У истоков отечественной дефектологии. Всеволод Петрович Кащенко.
статья по теме
У истоков отечественной дефектологии. В.П.Кащенко. Данный материал может быть полезен студентам, учителям,. работающим в коррекционном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kashchenko.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Незнаева Марина Николаевна
Основы олигофренопедагогики
«Всеволод Петрович Кащенко»
Всеволод Петрович Кащенко
Выдающийся русский врач и педагог Всеволод Петрович Кащенко (1870—1943) еще в 20-х годах прошлого века в полный голос заявил, что коррекция недостатков личности в процессе ее становления — проблема большой социальной значимости, и решать ее нужно в контексте государственной политики. Этот призыв не утратил своего значения и по сей день.
В. П. Кащенко стоял у истоков отечественной дефектологии.
В России долгое время воспитанию детей с психическими недостатками не уделялось должного внимания. Первым заведением, где по-настоящему и эффективно занялись лечением и воспитанием таких детей, стала открывшаяся в 1908 году «Школа-санаторий В.П. Кащенко для дефективных детей». В названии этого учреждения впервые в русской лексике появляется термин «дефективный» для обозначения тех состояний детей, которые характеризуются недостатками физического и психического развития.
К созданию этой школы Всеволод Петрович Кащенко (1870-1943) пришел через неизбежное в то время увлечение - участием в революционной борьбе. Его исключали из университета, высылали из Москвы, запретили находиться на государственной службе. Все это и подтолкнуло дипломированного врача, брата известного психиатра к идее создать частное учреждение для аномальных детей. С этой целью он изучает детскую психопатологию, занимается исследовательской деятельностью в лабораториях А.П. Нечаева и А.Ф. Лазурского в Петербурге. Знакомится с постановкой воспитания и обучения аномальных детей в специальных учреждениях Германии, Швейцарии, Италии и Бельгии.
В созданном им, на основе новейших достижений, платной школе - санатории, по сути, впервые были реализованы многие идеи лечебной педагогики и современной валеологии. В нее принимались дети в возрасте от 4 до 16 лет «малоуспевающие, нервные, трудные в воспитательном отношении». Одновременно находилось не более 20 воспитанников, которые делились на три «семьи». «Семья» имела воспитателя, жившего с питомцами. Целью этой необычной школы являлось путем лечения, воспитания и обучения подготовить воспитанников «к полезной жизни». На первом плане стояли именно воспитательные задачи, а также развитие и коррекция личности ученика. В этом экспериментальном учреждении, находящемся в непрерывном исследовательском поиске, В.П. Кащенко были успешно апробированы действенные подходы к работе с аномальными детьми.
В школе–санатории не было обязательной программы. Главным являлось не количество знаний, а их качество. Все обучение проводилось на основе самостоятельности, активности учащихся. Их постоянно ставили в позицию маленьких исследователей. Широко применялся ручной труд. Дети сами взвешивали, измеряли, зарисовывали, составляли коллекцию, делали модели из глины и других материалов. Использовался новаторский для того времени комплексный подход к интеграции образовательного материала различных предметов. Большое место при их изучении занимали различные игры. Постоянно использовался наглядный материал.
Ведущим принципом лечебной педагогики, разрабатываемой В.П. Кащенко, выступал максимально идвидуализированный подход к учащимся, основанный на систематическом изучении ребенка и учете индивидуальных различий. При этом педагоги всегда опирались на положительные стороны личности ученика. В целом отношение сотрудников школы – санатория к ребенку строилось на любви, искреннем уважении к нему. Вместе с тем поддерживалась достаточно строгая, но не слепая дисциплина. Существовало самоуправление и самообслуживание, к критическим замечаниям детей всегда внимательно прислушивались.
Особое место занимала деятельность оздоровительного характера: вылазки на природу и так называемые «кислородные экскурсии» (воскресные походы на пять верст) были одновременно и средством развития интеллекта детей, и формой активного отдыха. Комплексной валеологической формой работы были «олимпийские игры», которые включали спортивные соревнования, конкурсы и состязания в литературном, художественном, музыкальном и в других видах творчества. Живя яркими духовными интересами, воспитанники не только отвлекались от своих навязчивых настроений, но и познавали особенности своей личности.
