аттестационная работа по формированию конструктивного поведения несовершеннолетних в проблемных ситуациях
методическая разработка на тему

 Гостюнина-Калятьева Галина Павловна

Сейчас многим педагогам приходиться   сталкиваться с проблемами в воспитании трудных подростков:вредные привычки,недопонимание в семьях,тяжёлая жизненная ситуация,конфликты в семьях.В центре ,где я работаю воспитываются дети ,испорченные условиями, в которых они воспитывались.Чаще всего такие дети уже не хотят жить по правилам:они не хотят учиться,не хотят конструктивно вести сея в обществе ,обвиняют всех в своих бедах ,часто мстят за свою испорченную жизнь.Думаю ,что моя работа поможет педагогам справиться с проблемами в воспитании трудных подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalyateva_-_attestaciya-15-01-2009.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО  ОБСЛУЖИВАНИЯ

“СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ   ЦЕНТР  ДЛЯ  НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

“ВОЗВРАЩЕНИЕ”

АТТЕСТАЦИОННАЯ  РАБОТА

на     I        КВАЛИФИКАЦИОННУЮ    КАТЕГОРИЮ

«Формирование навыков конструктивного поведения в проблемных ситуациях

у несовершеннолетних 7  - 12 лет в условиях отделения круглосуточного пребывания»

Программа

«ПРОСТЫЕ  ИСТИНЫ»

Выполнила:

воспитатель  

2 квалификационной категории

Калятьева Галина Павловна

Саратов, 2009

СОДЕРЖАНИЕ                                                                          

Введение………………………………………………..................................

3

стр.

Глава 1.

Обоснование актуальности решения задач

формирования навыков конструктивного поведения

в проблемных ситуациях .........................................................

4

стр.

Глава 2.

Формирование навыков конструктивного поведения в проблемных ситуациях у несовершеннолетних 7 – 12 лет

5

стр.

Программа «Простые истины».  

Глава 3.

Опыт реализации программы по формированию основ конструктивного поведения в проблемных ситуациях у несовершеннолетних 7 – 12 лет ..............................................

7

стр.

Глава 4.

Мониторинг результатов ........................................................

9

стр.

Заключение ....................................................................................................

11

стр.

Список литературы ......................................................................................

12

стр.

Приложение ...................................................................................................

13

стр.

Введение.

Произошедшие в современном российском обществе процессы: смена идеологии и системы ценностей, удорожание жизни, нестабильность правовых и моральных норм, криминализация – болезненно сказались на подрастающем поколении, что проявилось  в утрате социальных связей с семьей, школой, отчуждением от труда, резком ухудшении нервно-психического здоровья.

В отделение круглосуточного пребывания ГУ СО СРЦН «Возвращение» поступают дети и подростки 5-15 лет, длительное время подвергавшиеся воздействию неблагоприятных факторов социального неблагополучия. Чаще всего это дети из неполных и многодетных семей с низким экономическим потенциалом, родители которых не имеют возможности уделять должное внимание воспитанию в силу ненормированной занятости или алкогольной зависимости.

Многолетний опыт работы специалистов отделения с данной категорией несовершеннолетних показал, что одной из наиболее острых проблем детей и подростков является проблема  социально – педагогической запущенности, отсутствие познавательных интересов, творческого воображения и стремления к позитивной самореализации.

Следствием этого становится неуспеваемость ребят в школе, низкий уровень активности в социальном взаимодействии, отсутствие позитивных жизненных перспектив. Дети  часто конфликтуют между собой по разным причинам, не умеют наладить отношения со сверстниками и взрослыми, успешно адаптироваться в новом коллективе.

Поведение несовершеннолетних, проходящих социальную реабилитацию в группе круглосуточного пребывания отличается рядом особенностей  таких как:

недостаточность жизненного опыта и низкий уровень самокритики;

отсутствие внутренней оценки жизненных обстоятельств;

повышенная эмоциональная возбудимость;

импульсивность, двигательная и речевая несдержанность;

обостренное стремление к независимости и негативизм;

Эти особенности создают значительные трудности в отношении со сверстниками и взрослыми. Это:

конфликты со сверстниками из-за причиненного ущерба;

обиды из-за несогласия с замечаниями взрослых, с их требованиями;

ситуации, когда просьба несовершеннолетнего встречает отказ, становится требованием, а просящий чувствует себя расстроенным и ведет себя деструктивно;

оспаривание лидирующего положения, признания популярности, которое часто ведет к конфликтам между детьми, вырастают взаимные обиды, основанные на ущемлении амбиций  конфликтующих.

