Сборник текстов для обследования состояния письма учащихся начальных классов.
методическая разработка по теме
В 1-м классе формирование навыка письма только начинается. Поэтому методика включает задания, позволяющие судить о трудностях формирования и их возможных причинах. Количество предложенных заданий и их последовательность составлены с учетом особенностей работоспособности детей данного возраста. В индивидуальных случаях для более четкого представления характера трудностей количество заданий может быть увеличено (дополнительно можно предложить диктант букв, слогов, слов, списывание букв и слов и т.д.). Во время обследования учитель должен диктовать в том темпе, который удобен ученику, повторять столько раз, сколько необходимо, четко формулировать задания. Предложения для списывания и сюжетные картинки следует предлагать ученику после инструктажа (что и как делать).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_tekstov_dlya_obsledovaniya_sostoyaniya_pisma_uchashchihsya_nachalnyh_klassov.docx | 38.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Сборник текстов для обследования состояния письма учащихся начальных классов.
В 1-м классе формирование навыка письма только начинается. Поэтому методика включает задания, позволяющие судить о трудностях формирования и их возможных причинах. Количество предложенных заданий и их последовательность составлены с учетом особенностей работоспособности детей данного возраста. В индивидуальных случаях для более четкого представления характера трудностей количество заданий может быть увеличено (дополнительно можно предложить диктант букв, слогов, слов, списывание букв и слов и т.д.). Во время обследования учитель должен диктовать в том темпе, который удобен ученику, повторять столько раз, сколько необходимо, четко формулировать задания. Предложения для списывания и сюжетные картинки следует предлагать ученику после инструктажа (что и как делать).
ЗАДАНИЕ 1. Диктант текста (4 предложения). Каждое предложение диктуется отдельно.
У Юли жил хомяк. Звали его Пушок. Щеки у хомяка были толстые. Юля часто кормила Пушка.
Инструкция. Внимательно послушай, запомни и напиши предложение. Пиши в том темпе, в котором тебе удобно.
ЗАДАНИЕ 2. Списывание предложений.
а) с печатного текста («Небо затянули тяжёлые осенние тучи»);
б) с письменного текста («На деревьях скоро появятся листочки»).
Инструкция. Перепиши два предложения в тетрадь (на листок) и проверь правильность написания.
ЗАДАНИЕ 3. Самостоятельное подписывание двух сюжетных картинок (по 1 предложению).
Инструкция. К каждой картинке придумай одно предложение и запиши его в тетрадь (на листок), проверь правильность написания.
Для проведения обследования учащихся можно использовать специальный бланк (см. Приложение, Бланк № 1).
Характер нарушений почерка позволяет выявить как специфические, так и неспецифические причины трудностей формирования навыка письма.
Отдельно оцениваются нарушения почерка по следующим критериям:
Тремор (дрожание руки): 1 балл – нет тремора; 2 балла – тремор появляется к концу работы; 3 балла – выраженный тремор по всей работе.
Границы письма: 1 балл – нет нарушений; 2 балла – «нестабильное» нарушение границ 1–2 раза; 3 балла – несоблюдение поля рабочего листа (либо пересекает границы, либо сильно не дописывает).
Нестабильность конфигурации букв: 1 балл – нет нарушений; 2 балла – непостоянные нарушения написания элементов букв; 3 балла – устойчивая нестабильность конфигурации букв, нет четкости и правильности написания элементов.
Нестабильность высоты и ширины букв: 1 балл – нет нарушений; 2 балла – наблюдается нестабильность к концу работы; 3 балла – выраженная нестабильность высоты и ширины букв.
В итоге подсчитывается суммарный балл нарушений почерка: 4 балла – минимум (почерк формируется без нарушений); 12 баллов – максимум (выраженные нарушения почерка). При оценке почерка важно понять, насколько стабильны те или иные нарушения, как часто проявляются. Оценка 8 баллов и более свидетельствует о трудностях формирования графического навыка письма.
Для выявления нарушений почерка учащихся 1-х классов можно использовать дополнительные задания (См. Приложение, Бланк № 2).
Навык письма предполагает качественную оценку, для чего все ошибки классифицируются по типу нарушений. Выделяют следующие типы ошибок:
1. Ошибки звуко-буквенного анализа (перестановки, пропуски, вставки, недописывания, контаминации).
