Секреты осеннего леса. Сравнение.
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Это второй урок-практикум из серии «Изобразительно-выразительные средства языка» в 5 классе. Научность и глубина излагаемого на уроке теоретического материала сочетается с увлекательной формой подачи этого материала. Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, выступает как средство создания положительного фона всего урока, является опорой для развития памяти. Презентацию к этому уроку Вы можете скачать по ссылке:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Konspekt_uroka.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Серия уроков-практикумов по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка»
(на материале темы «Лирика начала 20 века» в 5 классе)
Тематическое планирование
Номер урока | Тема |
1. | Вводный урок-концерт «Лирика начала 20 века» |
2. | К.Д. Бальмонт. Слово о поэте. Тема сказки в стихотворениях Бальмонта («Золотая рыбка», «Фейные сказки»). |
3. Пр. | Тайны зимы. Эпитет» (К.Бальмонт «Снежинка») |
4. | И.А.Бунин. Тема детства в лирике поэта. («Детство») |
5.Пр. | Секреты осеннего леса. Сравнение. (И.Бунин «Лес словно терем расписной…», К.Бальмонт «Поспевает брусника…», «Осень. Сказочный чертог…») |
6.Пр. | Летние чудеса. Метафора. (И.Бунин «Сказка») |
7. | С.Есенин. Поэтический образ Родины. |
8.Пр. | Весенняя сказка. Олицетворение. (П.Соловьева «В лесу, где березки столпились гурьбой…», С.Есенин «Черемуха») |
9. | И.Северянин. Тема защиты природы в лирике поэта («В парке плакала девочка…», «Что шепчет парк…»). |
10. | Контрольная работа по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка» |
Цели уроков:
- Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту
- Развивать познавательный опыт, художественный вкус.
- Моделировать среду для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных особенностей каждого ученика.
Знания, умения, навыки и качества:
1. Формируются базовые знания о языке художественной литературы.
2. Закрепляются практические навыки частичного анализа поэтического текста,
3.Актуализируются знания об особенностях формы и содержания лирического произведения.
4. Развивается личность школьника, его эстетический опыт, познавательная культура, логическая память.
5. Формируются речевая, лингвистическая, исследовательская компетенции
Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство, музыка.
Мультимедиа-урок №5
Тема: « Секреты осеннего леса. Сравнение»
Тип: урок-практикум
Задачи:
- Сформировать понятие о сравнении как средстве художественной выразительности, научить находить сравнение в поэтических строках.
- Развивать навыки анализа стихотворения.
- Приобщать к красоте русского пейзажа через различные виды искусства.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к поэтическому слову.
Оборудование: учебник литературы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, 5 класс, часть 2; раздаточный материал (тексты стихотворений И.Бунина), мультимедиа проектор, компьютер с установленной программой Microsoft Office, акустическая система.
План урока.
- Актуализация жизненных впечатлений. Создание положительной мотивации.
Повторение изученного Литература и другие виды искусства
- Объяснение нового материала. Работа над опорным конспектом.
Частичный анализ стихотворения И.Бунина
- Практикум. Закрепление изученного. Игра «Осенние дары»
- Творческая мастерская.
- Подведение итогов урока.
Конспект урока.
- Актуализация жизненных впечатлений. Создание положительной мотивации.
Слайд 2
- Вот и наступила осень. Все чаще хмурится небо, холоднее ночи, идут затяжные моросящие дожди. А порывистый ветер покрывает поляны и лесные просеки пестрым ковром сорванных листьев. Да, жаль расставаться с теплыми солнечными днями. Мы сидим у окна, залитого каплями дождя, и совсем не хочется выходить на улицу.
Слайд 3
- Музыка.
Вы слушаете музыку уже известного вам композитора П.И.Чайковского из цикла «Времена года. Октябрь». Какое настроение она у вас вызывает?
- Музыка осени печальная. Улетают птицы, опадает листва. Природа плачет, прощаясь с летом. И все же задумчивая мелодия осени очаровывает нас своей грустной красотой.
- Созвучно ли музыке П. И. Чайковского стихотворение уже известного вам поэта К.Д.Бальмонта? (анимация по щелчку). Читает ученик.
ОСЕНЬ
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
- Какое настроение звучит в этом стихотворении? (Учащиеся делятся своими чувствами)
- С помощью каких слов это настроение создается?
-Стали дни холоднее, стало грустнее, реже смеется, осень…заплачет спросонья.
- Созвучно ли оно музыке Чайковского?
Слайд 4
- В нашей картинной галерее сегодня одно полотно – Исаака Левитана «Золотая осень» Что на ней изображено?
- Левитан изобразил неширокую речушку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.
