Секреты Монтессори-материалов
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
montessori_altapova.doc | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«СЕКРЕТЫ МОНТЕССОРИ – МАТЕРИАЛОВ»
Данная статья адресуется учителям - дефектологам, студентам дефектологического факультета, родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.
Речь пойдёт о значении и использовании Монтессори -материалов и материалов, сходных с ними , в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями, т.е. с детьми с двигательными, сенсорными, интеллектуальными нарушениями, как в условиях специализированного учреждения, так и в домашних условиях; об особенностях их психофизического развития.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Введение «Секреты Монтессори - материалов»
- Психофизические особенности детей с ограниченными возможностями
- Формирование сенсомоторной сферы у детей с ограниченными
возможностями с использованием Монтессори - материалов - Формирование элементарных математических представлений у детей с
ограниченными возможностями с использованием Монтессори - материалов - «Помоги ребёнку стать самостоятельным»
- Заключение
- Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ:
«Секрет Монтессори - материалов»
«Задача взрослых состоит не в том, чтобы обучать, а чтобы помогать ребёнку в его работе над собственным развитием. Было бы чудесно, если бы нам удалось разумным обращением с малышом, пониманием его жизненных потребностей, продлить тот период, когда в нём действует абсорбирующий ум»
М. Монтессори.
В наше время создано великое множество дидактических материалов, помогающих развитию двигательной и умственной функции как здоровых детей, так и детей с ограниченными возможностями. Но без правильно подобранных материалов коррекционной работы не будет. Ни один педагог не создал такого продуманного и грандиозного материала, как Мария Монтессори.. Монтессори - материалы являются средствами развития детей, отобранными Марией Монтессори в результате наблюдений за детьми в ходе тщательных экспериментов, проведённых Итаром и Сегеном при попытках воспитывать слабоумных детей и детей с отставанием психического развития, а также собственных опытов с предметами, которые изобрела в первые годы своей исследовательской работы. Дидактические материалы Монтессори создают развивающую среду, где ребёнок быстро понимает и запоминает основные законы мира: вода текучая, мокрая, разливается, песок сыплется, стекло бьётся, предметы бывают большими и маленькими, узкими и широкими и т.д. Игры с предметами разной формы, размера и фактуры развивают мелкую моторику пальцев, а это благоприятно влияет на развитие интеллекта. Привлекательность Монтессори - материала - его цвет форма, фактура, всё это подталкивает ребёнка к действию. Развивающая среда побуждает ребёнка проявить себя с разных сторон. Игрушки Монтессори являются вещами, которыми мы обычно пользуемся в быту: посуда, коробки, флаконы, бутылочки, мебель. Причём, не игрушечные, а настоящие, которыми дети могут манипулировать сами. И действовать с этими предметами нужно также, как в реальном мире: переливать воду, резать бумагу и ткань, нанизывать бусины на нитку и т.д. ...Монтессори - материалы привлекательны и притягательны. Монтессори — материалы помогают упорядочить постижение ребёнком окружающего мира, связать в единое целое реальный опыт и теоретические знания. Ребёнок учится понимать природу и ориентироваться в ней.
...Монтессори материалы отвечают ненасытному стремлению ребёнка к движению. Маленький ребёнок узнаёт своё тело, совершенствует координацию глаз, рук, ног; благодаря этим материалам его движения становятся всё более точными и гармоничными.
Монтессори - материалы дают ребёнку возможность самому находить свои ошибки и исправлять их.
Все материалы упорядочены по степени сложности и находятся в свободном доступе для ребёнка. Все пособия внешне привлекательны, изготовлены из натуральных материалов высокого качества. В ходе работы с материалом у ребёнка формируются определённые психологические качества, развивается внутренняя мотивация к обучению.
Именно Монтессори - материалы считаются автодидактическими, т.е. приспособлены как к совместной деятельности ребёнка и взрослого, так и к самостоятельной работе его без участия взрослого. Главная цель дидактического материала Монтессори - помочь ребёнку с ограниченными возможностями, его духовному развитию, представляя его внешние стимулы, которые приковывают внимание и инициируют процесс сосредоточения; учить концентрировать внимание детей на какой - либо деятельности через предметы, которые вызывают живой интерес у ребёнка и применяются именно по своему назначению.
«...Ребёнок растерян, несчастен и слаб, если он не умеет и не может пользоваться окружающими его предметами...»
Л.С. Выготский
Психофизические особенности детей с ограниченными возможностями.
Ведущим в клинической картине детей с ограниченными возможностями (ОДА, ДЦП, и пр.) является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие нарушение или утрата двигательных функций). Двигательные расстройства сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций. У детей формирование процессов восприятия задерживается и нарушается в связи с органическим поражением головного мозга, двигательной депривацией. нарушением зрительного, слухового, двигательно - кинестетического анализаторов. У детей патологически развивается схема положений и движений тела. Воспроизведение даже самого простого движения вызывает огромные трудности. В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена манипулятивно - предметная деятельность, нарушены хватательные, опорные функции рук , формирование стереогноза (восприятие предметов на ощупь). Движения рук бывают неловкими, несогласованными, часто не выделяется ведущая рука или ребёнок вообще не способен работать руками, или работает одной рукой. Например, ребёнок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать кольцо на стержень, или правильно держать предмет в одной руке, а другой - подхватывать другой предмет и т.д. Недоразвитие зрительно-моторной координации приводит к тому, что ребёнок промахивается при попытке взять предмет, так как неверно оценивает направление, не может проследить зрительно за движениями своей руки. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно - моторной координации препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности. Чувственное познание уже с первых месяцев жизни развивается аномально. Степень интеллектуальных нарушений вариабельна от лёгкой задержки психического развития до глубокой умственной отсталости. Это ведёт к ограничению практического опыта и становится одной из причин нарушения формирования высших психических функций. Наблюдаются нарушения речи в форме моторной (сенсорной) алалии, дислексии, дисграфии, дизартрии, анартрии, фонематического анализа и синтеза. Двигательные нарушения и ограниченность практическою опыта могут быть одной из причин несформированности пространственных, временных представлений. Часто имеет место нарушение слуха, зрения. Подавляющее большинство таких детей не могут в полном объёме слушать и слышать, смотреть и видеть, как пересыпается песок из чашечки в блюдце, как переливается вода из чашки в чашку, как звонко пересыпаются камешки. Они не имеют возможности удерживать тот или иной предмет, переставлять, перекладывать; они не знают названий предметов живой и не живой природы. Для таких детей характерны эмоциональные расстройства, проявляющиеся в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения. Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с радостным, благодушным настроением, со снижением критики; с нарушением поведения в виде двигательной расторможенности, аффективных взрывов, иногда с агрессивными проявлениями.
