Пути повышения познавательной активности на уроках математики
методическая разработка по теме
В данной работе рассказывается о работе по активизации познавательной деятельности на уроках математики. В данной работе раскрыты различные формы и методы работы, позволяющие стимулировать работу обучающихся в классной и познавательной внеклассной учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_v_specialnoy.docx | 28.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути повышения познавательной активности на уроках математике
Математика в специальной (коррекционной) школе решает одну из важнейших специальных задач - преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с отклонением в развитии.
Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов, Но так как именно эти процессы у обучающихся коррекционных учреждений развиты слабо, математика как учебный предмет дается им с большим трудом, Поэтому нахожу такие приемы и методы, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным
При планировании и проведение уроков математики необходимо обращать внимание такую организацию, чтобы при этом выполнялись важнейшие требовании к учебному процессу, направленные на развитие познавательной активности, а именно
Обеспечивать предусмотренной программой научно-теоретический уровень преподавания;
Тщательно разрабатывать методы и приемы сообщения обучающимся новых знаний , применение наглядных и дидактических пособий, развитие интереса к математике;
Систематически использовать разнообразные устные упражнения на уроках математики с различной целью (при подготовке к восприятию нового, закреплении, учете знаний учащихся);
Применение различных самостоятельных работ в процессе изучения новых знаний, их закрепления;
Проявление заботы о рациональном использовании времени урока за счёт подготовки необходимых к уроку наглядных и дидактических пособий
Общеизвестно , что обучающемуся непросто представить реальную ситуацию, о которой говорится в арифметической задаче. Для этого расширяю, уточняю жизненный опыт обучающихся. Сложно организовать самостоятельную работу обучающихся при решении задач и обеспечить им, если в том есть необходимость своевременную помощь. Самостоятельная работа по решению задач возможна только в том случае, если у детей сформированы общие умения решать задачи. При решении задач использую памятки. Для сильных предлагаю задание: решить задачу, для других обучающихся такое задание непосильно и им необходимо помочь. С этой целью составляем краткую запись и слабым обучающимся даю карточки- помощники. Преимущество этого метода в том, что он позволяет в процессе обучения активизировать познавательную деятельность обучающихся, прививать навыки самостоятельной работы, позволяет больше времени уделять «слабым» обучающимся и поднимать их до уровня «среднего» На уроках часто решаем задачи с использованием экономических знаний. Они способствуют расширению кругозора, решению проблем социально нравственного развития детей, помогают понять связь программного материала с жизнью.
Рассмотрим задачу о начислении заработной платы с обучающимися 9 класса.
Сегодня мы будем бухгалтерами.
Начислим заработную плату Иванову за сентябрь, если его оклад равен 3000 рублей, а отработал Иванов в сентябре 20 дней.
Знаете ли вы, что такое оклад? (Оклад- это сумма денег ,которую должны получить работник за свою работу)
Теперь надо провести вычисления и составить ведомость начисления заработной платы
Ф.И.О. | Отработано дней | Оклад | Районный коэффициент 30% | Начислено | Удержано | Итого удержано | Сумма к выдаче | ||
Проф. фонд | Подоходный налог | ||||||||
Иванов | 20 | 3000 |
Надо знать, сколько денег получит один работник за 20 дней. Если бы он работал 25 дней, то получил бы весь оклад, но отработал меньше..
Может быть, он болел, брал отгулы.
1).(3000 :25)х20=120х20=2400 руб.
Каждому работники к заработной плате начисляется районный коэффициент
2) 30% от 2400 руб 2400:100х30=720 руб.
Итого начислено
3) 2400руб+ 720 руб= 3120 руб.
Если работник является членом профсоюза тогда удерживаются деньги в профсоюзный комитет (1% от заработной платы)
4) 1 % от 3120 руб 3120 руб: 100= 31,2 руб.
Еще удерживается налог (13% от заработной платы).Эти деньги идут на нужды больниц, полиции, образовательных учреждений.
5) 13 % от 3120 руб 3120 руб: 100х13= 405,6 руб
Узнаем сколько всего удержано
6) 31,2 руб+ 405,6 = 436,8 руб
А теперь вычисляем, сколько денег выдаст кассир Иванову
7)3120 руб.-436,8 руб=2683,2 руб
По мере решения задачи заполняем ведомость на выдачи заработной платы
Ф.И.О. | Отработано дней | Оклад | Районный коэффициент 30% | Начислено | Удержано | Итого удержано | Сумма к выдаче | ||
Проф. фонд | Подоходный налог | ||||||||
Иванов | 20 | 3000 | 720 | 3120 | 31,2 | 405,6 | 436,8 | 2683,2 |
На каждом уроке проявляю заботу о развитии умений и навыков обучающихся при этом широко использую устные упражнения.
