны, человек, покончивший с собой, вызывает жалость и сострадание. С другой - сам факт суицида осуждается как грех, и даже преступление.
«Не надо спасать всё человечество. Стремитесь спасти хотя бы одну человеческую душу. В таком стремлении я вижу залог спасения России...» Эти слова кандидата педагогических наук, профессора Юрия Азарова являются руководством к деятельности службы социальных педагогов, психологов, педагогов, направленной на профилактику суицидальных явлений среди обучающихся школы.
Суицидальное поведение является одним из вариантов (крайним) саморазрушающего поведения, как вариант ухода дисфункциональной личности от жизненных проблем. К саморазрушающему поведению относят не только поведение с угрозой для жизни, но и ущерб для физического и психического здоровья, ущерб для духовного и нравственного развития и даже ущерб для социального статуса. Классическими представителями являются злоупотребление алкоголем и наркотиками, антисоциальное поведение, работоголизм и др.
Суицид - психологическое явление и, чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой. Самоубийство совершается в особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды.
Суицид - исключительно человеческий акт. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды.
Можно условно выделить три основные концепции суицидального поведения:
- психопатологическая,
- психологическая,
- социальная.
Психопатологическая концепция исходит из предположения, что все самоубийцы - это душевно больные люди, а все суицидальные действия — проявления острых и хронических психических расстройств. Сторонниками этой концепции были такие видные отечественные психиатры, как Н.П. Бруханский, В.К. Хорошко и др.
Согласно психологической концепции, ведущим и основным в формировании суицидальных тенденций является психологический фактор.
Зигмунд Фрейд рассматривал самоубийства как проявление инстинкта смерти, который может проявиться в агрессии против других и как частный случай - в агрессии против самого себя. Распространены также толкования суицида как трансформированного любовного влечения, когда лица, совершающие самоубийства, надеются, что после смерти воссоединятся с любимым человеком или умершими родственниками, любо уповают на то, что, умерев, они обретут ту любовь и сочувствие, на которые тщетно надеялись при жизни, либо стремление снять напряжение, вызванное кризисным состоянием.
Поведенческая теория исходит из понятия «рефлекса цели» (Павлов 1952). И.П. Павлов писал: «Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас, ... жизнь перестает призвать к себе, как только исчезает цель, поэтому мы читаем весьма часто в записках, оставляемых самоубийцами, что они прекращают жизнь потому, что она бесцельна».
Основоположник социальной концепции Эмиль Дюркгейм считал, что самоубийство во всех случаях может быть понято лишь с точки зрения взаимоотношений индивидуума с социальной средой, причем социальный фактор играет ведущую роль.
Современные ученые не отрицают того факта, что социальные факторы занимают видное место среди причин суицидального поведения, но объяснение проблемы самоубийств лишь с точки зрения влияния на человека социальной среды считают односторонним. Главный недостаток этой концепции -недооценка роли личности во взаимоотношениях с социальной средой.
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
1. Словесные признаки
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
- Прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не
могу так дальше жить». - Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого
проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться». - Много шутить на тему самоубийства.
- Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
2. Поведенческие признаки
1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
2 Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как: в еде - есть слишком мало или слишком много; во сне - спать слишком мало или слишком много; во внешнем виде — стать неряшливым; в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении; замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки.
Человек может решиться на самоубийство, если:
- Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
- Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);
- Ощущает себя жертвой насилия - физического сексуального или эмоционального.
- Предпринимал раньше попытки суицида.
- Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
- Слишком критично настроен по отношению к себе.
Причины и мотивы суицида у подростков.
Одной из главных причин суицидального поведения называют школьные конфликты. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен, зачастую он может принять сиюминутное решение как выход из конфликтной ситуации.
Давайте рассмотрим предпосылки, ведущие к возникновению интересующей нас проблемы:
1. Социальная апатия.
Незаинтересованность общества в личности, в свою очередь, ведет к разочарованию личности в обществе. Личность чувствует себя ненужной и невостребованной.
2. Снижение ценности человеческой жизни.
Естественно, что, чем больше альтруизма в обществе, тем более востребованным чувствует себя человек, но, если уровень его субъективной самооценки выше того, что может предложить ему социум, появляется желание сменить его (социум), но за неимением такой возможности остается выход в аддукцию (саморазрушение).
3. Отсутствие духовного смысла существования и перспектив стимулирования творческой
и витальной активности.
Злоупотребление алкоголем и суицидальное поведение имеют общий источник - невостребованность личностных потенций человека, ощущение собственной несостоятельности, ненужности.
