программа действий по улучшению социальных навыков у детей с нас
методическая разработка по теме
ДАнная разработка поможет учителю составить индивидуальную программу для ребёнка, имеющего нарушения аутистического спектра
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Локальность рабочей программы –создаётся для конкретного ОУ . Индивидуальность – разрабатывается педагогом для своей деятельности.
Внедрение РП. 1этап. РП подлежит обязательной экспертизе. ( согласовывается на МО, решение отражается в протоколе, ставится гриф «согласовано», № и дата протокола, подпись руководителя МО с расшифровкой) 2этап.Анализируется зам. д иректора по УВР, ставит гриф «согласовано», подпись с расшифровкой), представляется на рассмотрение ПС или (МС)перед началом учебного года. 3этап.При положительном заключении ПС утверждается руководителем ОУ и заверяется печатью на титульном листе справа «Утверждаю» Директор(подпись),расшифровка подписи. Д ата.
Рабочая программа после утверждения хранится у педагогического работника, зам. Директора по УВР и предъявляется при подготовке и проведению ВШК за состоянием преподаваемого предмета. Составляя РП на основе примерных программ, рекомендованных (допущенных) компетентными органами учитель выполняет функции составителя, что не предполагает присвоения ему авторского права на материал программы.
Используемые ресурсы. Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении, Казань , http : // www.kazanobr.ru/node/78 Положение о порядке разработки рабочей программы. http :// ymok.my1.ru/ publ / gorodskoj_sovet / polozhenie_oporjadke_razrabotki_rabochei_programmy /73-1-0- 201 http : //www.valeo.akipkro.ru/index.php ? option=com_ c ontent&view = article&id =137 : p…
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
В 5 классе ( домашнее обучение)
Тема: «Луг. Значение луга для человека».
Используемая технология: ТРКМ.
Приемы ТРКМ: Кластер, таблица «ЗХУ», «Верите ли вы»
«Концептуальная таблица»
Учитель ГСКОУ (8вида)
школы №46 «Центр РиМ»
Калининского района
Иванова Л.Л.
Санкт-Петербург 2011 года.
Цель: формирование представлений о луге, как природном сообществе.
Задачи: образовательные: актуализировать знания о природном сообществе (луг); показать разнообразие обитателей луга, связи между ними, устойчивость экологической системы; рассмотреть возможное негативное воздействие человека на природное сообщество луга;
Коррекционно-развивающие: развитие наблюдательности, внимания, познавательной деятельности, мыслительной деятельности, речевых функций.
Воспитательные: способствовать воспитанию бережного отношения и любви к природе.
Дидактический материал и оборудование:
-компьютер, учебник, таблица «ЗХУ», концептуальная таблица
Ход урока.
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания.
Слайд 1.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня дома ты кроссворд. Какое ключевое слово у тебя получилось? (РОСЯНКА). Расскажи, чем необычно это растение? Какие ещё растения живут на болотах? Назови животных, обитающих на болоте. Каково значение болота для природы и жизни человека.
3.Сообщение темы урока.
УЧИТЕЛЬ: А сейчас я предлагаю совершить небольшое путешествие и перенестись в одно замечательное место. Но при этом нужно закрыть глаза, расслабиться и просто послушать.
Раздаётся жужжание насекомых, пение птиц.
УЧИТЕЛЬ: Открой глаза. Догадалась, где мы сейчас побывали? Правильно на лугу. Посмотри слайд – шоу о луге и снова послушай.
Слайд 2.
УЧИТЕЛЬ: Какие чувства ты испытала при просмотре? Как ты думаешь ,какова же тема нашего урока? ( По щелчку появляется тема урока).
Давай вместе сформулируем цель урока.
4.Актуализация знаний. Стадия вызова.
Приём ТКРМ, таблица «Знаю. Хочу знать. Узнал».
УЧИТЕЛЬ: На столе лежит пока ещё пустая таблица «ЗХУ». Давай вспомним, что нам уже известно о луге, и запишем в первую колонку таблицы. Подумай, чтобы ты ещё хотела узнать, и запиши во вторую колонку.
Знаю | Хочу знать | Узнал |
УЧИТЕЛЬ: Ты отлично справилась с заполнением таблицы. И поэтому мы продолжаем работу. Что же такое луг? Какие растения и животных там можно встретить? Ответы на эти вопросы мы можем найти, прочитав статью учебника.
Ученица самостоятельно работает с текстом учебника.