Пристальное внимание современного общества в защите прав и интересов несовершеннолетних дает свои положительные результаты. Как показывает опрос несовершеннолетних, поступающих в стационарные отделения Центра, дети и подростки достаточно хорошо осведомлены о своих социальных правах. К сожалению, это не распространяется на знание и выполнение своих обязанностей и ответственности по отношению к себе и другим членам общества.

Помочь детям понять, постичь простые истины: что можно, и что нельзя делать по отношению к себе и другим людям, сформировать основы конструктивного поведения  в проблемных ситуациях - важная воспитательная задача.

Для ее решения мною разработана программа «Простые истины» (Приложение 1).

Глава 1. Обоснование актуальности решения задач формирования навыков конструктивного поведения в проблемных ситуациях.

В младшем школьном и младшем подростковом возрасте важное место занимают деловые взаимоотношения, или, как их называл А.С. Макаренко, отношения ответственной зависимости. Они  возникают в процессе осуществления общих целей  коллектива. Деловые отношения по-разному влияют на формирование коллектива и личности. Если отношения в группе основаны на взаимной симпатии и поэтому  эмоционально привлекательны для детей, то и деловое общение становится эмоционально привлекательным.

Формирование основ конструктивного поведения у несовершеннолетних  является важной задачей воспитателя, при их сформированности конфликты между детьми, детьми и взрослыми маловероятны:

нейтрализуются случаи «изолированности» или, наоборот;

чрезмерной популярности члена группы;

обеспечивается активная творческая позиция каждому ребенку и равноправное положение всех детей в коллективе;

дети вместе действуют во имя желаемой для них цели;

они обсуждают волнующие вопросы с осознанием ответственности за принимаемое решение.

Формирование основ конструктивного поведения позволяет воспитанникам наладить отношения с детьми и взрослыми, найти свое место в новом коллективе.

Формирование у детей основ конструктивного поведения в проблемных ситуациях – это процесс, построенный на  взаимосвязи знания, чувства и поведения. Необходимо помочь детям понять, постичь, что можно и что нельзя делать по отношению к себе и другим людям.

С целью формирования основ конструктивного поведения в проблемных ситуациях у несовершеннолетних мною была разработана и апробирована  программа «Простые истины».

Ключевые понятия программы – личность, поведение, конструктивное поведение, рассматриваются в следующем контексте:

Личность – нравственно-ориентированный человек, способный взять на себя ответственность за свои поступки, стремящийся к нравственной самооценке и самосовершенствованию.

Поведение – система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий, осуществляемых человеком при достижении определенной цели. Поведение – это цепочка сознательных целенаправленных действий ребенка. Задача воспитателя помочь ребенку поставить верные цели, наметить правильные ориентиры и выбрать социально приемлемые способы их достижения.

Конструктивное поведение предполагает адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, активному взаимодействию с окружающими (сверстниками, педагогами, родителями). Таким образом, конструктивное поведение, овладение его навыками, позволит ребенку успешно адаптироваться в коллективе, способствует успешной социализации и интеграции в обществе, то есть обеспечит ему в дальнейшем социально-личностное развитие.

Диагностическое обследование несовершеннолетних, проходивших реабилитацию в круглосуточном отделении за период 2007-2008г.. позволяет выделить следующие нарушения:

В первую очередь это нарушения эмоциональной сферы:

89,4% н/л имели повышенный уровень тревожности;

89,4%  н/л имели неадекватную самооценку;

27,6% н/л имели повышенный уровень агрессивности;

10,6% н/л имели нарушение поведения.

На втором месте отклонения в интеллектуальном развитии несовершеннолетних:

7% имели задержку психического развития;

30 % н/л имели выраженные нарушения интеллектуального развития (диагноз «олигофрения»)

57,4% - социально-педагогическую запущенность;

у 65,5% н/л отсутствуют позитивные интересы;

На третьем месте – нарушения поведения:

 насилие в отношении сверстников и более младших слабых детей;

воровство;

мелкое хулиганство;

побеги из дома;

отказ от обучения, систематические пропуски в школе;

агрессивное поведение;

ложь;

ненормативная лексика;

курение, токсикомания, употребление алкоголя и наркотиков;

компьютерная зависимость.