В своей практической и научной работе Кащенко делал особый акцент на методической стороне учебно-воспитательного процесса, подчеркивал, что не ребенок должен приспосабливаться к системе воспитания и программе обучения, а те должны приспосабливаться к ребенку. Отсюда вытекало требование, чтобы школа везде, где только представляется возможность, принимала во внимание индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка. В противном случае школа рискует переутомлять своего питомца, предъявляя к нему непосильные требования, оставляя неиспользованными или недоразвитыми те или иные способности и склонности ребенка, и предоставляет укореняться и развиваться индивидуальным сторонам, вовсе нежелательным. В связи с этим возникла необходимость изучать ребенка по возможности во всей полноте его особенностей и черт.
В основу такого изучения были положены достижения современных наук, преимущественно — психологии и физиологии. Большая ответственность в таком исследовании ложится и на врача, и на педагога. От их совокупного вывода зависит точность постановки диагноза, безошибочность выбора необходимых средств и мер, ясность в представлении прогнозируемого будущего.
Кащенко неизменно настаивал на том, что следует всегда помнить о потребности ребенка в радости, значит, его пребывание в школе нужно сделать интересным, вызывающим возвышенные чувства. При этом он предостерегал от отрыва от жизни — воспитание ребенка должно быть трудовым. Поэтому «метод ручных работ» рассматривался как основной учебно-воспитательный прием.
В области умственного воспитания Кащенко ставил задачу не столько дать детям те или иные сведения, сколько приохотить их к знаниям, повысить общий уровень их интеллектуального развития. Вопрос о том, как знает воспитанник, точнее — как проработал он тот или иной материал, несравненно важнее вопросов, много ли он знает и что именно. Всех знаний, которые понадобятся в жизни, никогда никакая школа не будет в состоянии дать. Задача санатория-школы была иная. Педколлектив заботился о том, чтобы создать для детей такую среду, в которой свободно и полно развивались бы их умственные способности и они постепенно научились бы пользоваться своими знаниями, навыками, удовлетворяя присущую им пытливость и находя новые сферы для приложения своих творческих сил.
В школе Кащенко не путем логического метода, не путем пассивного изучения науки, а личным опытом учащегося прорабатывался и осознавался имеющийся в его распоряжении материал, который преодолевался самим ребенком путем приложения личной силы.
Педагоги-дефектологи, работавшие в этом первом и единственном на тот момент учреждении подобного рода, владели современными эффективными психодиагностическими (программа изучения личности ребенка; лист обследования ребенка; схема сбора данных о наследственности ребенка; тестовые методики; естественный и лабораторный эксперимент; «педографический» метод и др.) и психокоррекционными («педагогические» методы; метод коррекции через труд; метод коррекции «путем рациональной организации детского коллектива»; внушение, самовнушение и гипноз; метод убеждения; психоанализ) способами изучения ребенка и воздействия на него.
Признавая действенность психокоррекционных методов, важность проведения точной диагностики дефекта и составления индивидуальной программы исправления недостатков каждого ребенка, В.П. Кащенко уделял, вместе с тем, огромное внимание личностным особенностям педагогов-дефектологов, призванных создать ту новую социальную среду, в которой предстояло воспитываться «исключительным» детям. В психолого-педагогической литературе существует аксиоматическое утверждение: «Главный инструмент в работе психологов и педагогов – их собственная личность». Его бесспорность очевидна, так как, сколь передовыми ни являлись бы методы обучения, воспитания и психокоррекции, при отсутствии, неразвитости или чрезмерной выраженности у педагога определенных личностных черт, воздействие на ребенка не будет успешным и даже может принести ему вред. Медицинский и психолого-педагогический опыт В.П. Кащенко служит убедительным подтверждением этого положения. В целях эффективности деятельности по исправлению определенного типа отклонений у ребенка он «подбирал» педагога-дефектолога с соответствующим типом личности. В книге «Педагогическая коррекция» Кащенко, опираясь на исследования личности педагогов и собственный значительный опыт (изучению проблемы коррекции детской дефективности он посвятил более 20 лет), представляет описание типов педагогов-дефектологов и их разновидностей, качества хорошего педагога-дефектолога.
Позднее Кащенко развернул в стране широкую пропаганду научных основ воспитания и обучения «исключительных детей». В 1909 году он принимал участие в совещании врачей и учителей в Московской городской управе по вопросам организации вспомогательных классов при школах, участвовал в отборе детей для первого Смоленского вспомогательного училища. Он выступал также:
— на психиатрическом съезде в Петербурге с докладом «Медикопедагогический уход за умственно отсталыми детьми» (1909);
— на XII съезде естествоиспытателей с докладом «Об устройстве лечебно-педагогических заведений для умственно отсталых и моральноотсталых детей»(1909);
— на III съезде отечественных психиатров (1910) и т. д.
