К вопросу о роли бабушки и дедушки в воспитании и обучении ребенка в условиях нетрадиционной семьи детского дома-школы «Дом детства» №95
статья по теме
Формирование системы ценностей ребенка-сироты в процессе эмоционально насыщенного содержательного общения с понимающим и значимым для данного ребенка взрослым – бабушками и дедушками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hristianskie_cennosti_v_obuchenii_i_vospitanii.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
К вопросу о роли бабушки и дедушки
в воспитании и обучении ребенка в условиях
нетрадиционной семьи детского дома-школы «Дом детства» №95
Карякина М.В.,
детский дом-школа «Дом детства» №95,
инновационная площадка ИПК
В докладе Департамента по делам семьи, женщин и детей Министерства труда и социального развития РФ отмечается: «Среди целого ряда проблем, порожденных детским неблагополучием, наиболее значимая – реабилитация и адаптация к жизни в современных условиях детей, долгое время находившихся вне семейных связей». Сегодня эта проблема особенно актуальна, так как для современных реалий характерны значительное расширение социального сиротства, определяемого продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, падением ее нравственных устоев, и, как следствие, изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей. Ребенку присваивается статус сироты или оставшегося без попечения родителей, основной формой жизнеустройства становится проживание в интернатных учреждениях системы Министерства образования РФ. Таким образом, прослеживается тенденция к замене родительской заботы заботой сотрудников детского дома, то есть имеет место вытеснение семьи и тех нравственных ценностей, которые она несет. Государство, подменяя традиционную семью, заботу близких родственников, не обеспечивает нормального развития детей-сирот.
Под традиционной семьей мы понимаем ту, когда у ребенка есть мама и папа, бабушки и дедушки. Каждый из них оказывает свое влияние на процесс формирования личности ребенка. С родителями обычно связано понятие строгости и порядка, а с бабушкой и дедушкой – мир тепла и доброты. Если кого-то из близких родственников нет рядом, то нарушается цепочка передачи нравственных ценностей. А если ребенок находится в замкнутых условиях детского дома? Ведь любое государство не может тягаться силами с самой обыкновенной, рядовой, даже не очень благополучной семьей. Как осуществляется процесс формирования нравственных ориентиров у детей, воспитывающихся в условиях нетрадиционной семьи, когда сама организация жизни ребенка препятствует его нормальному нравственному и психическому развитию? Назовем некоторые из наиболее значимых факторов:
- Фактически полное отсутствие условий для возникновения и развития личных эмоциональных связей ребенка-сироты и заботящегося взрослого. В детском доме на каждого воспитателя приходится более 10 – 15 детей. У педагогов много обязанностей, и время, которое они могут посвятить одному ребенку, ограниченно.
- Постоянное нахождение в коллективе. То, что дети вместе спят, вместе учатся, вместе гуляют, вместе в кино ходят, отучает их от персональной ответственности за себя.
- Отсутствие личного – вещей, пространства, времени. Ребенок-сирота не имеет личного пространства и не учится ощущать границы своей личности.
- Изолированность от обыденной жизни с ее насущными заботами приводит к тому, что у воспитанника не вырабатываются навыки независимой жизни, которые растущие в семье дети приобретают незаметно, «между делом», просто потому, что живут с родителями.