Это дети с низким уровнем знаний, ограниченным кругозором, неразвитым вниманием, памятью, мышлением, речью. Их эмоциональная сфера характеризуется бедностью, сниженным настроением, отсутствием позитивных интересов и устремлений в жизни. Многие из них имеют проблемы в общении и поведении.

Обучение несовершеннолетних навыкам конструктивного поведения поможет воспитателю улучшить межличностные отношения в группе детей, эффективно взаимодействовать с несовершеннолетними в реабилитационном процессе (в трудовой, игровой, познавательной деятельности).

Глава 2. Формирование основ конструктивного поведения в проблемных ситуациях у несовершеннолетних 7 – 12 лет

Цель и задачи программы «Простые истины»

ЦЕЛЬ: Формирование навыков конструктивного поведения в проблемных ситуациях у несовершеннолетних младшего школьного и младшего подросткового возраста.

ЗАДАЧИ:

Помочь детям восполнить дефицит конструктивного социального  опыта.

Повысить социальную компетентность несовершеннолетних.

Активизировать процесс их личностного роста.

Целевая группа – несовершеннолетние 7-12 лет, из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, проходящие социальную реабилитацию в отделении круглосуточного пребывания.

      Приоритетные направления программы:

-     развитие навыков конструктивного общения у несовершеннолетних;

предупреждение возникновения проблем посредством воспитательных бесед профилактического характера;

содействие сплочению детского коллектива.

Основной методический принцип программы предполагает не столько запрещение тех или иных поведенческих форм, например, драка, оскорбление, сколько, в первую очередь, развитие волевых механизмов регуляции поведения, обеспечивающих ребенку успешную социальную адаптацию. Важно не только сформировать у детей представление о недопустимости  некоторых поведенческих форм, но и показать им, как при помощи овладения навыками конструктивного поведения можно сделать жизнь интересной и счастливой.

Каждое занятие имеет четкую структуру и включает различные  формы  и методы работы:

Беседа, направленная на усвоение необходимых социальных норм.

Моделирование и обсуждение конкретных ситуаций, направленных на анализ изменения в поведении подростков.

Практикумы, игры-импровизации и «часы чтения», предназначенные для развития способностей, планирования поведения и анализа ситуаций с прогнозом их разрешений.

Групповые дискуссии и мозговые штурмы как способ развития способностей к анализу и прогнозу ситуаций.

Комплексное занятие.

Детская видеостудия «ЖИРАФиК».

Наблюдение, анкетирование и тестирование.

Ожидаемые результаты реализации программы «Простые истины».

формирование навыков конструктивного поведения в проблемной ситуации;

преодоление у детей барьеров в общении, развитие чувства причастности к группе;

развитие у детей положительных качеств характера (уверенности, честности, смелости, доброты);

способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций;

выбор нравственных форм поведения и самоутверждения, ответственность за свое поведение;

сплочение детского коллектива.

Тематические циклы программы «Простые истины»

Программа «Простые истины» состоит из 2-х циклов коррекционно-развивающих занятий, которые отражают важные для данного возраста проблемы.

1 цикл «Я и другие». 

Его цель – приобщить детей к общечеловеческим ценностям, учить делать выбор в пользу добра:

Дружбой дорожить умейте.

Подари другому радость.

Я могу быть воспитанным.

Загляните в мамины глаза.

Приди на помощь. Внимание и забота.

Будь нетерпимым к грубости и черствости.

2 цикл «Азбука конструктивного поведения». 

Его цель – развитие навыков конструктивного поведения у несовершеннолетних.

Правила, обязательные для всех.

Если случится конфликт.

Спор, но не ссора.

Умей сказать «НЕТ».

Глава 3. Опыт реализации программы «Простые истины»  по формированию основ конструктивного поведения в проблемных ситуациях у несовершеннолетних 7 – 12 лет.

Программа «Простые истины» была апробирована на базе отделения круглосуточного пребывания в  2008 году.

В мероприятия программы были включены 27 несовершеннолетних в возрасте от 7 до 12 лет. С несовершеннолетними старшего подросткового возраста работа проводилась индивидуально.

Полный цикл занятий по программе «Простые истины» был проведен  в 2 этапа.

На 1 этапе: с января по май  2008 года были апробированы 6 занятий из цикла «Я и другие».  В первую группу были включены 19 несовершеннолетних.

На 2 этапе: с сентября  по декабрь 2008 года апробированы 4 занятия из цикла «Азбука конструктивного поведения».  Во вторую группу были включены 8 несовершеннолетних.