Основные мотивы суицидального поведения у подростков:
- суицидальная попытка как способ попросить помощи (получить внимание, любовь);
- переживание обиды, одиночества, непонимания;
- любовные неудачи, неразделенные чувства или ревность;
- чувство мести, злобы, протеста;
- подражание героям книг, фильмов, эстрадным кумирам;
- страх наказания;
- избежание трудных ситуаций;
Некоторые подростки считают самоубийство проявлением мужества и силы духа, на самом деле это слабость, примитивность мышления (незнание как отреагировать на проблему).
Мотивом самоубийства у подростков чаще всего является протест, желание отомстить за нелюбовь и призыв к помощи.
Кто подвержен суициду.
1. Наследственные суициды.
Социальный педагог обязан выявить детей этой группы ввиду того, что эти дети могу пойти по жизненному сценарию своих близких.
2 Лица, страдающие психическими заболеваниями (депрессии).
Как уже было сказано выше, наиболее ярким примером здесь являются люди, страдающие маниакально-депрессивным психозом. В момент наступления депрессивной фазы больной подвержен суицидальным мыслям и желаниям. В этой категории также можно упомянуть людей с невротическими расстройствами.
3 Дети-инвалиды.
Дети-инвалиды, как правило, страдают от своей физической неполноценности, особенно если недуг приобретен уже в сознательном возрасте. Дети же с врожденной инвалидностью имеют также и психологические отклонения на уровне акцентуации и психопатии.
4. Трудные подростки
Эта группа наиболее склонна к девиации ввиду того, что здесь зачастую присутствуют алкоголизм, токсикомания, наркомания, а также довольно ранние половые связи. Очень часто в этой группе встречаются дети из неполноценных семей. В этой среде очень остро стоит вопрос самореализации и самоутверждения.
5 Беспризорники.
Проблемы, очень сходные с проблемами трудных подростков, с тем лишь отличием, что последние живут дома.
6 Неформальные группы.
В последнее время вопросы о неформальных объединениях стоят остро, как никогда. Можно сказать, что в их разнообразии представлены девиации и даже аддукции.
В суицидальном состоянии подросток, глубоко несчастен, но совсем необязательно, что он психически болен.
Способы суицида.
- Отравления лекарственными препаратами.
- Отравления бытовой химией.
- Порезы вен и повешения.
- Большинство исследователей полагают, что фатальные ДТП с единственной жертвой - фактически суициды.
Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.
- Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
- Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
- Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение может служить
основанием для тревоги. - Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
- Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации: - Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка).
«Мозговой штурм»
Среди обывателей и части профессионалов бытуют ложные представления о самоубийстве (Р.Шейдер, 1998):
Бытующее мнение | Фактическое положение |
Те, кто много говорят о самоубийстве, обычно его не совершают | Большинство самоубийц перед смертью делятся своими намерениями и горестями |
Самоубийство – импульсивный акт, совершаемый внезапно | Существуют множество признаков повышенного риска самоубийства |
Решившиеся на самоубийство редко колеблются | Самоубийству обычно предшествуют попытки найти утешение и помощь |
Склонность к самоубийству наследуется | Хотя самоубийства и попытки самоубийства действительно чаще совершаются теми, у кого в семье уже были подобные случаи или покончил с собой кто-то из близких друзей, предрасположенность к самоубийству не наследуется и не является чертой характера |
Риск самоубийства носит кратковременный характер, когда кризисная ситуация проходит, обычно наступает улучшение | Улучшение может быть обманчивым. Под внешним спокойствием может скрываться твердо принятое решение, а некоторый подъем сил иногда лишь помогает выполнить задуманное. |
Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются в помощи специалистов. Нагружать неискушенного педагога работой с суицидентами – значит поставить его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний. Роль педагога в работе с такими подростками можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика (сбор анамнестических сведений). Схема работы по выявлению таких учащихся может выглядеть следующим образом:
Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что, часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п. Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста.
Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла. Осуществляя психопрофилактику суицида, мы должны знать, что в каждом возрастном периоде у детей появляются психологические новообразования, сензитивные к психологическому воздействию. В связи с этим необходимо осуществлять непрерывную психопрофилактику, с самого первого класса, учитывая основные виды деятельности учащихся во все школьные психологические периоды:
№ п/п | Класс | Основные виды деятельности с учащимися | На что обратить внимание |
1 | 1 – 4 | Становление и развитие самооценки учащихся. В 9 лет, как правило, проявляется интерес к смерти. | Естественно, если в этом возрасте самооценка слегка |
2 | 5 | Адаптация к среднему звену | Коррекция детской застенчивости; развитие эмоциональной сферы ребенка |
3 | 6 | Активизация интереса к эмоционально-волевой сфере человеческой жизни | Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы; |
4 | 7 | Резкое падение самооценки; повышение агрессивности, тревожности, ранимости, неадекватности реагирования в общении | Развитие навыков общения, |
5 | 8 | Незначительно снижение тревожности и агрессивности сочетается с нестабильной самооценкой; | Развитие навыков общения; формирование навыков саморегуляции; первичное исследование сферы профессиональных интересов |
6 | 9 | Активизация сферы профессиональных интересов; рост потребностей в психологических знаниях о себе; поиск целей и смысла жизни; просыпается конфликт «отцов и детей» | Психологическая, педагогическая подготовка учащихся к профильному выбору; |
7 | 10-11 | Профессиональное самоопределение. Раздумья о любви, о семейных отношениях | Нетрадиционные педагогические и психологические приемы обучения, общения, воспитания. |
2. Практическая часть. Фильм Ролана Быкова «Люба»
О десятиминутной ленте Ролана Быкова "Люба", или "Я больше сюда никогда не вернусь", почти никто не знает. 20 лет назад его купили кинопрокатчики многих стран. Но к отечественному зрителю этот коротенький киношедевр пришел лишь благодаря интернету, где ссылка на ролик передается "из рук в руки"
Крошечная картина под названием "Люба", или "Я больше сюда никогда не вернусь", начинается со сцены, в которой мать-алкоголичка бьет маленькую дочку. Всего несколько секунд: крик, пощечина. Девочка выскакивает из дома.
Вот она перебегает через железнодорожные пути - грохот поезда вызывает у зрителя ощущение надвигающейся катастрофы. Но мы даже представить себе не можем, какого рода потрясение ждет впереди.
Игрушки оживают в руках Любы, превращаясь то в детей, то в папу с мамой. Она то метет пол ("Весь дом зас...али!"), то кормит куклу, то истово ласкает своих "детей" ("Любишь мамку? А папку свого небось больше любишь!"), то бьет наотмашь. Персонажи выясняют отношения, шокирующе "любятся" и жестоко, на ножах, дерутся, и один из них гибнет в семейной драке - а второй причитает и голосит. Ребенок то смеется, то рыдает, то матерится, то лепечет, заикаясь от страха. Начинается гроза. Девочка по-хозяйски снимает платье, чтобы постирать, и теперь в кадре - голое тщедушное тельце. Ребенок так беззащитен и одинок, что это бьет по нервам больше, чем неполиткорректная нагота и мат. Платье высохло, игрушки спрятаны, девочка собралась домой. Она снова слышит вопли матери, зовущей ее. Нервное личико передергивается так натурально, что веришь всему. Даже тому, как с криком "Я сюда больше никогда не вернусь! Мама! Мамочка!" девочка, то ли оступившись, то ли сознательно бросается в реку с обрыва.Сила таланта Быкова не в том, что он заставляет рыдать в сценах смерти ребенка. Это нетрудно. Но Быков заставляет переживать катарсис еще в сценах обыденной жизни.
В России ежегодно по вине родителей гибнет около тысячи детей. В 2002 году, по данным Следственного комитета при прокуратуре РФ, было совершено 44 000 преступлений против несовершеннолетних. А в 2007 году - уже 70 000. И поэтому такие фильмы нужны нам. Чтобы заставляли задуматься.
3. Заключительная часть.
За один день в России в среднем кончают жизнь самоубийством 108 человек. Легко подсчитать, что за год около 40 000 человек добровольно уходят из жизни. Если учесть так же все неудавшиеся по той или иной причине суицидальные попытки, то эта цифра, очевидно, многократно увеличится.
Наша общая задача заключается в том, чтобы, по возможности, ограничить распространение самоубийств, научиться эффективно предупреждать их.
Было бы наивно думать, что настанет когда-нибудь «золотой век», когда не будет конфликтов, разочарований, трагедий – всего того, что иной раз толкает человека к самоубийству. Видимо придется признать, что самоубийства будут всегда, как всегда будут болезни, старость, страдания и смерть.
Даже в теоретически безвыходных ситуациях, когда люди страдают неизлечимыми заболеваниями, есть выход - нужно ценить жизнь пока живешь, быть может, лекарства от всех болезней уже на подходе…
Рекомендации психолога
ЧТО МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ:
- Установите заботливые взаимоотношения с ребенком
- Будьте внимательным слушателем
- Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации
- Помогите определить источник психического дискомфорта
- Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно
- Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы
- Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее
Рекомендации для тех, кто рядом с человеком, склонным к суициду:
- не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;
- доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;
- не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;
- дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;
- сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;
- говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;
- постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;
- убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;
- не предлагайте упрощенных решений;
10) дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;
11) помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;
12) помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;
13) при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;
14) помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.
