Групповое логопедическое занятие
план-конспект урока по теме

Репина Анна Ивановна

 

Конспект группового логопедического занятия, целью которого является знакомство с буквой Щ, звуком [Щ']. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_gruppovogo_zanyatiya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Групповое занятие

«Звук и буква Щщ»

Цели:

Коррекционные:

Уточнить артикуляцию звука [щ], ориентиры для письма.

Развитие дыхания и просодии, фонематического слуха и восприятия, звуко-слогового анализа слов.

Закрепление правописания правила ЩА-ЩУ, развитие функции словоизменения.

Развитие мелкой моторики.

Развитие связной речи.

Развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления.

Воспитательные:

Воспитание навыка внимательного и уважительного слушания своих товарищей.

Формирование навыка самоконтроля.

I. Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация.

II. Сообщение темы занятия.

Отгадайте загадку. 

– Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец? (Емеля) (вывешивается картинка)

–Знаком ли вам этот сказочный герой?

– Из какой он сказки?
– Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?

– Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду? Какие волшебные слова сказала Щука Емеле?

– Попросим и мы щуку исполнить наше желание. По щучьему велению, по нашему хотению! Пусть познакомит она нас с новым звуком и буквой. Вы уже догадались, с каким? Если нет, то произнесите слово щука, выделяя каждый звук. [Щ]-[У]-[К]-[А].

– С какого звука начинается слова щука? (Со звука [щ]).

– Тема нашего занятия «Звук [щ]. Буква Щщ».

III. Артикуляционная и акустическая характеристика звука[щ].

1. Характеристика звука

Посмотрите на картинку. (Показ картинки-символа «Щётка»).

Щётка чистим вещи: Щ-Щ-Щ.

Итак, звук [щ] – губы… (рупором), кончик языка… (прижат к нижним зубам), выдыхаемый воздух… (тёплый). Смотрим правильность выполнения движений в зеркало.

– Давайте дадим характеристику звука Щ.

– Выложите букву Щ из палочек.

На что похожа буква Щ?

2. Развитие фонематического восприятия

Сейчас щука проверит, как вы внимательно умеете слушать. Я буду произносить слова, а вы хлопните тогда, когда услышите в слове звук Щ:

щи, чулок,  щенок, цирк, плащ ,ищу, шапка, часы, лещ. (Выделяем позицию звука в слове, рот закрыт экраном)

IV. Связь с буквой.

– По щучьему велению, по моему хотению, покажи нам щука, как правильно пишется печатная буква Щ.

V. Чтение слоговой таблицы.

– Найдите на листе задание 2. Давайте прочитаем слоги с буквой Щ. По щучьему велению, по моему хотению прочитайте все слоги правильно, без ошибок! (Читаем по цепочке.)

– Хором прочитаем все слоги!

VI. Физминутка.

– Давайте отдохнём, и снова поможет нам в этом щука.

VII . Звуко-буквенный анализ слов.

– По щучьему велению, по нашему хотению!

Делаем схему слова лещи, внимание на экран.

Делаем схему слова овощи, внимание на экран.

VIII. Развитие просодии.

(На доску прикрепить  . ? !) А теперь скороговорка про щуку.

– Внимательно послушайте скороговорку :«Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу».

– Что я сказала? Что поставим в конце предложения?

– А теперь давайте произнесём эту скороговорку с вопросительной интонацией:  Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу?

– Какой знак мы поставим в конце этого предложения? Вопросительный знак, так как предложение содержит вопрос.

– А теперь давайте произнесём эту скороговорку с чувством радости:  Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу!

– Какой знак мы поставим в конце этого предложения? Восклицательный знак, так как в предложении передается чувство радости.

IX. Развитие связанной речи.

– Ребята, нам щука приготовила сюрприз, по щучьему велению, по моему хотению покажи нам щука мультфильм про щенка (просмотр м/ф).

– А теперь давайте по картинкам перескажем содержание мультфильма.

X. Физминутка – направленная на расширение словарного запаса,  

с помощью суффикса -ищ.

– Давайте отдохнём, повторяйте слова и движения за мной.

XI. Работа в тетради + орфограмма ща, щу.

– По щучьему велению, по моему хотенью, возьмите лист, сядьте ровно и  внимательно посмотрите и послушайте, как правильно написать заглавную письменную букву Щ.

(Правила посадки.) (На доске наклонные линии, объяснение.) 

Молодцы! А сейчас Щука приготовила для вас игру: я вам буду показывать картинки, а вы должны будете записать первую букву каждого слова. (получаются слова: роща, тащу). Какое слово у вас получилось? Что в нем особенного? (Ща пиши с гласной А! Щу пиши с гласной У!)

Таблички на доске: «Ща пиши с а! Щу пиши с у!»

XII. Домашнее задание.

– Дома вам надо отработать чтение слогов, повторить новые правила. Щука приготовила вам сюрприз за хорошую работу – это лист-раскраска: раскрасьте букву Щ.

XIII. Рефлексия.

Кто к нам приходил в гости на занятие?

С каким звуком мы сегодня работали? Какой буквой на письме обозначаем звук [щ]?

 Красную рыбку в ведро положит тот ученик, который усвоил произношение звука [щ], запомнил написание буквы Щ, на письме не будет путать написание буквы Щ с другими, а желтую рыбку положит тот ученик, которому еще надо поработать со звуком [щ] и с буквой Щ.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида

В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...

Групповое логопедическое занятие по теме: "Родственные слова. Употребление родственных слов в речи"

Методическая разработка группового логопедического занятия с учащимися 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Групповые логопедические занятия в структуре комплексной нейрореабилитации больных с афазией

Основной целью восстановительного обучения больных с афазией является восстановление коммуникативной функции речи, социальная  реадаптация пациента. Нарушение коммуникативных возможностей при афа...

Групповое логопедическое занятие "Зима. Приметы зимы".

Занятие, направленное на закрепление  знаний о приметах зимы с использованием пиктограмм и мнемотехники для детей с тяжёлой умственной отсталостью....

Групповое логопедическое занятие с 1 классом "Звук и буква А. Игрушки".

Цель: Закрепление графического образа буквы А.Задачи: Коррекционно-образовательные:развитие звукового анализа слов;расширять и активизировать активный словарь по теме «Игрушки»;закрепление н...

Конспект группового логопедического занятия по теме "Дифференциация Т-Д"

Материал содержит конспект группового логопидического занятия с учащимися первых классов по теме "Дифференциация Т-Д" и презентацию к данному занятию...

Конспект открытого группового логопедического занятия в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Конспект занятия в 6 классе "Практическое употребление в речи имён прилагательных"Лексическая тема "Природа зимой"...