2. Ошибки смешения букв по акустико-артикуляционному сходству (глухие – звонкие, свистящие – шипящие, соноры, аффрикаты и др.).
3. Ошибки конфигурации букв (написание лишних или недописывание нужных элементов, неправильное пространственное расположение элементов, зеркальное письмо).
4. Ошибки обозначения мягкости (гласными второго ряда, буквой ь).
5. Персеверации (многократное повторение отдельных элементов) или антиципации (преждевременное совершение действия).
6. Пропуск слова или предлога.
7. Ошибки отграничения речевых единиц (слитное написание слов, раздельное написание одного слова, неправильный перенос слова, пропуск запятой или точки, ненаписание заглавной буквы, написание каждого предложения с новой строки).
8. Аграмматизмы (нарушения словообразования, согласования, управления, употребления предлогов).
9. Орфографические ошибки.
В итоге подсчитываются сумма ошибок по каждому типу нарушений и итоговая сумма ошибок. Таким образом, выделяются доминирующие типы ошибок учащегося.
Знание типичных ошибок письма позволит учителю сделать предположение о возможных причинах их возникновения (см. Табл. 1), что необходимо для грамотного построения дальнейшей коррекционной работы.
Таблица 1
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПИСЬМА И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ
Виды ошибок при письме | Возможные причины ошибок при письме |
Ошибки правильного написания букв | Недостаточная сформированность зрительной памяти и/или зрительно-пространственного восприятия, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения |
Неправильная траектория движений при выполнении графического элемента | Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и/или зрительно-моторных координаций, зрительной памяти, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения |
Ошибки в пространственном расположении элементов (в – д) или количественном соотношении элементов (и – ш), зеркальное письмо | Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и/или зрительной памяти, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения, несформированность организации деятельности, утомление |
«Не видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы | Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и/или зрительной памяти, форсирование темпа обучения, сильное функциональное напряжение, трудность концентрации внимания |
Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые разнонаклонные буквы, тремор) | Недостаточная сформированность моторных функций, нарушение зрительно-моторных координаций, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения, выраженное функциональное напряжение и утомление |
Сильный нажим, тремор | Недостаточная сформированность моторных функций, нарушение координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки), нарушение координации движений в связи с сильным утомлением |
Пропуски, вставки, перестановки букв, недописывания слов | Несформированность звуко-буквенного анализа, нарушения внимания, оперативной памяти, контроля деятельности, неадекватный темп работы |
Персеверации | Несформированность планирования, регуляции и контроля деятельности |
Редуцированное написание (как слышит) | Несформированность планирования и контроля деятельности, неумение совмещать графическую и смысловую части письма, неадекватный темп деятельности |
Слитное написание слов или раздельное написание одного слова, неправильный перенос слова | Нарушение звуко-слоговой структуры слова, неумение выделять речевые единицы, незнание правил орфографии, несформированность планирования, регуляции и контроля деятельности, неадекватный темп деятельности |
Пропуск запятых, точек, ненаписание заглавной буквы | Незнание правил орфографии и синтаксиса, нарушение внимания, контроля деятельности, неумение совмещать графическую и смысловую части письма |
Ошибки согласования и управления слов | Проявление общего недоразвития речи, нарушение внимания, трудности слухо-речевой памяти |
Орфографические ошибки | Незнание правил орфографии, нарушение распределения внимания между графической и смысловой сторонами письма, неумение выделять «ошибкоопасные» места, неадекватный темп работы |
Несоблюдение границ строки при письме | Неумение работать в строке, незнание слоговой структуры слов, несформированность пространственных (метрических) представлений, повышенная утомляемость |
Нарушения словообразования | Проявление общего недоразвития речи (незнание морфологических правил, низкий лексический запас) |
Неправильное употребление слов, предлогов | Проявление общего недоразвития речи (низкий лексический запас, трудности обозначения пространственных отношений) |
Искажение смысла сюжета | Трудности установления причинно-следственных связей, трудности перцептивного внимания, несформированность планирования и контроля деятельности |
Несвязное изложение сюжета | Проявление общего недоразвития речи, трудности планирования, регуляции и контроля речевой деятельности |
Результаты обследования учащихся заносятся в специальный итоговый протокол оценки навыка письма (см. Приложение, Бланк № 3).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Бланк № 1
Задания для оценки навыка письма учащегося 1-го класса*
Фамилия, имя ______________________________________________ Класс ____________
Задание 1. Диктант.