5.Работа по теме урока. Стадия осмысления.
Приём ТРКМ, таблица «ЗХУ»
УЧИТЕЛЬ: Теперь ты уже можешь заполнить третью страницу таблицы «ЗХУ» знаниями, которые узнала из учебника.
Приём ТРКМ « Кластер»
Слайд 3.
УЧИТЕЛЬ: Что такое луг? В каких природных зонах встречаются луга? Какие луга называют заливными? Что ты в первую очередь представляешь, когда говоришь о луге? (появляется объект кластера - растения и животные). Какой растительностью покрыт луг ?(появляется объект кластера – травы). А растут цветы на лугах? (появляется объект кластера – цветы).
Слайд 4.
УЧИТЕЛЬ: Выбери из предложенных вариантов цветов только те, которые растут на лугу. Попробуй определить их названия. Какие красивые цветы. А чем обусловлена их яркая окраска?( привлечением насекомых)
. Слайд 4.
УЧИТЕЛЬ: Какие насекомые обитают на лугу? Посмотрите, какие они красивые. Есть ли среди этих насекомых те, названия которых ты не знаешь?
Слайд 5.
УЧИТЕЛЬ: Кто ещё обитает на лугу? (Звери, ящерицы, лягушки). Каких из этих животных здесь можно встретить?
Слайд 6.
УЧИТЕЛЬ: Назови тех животных, которые не живут на лугу.
Слайд 7.
УЧИТЕЛЬ: Какие птицы обитают на лугу? (появляется объект «птицы»)
Прием ТРКМ «Верите ли вы»
УЧИТЕЛЬ: Сейчас мы поиграем в игру «Верите ли вы, что…»
Слайд 8.
Вопросы.
1.Веришь ли ты, что луга не имеют значения для людей?
2. Веришь ли ты, что на лугах растут ядовитые растения.
3. Веришь ли ты, что люди подсевают травы на лугах?
4. Веришь ли ты, что луг может однажды превратиться в пустыню?
5. Веришь ли ты, что нужно поджигать на лугах старую траву, чтобы молодая лучше росла?
Приём ТКРКМ, таблица « ЗХУ».
УЧИТЕЛЬ: Внеси кратко в третью колонку таблицы «ЗХУ» ту информацию, которая была для тебя новой.
Приём ТКРК М «Кластер»
Как человек использует луга – работа с текстом учебника.
Слайд 9.
УЧИТЕЛЬ: Можем ли мы добавить в кластер, что луг очень важен для человека?
(появляется объект – значение для человека)
УЧИТЕЛЬ: А чем он так важен?
(появляется объект – корм для домашних животных)
6.Закрепление знаний. Стадия рефлексии.
УЧИТЕЛЬ: Луг-это последнее природное сообщество, с которым мы познакомились.
Какое предыдущее сообщество мы изучали? Давай попробуем сравнить луг и степь по нескольким параметрам и сделаем вывод, похожи ли они?
Приём ТКРКМ «Концептуальная таблица»
Линия сравнения | Степь | Луг |
Растения | Ковыль, осока, крокусы, тюльпаны | Клевер, герань, тысячелистник, мятлик |
Животные | Сайгак, суслик, тушканчик | Мышь-полёвка, жаба, ящерица |
Птицы | Журавль, дрофа, куропатка | Жаворонок, трясогузка, перепёлка |
Значение для человека | Растениеводство животноводство | Животноводство, пчеловодство |
УЧИТЕЛЬ: Прочитай, что получилось, попробуй сделать вывод по таблице.
7.Итог урока. Мультфильм «Как дед великое равновесие нарушил».
УЧИТЕЛЬ: Какое же равновесие нарушил дед?
Использованные ресурсы
Методическое пособие с электронным приложением по окружающему миру
Составитель: Е.С. Галанжина М.: «Планета»,2010
Электронный источник: http ://it-n.ru/communities.acpx? cat no=127030&tmpl=com
мультфильм httр://www.youtube.com/wach? v=flnwHVdDPec&feature=related
Предварительный просмотр:
Составление программы действий по улучшению социальных навыков и поведения у детей с нарушением аутистического спектра. (С чего начать?)
Шаг 1.Наблюдение за ребёнком с целью определения нарушений (есть аутизм или нет, т.к. этот диагноз может быть не вписан в анамнез), и что может служить положительным подкреплением для каждого ребёнка (что он любит: еда, предмет, телесный контакт и т.д.)