Отметим важные аспекты, оптимизирующие общий процесс работы по программе:

доброжелательная, открытая атмосфера;

конкретная, целенаправленная обратная связь – обсуждение результатов занятия;

обсуждение результатов занятия;

система поощрений;

четкая формулировка требований, правил поведения;

поддержка самостоятельности и инициативы детей;

выражение положительных ожиданий, проявление доверия.

Дети не всегда живут в мире и согласии, в  группе  не всегда царит безоблачная атмосфера любви и дружбы, но предотвратить постоянные споры и ссоры в детском коллективе в наших силах.

Особое значение при организации занятий имеет принцип коррекционной  направленности. Занятия по программе таким образом, чтобы в ходе работы дети не только осваивали правила и нормы конструктивного поведения, но и постепенно исправляли недостатки психосоциального развития. (Приложение 2).

На занятиях «Умею ли я  дружить», «Я водяной, я ледяной, никто не водится со мной» у несовершеннолетних развиваются представления о товариществе и умении  строить дружеские отношения. Результатом этого занятия как символ наглядности стала замечательная «ромашка» с лепестками-правилами дружбы.

На занятии «Правила, обязательные для всех»,  правила дружбы и вежливости вырабатываются совместно в ходе ролевых игр,  происходит обмен ролями, что дает детям возможность встать на точку зрения другого, почувствовать его переживания.  Опыт показывает, что обращая внимание на характер взаимодействия несовершеннолетних, а также на возможные причины тех или иных проявлений в ходе ролевых игр, можно достигнуть значительных позитивных результатов.

Занятия «Подари другому радость», «Приди на помощь», «Будь нетерпимым к грубости и черствости», направленные на сплоченность группы, на формирование внимательного отношения друг к другу, на создание чувства безопасности, необходимы тревожным детям (особенно), так как у них низкая контактность из-за неуверенности в себе, робости, они краснеют от смущения, нуждаются в опоре, защите. В  конфликтах эти ребята играют пассивную роль. Доброжелательный, дружелюбный климат в группе этим детям особенно необходим, так как они опасаются угрозы, наказания, постоянных насмешек, несправедливых обвинений, болезненно их переживают.

На занятиях происходит обсуждение с детьми человеческих качеств, необходимых для эффективного общения, правил вежливости, доброты, честности, таких тем, как «Трудно ли быть честным?», «Как сдержать слово?».

На занятиях широко используются игры, пословицы,  загадки, отрывки из литературных произведений, что делает их интересными и развивающими. Идет приобщение ребенка к культурным ценностям, развивается ее речь, расширяется кругозор. Например, знакомясь с рассказом В. Драгунского «Удивительный день», в диалоге с детьми мы говорим о доброте, о человечности, о том, как научиться сдерживать и контролировать свои отрицательные эмоции.

Занятия «Спор, но не ссора», «Если случится конфликт» построены  как ситуативные практикумы с разбором конкретных ситуаций. Они необходимы, прежде всего, детям, склонным к постоянным конфликтам, ссорам, которые неуживчивы в детском коллективе, часто несговорчивы, деспотичны, порой жестоки, в конфликтах бывают активной стороной. Порой конфликты возникают по незначительным поводам или как следствие задетого самолюбия, несправедливой обиды, ущемление интересов, недооценки заслуг другими детьми из группы. Ребятам предлагаются варианты поведения в конкретных ситуациях, происходит выбор вариантов. Примеры ситуаций берутся из реальной жизни группы).

Занятие с детьми 7 – 12 лет носит активный характер с привлечением всех членов группы. Каждый несовершеннолетний может высказать собственную мысль относительно того или иного вопроса или утверждения. Мнения обсуждаются, уточняются и дополняются другими  участниками занятия, а затем  обобщаются воспитателем. Он при этом играет роль эксперта, ведущего человека, способного выделить главное, подвести итог обсуждение, оценить качество информации, полученной в процессе совместной творческой деятельности.

Интересная, на наш взгляд, форма – «групповое вече». Оценка эффективности работы с детьми может быть разной , в зависимости от того, кто производит эту оценку. С точки зрения ребенка работа будет успешной и эффективной, если он во время занятий получит эмоциональное удовлетворение и в целом как в ходе работы, так и по окончании ее будет переживать положительные эмоции по поводу своего участия в занятиях. Для воспитателя критерием результативности проведения работы и эффективности программы является достижение цели и решение поставленных задач. Дети сами принимают участие  выработке новых правил поведения. Если  ребенок сам придумал правило, он будет следить за его исполнением, но когда правило устанавливается взрослыми, то появляется искушение проверить, что  будет, если его нарушить. (Приложение 3).