Причинами суицидов в детском и подростковом возрасте может быть следующее:
1). Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.
2).Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе "без родины и флага" чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.
3). Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением "как жить дальше" (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.
4). Дисгармония в семье.
5). Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).
6). В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.
70% подростков, в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но причиной является как правило неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа — это место, где ребенок проводит значительную часть своего времени.
7). Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.
№ п/п | Класс | Основные виды деятельности с учащимися | На что обратить внимание |
1 | 1 – 4 | Становление и развитие самооценки учащихся. В 9 лет, как правило, проявляется интерес к смерти. | Естественно, если в этом возрасте самооценка слегка |
2 | 5 | Адаптация к среднему звену | Коррекция детской застенчивости; развитие эмоциональной сферы ребенка |
3 | 6 | Активизация интереса к эмоционально-волевой сфере человеческой жизни | Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы; |
4 | 7 | Резкое падение самооценки; повышение агрессивности, тревожности, ранимости, неадекватности реагирования в общении | Развитие навыков общения, |
5 | 8 | Незначительно снижение тревожности и агрессивности сочетается с нестабильной самооценкой; | Развитие навыков общения; формирование навыков саморегуляции; первичное исследование сферы профессиональных интересов |
6 | 9 | Активизация сферы профессиональных интересов; рост потребностей в психологических знаниях о себе; поиск целей и смысла жизни; просыпается конфликт «отцов и детей» | Психологическая, педагогическая подготовка учащихся к профильному выбору; |
7 | 10-11 | Профессиональное самоопределение. Раздумья о любви, о семейных отношениях | Нетрадиционные педагогические и психологические приемы обучения, общения, воспитания. |
Бытующее мнение |
Те, кто много говорят о самоубийстве, обычно его не совершают |
Бытующее мнение Самоубийство – импульсивный акт, совершаемый внезапно |
Бытующее мнение Решившиеся на самоубийство редко колеблются |
Бытующее мнение Склонность к самоубийству наследуется |
Бытующее мнение Риск самоубийства носит кратковременный характер, когда кризисная ситуация проходит, обычно наступает улучшение |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для веселия планета наша мало оборудована Надо вырвать радость у грядущих дней, В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней. В. Маяковский
« Не надо спасать всё человечество. Стремитесь спасти хотя бы одну человеческую душу…» Ю. Азаров
Суицид - психологическое явление и, чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой. Самоубийство совершается в особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды.
Концепции суицидального поведения: Психопатологическая; Психологическая; Социальная.
Характерные признаки: Словесные; Поведенческие; Ситуационные.
СЛОВЕСНЫЕ ПРИЗНАКИ: Прямые: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить» Косвенные: «Я больше не буду ни для кого проблемой» Много шутит на тему самоубийства. Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ: Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами. Демонстрировать радикальные перемены в поведении. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
СИТУАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ: Социально изолирован. Живет в нестабильном окружении. Ощущает себя жертвой насилия. Предпринимал раньше попытки суицида. Перенес тяжелую потерю. Слишком критично настроен по отношению к себе.
Предпосылки у подростков: Социальная апатия. Снижение ценности человеческой жизни. Отсутствие духовного смысла существования и перспектив стимулирования творческой и витальной активности.
Основные мотивы суицидального поведения у подростков: суицидальная попытка как способ попросить помощи (получить внимание, любовь); переживание обиды, одиночества, непонимания; любовные неудачи, неразделенные чувства или ревность; чувство мести, злобы, протеста; подражание героям книг, фильмов, эстрадным кумирам; страх наказания; избежание трудных ситуаций;
Кто подвержен суициду: Наследственные суициды. Лица, страдающие психическими заболеваниями (депрессии). Дети-инвалиды. Трудные подростки Беспризорники. Неформальные группы.
Способы суицида. Отравления лекарственными препаратами. Отравления бытовой химией. Порезы вен и повешения. Большинство исследователей полагают, что фатальные ДТП с единственной жертвой - фактически суициды.
Если замечена склонность школьника к самоубийству: Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Оцените глубину эмоционального кризиса. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве.