Принимал участие в работе различных комитетов и педагогических кружков.
В 1918 году санаторий-школа был передан Кащенко в систему Наркомпроса. Она была превращена в Дом изучения ребенка. На базе медико-педагогической консультации развивалась педагогическая клиника, аналогов которой до того практика не знала. Тут же в 1919 году возник Музей детской дефектологии.
В 1920 году прошел I Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью. В этом же году Кащенко создал Педагогический институт детской дефективности, с 1924 года вошедший на правах дефектологического отделения педагогического факультета во II Московский государственный университет (ныне МГПУ). Одновременно с этим вузом в Петрограде возник Педагогический институт нормального и дефективного ребенка, организованный профессором А. С. Грибоедовым.
Институт, возглавляемый проф. В. П. Кащенко, имел следующие отделения:
— интеллектуальной дефективности;
— работы с трудновоспитуемыми детьми;
— сурдопедагогики;
— тифлопедагогики;
— социальноправовой охраны ребенка.
Оба института положили начало высшему образованию педагогов-дефектологов. Были заложены новые методологические основы преподавания учебных предметов. Кащенко ставил вопрос о психосоциальной гигиене детского возраста. Педагог-дефектолог должен понимать сущность различных психофизиологических проявлений и их социальной трансформации в ребенке. Наблюдение за дефективными детьми способствует более глубокому уяснению нормы физически и психически здорового ребенка. В детской исключительности Кащенко винил не столько биологическое начало, сколько социальное, причем дефективное социальное.
Педагог-дефектолог должен иметь достаточные знания, чтобы разобраться как в социопатических, так и в биопатических факторах детской исключительности, и в то же время владеть навыками воспитательной работы с дефективными детьми и методами социальноправовой охраны детства.
В 1928—1932 годах В. П. Кащенко и Н. А. Семашко вместе с профессором Каннабихом провели массовую лекционную кампанию на тему «Нервные дети. Единственный ребенок» с использованием клубов и радио.
С 1928 года стал издаваться журнал «Вопросы дефектологии».
В 1936 году в 32-м томе БСЭ, несмотря на оттеснение В. П. Кащенко на периферию науки, была помещена посвященная ему статья, хотя и поданная в тенденциозном плане.
Санаторий-школа В. П. Кащенко был исходной базой формирования государственно-организованной дефектологии как самостоятельного психолого-педагогического направления в отечественной науке. Эта школа явилась прообразом Института человека. А изданная при участии Кащенко в 1912 году книга «Дефективные дети и школа» была первым русским учебником, положившим начало такой литературе в нашей стране.
Значение деятельности В. П. Кащенко
Деятельность школы-санатория по воспитанию детей с отклонениями была высоко оценена современниками. Известный олигофренопедагог А. Н. Граборов, посещавший школу-санаторий, отмечал чёткость и слаженность построенной воспитательной системы и её положительное влияние на воспитанников. Х.С. Замский считает, что это одно из первых заведений, в которых была налажена научно-методическая работа: «Школа-санаторий В. П. Кащенко явилась не только одним из первых специальных учреждений для детей, но и первым научно-методическим учреждением, занявшимся вопросами обучения и воспитания детей с разного рода нарушениями центральной нервной системы». Кащенко написал одну из первых в России работ по обучению и воспитанию детей с отклонениями в развитии — «Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков» в книге систематизированы взгляды автора на исправление недостатков характера у детей, раскрываются лечебно-педагогические методы коррекции. В книге даётся всесторонний подход с точки зрения медицины, педагогики и психологии. Педагогическая коррекция рассматривается как целостный процесс, в котором взаимодействуют учащиеся, педагоги, семья и общество. В книге выстроена система обучения и воспитания детей с нарушениями центральной нервной системы и с поведенческими отклонениями. В. П. Кащенко — выдающийся организатор обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Создавший оригинальную систему обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
Моя личная оценка деятельности В.П.Кащенко
Мне, как педагогу, работающему в коррекционной школе VIII вида, было очень интересно узнать о таком великом педагоге, как Всеволод Петрович Кащенко. К великому сожалению, до сих пор, я о нем слышала только по-наслышке, а более подробно узнала, готовя этот реферат. Интересна для меня была в первую очередь вся его деятельность в школе-санатории для дефективных детей. Сразу же в подсознании происходит сравнение этой школы, с нашей, где обучаются точно такие же дети, с точно такими же проблемами. Организация учебно-воспитательного процесса и по сей день строится по таким же принципам, используя такие же методы. И в нашей школе ведущим принципом является идвидуализированный подход к учащимся, основанный на систематическом изучении ребенка и учете индивидуальных различий. Педагоги опираются на положительные стороны личности ученика, а отношение к ребенку строится на искреннем уважении к нему. Дети также занимаются трудом, много времени уделяется их здоровью. С уверенностью можно сказать, что школа-санаторий Кащенко стало прототипом современной школы-интерната VIII вида. Было интересно узнать о тех требованиях к педагогам, предъявляемым в свое время Всеволодом Петровичем. Кроме того Кащенко одним из первых описал в своей работе роль фактора «утомления в происхождении нервности педагогов». Как отмечал в 20-е годы Ф.Д. Забугин, «педагог не должен обладать ни одной из форм возбудимости нервно-психической сферы и выявлять отрицательных эмоций». Опираясь на результаты всестороннего обследования 93 педагогов опытно-показательных школ Наркомпроса, Кащенко констатировал, что «больше половины обследованных педагогов страдало раздражительностью, происходящей из общей нервности», и «у большинства из них отмечается изменчивое подавленное настроение, обусловленное, главным образом, переутомлением, истощением и нервной травмой». Отсюда им сделан вывод, что утомление негативно сказывается на всех педагогах. Накладываясь же на «истощенную и травматизированную другими факторами почву», оно может приводить к отягощению «общего нервного состояния испытуемых» и провоцировать «развитие невропатических симптомов». В настоящее время указанные последствия переутомления называют «синдромом эмоционального выгорания».
К сожалению, в настоящее время личности педагога, его профессиональному здоровью и профессиональной пригодности уделяется мало внимания. Между тем это важная стратегическая задача. Общественные и политические перемены, происходящие в России в последние десятилетия, являются серьезным испытанием для сферы образования. Перед интенсивно развивающейся в настоящее время психологией (как наукой и сферой профессиональной деятельности) стоит задача общего психологического оздоровления, реабилитации и коррекции людей. И, вероятно, одним из наиболее важных направлений в данной работе является психологическая реабилитация и оздоровление педагогических кадров. И эту проблему, также в свое время поднял В.П.Кащенко.
Список используемой литературы:
1. Забугин Ф.Д. Труд педагога и требования психогигиены // Педагогическая квалификация. № 4 – 5. 1928.
2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков / Книга для учителя. 2-е изд. М., 1994.
3 А.Н. Коновальчук «В.П. Кащенко о типах личности педагога-дефектолога»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кащенко В.П."Педагогическая коррекция: Исправление недостат¬ков характера у детей и подростков" (книга)
Книга посвящена проблеме исправления отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психотерапевтических методов.Настоящая книга - ценное пособие для педагогов, психологов, дефектолог...
Участник Великой Отечественной войны Савин Алексей Петрович. Автор работы - Кушнарёва Эллина.
Работа рассказывает о жизненом пути участника Великой Отечественной войны Савина Алексея Петровича....
Урок внеклассного чтения для учащихся 9 классов. НРАВСТВЕННЫЕ ИСТОКИ ПОДВИГА РУССКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Цели урока:1. Расширить представление учащихся о литературе на военную тематику, выяснить, в чем нравственные истоки подвига человека на войне.2. Воспитание гуманизма, нравственной стойкости, бесприме...
Деятельность В.П. Кащенко и его роль в развитии отечественной системы специального образования.
Краткая биография В.П.Кащенко.Значение деятельности В. П. Кащенко .Научные труды.Основные цели и задачи в его научных работах ....
Провоторов Василий Петрович - герой Великой Отечественной войны
Презентация для проекта "Вахта памяти", в которой собраны все имеющиеся у родственников документы, касающиеся Провоторова В.П., воевавшего за Советский Союз, не доживший до Великой Победы....
Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма
дать учащимся представление о литературном течении акмеизм, познакомить с его основными представителями; вызвать у учащихся интерес к изучаемому литературному течению, его представителям с помощью рас...
Кулибин Иван Петрович (21 апреля 1735 – 30 июля 1818 гг.) -известный отечественный механик, изобретатель, которого современники называли «нижегородский Архимед».
Кулибин Иван Петрович (21 апреля 1735 – 30 июля 1818 гг.) -известный отечественный механик, изобретатель, которого современники называли «нижегородский Архимед». Изобрел отечественну...