Как отличить ребёнка с аутизмом?
Дети с аутизмом: - нарушение коммуникации (не говорит, перестал говорить, не хочет
разговаривать)
- нарушение социальных взаимоотношений (будто находится в своей
скорлупе, может причинить боль другим)
- исследование окружения (аутостимуляции, долго занимается с одним
и тем же предметом или делает одно и тоже, обнюхивает, берёт в рот игрушки, может заниматься само повреждающим поведением)
Шаг 2.Определение сильных сторон (что может делать самостоятельно) и слабых сторон ребёнка (для определения задач - над чем работать)
Необходимо помнить о следующем:
А.Зависит ли данный навык от вербальной инструкции.
Б. Демонстрируется ли данный навык с вашей помощью.
С. Всегда ли проявляется данный навык.
Шаг 3.Чему мы хотим научить ребёнка?
Необходимо помнить о следующем: наша большая цель- формирование независимого поведения. Далее смотрим:
А.Есть ли у ребёнка необходимые предыдущие навыки для обучения новой задачи?
В.Является ли навык адекватным для возраста и уровня развития?
С.Поможет ли данный навык снизить проблематичное поведение?
Д.Приведёт ли освоение данного навыка к освоению последующих навыков?
Е.Важен ли данный навык для семьи?
Ж.Может ли ребёнок использовать данный навык в течение дня?
Далее, учитывая А, В. С, Д, Е, Ж, определяем маленькие задачи, которые приведут к достижению глобальной цели, подумать как можно решить эти задачи (нужно помнить, что у каждого возраста свои задачи), т.е. составить программу действий.
Для этого :
- разбить навык на маленькие составляющие
- дать одно, два, три…задания
- дать положительное подкрепление (подумать какое лучше, давать после каждого выполненного задания, потом после 2, 3 и т. д., постоянно отодвигая время подкрепления)
- четко давать инструкцию (инструкция должна содержать мало слов, «сделай так», «покажи это» и т.д.)
- после инструкции ждать 5 секунд
- показывать и говорить, что мы делаем (если не выполняет, предлагать помощь – вербальную, физическую, жест и т. д.)
- обязательно доводить задание до конца, даже, если ребёнок протестует. Его необходимо отвлечь, а потом снова вернуться к заданию и дать возможность его закончить.
- регистрировать пробы (специальный лист регистрации с составлением графика и анализом деятельности)
Как может выглядеть программа индивидуальной поддержки.
Фамилия ребёнка,класс | Сильные стороны | Слабые стороны | Что дальше (программа действий) |
Коммуникация | |||
Когнитивные навыки | |||
Двигательные навыки | |||
Навыки самообслуживания |
Важно подумать о сильных сторонах ребёнка, графу» слабые стороны» можно не делать.
Типы помощи.
1.Физическая. 2.Моделирование (демонстрация поведения)
3.Жестовая 4.Позиционная (поместить предмет ближе к ученику)
5. Отсрочка по времени
(дать возможность сделать самому, а затем предложить помощь)
6.Вербальная («принеси», «дай»)
Некоторые рекомендации к проведению занятий.
1.Для детей с СДВГ начинать занятия лучше с перемещения тяжестей (попрыгать на мяче, поставить стулья к партам, расстелить ковёр, перенести бутылки с песком и т.д., что вы можете придумать).
2. Обращать внимание на аутостимуляции, пробовать заменить их чем-то другим (бьёт себя по голове руками – пусть бьёт по мячу или по игольчатому коврику). При проявлении негативного поведения давать силовые упражнения или делать надавливающий массаж на суставы. Ни в коем случае не давать положительное подкрепление после проявления негативного поведения (заниматься тем, что он у вас требовал , например лежать на диване. «сначала сделай это, а потом …)
3.При работе с любым предметом или действием начинать надо с сопоставления, далее показывания (сначала на ком-то, потом на себе), далее называния.
4.Для того, чтобы включить ребенка во время работы в группу, начинать надо с включения в пару с сильным учеником.
5. Для начала занятий необходимо подготовить место. Материал (активности), который предлагаете должен находиться слева, а сделанный справа. Ничего не должно быть перед глазами ребёнка или на столе, что может отвлечь его внимание. Убрать всё с доски и рядом, перед глазами может лежать только расписание в виде « фотографий» или коробки.