Участие в коллективном творческом деле дает воспитанникам богатый социальный опыт. Анализировать свое и чужое поведение несовершеннолетние учатся и при просмотре видеосюжетов детской видеостудии «ЖИРАФиК». В отделении создана небольшая видеотека. Занятие снимается на видеокамеру, что повышает активность ребят и является стимулом для пассивных детей, так как  каждому хочется быть «артистом». Дети любят смотреть повторы, наблюдать себя со стороны, оценивать собственное поведение.

Каждое занятие – это совместный поиск, живое взаимодействие.

Оно неповторимо, каждый раз проходит по-разному, в зависимости от состава группы, настроения детей и оттого, насколько удалось наладить с ними контакт.

Работа по программе «Простые истины» включает в себя и использование индивидуализированных методов с целью профилактики нарушений поведенческих норм, развития навыков конструктивного поведения. (Приложение 4).

Используемые методы способствуют формированию у несовершеннолетних навыков конструктивного поведения.

Разбор конкретных ситуаций, игры-тренинги, игры-драматизации, практикумы способствуют пониманию норм и способов конструктивного поведения, которые могут использоваться в реальной действительности, в повседневной жизни группы отделения круглосуточного пребывания.

Преимущества перечисленных форм состоят в том, что:

дети могут увидеть себя со стороны в моделируемых ситуациях,

обменяться мнениями с товарищами,

выбрать правильные нравственные модели поведения.

Для результативности занятия и самооценки активности участия в нем несовершеннолетних, я использую интересный методический прием – анализ занятия в метафоре. Детям предлагается дать самим оценку проведенного занятия. Для этого на ствол дерева они должны прикрепить листочек, если считают, что занятие удалось, а если занятие детям не понравилось, они должны написать свои пожелания на листочке и положить его к подножию дерева. (Приложение 5).

Глава 4. Мониторинг результатов   реализации программы «Простые истины».

За период 2007 – 2008 годов в отделении находилось 118 несовершеннолетних в возрасте от 3 до 17 лет.

 

возраст

Количество ( %)

3-7 лет

24

7 – 10 лет

40

10- 14 лет

36

Сроки пребывания устанавливались индивидуально для каждого ребенка.

Сроки  пребывания

Количество ( %)

1-3 месяцев

57

3 – 6 месяцев

43

Для диагностики уровня знаний и навыков конструктивного поведения в проблемных ситуациях и отслеживания результатов мною разработаны анкеты, рабочий лист, диагностическая карта (Приложение 6). В результате первичной диагностики особенностей поведения в проблемных ситуациях, выявлены следующие показатели:

не развито умение вести себя в конфликтных ситуациях  у  100%н/л

не развито умение взаимодействовать со сверстниками у 70% н/л

не развито умение взаимодействовать со взрослыми  у 20% н/л

отношение к нормам поведения сформировано у 10% н/л

Отслеживание уровня сформированности навыков конструктивного поведения несовершеннолетних проводилось ежемесячно.

Параметры, по которым отслеживается уровень сформированности навыков  конструктивного поведения, выбраны мною  на основании опыта. Это навык контакта, особенности взаимодействия со сверстниками, поведение в конфликтной ситуации, отношение к сверстникам, взаимоотношения со взрослыми, отношение к окружающим людям, отношение к нормам поведения, отношение к нарушениям поведения.

Каждому параметру соответствуют качественные и количественные показатели.

По сумме баллов, набранных несовершеннолетними по всем параметрам, определяется уровень имеющихся у несовершеннолетних навыков конструктивного поведения.

Через 3 месяца проводилось заключительное рефлексивное занятие,  состоящее из тестовых вопросов по теоретическому материалу, а также набора ситуаций для ролевого обыгрывания и разрешения, где обсуждались личностные оценки участников группы (обратная связь) полученной информации, приобретенных навыков, актуальности их использования в своей жизни.

Диаграмма 1.

Динамика повышения уровня сформированности навыков

конструктивного поведения в проблемных  ситуациях у несовершеннолетних

Остановимся на анализе некоторых результатов. На диаграмме наглядно видна динамика уровня сформированности навыков конструктивного поведения несовершеннолетних в различных жизненных ситуациях. У большинства  детей (82%) сформировалось навыки конструктивного поведения в проблемных ситуациях.