- Слева – берёзовая роща, справа – лишь отдельные деревья, вдали – осенний лес. Небо синее, ясное, покрытое легкими облаками.
- Какие чувства вызывает эта картина?
- Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.
- Да, осень может быть и другой, искусной чародейкой с богатой палитрой красок. Такого разнообразия и буйства цвета нет ни у одного времени года. Всё завораживает, пленит, очаровывает. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Молодые берёзки - в золотых одеждах, кое – где краснеют листья осени. Очень хочется побродить по дорожкам, подышать осенним воздухом. Испытываешь необъяснимое счастье и лёгкую грусть.
- Сделаем вывод:
- Что объединяет все виды искусства?
- Любовь к родной природе, тихое любование её прелестями.
- Чем поэзия отличается от других видов искусства?
- Музыкант выражает свое настроение с помощью звуков. Художник – с помощью красок, а поэт, как кисточкой, рисует – словом, а мы разгадываем их секреты.
- Действительно, в отличие от других видов искусства, в литературном произведении поэт может, используя красоту и силу поэтического слова, выразить самые яркие чувства и переживания от увиденного, описать словесно всё очарование русской природы.
II. Повторение изученного.
Слайд 5
- На прошлом уроке мы знакомились с творчеством замечательного поэта начала 20 века И.А.Бунина. Давайте послушаем еще одно его стихотворение.
- Чтение стихотворения И. Бунина подготовленным учеником.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...
- Какое настроение звучит в этом стихотворении?
- Какую картину вы представляете?
- Учащиеся делятся впечатлениями.
Примерные ответы:
- Бунин пишет об осенней природе так, что мы, слушая его стихотворение, ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную ее красоту
- Тихо, тихо ходит осень по лесу, осыпая всё вокруг. Кружатся в воздухе листья, шуршат под ногами. Деревья шумят пурпуром и позолотой. Это напоминает последний бал перед долгой зимой. Поэтому немного грустно.
- Яркое голубое небо напоминает об уходящем лете и согревает оставшимся теплом.
Слайд 6
- Попытаемся понять, какими художественными средствами И. Бунин создает образ осени (повторяем понятие «образ – картина жизни, проникнутая чувствами и мыслями писателя.
- Выпишите прилагательные, с помощью которых показал яркую красоту осенней природы.
- Проверка.
- Здесь много прилагательных: расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной, желтою, пестрый терем.
- Какие из этих прилагательных - эпитеты? Подчеркните их.
- Повторяем материал прошлого урока: что такое эпитет.
- Вспомните определение эпитета.
- Слова какой части речи могут быть эпитетами?
- Всякое ли прилагательное – эпитет?
- Проверка.
- Какова роль цветовых прилагательных? Эпитетов?
- Цветовые прилагательные дают возможность увидеть, что осень уже провела своей волшебной кистью по деревьям и разбросала пятна краски, словно на палитре.
- Эпитет помогает почувствовать настроение поэта.
- Это верно. Но не только они. Сегодня мы разгадаем секреты сравнения, а поможет нам …осенний лес.
Слайд 7
- Запись темы урока: «Секреты осеннего леса. Сравнение»
III. Объяснение нового материала. Работа над опорным конспектом.
Слайд 8
- Составление опорного конспекта.
1) Секрет первый мы откроем, если внимательно вдумаемся в термин – «сравнение». Что он означает?
- Сравнение – от слова сравнивать, сопоставлять.
Слайд 9
Вчитаемся в стихотворение и узнаем, что с чем сравнивает поэт.
- Учитель руководит исследовательской деятельностью учащихся: слабом классе – направляет, руководит, в сильном – учащиеся проделывают работу самостоятельно. В процессе поиска или при проверке акцентируется внимание на следующих терминах: предмет сравнения, объект сравнения, способ выражения. Делаются записи в тетради:
Лес - словно терем расписной
- стоит стеной
Елочки – как вышки
Просветы в небо – что оконца
Осень – вдовой вступает
Слайд 10
Секрет первый: сравнение – это сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного с помощью другого.
Слайд 11
2) Открываем секрет 2.
- Проанализируем выписанные сравнения (учитель читает их). На какие две группы можно разделить сравнения по способу выражения? (существительные с союзом и существительные в творительном падеже)
Слайд 12
- Запишите секрет 2:
Чаще всего сравнение выражается существительным с союзом как, словно, будто, точно, как будто, что = будто, а также существительным в творительном падеже.
Слайд 13
3) А секрет 3 мы разгадаем, если подумаем, какую роль играют сравнения в стихотворении?
- Сравнение с теремом помогает понять восхищение поэта, ведь терем – это верхний жилой ярус хором (древнерусских больших жилых домов), сооружавшийся над сенями.