Поэтому, снижение социальной недостаточности у детей с ограниченными возможностями возможно при условии психолого-педагогического взаимодействия, а также, в тесной связи с родителями. Для развития речи и мышления этих детей важное значение имеет расширение их кругозора, обогащение их жизненного опыта. Работа по развитию речи, познавательных функций проводится поэтапно, в тесной взаимосвязи с развитием моторики и коррекции двигательных нарушений. Коррекционно-педагогические мероприятия предусматривают воспитание психомоторных навыков, социальную адаптацию больных, способность чувственного восприятия окружающего, относительную сохранность эмоций и способность к подражанию. Во время занятий как можно более полно использовать дидактический материал, в частности, материал, - Монтессори, так как занятия должны носить яркую, эмоциональную окраску. В процессе игр, занятий с использованием красочных Монтессори - материалов, у детей повышается интерес, появляется желание не просто выполнять действия с предметом, манипулировать им, но возникает необходимость использовать речь (сопровождать свои действия словами, высказываниями), как способ общения; формируются функции мышления, временные и количественные представления, дети учатся устанавливать элементарные причинно - следственные связи, обобщать, исключать и пр. В работе с этими детьми мы опираемся на «принцип актуального и ближайшего развития»: зона ближайшего развития характеризует разницу между тем, на что ребёнок способен самостоятельно и тем, на что он становится способен с помощью учителя. Так каждый дидактический материал Монтессори устроен таким образом, что содержит внутри себя прямую цель (цель, которую преследует ребёнок, работа: материалом), работающую на актуальную возможность ребенка к самостоятельному действию, и в то же время, косвенную цель (что происходит с ребёнком, когда он работает с материалом), работающую чаще всего на зону ближайшего развития. Дидактический материал Монтессори в применении к детям с ограниченными возможностями, в первую очередь, делает возможным их воспитание. Так, в любой дидактической игре нужно начинать упражнения со стимулов, более резко контрастирующих, необходимо непрерывно привлекать внимание ребёнка, присматриваться, показывать. Если ребёнок делает ошибку, необходимо поправлять, убеждать, помогать исправлять её.
Важно обеспечить, учитывая индивидуальные, возрастные особенности, коррекцию и компенсацию их дефектов развития с опорой на «фонд» сохранных психических функций, снижения социальной недостаточности через использование самых доступных и разнообразных Монтессори - материалов.
Формирование сенсомоторной сферы у детей с ограниченными возможностями через использование Монтессори - материалов.
Сенсорное воспитание детей с ограниченными возможностями имеет целью развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия (восприятие движений). Оно имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями, формирования у него высших корковых функций, что является необходимой предпосылкой для обучения в школе.
Раздел № 1 «Развитие зрительного восприятия»
Цель: Развитие зрения, концентрация внимания, координация мелкой моторики рук, умение сравнивать предметы по величине строить сериационный ряд, развивать представления «большой - маленький», «глубокий - мелкий», «высокий -низкий».
/Для тренировки плавного прослеживания взора в разных направлениях, фиксации взора, для улучшения функций мышц - глазодвигателен, следует предлагать упражнения на развитие зрительно - моторной координации, на улучшение фиксации взора. Работа начинается с обучения выделять из окружающей обстановки идентичные предметы, фиксировать внимание на одинаковых предметах, затем учить подбирать парные предметы./
1. «Блоки цилиндров»
Оборудование: 4 деревянных блока, в каждом блоке по 10 отверстий разной величины, в которые вставлены соответствующие цилиндры с кнопками, за которые их вынимают из отверстий и вставляют обратно.
Цель: Учить ребёнка вынимать цилиндры из отверстий блока и вставлять их
обратно.
Развивать зрительное восприятие, восприятие размеров, концентрацию
внимания, мелкую моторику пальцев рук.
Словарная работа: «большой - маленький, толстый - тонкий, высокий -
низкий, узкий - широкий»
Сначала мы показываем ребёнку, как вынимают цилиндры из отверстий блока тремя пальцами и как вынимают их обратно (вынимают цилиндры из блока слева направо по одному, отмечают разницу размеров, затем, также слева направо вставляют по одному в отверстия блока). Далее ребёнок должен работать самостоятельно, он осматривает и ощупывает каждый цилиндр и отверстия блока, либо, в силу психофизических особенностей, действия с цилиндрами проводятся совместно с педагогом.
2. «Розовая башня»
Оборудование: 10 деревянных кубов разной величины, покрашенных розовым цветом, ребро самого большого куба - 10см., ребро самого маленького- 1см.
Цель: Учить строить розовую башню от «большого к маленькому». Развивать зрительное чувство, концентрацию внимания, мелкую моторику; учить строить сериационный ряд.
Словарная работа: куб (большой - маленький), больше чем..., меньше чем..., самый маленький, самый большой.
Показываем, как нужно правильно построить башню от самого большого кубика до самого маленького, при этом для сравнения величины кубиков, мы берём 2 разных, способом наложения и приложения определяем величину кубиков. Далее ребёнок работает самостоятельно, прикладывает кубик на кубик, сравнивая, какой большой, маленький, больше чем., меньше чем....
3. «Коричневая лестница»
Оборудование: 10 деревянных брусков разной толщины, темно - коричневого цвета, высота 20см., основания - от 1х1см. до10 х10см.
Цель: Учить выстраивать лестницу от самой толстой призмы к самой тонкой.
Развивать зрение посредством различения размеров призм, глазомер, устойчивость внимания, мелкую моторику; учить строить сериационный ряд.
Словарная работа: башня, лестница, «высокая - низкая», призма, «толстый -тонкий», «самый толстый — самый тонкий».
Выстраиваем лестницу от самой толстой призмы к самой гонкой. Показываем, как более удобно и правильно находить самую тонкую призму из количества других: выбор из 2-х призм (какая толще - тоньше) способом наложения. Затем ребёнок выполняет задание самостоятельно, либо в совместной деятельности, строит сериационный ряд.
4. «Цветные таблички»
Оборудование: 1 коробка с 3-мя парами табличек основных цветов: красного, синего, жёлтого, зелёного, каждая из них с белым кантом с 4 -х сторон.
Цель: Учить различать основные цвета (учитывать поэтапность - называние цветов, соотнесение цветов, различение цветов), выстраивать в ряды пары табличек одинакового цвета.
Выкладываем перед ребёнком одну пару табличек, например, красного цвета, подбираем среди других табличек вторую пару такого же цвета и кладём рядом. Аналогично, с табличками других цветов. Учим выстраивать в ряды пары табличек одинакового цвета. Далее, ребёнок выполняет это же задание самостоятельно, с обязательным речевым сопровождением.
Словарная работа: жёлтый, синий, красный, зелёный.
Раздел № 2 «Формирование о цвете предметов, но одинаковых по величине и форме.
Цель: Развитие цветового восприятия, оттенков одного цвета, сравнительный
анализ цветов спектра, концентрации внимания, мелкой моторики рук, зрительно —
тактильного восприятия. Учить группировать, соотносить, называть предметы по
цвету.
/Дети должны научиться отбирать предметы указанного цвета/.
1. «Цветные кольца»
Оборудование: Деревянная дощечка с тремя стержнями: 1-й- красный, 2-й -жёлтый, 3-й — синий, 9 колец: 3 -синие, 3 - жёлтые, 3 - красные.
Цель: Учить нанизывать кольца на стержни.
Развивать цветовое восприятие, зрительно соотносить цвета, развивать
концентрацию внимания, мелкую моторику рук.
Сначала показываем ребёнку, как снимать кольца с каждого стержня, отмечаем разницу их по цвету и соотносим с цветом стержней, затем также нанизываем кольца на соответствующие по цвету стержни. Выполняя самостоятельно это задание, ребёнок должен показать или назвать нужный цвет, объяснить, почему он так делает.
2. «Цветные цилиндры»
Оборудование: Деревянная дощечка с 6-ю отверстиями и 6 - ю цилиндрами: 2 жёлтых, 2 синих, 2 красных.
Цель: Учить вставлять цилиндры в круглые отверстия.
Учить зрительно соотносить цвета, развивать зрительное восприятие,
устойчивость внимания, мелкую моторику.
Словарная работа: синий, красный, жёлтый.
Показываем ребёнку, как вынимают цилиндры из отверстий, обращаем внимание на то, что цилиндры разного цвета, по 2 цилиндра одинакового цвета. Далее показываем, как нужно вставлять цилиндры в отверстия. Усложняем задание: Даём два цилиндра разного цвета, ребёнок должен взять цилиндр названного цвета, например: синий, и вставить в отверстие. Далее берем еще два цилиндра, из них берём цилиндр по цвету аналогичному вставленному синему и т.д. Желательно, что бы ребёнок назвал или показал тот или иной цвет и объяснил, почему он так сделал.