Задание 2. Списывание двух предложений. 1-й класс.
Небо затянули тяжёлые осенние тучи. На деревьях скоро появятся листочки. |
Задание 3. Самостоятельно подписать 2 картинки (составить по 1 предложению).
Бланк № 2
Задания для оценки почерка учащегося 1-го класса*
Фамилия и имя _____________________________________________ Класс ____________
Задание 1. Списывание слов с рукописного текста.
Сова, вода, будка, топор, круги, Ника, Лиля, щит |
Задание 2. Списывание двух предложений с рукописного текста.
Зимы ждала, ждала природа. Нам надо было идти домой через дубраву. |
Задание 3. Списывание слов с печатного текста.
сосна, книга, птица, туча, чаща, жизнь, сушить |
Задание 4. Списывание двух предложений с печатного текста.
На улице и во дворе много снега. Рита варила кашу. |
Бланк № 3
Протокол оценки навыка письма учащегося 1-го класса
Фамилия, имя _______________________________________________________________
Дата исследования ______________________ Класс _________________
Дата рождения _________________________ Возраст _______________
Виды ошибок | Задания | ИТОГ | |||
1 | 2 | 3 | |||
Ошибки звуко-буквенного анализа | Перестановки |
|
|
|
|
Пропуски |
|
|
| ||
Вставки |
|
|
| ||
Недописывания |
|
|
| ||
Контаминации |
|
|
| ||
Смешение букв по акустико-артикуляционному сходству | Глухие – звонкие |
|
|
|
|
Свистящие – шипящие |
|
|
| ||
Лабиализованные |
|
|
| ||
Соноры |
|
|
| ||
Аффрикаты |
|
|
| ||
Ошибки конфигурации букв | Разное количество элементов |
|
|
|
|
Пространственное расположение элементов |
|
|
| ||
Зеркальное письмо |
|
|
| ||
Обозначение мягкости | Гласными 2 ряда |
|
|
|
|
Буквой ь |
|
|
| ||
Персеверации/антиципации |
|
|
|
| |
Пропуск слова/предлога |
|
|
|
| |
Отграничение речевых единиц | Слитное написание слов |
|
|
|
|
Раздельное написание слова |
|
|
| ||
Неправильный перенос слова |
|
|
| ||
Пропуск точки |
|
|
| ||
Нет заглавной буквы |
|
|
| ||
Каждое предложение с новой строки |
|
|
| ||
Аграмматизмы. Нарушения | Словообразования |
|
|
|
|
Согласования |
|
|
| ||
Управления |
|
|
| ||
Употребления предлогов |
|
|
| ||
Орфографические ошибки |
|
|
|
|
|
Нарушения почерка | Тремор |
|
|
|
|
Нарушения конфигурации букв |
|
|
| ||
Нестабильная высота и ширина букв |
|
|
| ||
Границы письма |
|
|
| ||
Общий итог |
Заключение: ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Выполнила: Брезгина К 541гр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика письма у учащихся начальных классов.
Задания для проведения обследования уровня сформированности письма у учащихся начальных классов....
Консультация для родителей и педагогов:"Коррекция недостатков письма и чтения у учащихся начальных классов с использованием информационных технологий"
Предлагается презентация и технологическая карта для проведения консультации для родителей и педагогов с использованием средств информационно-коммуникационных технологий и образовательных электронных ...
Методическая разработка "Сборник текстов по немецкому языку для учащихся 7-9 классов"
Данная методическая разработка, предназначенная для учащихся 7-9 классов, представляет собой сборник текстов средней тяжести. Сборник содержит 7 текстов, которые восходят к оригинальным немецким источ...
Сборник текстов по немецкому языку для учащихся 9-11 классов
Данное методическое пособие предназначено для учащихся 9-11 классов и составлено в соответствии с учебной программой по изучению немецкого языка как второго иностранного языка в общеобразовательном уч...
Сборник текстов контрольных работ по письму и развитию речи для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
СБОРНИК ТЕКСТОВ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)ШКОЛЫ VIII ВИДА...
«СБОРНИК ТЕКСТОВ КОНТРОЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА»
Сборник текстов контрольных диктантов для 5-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида подготовлен в соответствии с действующей программой ...