Устные упражнения провожу с различной целью: подготовка к восприятию нового, закреплению умений и навыков, особенно вычислительных, повторение и углубление знаний обучающихся. Устные упражнения способствуют развития интереса к математике, сообразительности, внимания.
Часто в содержании устных упражнений включаю задания, знакомящее с экономическим понятием..
Например:
Где происходит продажа товара?
На заводе (10)
На рынке (23)
На фабрике (32)
Проверить правильность ответа помогут
«веселые человечки»
Сначала нужно найти сумму чисел записанных 45 22
«ножках» и «ручках»,
затем из первого результата вычесть второй. 34 56
Как называются деньги, которые предприниматель берет взаймы в банке
Долг (22)
Кредит (24)
18 +6 -8 +5 -7 ?
Ответ вы узнаете, когда выполните действия в указанном порядке?
Все люди и предприятия, которые получают доходы, обязательно выплачивают часть средств государству. Как называются такие выплаты?
Налог
Взнос
поставив в «окошки» нужные числа дети находят по часам буквы, соответствующие этим числам и читают ответ.
Н
35+□=47
н
б
в
123х□=246
а
□+96=100
е
126:□=21
т
з
□х12=96
л
г
с
о
Важным средством развития познавательной активности и самостоятельности обучающихся является применение самостоятельных различных работ.
Самостоятельную работу как прием обучения ввожу почти во все методы обучения, применяю на разных этапах процесса обучения.
Небольшие самостоятельные работы провожу на каждом уроке. Они позволяют при небольшой затрате времени определить степень усвоения знаний.
Например: в 6 классе после знакомства со сложением смешанного числа с дробью даю обучающимся разобрать самостоятельно сложение смешанного числа со смешанным
+).
Некоторым обучающимся даю образец для выполнения ( +3 == 5 ).
Разобравшись в решении такого примера, обучающиеся решают аналогичные примеры. Другим обучающимся доступно выполнение действий без образца.
При организации самостоятельной работы продумываю проведение контроля и оказания помощи обучающихся. С этой целью заготавливаю карточки с образцами решения примеров. После выполнения задания ученик может самостоятельно его проверить пол образцу. Так же даю ответы примеров, учащиеся проверяют.
Обучающиеся проявляют большой интерес к играм. Даже самые пассивные из них включаются в игру с огромным желанием, прилагая все свои силы, чтобы не подвести одноклассников.
Все дидактические игры условно разделяю на три группы:
1. Игры с предметами («Волшебный мешочек»)
2. Настольные печатные игры (Лото», «Домино»)
3. Словесные игры (загадки, шарады, кроссворды).
Непоседливые, озорные замирают на уроке, следят за игрой, переживая все неудачи своей команды, Во время любой игры дети внимательны, сосредоточены и дисциплинированы, так как необходимо четко запомнить правила и малейший шум может помешать игроку дать правильный ответ, Использую такие дидактические игры, как эстафеты, викторины, соревнования на лучшего счетчика.
Например: при изучении темы «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» провожу такую «Эстафету»
+ + - - + +
1
Развитие у обучающихся познавательных интересов обеспечивается проведением внеклассной работы.
Ежегодно провожу предметную неделю. Формы проведения предметной недели разнообразные: олимпиады викторины, кроссворды, утренники, КВН, и т.д. Мероприятия математической недели, пронизанные элементами игры, соревнований проходят с активным участием детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Различные формы проведения урока – один из путей повышения познавательной активности школьников.
В статье отражены положительные стороны использования нетрадиционных форм проведения уроков. Приведены краткие описания некоторых нетрадиционных форм уроков....
Инновационные методы и приемы повышения познавательной активности на уроках математики.
Стратегическим направлением активизации обучения является создание дидактических психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но...
Повышение познавательной активности на уроках математики учащихся с ОВЗ
Данная статья о различных методах и приёмах, которые можно использовать на уроках математики для повышения познавательной активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья....
«Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках математики».
В данной работе описан мой опыт работы о том, как развивать познавательную активность учащихся на уроках.В ней не только описаны используемые приемы и формы проведения урока, а также и тех...
Игра, как способ повышения познавательной активности на уроках математики
Роль игровых технологий в развитии логического мышления велика. Именно благодаря ним дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. А главное ...
Доклад. «НЕКОТОРЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
В практике коррекционной школы формирование речевых навыков и умений учащихся характеризуется некоторой односторонностью, так как эта работа в большей степени направлена на овладение учащимися навыков...
Формирование познавательной активности на уроках математики путем использования современных информационных технологий в условиях реализации ФГОС
Средства информационных технологий способствуют развитию интереса к процессу обучения, повышению учебной мотивации и работоспособности, развитию операций мышления (анализ, синтез, сравнение), внимания...