3. «Деревянная дощечка с тремя геометрическими формами - вкладками»
Оборудование: Деревянная дощечка с тремя синими кругами: большой, средний, маленький.
Цель: Учить вкладывать в выемки круги с учётом их величины.
Учить соотносить синие круги по величине, развивать зрительное восприятие,
концентрацию внимания, мелкую моторику.
Словарная работа: самый большой, большой (средний), самый маленький.
Показываем дощечку с тремя г/ф - кругами, разной величины. Вычисляем самый большой круг, затем средний и далее самый маленький, при этом называем величину каждого круга. Далее ребёнок должен по словесной инструкции найти среди двух разных кругов - самый большой, самый маленький, средний и вложить их в соответствующие им по величине отверстия.
4. «Цветные цилиндры»
Оборудование: 4 коробки с красной, синей, жёлтой и зелёной крышками, в
каждой из них цилиндры соответствующего цвета:
синие цилиндры — совпадают по диаметру, разные по высоте;
красные цилиндры - одинаковой высоты, но разного диаметра;
жёлтые цилиндры - размер цилиндров меняется по высоте, диаметру;
зелёные цилиндры - размер цилиндров меняется от меньшего к большему.
Цель: Учить выстраивать ряды цилиндров с учётом цвета.
Учить различать цилиндры по цвету, развивать зрительно -тактильное
восприятие, мелкую моторику рук.
Перед ребёнком четыре коробки с крышками разного цвета, отличаем цвет
каждой крышки, открываем и показываем содержимое каждой коробки, где
лежат цилиндры соответствующего цвета крышкам коробок.
Первая коробка, отмечаем, что в ней синие цилиндры совпадают по диаметру, но
разные по высоте.
Вторая коробка с крышкой (красные цилиндры), одинаковой высоты, но
разного диаметра.
Третья коробка (желтые цилиндры), разные по высоте и диаметру.
Четвертая коробка, с зелёной крышкой (зелёные цилиндры), от большого к
малому.
Работаем с каждой коробкой отдельно. Сначала показываем, как правильно, с
учётом величины. Способом примеривания, построить башню. Затем, ребёнок
выполняет самостоятельно.
5. «Геометрический комод»
Оборудование: Небольшой деревянный комод с 6-ю плоскими выдвижными ящиками, в каждом из которых лежат вкладыши тех или иных геометрических форм с кнопками для удерживания.
Цель: Учить вкладывать фигуру в соответствующий вкладыш. Развитие зрительно - тактильного чувства, внимания, мелкой моторики.
Сначала показываем все 6 выдвинутых ящиков с г/ф разной формы.
Затем перед ребёнком ставим один ящик, вынимаем по одной г/ф, называем г/ф.
Затем также, удерживаем за кнопочку, называя г/ф, вкладывая их в нужные
отверстия. (Аналогично в другие ящики)
ребёнок выполняет самостоятельно задание, либо по словесной инструкции.
6. «Накладывающиеся геометрические фигуры»
Оборудование: Три деревянные коробки, по три отделения в каждой: (в первой -3 набора из 10 кругов диаметром от 1 до 10 см. красного, жёлтого, синего цвета; во второй - треугольники таких ж; цветов; в третьей - наборы квадратов тех же цветов.
Цель: Учить раскладывать фигуры с учётом цвета.
Учить раскладывать фигуры с учётом цвета, от самой большой до самой маленькой, используя приёмы наложения и приложения, развивать зрительное восприятие, концентрацию внимания, мелкую моторику.
Словарная работа: цвета: красный, жёлтый, синий, круг, квадрат, треугольник,
большой — маленький.
Показываем три деревянные коробки, в которых лежат г/ф - круги, квадраты,
треугольники разного цвета и величины. Вынимаем из одной коробки квадраты
отмечаем, что они красного, жёлтого и синего цвета, разной величины.
Например: раскладываем по горизонтали (можно по вертикали), красные
квадраты от самого большого, до самого маленького, при этом используем приём
наложения, приложения для определения величины квадратов.
Далее ребёнок самостоятельно раскладывает или по словесной инструкции,
синие квадраты, желтые квадраты. (Аналогично другие г/ф)
7. Шкаф - комод с тремя разноцветными дверцами.
Оборудование: «шкаф» с тремя разноцветными дверцами и тремя шариками синего, красного, жёлтого цвета.
Цель: Учить вкладывать шарики в соответствующие по цвету ящички. Развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие, мелкую моторику, различать и соотносить цвета.
Перед ребёнком ящичек с тремя разноцветными дверцами, внутри которых лежат шарики, соответствующие по цвету этим дверцам. Называем цвет каждой дверцы, вынимаем из каждого ящичка по шарику, называя его цвет, затем вкладываем по одному шарику в ящичек с соответствующим цветом. Далее ребёнок работает по словесной инструкции, например: в ящичек с красной дверцей положить красный шарик. Можно усложнить задание, например, ребёнок закрывает глаза или отворачивается в сторону, педагог перемешивает шарики и вкладывает беспорядочно в любой ящичек. Ребёнок должен правильно, по цвету, разложить шарики.
Раздел № 3 « Развитие и коррекция тактильных ощущений»
Цель: Развитие концентрации внимания, тонких локомоторных функций, чувственного сравнения и анализа, подготовка руки к письму, восприятию разнообразия окружающего мира. /Действия ребёнка с предметом, с учётом психофизических особенностей ребёнка/.
1. «Дощечки для ощупывания»
Оборудование: Деревянные дощечки:
2 квадрата - один шершавый, другой гладкий;
Деревянная доска с 5-ю шершавыми полосками;
Деревянная доска с полосками, имеющими разную степень шершавости.
Цель: Учить определять кончиками пальцев гладкую и шершавую поверхность. Развивать тактильные ощущения, концентрацию внимания, мелкую моторику рук.
Показываем дощечку с двумя квадратами, один шершавый, другой - гладкий. Проводим рукой по гладкому квадрату, отмечаем, что эта поверхность квадрата гладкая, ровная. Затем - по шершавому квадрату, также отмечаем
шероховатость и бугристость этой поверхности. Далее ребёнок по словесной инструкции ощупывает поверхность квадратов, показывает или называет, какой . гладкий - шершавый квадрат.
2. «Волшебный мешочек с бирюльками»
Оборудование: Полотняный мешочек с завязкой, внутри которого деревянные фигурки (бирюльки).
Цель: Учить на ощупь находить в мешочке по одной бирюльке. Развивать зрительное восприятие и тактильные ощущения, концентрацию внимания.
Обращаем внимание ребёнка на красный полотняный мешочек, в котором лежат разные предметы: кубики, шары, овалы, конусы и пр. бирюльки). Вынимаем их, рассматриваем и ощупываем каждую фигуру. Убираем в мешок, рукой, на ощупь находим в мешочке нужную фигурку и вынимаем её. Далее ребёнок по словесной инструкции, например, педагог называет фигуру - кубик, ребёнок должен на ощупь найти в мешочке среди других фигур именно кубик. Вынимает кубик, называет.
3. «Лоскутки»
Оборудование: Деревянный ящичек, в котором разложены прямоугольные кусочки различных материй: бархат, сатин, ситец, полотно и пр.
Цель: Учить правильно рассматривать кусочки материи, произносить соответствующие названия: «мягкий шёлк, грубое полотно, тонкий бархат» и т.д. Развивать тактильные ощущения, концентрацию внимания.