О результативности проводимых мероприятий свидетельствуют:

интерес к занятиям;

изменение поведения несовершеннолетних в проблемных ситуациях,

повышении уровня сформированности навыков конструктивного поведения.

Дети научились управлять своим поведением в определенных ситуациях, уменьшилось число деструктивных проявлений, возросла их контактность, открытость, общительность, взаимодействие, стремление к сотрудничеству, дружелюбие, поиск компромиссных решений, уступчивость.

Были уменьшены негативные проявления: агрессивность, замкнутость, склонность ко лжи, несдержанность.

Изменилось отношение к младшим или более старшим воспитанникам. Появилось желание опекать младших детей, помогать старшим в поддержании дисциплины и порядка в группе, улучшились межличностные отношения.

Отношения между детьми в группе отделения круглосуточного пребывания стали более доброжелательными и уважительными, изменилось поведение в проблемных ситуациях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практика показывает, что для проведения работы по формированию основ конструктивного поведения в проблемных ситуациях у несовершеннолетних 7 – 12 лет необходимо учитывать: результаты комплексной диагностики, возрастные и индивидуальные психологические особенности несовершеннолетних, комплексный подход и участие всех специалистов Центра. Это позволяет повысить эффективность воспитательных  воздействий и помогает достичь желаемого результата. Хотя высокого уровня сформированности основ конструктивного поведения достигли не все воспитанники.

Но результатом является и то, что участие в программных мероприятиях помогло детям встать на  путь осознания себя, на путь изменения отношений со сверстниками и взрослыми, улучшить межличностные отношения в группе, повысить уважение и доверие детей и взрослых друг другу, уменьшить число конфликтов в группе.

В процессе формирования основ конструктивного поведения у несовершеннолетних  в группе круглосуточного пребывания сложились доброжелательные отношения. Их характеризуют такие признаки, как дружелюбный тон, внимание друг к другу, готовность откликнуться на беду и разделить радость, появление интереса друг к другу.

Навыки конструктивного поведения в ситуациях просьбы-отказа, конфликта,  оказания помощи, необходимости выполнения правил поведения является первой ступенькой  в работе по формированию нравственных основ культуры поведения.

В дальнейшем программа  «Простые истины» будет совершенствоваться, в этом направлении.

Его воспитательные задачи: учить детей отстаивать свою точку зрения, защищать свою нравственную позицию.

Наблюдая за тем, как дети сами приходят к продуктивным решениям, и затем, как они помогают друг другу при затруднениях, радуясь из искренности и умению следовать принятым правилам, я тем самым помогаю детям понять простые истины: можно искренне выражать свои чувства и при этом вести себя уважительно по отношению к другим людям.

Мероприятия программы «Простые истины» помогают мне создавать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом и воспитателем, облегчая тем самым процесс социальной реабилитации.

Список используемой литературы.

Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., 2004.

Беблер В.С. Нравственность. Культура. Современность. М., изд. «Знание», 1990.

Бойко В.В.Доброта в нас и вокруг нас. М., изд. «Знание», 1988.

Дереклева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность». М., 2007.

Дубровин А.А. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., изд. «Просвещение», 1987.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению, Ярославль, 1997.

Классные часы в 5 – 7 классах. Под. ред. Симбирцевой. М., 2007.

Коджаспирова Т.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., изд. «Академия», 2005.

Нравственное воспитание в средней школе. Волгоград, 2007.

Пекелис В. «Как найти себя. М., изд. «Детская литература», 1989.

Семенака С.И. «Уроки добра», М. 2004.

Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников. М., 2002.

Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков. М., 2007.

Соколов Я.В. Достоинства и недостатки человека. Для учащихся, родителей и учителей. М., 1999.

Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М., изд. «Владос», 1981.

Тисненкова И.А. Нравственное воспитание в средней школе. М., изд. «Учитель»№, М., 2007.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних

Программа законопослушного поведения несовершеннолетних...

Система работы соц. педагога по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних

Система работы соц. педагога по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних...

Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних «Я – законопослушный гражданин»

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.          Воспитание п...

Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних граждан "Отражение"

Данная программа включает в себя задачи, формы, методы  и приемы профилактической работы, прогнозируемый результат, план основных мероприятий....

Памятка для родителей по формированию законопослушного поведения несовершеннолетнего

Памятка для родителей по формированию законопослушного поведения несовершеннолетнего...

Опыт работы социального педагога по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних

Основные направления работы социального педагога по профилактике законопослушного поведения несовершеннолетних в школе....