6.Начинать реализацию программы надо с задания, которое ему нравится или, которое он может выполнить. Далее давать усложнение и обязательно давать положительное подкрепление.
7.При подборе заданий важен выбор. «Ты должен выбрать», после выбора дать положительное подкрепление. Если не выбирает, то надо сделать выбор самим. При выборе давать один желаемый предмет, другой безразличный.
Работа по развитию внимания.
При проведению работы по развитию внимания смотрим,
- что интересно ребёнку,
- даем ему это поделать,
- смотрим сколько времени удерживает внимание,
- даём положительное подкрепление,
- далее даём следующее задание с усложнением.
Новая активность должна быть маленькой, сначала одношаговой, потом двух шаговой и т. д. постепенно увеличиваем продолжительность выполнения заданий.
Имитация движений.
Чтобы включить какое – то действие, необходимо подумать «зачем мы включаем это движение». Должны понять, что будет функциональным навыком, к чему это приведёт, только после этого определять задачу. С имитации движений надо начинать занятия, используя это как разогревающий момент, т.к. эти упражнения в дальнейшем могут послужить другим целям.
Как разложить задачу на маленькие действия. Пример.
Учить писать.
- Удерживать в руке предмет.
- Захватывать « пинцетом»
- удерживать толстый предмет
- удерживать тонкий предмет
- собирать пазлы с « ручками»
- удерживать карандаш
- перебирать крупу, горох
- делать по очереди
- моделирование (делай как…)
………………..
Делать по очереди или моделировать – это социальный навык (коммуникация). К этому навыку можно подключить и формирование ещё одного навыка – когнитивного
(формирование цвета, формы и т.д.). Задания можно варьировать.
«Дай».
- указать или выбирать
- контакт глаз
Сначала смотрит на объект, потом на учителя ( необходимо ждать, если посмотрел – дать ПП)
- сказать, если не говорит, то пусть покажет жестом
- следовать указаниям ( покажи, отвечай «что это?», «где птичка?»
- выбор из нескольких картинок (выбери), сначала из 2 и т. д.
Что нужно учитывать при составлении «расписания». Расписание помогает планировать деятельность, помогает убрать дисфории и направлено на обретение детьми независимого поведения.
«Расписание» не может быть одинаковым для всех. Оно может быть в виде фотографий (индивидуальных для каждого активностей и помещений), схем, натуральных предметов, слов. Оно не может включать и то и другое.
При составлении индивидуального расписания начинать надо с показа одной картинки, потом выполнять действие, потом ПП, потом картинку соотносим с предметом, потом показываем только картинку (когда научится соотносить), потом даём последовательность картинок и знакомим с расписанием для всей группы..
При переходе в другое помещение сначала даём картинку помещения, изучаем её, потом вместе с картинкой идём в пустое помещение и пробуем там посидеть рядом с педагогом, потом только показываем картинку и говорим, что мы будем сейчас делать).
Положительное подкрепление давать можно в виде еды, но обязательно с социальным подкреплением (молодец, хорошо).
Это некоторые советы, которые могут пригодиться Вам в работе. Буду рада, если это Вам поможет.
Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие трудовых и социальных навыков у детей с проблемами в обучении".
С тданным материалом я выступала на Международной конференции, посвященной трудовому обучению в коррекционной школе....
Программа по развитию социальных навыков «Социально важные навыки, или как стать самостоятельным». Разработана педагогами-психологами Каширской специальной общеобразовательной школы: Анищенко Н.П., Поляковой Д.Ф.
Предлагаемые материалы адресованы, прежде всего, практическим психологам, преподавателям, педагогам, всем, кто занимается адаптацией учащихся и молодежи к современным изменяющимся социальным условиям....
Программа формирования социально-бытовых представлений и навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями
Представленная программа адаптирована для реализации в условиях реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. Целью программы является создание условий для эффективног...
Программа формирования социально-бытовых навыков у детей с ТМНР в условиях проживания в школе-интернате
Программа предназначена для обучающихся с ТМНР, проживающих в I (младшей) группе школы-интерната, и направлена на формирование социально-бытовых навыков у данных детей....
Формирование социальных навыков у детей с ОВЗ для дальнейшей успешной социализации в обществе
Результатом развития социальной компетентности учащихся олжно стать умение ребенка анализировать, планировать свою деятельность, понимание основания собственных действий (рефлексия), самостоятельность...
Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для детей 6 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для детей с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 1.4)...
Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4
Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4...