Перед ребёнком разложены прямоугольные кусочки различных материй. Взяв один кусочек, например: шёлк, называем его «мягкий шёлк», ощупываем, мнём, гладим. Аналогично, другие кусочки тканей. Далее по словесной инструкции ребенок находит нужный кусочек ткани, ощупывает его, называет.
4. «Поднос с овощами и фруктами»
Оборудование: На подносе деревянные: груша, апельсин, гриб, морковь, лимон, каждый из них состоит из 2-х половинок, соединённых липким поролоном, деревянный «нож».
Цель: Формировать знания детей об овощах, фруктах.
Развивать целостность зрительного восприятия, тактильные ощущения, учить
различать и называть основные цвета предметов.
На столе поднос с деревянными фруктами и овощами, состоящими из двух половинок, соединёнными липким поролоном и деревянный ножик. Рассматриваем и называем каждый отдельный предмет, ощупываем его; делаем «разрез» того или иного предмета, а затем снова его соединяем. Ребёнок далее выполняет действия самостоятельно или совместно. Желательно, чтобы ребёнок сопровождал свои действия словами.
5. «Деревянная коробка с пластинками»
Оборудование: Деревянная коробочка, внутри которой пять пар пластинок: 2 деревянные, 2 стеклянные, 2 железные, 2 мраморные, 2 войлочные.
Цель: Учить сравнивать различные поверхности. Развивать тактильное чувство, зрительное восприятие.
Перед ребёнком пары деревянных, стеклянных, железных, мраморных, войлочных пластинок. Рассматриваем, называем и ощупываем поверхность каждой пластинки. Далее ребёнок по словесной инструкции находят ту или иную пластинку, осматривает, ощупывает её и называет. Можно усложнить задание: ребёнок должен к названной пластинке подобрать соответствующую, назвать её и объяснить, почему он взял именно эту пластинку.
6. « Забей шарики»
Оборудование: Деревянный ящичек с отверстиями, деревянный молоточек, деревянные разноцветные шарики.
Цель: Учить правильно удерживать молоточек, вырабатывать точность
«ударов».
Развивать тактильное восприятие, устойчивость внимания, координацию
движений руки.
Деревянный ящик с отверстиями, шарики одинаковой величины, цвета, деревянный молоточек. Вкладываем шарики в отверстия и молоточком забиваем каждый шарик внутрь. Показываем, как правильно удерживать молоточек, чтобы точно попадать по шарику. Далее сначала совместные действия с ребёнком, а затем ребёнок выполняет действия самостоятельно.
Раздел № 4 «Развитие чувства вкуса и обоняния, чувства тяжести, термического чувства»
Цель: Развитие зрения, мелкой моторики, формирование теплового восприятия, термического и барического чувства, концентрации внимания, развитие обоняния, различения запахов.
/Учить подбирать пары цилиндров с одинаковым запахом; взвешивать на кончиках пальцев цилиндры./
1. «Вкусовые бутылочки»
Оборудование: ; пары одинаковых стеклянных бутылочек с резиновыми пипетками - крышками, заполненных кипячёной водой, соком лимона, сахарным сиропом, солевым раствором, сухой горчицей, две ложечки, две салфетки, полотенце.
Цель: Выстроить ряд бутылочек с одинаковым вкусом.
Развитие чувства вкуса, осторожное обращение со специями, развитие мелкой
моторики, умение устанавливать последовательность действий.
Перед ребёнком стеклянные бутылочки с пипетками - крышками, в каждой из них: сок лимона, сахарный сироп, солевой раствор, сухая горчица, две ложечки, полотенце. Из одной бутылочки, например, с сахарным сиропом, наливаем немного сиропа в ложечку и пробуем, определяем на вкус. Сначала выполняем действия совместно: молча наливаем в ложечку содержимое любой бутылочки, даём попробовать ребёнку, он должен определить вкус содержимого. Далее переставляем (перемешиваем) бутылочки и ребёнок, пробуя содержимое каждой бутылочки, самостоятельно выстраивает ряд бутылочек с одинаковым вкусом.
2. «Барические цилиндры»
Оборудование: Деревянная доска с выемками, в которых стоят в 2 ряда белые и чёрные деревянные цилиндры, различающиеся по весу.
Цель: Взвешивание на кончиках пальцев цилиндров, выбор одинаковых по
весу.
Развивать барическое чувство (чувство тяжести), координацию движений,
концентрацию внимания.
Деревянная доска с выемками, в которых стоят в ряд белые и чёрные деревянные цилиндры, различающиеся по весу.
Вынимаем один белый цилиндр и один чёрный цилиндр, взвешиваем каждый цилиндр на кончиках пальцев, сравниваем, какой цилиндр тяжелее, какой -легче, далее продолжаем выбирать до тех пор, пока не найдём одинаковые по весу цилиндры, «одинаковость веса цилиндров соотносим ещё по цветным меткам - «парам» на дне цилиндров. Затем выполняем задание совместно и далее ребёнок работает самостоятельно.
Раздел № 5 «Развитие и коррекция слухового восприятия»
Цель: Развитие концентрации внимания, пробуждение акустического внимания,
координации движений мелкой моторики, подготовка к изучению окружающего
мира.
/Дети должны научиться дифференцировать звуки, шумы (тихо - громко, звонко,
низко - высоко, весело — грустно, быстро — медленно/.
1. «Шумящие цилиндры»
Оборудование: 2 деревянные коробки, одна с красной, другая с синей
крышкой, в каждой коробке по 6 цилиндров с красными и синими крышками,
которые по - разному шумят при встряхивании (от самого тихого до самого
громкого; у каждого цилиндра есть пара по звучанию, на донышках - метки
«пары».
Цель: Найти пары одинаково шумящих цилиндров и выстроить их в ряд.
Развитие слуха, акустического внимания, мелкой моторики рук.
Две коробки с красной и синей крышкой, в каждой по 6 цилиндров с аналогичными цветами, по разному шумящие при встряхивании. Вынимаем один синий цилиндр другой - красный, встряхиваем каждый цилиндр по очереди, сравниваем, как шумит тот или иной цилиндр, соотносим
их созвучность (можно проверить правильность выполненного задания с помощью меток — «пар» на донышках цилиндров.
2. «Как можно слышать и слушать музыку»
Оборудование: Металлофон, две палочки, ширкунки ( русские погремушки, сплетенные из бересты).
Цель: Познакомить с «чудесными» инструментами, с высокими и низкими
звуками.
Приучать слух ребёнка к различению шумов и сравнению их со звуками,
сравнивай, высокий звук - низкий звук, используя движения рук.
3. «Пересыпь зерно из одного сосуда в другой»
Оборудование: Два одинаковых сосуда , мешочек с зерном.
Цель: Научить пересыпать зерно из одного сосуда в другой. Развивать концентрацию внимания, мелкую моторику рук.
Раздел № 6 «Развитие и коррекция пространственных представлений»
Цель: Учить различать левую и правую стороны, ориентироваться в окружающей обстановке, определять положение предмета относительно другого: над, под, за, перед, в, на, около, возле; вверху - внизу; развивать оптико - пространственное восприятие.
1. «Перекладывание шариков»
Оборудование: Шарики, кубики, две маленькие миски, одна из них с водой, ситечко с ручкой.
Цель: Учить перекладывать шарики из одной чашки в другую с помощью
ситечка.
Развивать зрительное восприятие, учить различать понятия: « левая -
правая», развивать гонкие локомоторные функции.
2. «Ориентировка на листе бумаги»
Оборудование: Лист бумаги, цветные карандаши, или игрушки: матрёшка, пирамидка, грибочек, ракетка.