Ложные представления о самоубийстве: Бытующее мнение: Те, кто много говорят о самоубийстве, обычно его не совершают Фактическое положение: Большинство самоубийц перед смертью делятся своими намерениями и горестями
Ложные представления о самоубийстве: Бытующее мнение: Самоубийство – импульсивный акт, совершаемый внезапно Фактическое положение: Существуют множество признаков повышенного риска самоубийства
Ложные представления о самоубийстве: Бытующее мнение: Решившиеся на самоубийство редко колеблются Фактическое положение: Самоубийству обычно предшествуют попытки найти утешение и помощь
Ложные представления о самоубийстве: Бытующее мнение: Склонность к самоубийству наследуется Фактическое положение: Хотя самоубийства и попытки самоубийства действительно чаще совершаются теми, у кого в семье уже были подобные случаи или покончил с собой кто-то из близких друзей, предрасположенность к самоубийству не наследуется и не является чертой характера
Ложные представления о самоубийстве: Бытующее мнение: Риск самоубийства носит кратковременный характер, когда кризисная ситуация проходит, обычно наступает улучшение Фактическое положение: Улучшение может быть обманчивым. Под внешним спокойствием может скрываться твердо принятое решение, а некоторый подъем сил иногда лишь помогает выполнить задуманное.
Класс Основные виды деятельности с учащимися На что обратить внимание 1 – 4 Становление и развитие самооценки В 9 лет, как правило, проявляется интерес к смерти Естественно, если в этом возрасте самооценка слегка завышена. Рискованные поступки могут совершаться из-за интереса к смерти 5 Адаптация к среднему звену. Активизация интереса к коллективной деятельности. Коррекция детской застенчивости; развитие эмоциональной сферы ребенка 6 Активизация интереса к эмоционально-волевой сфере человеческой жизни Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы; Рефлексия понятий «герой, героизм, патриот» 7 Резкое падение самооценки; повышение агрессивности, тревожности, ранимости, неадекватности реагирования в общении Развитие навыков общения, Формирование навыков саморегуляции , реализация потребности в эмоциональной поддержке со стороны взрослых (семьи, педагогов) 8 Незначительно снижение тревожности и агрессивности сочетается с нестабильной самооценкой; Активизация сферы профессиональных интересов Развитие навыков общения; формирование навыков саморегуляции ; первичное исследование сферы профессиональных интересов
Класс Основные виды деятельности с учащимися На что обратить внимание 8 Незначительно снижение тревожности и агрессивности сочетается с нестабильной самооценкой; Активизация сферы профессиональных интересов Развитие навыков общения; формирование навыков саморегуляции ; первичное исследование сферы профессиональных интересов 9 Активизация сферы профессиональных интересов; рост потребностей в психологических знаниях о себе; поиск целей и смысла жизни; просыпается конфликт «отцов и детей» Психологическая, педагогическая подготовка учащихся к профильному выбору; Обучение построению жизненных перспектив и планов с учетом психологических знаний о себе 10-11 Профессиональное самоопределение. Раздумья о любви, о семейных отношениях Юношеский максимализм, идеализм, высокий уровень критики жизненного устройства. Нетрадиционные педагогические и психологические приемы обучения, общения, воспитания. Готовность педагога помочь найти ответ на вопросы, которые ставят перед ним учащиеся
Ролан Быков "Люба"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар по теме: «Задачи, решаемые с помощью интегралов»
Ι. Спланировать изучение темы «Интеграл» и создать условия для самостоятельной работы школьников с учебником.ΙΙ. Составить план семинара и заранее раздать учащимся задания для подготовки к нему....
Практический семинар “Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании”
Одним из ценностных оснований в профессиональной деятельности классного руководителя является принятие любого ребенка, помощь ему и защита. Проведение данного практического семинара возможно в рамках ...
семинар для учителей начальных классов "Помощь детям младшего школьного возраста в исправлении дефектов произношения"
В последние десятилетия одной из актуальных проблем является ухудшение речевого развития детей. И мы рассмотрим причины нарушений и виды помощи, какие вы, как учителя можете оказать ...
Семинар - практикум: « Решение задач с помощью уравнения»
p { margin-bottom: 0.21cm; } Предлагаемый семинар-практикум проводится в заключительной части в системе уроков по теме «Уравнения с одной переменной». В нем представлены задания для устной провер...
Открытое занятие в рамках семинара «Организация социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении: «Из опыта работы».
Открытое занятие в рамках семинара «Организация социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении": «Из опыта работы»,разработанное мною. Конспект зан...
Доклад на Всероссийском семинаре-совещании: "Эффективное функционирование региональной системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи - гарантия реализации прав детей и подростков на образование". СПб, 2015.
В докладе в схемах, с комментариями представлена система сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями....