Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма
материал по литературе
дать учащимся представление о литературном течении акмеизм, познакомить с его основными представителями; вызвать у учащихся интерес к изучаемому литературному течению, его представителям с помощью рассказа об их творческой судьбе, знакомство с поэзией; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма | 130.5 КБ |
zapadnoevropeyskie_i_otechestvennye_istoki_akmeizma.pptx | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма
Цели урока: дать учащимся представление о литературном течении акмеизм, познакомить с его основными представителями; вызвать у учащихся интерес к изучаемому литературному течению, его представителям с помощью рассказа об их творческой судьбе, знакомство с поэзией; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.
Оборудование: тексты стихотворений, иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о западноевропейских и отечественных истоках акмеизма; о его отличиях от других литературных течений; выразительно читают наизусть и комментируют стихотворения поэтов-акмеистов.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя
Новый всплеск поэтического духа России связан со стремлением современников к обновлению страны, обновлению литературы и как следствие с разнообразными модернистскими течениями, появившимися в это время. Они были очень разнообразны как по форме, так и по содержанию. Благодаря этому в русской поэзии появились новые имена.
Начало 20 в. было рассветом символизма, но к 1910-м гг. начался кризис этого литературного направления. Попытка символистов провозгласить литературное движение и овладеть художественным сознанием эпохи потерпела неудачу. Вновь остро поднят вопрос об отношении искусства к действительности, о значении и месте искусства в развитии русской национальной истории и культуры. Должно было появиться некое новое направление, иначе ставящее вопрос о соотношении поэзии и действительности. Именно таким направлением и стал акмеизм.
3. Работа над темой урока. Лекция
Слово учителя:
Акмеизм вырос из символизма. В 1909 г. молодые поэты, которые посещали собрания символистов у петербургского поэта В. Иванова, создали "Поэтическую академию", где изучали теории стихосложения. В 1911 г. слушатели академии основали новое объединение "Цех поэтов", название которого указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной деятельности. Руководители "цеха" стали Н. Гумилев и С. Городецкий. Осенью 1912 г. на заседании "цеха" было принято решение создать новое поэтическое течение- акмеизм (от греч. "акмэ"- высшая степень чего- либо). В названии подчеркивалось стремление к вершинам искусства. К акмеистам относятся Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городицкий, О. Мандельшам, М. Зенкевич, В. Нарбут.
4. Постановка и решение проблемных вопросов
Обратимся к манифесту О. Мандельштама "Утро акмеизма". Какое значение акмеисты придавали слову?
(Зачитывает ученик Для акмеистов сознательный смысл слова: Такая же прекрасная форма, как музыка для символистов: Любите существовавшие вещи и свое бытие больше самих себя - вот высшая заповедь акмеизма: Средневековье дорого нам потому, что оно никогда не смешивало различных планов и к потустороннему относилось с огромной сдержанностью." О. Мандельштам. "Утро акмеизма"
Вывод: Поэт требовал от поэзии конкретности, материальности.
А вот как Н.Гумилев (создатель акмеизма) определяет главное.
(Зачитывает ученик) "На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем - то было в символизме... В кругах, близких к акмеизму чаще всего произносят имена Шекспира, Рабле, Виллона и Готье. Каждое из этих имен - краеугольный камень для здания акмеизма. Шекспир показал нам внутренний мир человека. Рабле - его тело и радость, мудрую физиологичность. Виллон поведал нам о жизни, нимало не сомневающийся в самой себе, хотя знающей все: и бога, и порок, и смерть и бессмертие; Готье для этой жизни нашёл в искусстве достойные одежды безупречных форм. Соединить в себе эти четыре момента - вот та мечта, которая объединяет люде, называвших себя акмеистами. И. Гумилёв "Наследие символизма и акмеизма" 1913г.
Вывод: Кто такие акмеисты по словам поэта? (Внутренний мир человека, физиология, знание о жизни и форма).
Слово учителя: Акмеистов интересует реальный мир, красота жизни, достоверность образов, четкость композиции. Если символисты в совеем творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись.
Итак, определим основные принципы акмеизма: (запись в тетрадях)
* ясность образов;
* изображение земного мира, зримого, красочного, звучного;
* обращение к человеку и его чувствам;
* поэтизация мира первозданных эмоций
* перекличка с минувшими литературными эпохами.
5. Самостоятельная аналитическая работа с текстами стихотворений (работа в группах)
Слово учителя: Обратимся к творчеству поэтов. Посмотрим, как отражаются в стихотворениях черты акмеизма.
Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником "На бледно-голубой эмали:"
На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.
Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко, —
Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.
‹Апрель?› 1909
Вопросы для обсуждения
- Появляется ли в этом стихотворении принцип акмеистов - ясность, конкретность, четкость? Доказать примерами.
- Можно ли назвать поэта "моментальным фотографом"? Доказать примерами.
- На какую из репродукций картин ложатся строки О.Мандельштама из этого стихотворения. (Демонстрация репродукций И. Грабаря "Февральская лазурь" и Э. Дэга "Голубые танцовщицы").
Слово учителя: Обратимся еще к одним репродукциям. Картины таитянского периода П. Гогена.
Посмотрите, как смешались краски (сочные, без полутонов). Необычная природа для человека, живущего в средней полосе. Гоген, покинув цивилизацию, уехал на Таити, его манили неведомые, экзотические страны. Это было характерно для рубежа веков - уставшие от цивилизации люди стремились к "первобытной земле" Такая же экзотика манила и русского поэта Н. Гумилева. Его влекла к себе Африка. Уже в его первых сборниках ("Путь конквистадоров", 1905 г. "Романтические цветы", 1908; "Жемчуга", 1910) видны черты поэтического мира Гумилева: подчеркнутая отчужденность от пошлой современности, влечение к романтической экзотике, ярким декоративным краскам. В своем художественном. воображении поэт свободно перемещался в пространстве и во времени: античный мир, рыцарская эпоха,"время великих географический открытий, Китай, Индия, Африка .
Стихотворение "Озеро Чад". Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.
На таинственном озере Чад
Посреди вековых баобабов
Вырезные фелуки стремят
На заре величавых арабов.
По лесистым его берегам
И в горах, у зеленых подножий,
Поклоняются страшным богам
Девы-жрицы с эбеновой кожей.
Я была женой могучего вождя,
Дочерью властительного Чада,
Я одна во время зимнего дождя
Совершала таинство обряда.
Говорили — на сто миль вокруг
Женщин не было меня светлее,
Я браслетов не снимала с рук.
И янтарь всегда висел на шее.
Белый воин был так строен,
Губы красны, взор спокоен,
Он был истинным вождем;
И открылась в сердце дверца,
А когда нам шепчет сердце,
Мы не боремся, не ждем.
Он сказал мне, что едва ли
И во Франции видали
Обольстительней меня,
И как только день растает,
Для двоих он оседлает
Берберийского коня.
Муж мой гнался с верным луком,
Пробегал лесные чащи,
Перепрыгивал овраги,
Плыл по сумрачным озерам
И достался смертным мукам;
Видел только день палящий
Труп свирепого бродяги,
Труп покрытого позором.
А на быстром и сильном верблюде,
Утопая в ласкающей груде
Шкур звериных и шелковых тканей,
Уносилась я птицей на север,
Я ломала мой редкостный веер,
Упиваясь восторгом заране.
Раздвигала я гибкие складки
У моей разноцветной палатки
И, смеясь, наклонялась в оконце,
Я смотрела, как прыгает солнце
В голубых глазах европейца.
А теперь, как мертвая смоковница,
У которой листья облетели,
Я ненужно-скучная любовница,
Словно вещь, я брошена в Марселе.
Чтоб питаться жалкими отбросами,
Чтобы жить, вечернею порою
Я пляшу пред пьяными матросами,
И они, Смеясь, владеют мною.
Робкий ум мой обессилен бедами,
Взор мой с каждым часом угасает…
Умереть? Но там, в полях неведомых,
Там мой муж, он ждет и не прощает.
Мини-исследование
План исследования. Работа по группам.
- Какие образы рождаются при чтении этого стихотворения?
- С помощью каких художественных средств они создаются? (сравнения, эпитеты, метафоры)
- Выделить "экзотические" сравнения.
Защита мини - проекта
Слово учителя: Течение акмеизма объединило яркие индивидуальности. Сегодня мы коснулись только трех имен. Их ранняя лирика имела черты выбранного ими направления, но правила и ограничения невозможны для настоящих поэтов, поэтому сегодня мы сравнивали тончайшие чувства стихотворных строк с живописной манерой. Акмеизм ориентирован на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Ясность, простота, конкретность стихотворных образов в творчестве Гумилева, Ахматовой и Мандельштама получили разнообразные и очень индивидуальные проявления. И сегодня деятели литературы и искусства обращаются к их творчеству.
6. Подведение итогов урока.
7. Рефлексия
8. Домашнее задание
*1. Подготовить сообщение о жизни Н.С.Гумилева.
2. Подготовить выразительное чтение стихотворений «Жираф», «Заблудившийся трамвай».
Список использованной литературы:
- Гаричева Е. Обзорный урок по поэзии серебряного века. "Литература в школе", 2002, №3
- Изучение поэзии "Серебряного века" в школе, Самара, 1993
- Серебряный век русской поэзии, М., "Просвещение", 1993
- Поэзия серебряного века в школе. М., 2007
- Г. Фефилова. Литература. 11 класс. Планы-конспекты для 105 уроков., 2016
Озеро Чад
На таинственном озере Чад
Посреди вековых баобабов
Вырезные фелуки стремят
На заре величавых арабов.
По лесистым его берегам
И в горах, у зеленых подножий,
Поклоняются страшным богам
Девы-жрицы с эбеновой кожей.
Я была женой могучего вождя,
Дочерью властительного Чада,
Я одна во время зимнего дождя
Совершала таинство обряда.
Говорили — на сто миль вокруг
Женщин не было меня светлее,
Я браслетов не снимала с рук.
И янтарь всегда висел на шее.
Белый воин был так строен,
Губы красны, взор спокоен,
Он был истинным вождем;
И открылась в сердце дверца,
А когда нам шепчет сердце,
Мы не боремся, не ждем.
Он сказал мне, что едва ли
И во Франции видали
Обольстительней меня,
И как только день растает,
Для двоих он оседлает
Берберийского коня.
Муж мой гнался с верным луком,
Пробегал лесные чащи,
Перепрыгивал овраги,
Плыл по сумрачным озерам
И достался смертным мукам;
Видел только день палящий
Труп свирепого бродяги,
Труп покрытого позором.
А на быстром и сильном верблюде,
Утопая в ласкающей груде
Шкур звериных и шелковых тканей,
Уносилась я птицей на север,
Я ломала мой редкостный веер,
Упиваясь восторгом заране.
Раздвигала я гибкие складки
У моей разноцветной палатки
И, смеясь, наклонялась в оконце,
Я смотрела, как прыгает солнце
В голубых глазах европейца.
А теперь, как мертвая смоковница,
У которой листья облетели,
Я ненужно-скучная любовница,
Словно вещь, я брошена в Марселе.
Чтоб питаться жалкими отбросами,
Чтобы жить, вечернею порою
Я пляшу пред пьяными матросами,
И они, Смеясь, владеют мною.
Робкий ум мой обессилен бедами,
Взор мой с каждым часом угасает…
Умереть? Но там, в полях неведомых,
Там мой муж, он ждет и не прощает.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Знаменитая «Башня» Вячеслава Иванова
Акмеизм (от греч. akme — высшая с тепень чего-либо , расцвет, зрелость, вершина, остриё) Акмеизм – модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла. Как литературное направление акмеизм просуществовал около двух лет. В феврале 1914 г. произошел его раскол. В других европейских литературах аналогов акмеизму нет
Акмеисты А. Ахматова (1889 – 1966) Н.Гумилёв (1886 – 1921) О.Мандельштам (1891 – 1937) С. Городецкий (1884 – 1967) М. Зенкевич (1886 – 1973) В. Нарбут (1888 – 1938)
«Для акмеистов сознательный смысл слова… Такая же прекрасная форма, как музыка для символистов… Любите существовавшие вещи и свое бытие больше самих себя- вот высшая заповедь акмеизма… Средневековье дорого нам потому, что оно никогда не смешивало различных планов и к потустороннему относилось с огромной сдержанностью.» О. Мандельштам.
« На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме... В кругах, близких к акмеизму чаще всего произносят имена Шекспира, Рабле, Виллона и Готье. Каждое из этих имен- краеугольный камень для здания акмеизма. Шекспир показал нам внутренний мир человека. Рабле- его тело и радость, мудрую физиологичность. Виллон поведал нам о жизни, нимало не сомневающийся в самой себе, хотя знающей все: и бога, и порок, и смерть и бессмертие; Готье для этой жизни нашёл в искусстве достойные одежды безупречных форм. Соединить в себе эти четыре момента- вот та мечта, которая объединяет люде, называвших себя акмеистами. И. Гумилёв «Наследие символизма и акмеизма» 1913г.
Основные принципы акмеизма: * ясность образов; * изображение земного мира, зримого, красочного, звучного; * обращение к человеку и его чувствам; * поэтизация мира первозданных эмоций ; * перекличка с минувшими литературными эпохами.
О.Мандельштам На бледно-голубой эмали На бледно-голубой эмали, Какая мыслима в апреле, Березы ветви поднимали И незаметно вечерели. Узор отточенный и мелкий, Застыла тоненькая сетка, Как на фарфоровой тарелке Рисунок, вычерченный метко, — Когда его художник милый Выводит на стеклянной тверди, В сознании минутной силы, В забвении печальной смерти. ‹Апрель?› 1909
1. Проявляется ли в этом стихотворении принцип акмеистов: ясность, конкретность, чёткость? Докажите примерами. 2. Можно ли назвать поэта «моментальным фотографом»? Докажите примерами. 3. На какую из репродукций «ложатся » строки Мандельштама ? Почему? И. Грабарь «Февральская лазурь» Э. Дега «Голубые танцовщицы»
Картины таитянского периода П.Гогена
На таинственном озере Чад Посреди вековых баобабов Вырезные фелуки стремят На заре величавых арабов. По лесистым его берегам И в горах, у зеленых подножий, Поклоняются страшным богам Девы-жрицы с эбеновой кожей. Белый воин был так строен, Губы красны, взор спокоен, Он был истинным вождем; И открылась в сердце дверца, А когда нам шепчет сердце, Мы не боремся, не ждем. Он сказал мне, что едва ли И во Франции видали Обольстительней меня, И как только день растает, Для двоих он оседлает Берберийского коня. Я была женой могучего вождя, Дочерью властительного Чада, Я одна во время зимнего дождя Совершала таинство обряда. Говорили — на сто миль вокруг Женщин не было меня светлее, Я браслетов не снимала с рук. И янтарь всегда висел на шее Муж мой гнался с верным луком, Пробегал лесные чащи, Перепрыгивал овраги, Плыл по сумрачным озерам И достался смертным мукам; Видел только день палящий Труп свирепого бродяги, Труп покрытого позором. А на быстром и сильном верблюде, Утопая в ласкающей груде Шкур звериных и шелковых тканей, Уносилась я птицей на север, Я ломала мой редкостный веер, Упиваясь восторгом заране. Раздвигала я гибкие складки У моей разноцветной палатки И, смеясь, наклонялась в оконце, Я смотрела, как прыгает солнце В голубых глазах европейца. А теперь, как мертвая смоковница, У которой листья облетели, Я ненужно-скучная любовница, Словно вещь, я брошена в Марселе. Чтоб питаться жалкими отбросами, Чтобы жить, вечернею порою Я пляшу пред пьяными матросами, И они, Смеясь, владеют мною. Робкий ум мой обессилен бедами, Взор мой с каждым часом угасает… Умереть? Но там, в полях неведомых, Там мой муж, он ждет и не прощает.
1. Какие образы рождаются при чтении этого стихотворения? 2. С помощью каких художественных средств они создаются? (сравнения, эпитеты, метафоры) 3. Выделите «экзотические» сравнения .
Акмеисты А. Ахматова (1889 – 1966) Н.Гумилёв (1886 – 1921) О.Мандельштам (1891 – 1937) С. Городецкий (1884 – 1967) М. Зенкевич (1886 – 1973) В. Нарбут (1888 – 1938)
Домашнее задание 1*. Подготовить сообщение о жизни Н.С.Гумилева. 2. Подготовить выразительное чтение стихотворений «Жираф», «Заблудившийся трамвай».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Акмеизм. Конспект урока литературы в 11 классе с использованием информационных технологий
конспект урока в литературы в 11 классе с использованием ИКТ...
Конспекты уроков МХК. Западноевропейская культура XVII-XVIII века
Материал содержит разработки к урокам по теме "Западноевропейская культура 17-18 вв" - новые тенденции в культуре, понятие классицизм, основные эстетические тенденции Классицизма в архитектуре (Версал...
Презентация "Гармонии стиха божественные тайны" (Западноевропейские сонеты Средневековья и Возрождения )
Презентация была подготовлена как сопровождение литературно-музыкальной композии, посвященной поэтам Средневековья и Возрождения. Ее можно использовать на уроках внеклассного чтения и дополнительный м...
О поэтическом течении.Акмеизм
О поэтическом течении.Акмеизм...
У истоков отечественной дефектологии. Всеволод Петрович Кащенко.
У истоков отечественной дефектологии. В.П.Кащенко. Данный материал может быть полезен студентам, учителям,. работающим в коррекционном учреждении....
Урок внеклассного чтения для учащихся 9 классов. НРАВСТВЕННЫЕ ИСТОКИ ПОДВИГА РУССКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Цели урока:1. Расширить представление учащихся о литературе на военную тематику, выяснить, в чем нравственные истоки подвига человека на войне.2. Воспитание гуманизма, нравственной стойкости, бесприме...
План-конспект интегрированного урока по истории и литературе в 9 классе по теме «История отечественной культуры. Акмеизм».
Цель: познакомить учащихся с особенностями развития культуры Серебряного века на примере литературного течения акмеизма....