Цель: Учить расставлять предметы на листе бумаги.
Учить определять понятия: «верх - низ, справа - слева, верхний правый угол - нижний правый угол, верхним левый угол - нижний левый угол, развивать зрительное восприятие, устойчивость внимания, мелкую моторику. Словарная работа: левая - правая, в, на, перед, под, над, около, из, угол, верхний, нижний, левый, правый.
На столе перед ребёнком игрушки: ракетка, пирамидка, грибочек, матрёшка, чистый лист бумаги.
Называем и показываем углы листа: верхний левый (правый), нижний левы (правый) угол, середина листа. Показываем и называем игрушки. Свои действия сопровождаем словами, например: в верхний правый угол поставим матрёшку и т.д. Далее ребёнок по инструкции ставит ту или иную игрушку в нужном направлении. После того, как все предметы будут расставлены, спросить, что где стоит, например: в каком углу стоит матрёшка?, что стоит в левом нижнем углу? и т.д.
3. «Прищепки в корзинке»
Оборудование: корзинка, 5 (10) разноцветных прищепок.
Цель: Учить правильно (тремя пальцами) отстёгивать и складывать
прищепки в корзинку, чередовать левую и правую руки.
Развивать тактильные ощущения (сжимание и разжимание), концентрацию
внимания, учить по слову подбирать тот или иной цвет, активизировать
словарь.
На столе разноцветные прищепки, пристёгнутые к краям корзинки. Рассматриваем и называем цвет каждой прищепки, затем отстёгиваем по одной прищепке одного цвета тремя пальцами правой руки и складываем в корзинку. Далее по аналогии ребёнок отстёгивает по одной прищепке другого цвета и складывает в корзинку, затем, в обратном порядке по словесной инструкции пристёгивает их к краям корзинки.
4. «Что где стоит?»
Оборудование: Матрёшка, пирамидка, кубик, шарик.
Цель: Учить определять место предмета относительно другого, в ряду с другими предметами.
Развивать оптико - пространственное восприятие ( определять на каком месте, по порядковому счёту, находится тот или иной предмет), концентрации внимания, мелкую моторику рук.
- Перед ребёнком игрушки: матрёшка, пирамидка, кубик, шарик,
(относительно поверхности стола расставляем предметы): на столе -
матрёшка, под столом - кубик, над столом - шарик, около стола - пирамидка; - (на поверхности стола): вверху - матрёшка, внизу — кубик, слева - шарик,
справа - пирамидка. Потом, по словесной инструкции ребёнок расставляет
предметы, называет место расположения предметов на столе.
Формирование элементарных математических представлений у детей с ограниченными возможностями через использование Монтессори - материалов.
Раздел №1 «Количество и счёт»
Цель: Учить детей видеть «один» и «много» из группы однородных и разнородных предметов по подражанию, образцу, слову; пересчитывать предметы с называнием итогового числа; учить соотносить количество предметов с количеством пальцев; учить сравнивать количество двух групп предметов путем наложения и приложения в пределах 3- 5 (10), устанавливать их равенство и неравенство (больше - меньше, столько - сколько, поровну). Формировать представление о том, что количество не зависит от величины, формы, цвета, назначения и расположения предметов в пространстве; учить проводить счётные операции объединения и разъединения на предметах с открытым и закрытым результатом, а также отвлечённо - в пределах 2 -3-х.
Для уточнения понятия «один - много», можно использовать строительный материал: например, для постройки дома берём «много» кубиков, а для рисования -«один» альбом и «много» карандашей. Учим пересчитывать одинаковые предметы, расположенные в ряд, потом - выбирать и считать одинаковые предметы из группы.
- «Деревянная стойка с 3 -мя зелёными кольцами»;
- «Деревянная стойка с 3-мя красными кольцами»;
- «Деревянные цифры»;
4. «Деревянные шары, кубики, кегли, матрёшки, грибочки, пирамидки разных
размеров, цветов».
Соотнесение количества предметов: «Столько - сколько»
Оборудование: Деревянная стойка с тремя красными кольцами, деревянная
стойка с тремя зелёными кольцами.
Перед ребёнком две деревянные стойки, на каждой по три кольца разного
цвета.
Ребёнок должен посчитать отдельно количество красных колец и количество
зелёных колец, соотнести с количеством пальцев, сравнить, каких колец
больше или меньше и установить равенство предметов.
Уравнивание количества (множества) предметов: «Больше - меньше»
Оборудование: Четыре штуки деревянных шаров и две штуки деревянных
кубиков.
Перед ребёнком на столе поднос с деревянными шарами и кубиками. Нужно
сосчитать, сколько шаров, сколько кубиков, назвать итоговое число каждой
фигуры. Установить разницу между ними; сравнить, каких предметов
больше? На сколько?
Для уравнивания количества предметов можно использовать два способа:
а) Можно к меньшему количеству добавить недостающее количество
предметов;
б) Из большей группы убрать необходимое количество предметов, чтобы в ней
было столько же, сколько и в меньшей группе.
Состав чисел:
Оборудование: Деревянные кегли, матрёшки, грибочки, пирамидки.
а) Научить ребёнка составлять количество предметов из разных групп. Чтобы
получить число 5, можно взять 5 раз по 1 матрёшке, или к 4 матрёшкам
добавить 1 матрёшку, или к 3 матрёшкам прибавить 2 матрёшки.;
б) Можно закрепить состав числа через нахождение целого числа не по двум, а
по трём слагаемым, так, чтобы составить группу из 5 кеглей, можно к 2
кеглям прибавить 2 и ещё 1,
в) Определение, сколько предметов не хватает, или сколько предметов нужно
добавить, чтобы получилось заданное число, например: взять 3 грибочка и
спросить, сколько нужно добавить грибочков, чтобы получить 5 грибочков?
(аналогично, на убавление).
Соотнесение числа и цифры:
Оборудование: Деревянные цифры на подставке, деревянные кегли. Ребёнок называет или показывает цифры. Нужно соотнести количество кеглей с нужной цифрой, так, к цифре 2 поставить 2 кегли, к цифре 4 поставить 4 кегли и т.д.; объяснить, почему он так сделал?
Раздел №2 «Формирование представлений о величине»
Цель: Учить различать предметы по величине, показывать и называть их: «большой - маленький», «большая - маленькая»; «маленький - большой -самый большой»; сравнивать два предмета по величине: «больше - меньше»; учить различать предметы по протяжению: «длинный — короткий, высокий -низкий», «узкий - широкий, толстый - тонкий». Учить учитывать величину в действии, сопоставлять предметы по величине и протяжению путём наложения и приложения.
1. Деревянный ящик с пластинами разной длины» - «Большой - маленький»
Оборудование: деревянный ящик с пластинами разной длины.
Нужно научить ребёнка располагать пластины «лесенкой» но их длине от самой маленькой до самой большой.
Сначала - по показу ребёнок выкладывает лесенку, затем - по словесной инструкции, далее - самостоятельно.
- «Деревянный ящик с маленьким красным цилиндром»
- «Деревянный ящик с большим красным цилиндром»
Оборудование: деревянный ящик с большим красным цилиндром и деревянный ящик с маленьким красным цилиндром.
Перед ребёнком 2 деревянных ящика с цилиндрами разной величины, но одинакового цвета. Ребёнок показывает сначала большой, а затем маленький цилиндры, соотносит их по величине, форме, цвету.
4. «Накладывающиеся геометрические фигуры».
«Большой - маленький»
Оборудование: 3 деревянные коробки, по 3 отделения в каждой: (1 коробка -три
набора из 10 кругов от 1см до 10 см красного, жёлтого, синего цвета; 22 коробка -
треугольники таких же цветов и величины; 3 коробка - квадраты тех же цветов и
величины).
Научить ребёнка раскладывать г/ф с учётом величины, раскладывать их по
величине от самой маленькой до самой большой, используя приём наложения и
приложения.
. «Розовая башня»
Сравнение предметов, одинакового цвета, формы, но разной величины. Оборудование: 10 деревянных кубов, покрашенных розовым цветом, разной величины: ребро самого большого куба 10 ем, ребро самого маленького куба 1 см. Учить ребёнка строить розовую башню от большого кубика к маленькому, сравнивать кубики по величине, строить сериационный ряд.
6. «Блоки цилиндров», «Цветные цилиндры»
«Толстый -тонкий», «Высокий — низкий»
Оборудование: блоки цилиндров с цилиндрами разного диаметра и высоты, 4 коробки с цилиндрами разного цвета, диаметра.
Сначала показываем ребёнку, как вынимают цилиндры из отверстий блока тремя пальцами и как вкладывают их обратно: (вынимают все цилиндры из блока слева направо по одному, вставляют также по одному). Далее ребёнок работает самостоятельно. Аналогично, проводится работа с цветными цилиндрами: (выстраивают башенки с учётом их цвета и диаметра). Обращать внимание на толщину и высоту цилиндров, ощупывать их.
7. «Коричневая лестница»
«Толстый - тонкий»
Оборудование: 10 деревянных брусков (прямоугольных призм) разной толщины темно — коричневого цвета, высота каждого бруска 20 см.
Учить ребёнка выстраивать лесенку от самой толстой призмы к самой тонкой, различать размеры призм и строить сериационный ряд.
8. «Красные штанги разной длины»
«Длинный - короткий»
Оборудование: 10 деревянных штанг разной длины, покрашенных в красный цвет от 100см до 1 см.
Учить ребёнка строить из разных штанг с учётом их размеров, от самой длинной до самой короткой, строить сериационный ряд.
Раздел №3 «Формирование представлений о форме»
Цель: Учить различать объёмную форму предметов (шар —шарик, куб - кубик, треугольная призма- крыша, параллелепипед - брусок).
Учить различать плоскостную форму предметов (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, не называя их; соотносить между собой предметы, имеющие объёмную форму и соответствующие между собой плоскостные предметы: куб-квадрат, шар - круг, треугольная призма - треугольник, брусок - прямоугольник), используя приём наложения и приложения, обследование предметов зрительно и тактильно; учить учитывать форму в окружающей предметной среде.
1. «Деревянный ящик с синим кубом»;
2. «Деревянный ящик с жёлтой треугольной призмой (крышей)
Оборудование: деревянный ящик с синим кубом и деревянный ящик с жёлтой
треугольной призмой (крышей).
Учить ребёнка находить по словесной инструкции тот или иной предмет, фигуру, различать по форме и цвету.
3. «Геометрический комод»
Оборудование: деревянный комод с 6-ю плоскими выдвижными ящиками, в каждом из которых лежат рамки - вкладыши тех или иных г/ф с кнопками для удерживания: (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, ромбы). Учить ребёнка вкладывать фигуру в соответствующий вкладыш, сравнивать г/ф по форме.
«Деревянная дощечка с тремя г/ф - вкладышами (жёлтый треугольник, синий
круг, красный квадрат).
Учить ребёнка вставлять г/ф в соответствующие выемки, соотносить г/ф но
форме.
Вывод:
. Ребёнок должен научиться количественному и порядковому счёту в пределах 5 (10); . Выполнять счётные операции: сложение, вычитание, сравнение - больше - меньше - поровну, состав чисел, «соседи» чисел не только с использованием дидактического материала, но и отвлечённо, т.е. без опоры на наглядный материал.
Ребёнок должен научиться сравнивать:
. предметы одинакового цвета и формы, но разной длины, например, «Коричневая
лестница»;
. предметы, одинаковые по форме и величине, но разные по цвету, например,
«Деревянная ёмкость с цилиндрическими вкладками 3- х цветов;
«Стойка с 3-мя стержнями, на которые нанизаны кольца красного, синего, жёлтого
цветов.»;
. предметы, одинаковые по цвету и величине, но разные но форме, например, «Стойка с синими кольцами и стойка с синими кубиками»;
. предметы, одинаковые по цвету, но разные по форме и величине, например, «Объёмные геометрические фигуры».
«Помоги ребёнку стать самостоятельным»
(Использование Монтессори - материалов и материалов, сходных с ними в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями в домашних условиях.)
Воспитывая в семье ребёнка с ограниченными возможностями, родители должны:
- Относиться к ребёнку с бесконечным терпением, с большим оптимизмом,
верой и любовью. - Терпение, организованность, выдержка, ласковая твёрдость родителей
поможет научить ребёнка общим правилам поведения. - Иметь общее представление о заболевании ребёнка, хорошо представлять
особенности болезни. - Научить ребёнка понимать себя таким, каков он есть, чтобы у него
постепенно развивалось правильное отношение к своей болезни, к своим
возможностям. - Необходима спокойная домашняя обстановка, постоянное соблюдение
режима. - Если у ребёнка болезненно выражено чувство страха, то нужно очень
осторожно знакомить его с предметами, которых он боится, помочь ему
преодолеть страх. - Понять самим и внушить ребёнку, что болезнь является лишь одной из сторон
его личности, что у него есть много качеств и достоинств, которые надо
развивать.
«...Максимальная схожесть предметов с реальными, постоянно встречающимися в
жизни вещами или формами..,» (один из принципов использования Монтессори -
материалов)
В домашних условиях продолжается коррекционная работа с детьми с
ограниченными возможностями на формирование сенсомоторной сферы ,
элементарных математических представлений.
В настоящее время приобретение Монтессори — материалов стало доступно многим
родителям, по сходство этих материалов с обычными вещами (предметами), делает
возможным использование этих вещей (предметов) в каждой семье.
1. Для развития зрительного восприятия, тренировки движения глаз в поиске предмета, в прослеживании и зрительной фиксации его, можно использовать яркую игрушку.
Вначале игрушку располагают в поле зрения, затем медленно перемещают по горизонтали, вертикали, диагонали, добиваясь от ребёнка плавного движения глаз. Затем быстро перемещают игрушку, передвигают её в разных направлениях. Далее эти же движения выполняют по словесной инструкции, например: попросить ребёнка найти глазами в комнате окно, дверь, куклу, машину и пр. Позже, для развития движений глаз использовать различные игрушки (заяц, лисёнок, медвежонок), создавая извилистый путь типа «лабиринта», где можно проследить этот путь игрушек - зверей к своему дому.
2, Упражнения в различении и назывании цветов (аналогично, форм и величин) лучше начинать в начале третьего года жизни. Чтобы научить ребёнка различать основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный) и понимать их названия, можно начать с коррекционных упражнений, игр с цветными шариками (у Монтессори- деревянные шарики), если таковых нет, можно в
домашних условиях использовать пластмассовые, « гуттаперчевые» мячики, резиновые шарики 4 -х основных цветов.
Вначале ребёнок по показу взрослого пробует катать красный шарик, затем даётся синий шарик. Далее, красные и синие шарики перемешиваются и ребёнок должен выбрать и покатать красный или синий шарик; игра повторяется до тех пор, пока ребёнок не научится выбирать из двух цветов нужный. Затем, задача усложняется: кроме шариков двух цветов даются коробки такого же цвета, ребёнок должен разложить шарики в коробки соответствующего цвета. Аналогично, выполняются упражнения с двумя другими основными цветами.