- А какова роль сравнения осени с вдовой?
- Оно делает концовку стихотворения немного грустной, ведь природа умирает до весны, чтобы потом возродиться вновь.
- Сформулируйте вывод.
- Сравнение помогает понять чувства автора, его настроение. (Запись в опорный конспект.)
- Чтение конспекта. Формулировка определения.
Слайд 14
СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность.
Вывод:
- Таким образом, с помощью различных выразительных средств И. Бунин изобразил осенний лес, утопающий в разноцветном убранстве, во всей красе. Мы чувствуем его душистый аромат. Мы ощущаем радость, с одной стороны, и еще - грусть, с другой стороны.
Слайд 15
- Физкультминутка
Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер - полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.
- Практикум. Закрепление изученного
Слайд 16
Игра «Осенние дары»
Цель: формировать умение находить сравнение в поэтических строчках, понимать его смысл.
Слайд 17
- Еще одно имя, которое мы недавно с вами открыли, – К.Д.Бальмонт. Послушайте произведение этого поэта, где он изобразил красоту осени.
- Чтение стихотворения.
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
- Сказочный чертог изобразил поэт в своем стихотворении. Для выразительности художественного образа он использует сравнения.
Слайд 18-20
Задание: найти сравнения в стихотворных строках, записать в тетради.
- Самостоятельная работа.
- Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой. - Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной - Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Слайд 21-23
- Проверка. Кто собрал больше всех осенних даров?
- В чем смысл сравнений поэта?
V. Творческая мастерская.
Слайд 24
Соревнование с поэтом.
Слайд 25
У поэта С.Орлова есть такие строки:
За окном ветерок веселится,
То подпрыгнет, то притаится,
И листочки бегут по дорожке,
Словно…
- Завершите строку, используя сравнение.
- Учащиеся читают свои варианты
- Сравниваем с вариантом поэта: «словно желтые мышки от кошки»
- Обсуждаем варианты, приходим к выводу о сложности труда поэта
- Подведение итогов урока.
Слайд 26
- Н. Сладков писал:
«Тем хорош лес, что, сколько в него ни ходи, сколько ни смотри и ни слушай, а все увидишь невиданное и услышишь неслыханное»
- Как вы понимаете эти слова?
- Да, лес - источник загадок и тайн, но они открываются только зоркому глазу и чуткому сердцу.
Сегодня вы были именно такими, такими оставайтесь и дальше, и тогда вам откроется все богатство русской природы, которое вы сможете выразить с помощью слов.
Слайд 27
- Рефлексия
Среди множества чувств, которые вы испытали на уроке, выберите одно, наиболее значимое для вас. Поднимите красные карточки те, кто испытал восторг, кому интересно было открывать тайны?
- Молодцы! Красный – цвет энергии и активности.
Поднимите зеленые карточки те, кто был спокоен и не испытал особых эмоций?
- Хорошо! Но не забывайте, что эмоции необходимы в жизни, постарайтесь испытать их в чем-то другом.
- Поднимите коричневые карточки те, кому было некомфортно, кто не очень доволен своей работой?
- Я рада, что урок вам понравился! Желаю успехов в открытии новых тайн!
Слайд 28
Домашнее задание (на выбор)
- выучить наизусть стихотворение К. Бальмонта или И.Бунина.
- написать сочинение - миниатюру на тему: «Осенний лес», используя сравнения
- Сочинить стихотворение об осени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Секреты осеннего леса (интегрированный урок)
Интегрированный урок (биология+ изобразительное искусство)...
сценарий осеннего праздника "Кружева осеннего леса"
с ценарий общешкольного осеннего праздника для учахихся школы....
Конспект осеннего утренника "В осеннем лесу"
Сценарий осеннего утренника, проведённого во 2 младшей группе детского сада.Участники: ведущий, Белочка...
Приключения Стёпки-Растрёпки в осеннем лесу (праздник осени)
Приключения Стёпки-Растрёпки в осеннем лесу...
Приключения Стёпки-Растрёпки в осеннем лесу (праздник осени)
Приключения Стёпки-Растрёпки в осеннем лесу...
Ёжик в осеннем лесу. Сценарий осеннего утренника в Яслях.
Ежик в осеннем лесу (ясли)Ведущая: Ребята, надевайте сапожки, пойдем гулять по осеннему лесу. Сапожки (Ясельки №21)Ведущая: Ветер дует-задувает, листья с дерева срывает. (Разбрасывает листья на пол) А...
Сценарий осеннего праздника " Приключения в осеннем лесу" для детей старшей группы
Предлагаю вашему вниманию интересный и веселый праздник, который позволит раскрыть творческие и музыкальные способности детям старшего возраста....