Диагностика навыков рассказывания у детей с ОНР.
методическая разработка по теме

Куркова Любовь Анатольевна

 

Анализ научно-методической литературы по данной проблеме показал, что функция рассказывания у детей дошкольного возраста с ОНР  нуждается в постоянной детальной коррекционной работе.

ЦЕЛЬ ДАННОГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, чтобы диагностировать навыки связной речи у детей 5-6 лет с ОНР.

В целях комплексного исследования связной речи детей дошкольного возраста с ОНР  был использован ряд диагностик:

1. Рассказывание по демонстрируемому действию.

2. Рассказ по серии сюжетных картинок.

3. Составление рассказа по серии предметной картинки.

4.Составление окончания рассказа по данному началу.

5. Составление рассказа из личного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_navykov_rasskazyvaniya_u_detey_s_onr.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика навыков рассказывания у детей с ОНР.

Анализ научно-методической литературы по данной проблеме показал, что функция рассказывания у детей дошкольного возраста с ОНР  нуждается в постоянной детальной коррекционной работе.

ЦЕЛЬ ДАННОГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, чтобы диагностировать навыки связной речи у детей 5-6 лет с ОНР.

В целях комплексного исследования связной речи детей дошкольного возраста с ОНР  был использован ряд диагностик:

1. Рассказывание по демонстрируемому действию.

2. Рассказ по серии сюжетных картинок.

3. Составление рассказа по серии предметной картинки.

4.Составление окончания рассказа по данному началу.

5. Составление рассказа из личного опыта.

1 ДИАГНОСТИКА Рассказывание по демонстрируемому действию.

ЦЕЛЬ: выявить умение детей объединять фразы в рассказик из 4-5 предложений с наглядной опорой в виде натуральных объектов и действий с ними.

ИНСТРУКЦИЯ:  детям предлагается понаблюдать, как в раздевалке 2 артистов выполняют действия, заранее обговоренные с логопедом.

ВОПРОСЫ

-Куда вошли Маша и Витя?

- Что открыл Витя?

- Что достал Витя?

- Что надевал Витя?- Что открыла Маша?

- Что достала Маша?

- Что надела Маша?

Ответы на вопросы после просмотренного "спектакля". Составление рассказа по следам продемонстрированного действия.

2 ДИАГНОСТИКА Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

ЦЕЛЬ: выявить умение детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, умение располагать картинки в нужной последовательности.

ИНСТРУКЦИЯ: ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки, расположить их в нужной последовательности и составить рассказ.

Составлению рассказа предшествует разбор сюжетного содержания картин и объяснение отдельных деталей изображенной обстановки.

3 ДИАГНОСТИКА Составление рассказа по 1 предметной картинке.

ЦЕЛЬ: выявить умение детей составлять рассказ по 1 предметной картинке.

ИНСТРУКЦИЯ: детям предлагается посмотреть на картинку и ответить на вопросы.

ВОПРОСЫ

-Когда это было?

-Где это случилось?

-С кем играла девочка Таня?

-Кто забрал у Тани мяч?

-Почему Таня заплакала?

-С чем играл другой мальчик, Андрей?

-Что сказал Андрей?

-Как поступил Андрей?

-С кем будет Таня дружить?

Далее дети составляют рассказ.

4 ДИАГНОСТИКА Составление окончания рассказа по данному началу.

ЦЕЛЬ: выявить возможности детей,в решении поставленной  речевой и творческой задачи, в умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовый и наглядный материал.

ИНСТРУКЦИЯ: ребенку показывают картинку, изображающую кульминационный момент сюжетного действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и предлагается придумать его конец.

ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ КАРТИНКИ

-Что ты видишь на картинке?

-На чем сидит кукла?

-Кто подошел с шариком?

-Кто летит вдали?

ТЕКСТ

Девочка Маша сидела на скамейке и читала книжку. Кукла была рядом. Мимо проходил шалун Миша. У Миши был шарик воздушный. Миша привязал шарик к кукле и кукла поднялась в воздух. Миша засмеялся, а Маша заплакала. Любимая кукла поднималась все выше и выше. Вдруг ворона заметила шарик...

- Что было дальше?

5 ДИАГНОСТИКА Составление рассказа на основе личного опыта.

ЦЕЛЬ: выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

ИНСТРУКЦИЯ: ребенку предлагается составить рассказ на тему, связанную с повседневным пребыванием в детском саду" На нашем участке" и дается план из нескольких вопросов-заданий.

ПЛАН

1. Что находится на участке?

2. Чем занимаются дети?

3. В какие игры они играют?

4. Назови свои любимые игры.

5. Вспомни о зимних играх и развлечениях.

После этого дети составляют рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых повторяется вопрос-задание.

Индивидуальный качественный анализ высказывания детей с ОНР  в экспериментальной и контрольной группах позволяет установить несколько уровней выполнения заданий по каждому из видов рассказа.

Оценка в баллах может быть использована соответственно выявленному уровню выполнения заданий:

ХОРОШИЙ - 4 БАЛЛА

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ - 3 БАЛЛА

НЕДОСТАТОЧНЫЙ - 2 БАЛЛА

НИЗКИЙ - 1 БАЛЛ

         16-20 баллов- хороший уровень

11-15 баллов - удовлетворительный уровень

6-10 баллов - недостаточный уровень

1-5 баллов - низкий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДЕЛИРОВАНИЕ - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФУНКЦИИ РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕМОДЕЛИРОВАНИЕ - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФУНКЦИИ РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР.1   . Использование моделирования на основе описательного рассказа.2   . Методика ...

Диагностика навыков рассказывания у детей с ОНР.

Анализ научно-методической литературы по данной проблеме показал, что функция рассказывания у детей дошкольного возраста с ОНР  нуждается в постоянной детальной коррекционной работе.ЦЕЛЬ ДА...

Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого-педагогических исследованиях"

Статья опубликование в сборнике научных трудов "Специальное образование XXI века: от ранней помощи до профессиональной подготовки". В статье раскрываются идеи влияния формирования навыков тв...

Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого- педагогических исследованиях"

В статье рассматривается взаимосвязь специальной комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции на формирование творческого рассказывания у детей с ОНР с...

Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого- педагогических исследованиях"

В статье рассматривается взаимосвязь специальной комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции на формирование творческого рассказывания у детей с ОНР с...

Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого- педагогических исследованиях"

В статье рассматривается взаимосвязь специальной комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции на формирование творческого рассказывания у детей с ОНР с...

Доклад на тему: "Диагностика навыка чтения у детей с ЗПР"

Доклад на тему: "Диагностика навыка чтения у детей с ЗПР"...