3. Для тренировки тактильных ощущений ( восприятие предметов на ощупь -стереогноз) также необходимы специальные игры -упражнения. «Чудесный мешочек», сшитый из обычной плотной ткани ( у Монтессори -это деревянные бирюльки), в который можно положить предметы /фрукты, овощи и пр./ круглой, квадратной, треугольной, овальной формы. Вначале необходимо показать каждый предмет, ребёнок должен подержать предмет в руках, если возможно, сказать, на что похож предмет, на какую геометрическую фигуру. Затем убрать предметы в мешочек и перемешать, ребёнок по словесной инструкции должен узнать на ощупь тот или иной предмет.
Использование разных по свойствам предметов (мячи, строительный материал, игрушки, одежда, предметы с ребристой поверхностью) даёт возможным различать на ощупь такие понятия: «гладкий — шершавый, гладкий - колючий, твёрдый - мягкий, холодный - тёплый и т.д.
Примерные коррекционные упражнения: «Тактильные дорожки»
Для «прямоходящих» детей и детей, передвигающихся с поддержкой, на полу расстилается плотный коврик, на который рассыпается разный материал: гладкие камушки, кусочки бумаги, можно использовать деревянную дощечку (1 половина с гладкой поверхностью, 2-я - с шершавой поверхностью). Учить ребёнка становиться босиком на шершавую (гладкую) дорожку, медленно ходить по ней, либо ходить по гладким камушкам и другому материалу.
«Выжимание губки»
Перед ребёнком на подносе две миски, одна из них с водой, поролоновая губка. Учить ребёнка захватывать губку рукой, выжимать из неё воду и перекладывать в пустую миску.
4. Формирование пространственных отношений у детей с ограниченными возможностями начинается с восприятия схемы тела:
на первом этапе ребёнка сажают к зеркалу, чтобы он посмотрел, а затем потрогал (по словесной инструкции) глаза, нос, лоб, колено, левая и правая рука, нога и другие части тела. Затем эти действия переносятся на взрослого. Далее эти же упражнения выполняются с закрытыми глазами. На следующем этапе эти упражнения проводятся на кукле, потом на картине, по рисунку. Ребёнок перед зеркалом обводит контур лица, глаз, носа, показывает левую, правую руку, ногу у себя, затем на кукле, картинке.
Для формирования понятий «левая — правая» используются геометрические объёмные фигуры: кубик, шарик. Например: в правую руку берём шарик, фиксируем внимание ребёнка на руке и шарике, в левую берём кубик, также фиксируем внимание ребёнка. Просим показать, если возможно, назвать, в какой руке находится тот или иной предмет. Затем просим закрыть глаза, или за своей спиной перекладываем предметы из одной руки в другую и показываем ребёнку, что не так?, что изменилось?
Чтобы научить ребёнка различать понятия: «на, под, около, в, за, перед, над, вверху, внизу и пр. также используем разные объёмные предметы; геометрические фигуры, игрушки. Например: совершая действия с матрёшкой, задаём вопросы: где стоит матрёшка? - на столе; под столом, около стола, над столом. Или, на столе 4 игрушки (собака, конь, корова, кошка), расставляем: вверху -кошка, внизу - собака, слева -корова, справа — конь. Фиксируем внимание ребёнка на расположении того или иного предмета. Ребёнок должен показать и назвать, где какой предмет стоит. Усложнить задачу можно, если переставить предметы, убрать один или два предмета.
Примерные коррекционные упражнения: «Переливание воды из чайника в чашку» На подносе маленький чайник, маленькая чашечка, губка.
Учить переливать воду из чайника в чашку, пользуясь поочерёдно правой и левой рукой, вытирать губкой капли разлитой воды.
«Звенящая вода»
Поднос со стаканом с водой, пустой стакан, палочка с шариком на конце.
Учить правильно постукивать по стаканам поочерёдно, сравнивая, как звенит тот
или иной стакан (громко, тихо, грустно, весело, шумит, звенит).
1. Развитие мелкой моторики (тренировка пальцев рук для последующего
владения карандашом, ручкой) сводится к использованию как Монтессори -материалов/деревянные рамки с пуговицами, шнурками, кнопками, крючками, петлями, ремнями, пряжками, бантами, булавками/, так и дидактических материалов, изготовленных по аналогии. Например: перед ребёнком рамка с кнопками.
Сначала показываем, как правильно расстегивать кнопки; начинаем с верхней кнопки, придерживая ткань около основания кнопки. После 2-3 кнопки ребёнок расстёгивает кнопки самостоятельно, затем обе половинки ткани откидываются, чтобы ребёнок видел, что все кнопки расстёгнуты. Далее показываем, как застёгивать кнопки, начинаем также сверху. После 2 -3 кнопки ребёнок повторяет движения самостоятельно. Аналогичная работа проводится с другими рамками.
Примерные коррекционные упражнения: В каждой семье есть простые русские матрёшки и пирамидки.
Деревянная русская пирамидка может иметь на стержне от 3-х до 10-ти деревянных (пластмассовых) колец, нижнее кольцо имеет самый большой диаметр, а верхнее - самый маленький.
Необходимо научить ребёнка сравнивать кольца по величине и собирать пирамидку с учётом величины колец, для этого ребёнку даются два кольца, одно большое, другое маленькое, ему нужно из 2 -х колец выбрать большое и нанизать на стержень и так до самого последнего кольца.
Русская матрёшка - кукла, состоящая из нескольких вложенных в нее таких же кукол, но меньшей величины (от 2-х до 10-ти матрёшек). Учить ребёнка раскрывать матрёшку, находить самую большую и самую маленькую матрёшки и выстраивать ряд кукол от большой к маленькой и последовательно вкладывать их обратно друг в дружку.;
Использование кувшинов, мисок, корзинок для пересыпания, переливания воды, перекладывания сыпучих материалов, орехов, шишек, камешков, и прочего материала.
Например: вначале мы показываем, как пересыпать зерно, переложить орехи и пр. из одного сосуда (корзинки) в другой одной и другой рукой поочерёдно, также можно использовать пинцет; а для удержания кувшина с зерном, показать, как нужно правильно поднять и удержать его двумя руками за ручку и под носиком, затем наклонить над пустым кувшином и медленно пересыпать зерно.
6. Формирование элементарных математических представлений в домашних
условиях продолжается через усвоение и уточнение представлений о счёте, величине:
большой - маленький, больше - меньше, короткий - длинный, короче - длиннее,
шире -уже, ниже -выше и т.д., форме.
Продолжать учить ребёнка находить предметы нужной величины, формы,
протяжённости.
Например: берут кубики, мячи, пирамидки, куклы различной величины и просят
ребёнка найти сначала большие предметы, затем - самые маленькие. Ребёнок
показывает предмет определённой величины и если возможно, говорит, какой
предмет он нашёл.
Далее учим отличать по форме предметы одной и той же величины.
Например: сравнить большой красный мяч и большой красный кубик; маленький
синий шарик и маленький синий кубик.
Затем учим находить предметы, одинаковые по величине и форме, но отличающиеся
по длине. Далее учим подбирать (группировать) предметы разной величины, формы,
протяжённости по какому -то одному заданному признаку.
Например: разложить на столе все кубики так, чтобы с одной стороны были все
большие, а с другой - маленькие. Затем усложнить: подобрать предмет, такой же,
как образец. Затем, сопоставлять предметы различной величины, формы, при этом
предметы составляются не парами, а рядами.
Например: выложить пуговицы в ряд по нарастающей или уменьшающей величине.
Можно расположить полоски разной длины, цвета, ширины по их длине. Сначала
это выполняется по показу, затем, по словесной инструкции, далее - самостоятельно.
Стараться, чтобы ребёнок сопровождал свои действия речью (сначала, что делает,
затем, что он сделал).
Например: раскладывая пуговицы по убывающей величине, ребёнок рассказывает,
что сначала он взял большую пуговицу, потом - поменьше, затем - ещё меньше, а
потом - самую маленькую.
Закреплять величину, форму предметов через лепку, рисование, аппликации
(квадрат, треугольник = домик; большие и маленькие круги = пирамидка,
прямоугольник и треугольник = лодочка и т.д.)
Обучение элементарному счёту идёт через уточнение понятия количества предметов. . Сначала закрепляются понятия «один - много»;
Используя строительный материал, карандаши, игрушки, можно закрепить понятие «один — много»:
например, для постройки дома берём много кубиков, для рисования - 1 альбом и много карандашей, 1 большую пирамидку и много маленьких и т.д.
. Через сравнение разных множеств (количества) предметов, независимо от формы и
величины.
Например: даются 2 группы предметов: 4 маленьких шарика и 2 больших шара
разного цвета. Ребёнок должен отвлечься от цвета и величины, и посчитать, сколько
шаров? Учить сравнивать не только исчисляемые количества (кубики, шарики,
мячи, пирамидки, ёлочки), но и не исчисляемые - различные сыпучие и жидкие
вещества.
Например, нужно сравнить по длине короткую широкую красную ленту и длинную
узкую синюю ленту (на цвет и ширину не обращать внимания). Можно сравнивать
количество воды, налитой в два разных по величине сосуда, заметить, что в одном
сосуде воды помещается больше, чем в другом. Значит, один сосуд больше.
Аналогично сравниваются сыпучие вещества.
. Умение уравнивать количества (множества) предметов можно:
- К меньшему количеству добавит недостающее количество предметов.
Например: чтобы уравнять группы 4 маленьких 2 больших шаров, нужно добавить 2
шара ко второй группе, тогда будет поровну.
-- Из большей группы убрать необходимое количество предметов, чтобы в ней было
столько же, сколько и в меньшей группе.
- От одного количества предметов часть перекладывается к другому. Состав чисел: (очень важно - обязательное использование дидактического материала: ёлочки, кубики, пирамидки, шарики, геометрическое лото и пр.)
а) Научить ребёнка составлять число предметов из разных групп.
Например: чтобы получить число 5, можно взять 5 раз по одному мячу, или к 4
мячам добавить 1 мяч, или к 3 мячам добавить 2 мяча.
б) Можно также закрепить состав числа через нахождение целого числа не по 2, а по
3 слагаемым.
Например: составить группу из 5 пирамидок следующим образом: к 2 пирамидкам прибавить 2 и ещё 1.
в) Наибольшую трудность для детей представляют такие задания, как определение,
сколько предметов не хватает или сколько предметов нужно добавить, чтобы
получилось заданное число.
Например: лежат 3 морковки, сколько нужно добавить морковок, чтобы получилось
5 морковок?
Подавляющее число семей имеют в наличии разнообразный строительный
материал, дети усваивают в домашних условиях не только названия элементов
строительного материала (кубик, кирпичик, крыша, пластина и т.д.), а и действия с
ним.
Например: учатся (с учётом величины) ставить маленький кубик на большой,
строить большие и маленькие, широкие и узкие «гаражи»,
строить «дорожки» различной длины, чтобы возить по ним машину,
строить мебель (стул, стол, кроватку для куклы, скамейки, ворота, лесенки, домики
с учётом величины, объёма, длины.
Вывод: Полученные знания закладывают фундамент для усвоения в дальнейшем
программного материала по математике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всем, кто наблюдал и наблюдает детей с ограниченными возможностями (т.е. детей с двигательными, сенсорными, интеллектуальными нарушениями), знакома общая характеристика их психофизического состояния, их психомоторики. За такими детьми закрепился термин «моторно- неловкий», термин, который охватывает в целом их облик — с нарушенной осанкой, отсутствием пластичности, эмоциональной выразительности, несоразмерными, плохо координированными движениями. Все, кто пытался и пытается обучить этих детей знаниям, умениям, навыкам, знают, насколько труден, длителен, а часто и безрезультатен этот процесс. В последнее время появилось множество специальной методической литературы, разнообразного красочного дидактического демонстрационного материала (в ч. Монтессори -материалы), которые в той или иной степени помогают в коррекционной работе учителей - дефектологов, облегчают обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями в домашних условиях. Только целенаправленные систематические коррекционные занятия, упражнения, игры помогут педагогам и родителям сформировать у детей более обобщённое восприятие окружающей действительности, повысить интерес к окружающему, начать осмысливать собственные действия
ЛИТЕРАТУРА
- Афанасьева Т.И., «Я люблю Монтессори». ~ М... «Карапуз», 2004
- Левченко И. Ю., Приходько О.Г., «Технология обучения и воспитания детей с нарушением опорно -двигательного аппарата», - М..., «Академа», 2001
- Смирнова Е-, «Из классического наследия». - М... «Карапуз»,2004
- Хилтунен Е., «Воспитание чувств». - М... Юнион - паблик, 2005
- Хилтунен Е., «Говорю, пишу, читаю.» - М... «Алма - принт», 2005
- Хилтунен Е., Помоги мне стать самостоятельным. - М... «Альма - принт», 2005
7. Орлова Д. « Большая книга Монтессори». - С-П...«Прайм-евродиск», 2008
8. Ипполитова М.К, Бабенкова Р.Д.,Мастюкова Е.М.«Воспитание детей с
церебральным параличом в семье.» - М ... «Просвещение»,1980
Данное методическое пособие адресуется учителям - дефектологам, студентам дефектологического факультета, родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.
В данной брошюре речь пойдёт о значении и использовании Монтессори -материалов и материалов, сходных с ними в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями, т.е. с детьми с двигательными, сенсорными, интеллектуальными нарушениями, как в условиях специализированного учреждения, так и в домашних условиях; об особенностях их психофизического развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Большой секрет для маленькой компании, или задачи шифровки и дешифровки сообщений
Урок-погружение в проектную деятельность. К сожалению, ограничения на объем загружаемых файлов не позволяет добавить видео с фрагментом фильма Затмение более лучшего качества...
Презентация к уроку литчтения "Секреты Чайного Домика"
Презентация создана для урока литературного чтения во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа" к теме "О настоящем о ненастоящем богатстве"....
Презентация к уроку литературного чтения "Секреты Чайного Домика"
Презентация подготовлена для урока литературного чтения во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Секреты Чайного Домика"...
Секреты осеннего леса. Сравнение.
Это второй урок-практикум из серии «Изобразительно-выразительные средства языка» в 5 классе. Научность и глубина излагаемого на уроке теоретического материала сочетается с увлекательной формой подачи ...
Использование Монтессори-материалов в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях для детей с множественными нарушениями в развитии
Многие дети имеющие тяжелые нарушения в развитии оказываются в ситуации социальной изоляции, или же в специальных закрытых детских учреждениях (детских домах или домах ребенка). Однако, в истории педа...
Профилактика задержки речевого развития. Использование Монтессори - материалов для профилактики задержки речевого развития.
В данной статье рассматривается актуальный вопрос: задержка речевого развития и способы ее профилактики. Приводится ряд эффективных способов, способствующих развитию слухового внимания, слуховой...
Квиз "5 секретов лета". Итоговая игра для участников образовательного проекта "Школа вожатского мастерства. 5 секретов лета"
Квиз "5 секретов лета". Итоговая игра для участников образовательного проекта "Школа вожатского мастерства. Проводится с целью отслеживание результативности обучения по программе ...