Детский дом подменяет родительскую заботу. Для родителей такая жизнь оказывается более удобной, чем жизнь с ребенком. Происходит отказ от ребенка, и тогда бабушка и дедушка вынуждены выполнять и восполнять родительскую функцию. Между бабушкой, дедушкой и ребенком, воспитанником Дома детства, возникают особые связи – они осознают сверхценность каждого. Повторим: дети, живя в условиях нетрадиционной семьи Дома детства, лишены общения с родителями. Наша задача – компенсировать это через общение с бабушкой и дедушкой. Если мама и папа утратили свою роль в воспитании и обучении ребенка в силу разных причин (в нашем Доме детства проживает большинство детей, чьи родители лишены прав), то роль бабушки и дедушки, людей старшего поколения, являющихся носителями патриархальных традиций, должна присутствовать. Нашему воспитаннику важно знать, что у него есть семья, что он нужен бабушке и дедушке, что они его безоговорочно принимают таким, какой он есть. Да, у наших детей них нет родителей, но они знают любовь, всепонимание и всепрощение родителей их родителей. Зависимость эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему бабушки и дедушки определяет значимость последних. Именно поэтому в Доме детства такие связи сохраняются и прослеживаются: к нашим детям постоянно приходят бабушки и дедушки, к ним отпускают воспитанников на каникулы и выходные. На праздники, которые устраиваются в Доме детства, всегда приглашаются бабушки и дедушки. Ребенок знает, что у него есть семья, есть корни, к которым он привязан.
В условиях нетрадиционной семьи Дома детства именно через любовь бабушек и дедушек у ребенка восполняется отсутствие родительской заботы. И это позволяет ему приспособиться к жизни в особых условиях. Воспитанники, к которым приходят бабушки и дедушки, более уверены в себе, они знают, что, несмотря на то, что их оставили родители, у них есть дедушка и бабушка, которым они нужны. Семейная линия не прерывается, что очень важно, ибо главным этапом в развитии личности является этап формирования идентичности – системы представлений о себе, о мире, «о себе в мире». Этот этап сопровождается оформлением системы ценностей – тех жизненных ориентиров, которые благодаря своей значимости и эмоциональной насыщенности создают основу для нравственных барьеров и ограничений, задают жизненные смыслы и цели. Формирование системы ценностей происходит в процессе эмоционально насыщенного содержательного общения с понимающим и значимым для данного ребенка взрослым – в нашем случае – это бабушки и дедушки.
Устойчивые и интегрированные образы себя и других людей возникают в результате стабильных и эмоционально уравновешенных отношений с близкими взрослыми, в том числе с бабушками и дедушками. Глубокие нарушения в семейных отношениях служат фактором формирования личностного расстройства, характеризующегося размытой идентичностью, плохим эмоциональным контролем и импульсивностью, склонностью к агрессивным срывам, недоверием к миру, ибо степень доверия, которой ребенок проникается к окружающему миру, другим людям и самому себе, в значительной мере зависит от проявляемой к нему заботы и любви, от того, как его воспринимает объект привязанности.
Таким образом, воспитанники, имеющие вокруг себя стабильную сеть общения с бабушкой и дедушкой, являющихся колоссальным источником эмоциональной поддержки, реже страдают физическими и психическими недугами, ведь способность создавать вокруг себя благоприятную эмоциональную и духовную атмосферу напрямую связана с характером отношений привязанности в детстве. У детей, имевших в Доме детства надежную привязанность, в большей мере развита способность к созданию устойчивых отношений, их социальные сети шире и дают им больше тепла и поддержки, причем эти отношения взаимны. А отсутствие постоянной заботящейся значимой фигуры, безусловного принятия, необходимость постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение приводят к снижению активного отношения к жизни, значительно затрудняется процесс формирования собственных ценностей, принципов и ориентиров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение системы духовно-нравственного воспитания в условиях детского дома-школы «Дом детства» №95
Внедрение в образовательное учреждение интернатного типа системы непрерывного духовно-нравственного и православно-ориентированного воспитания....
Статья "Работа воспитателя детского дома-школы с детьми с ОВЗ"
В статье содержится материал по работе с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях детского дома -школы....
Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в условиях детского дома-школы
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях детского дома-школы разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особе...
Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамматического строя речи у обучающихся с ограниченными воз
Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамм...
выступление воспитателя 2 семьи Четверговой Л.Н. на методическом объединении воспитателей Ялгинского детского дома - школы «Модели развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социальной адаптации воспитанников»
выступление воспитателя 2 семьи Четверговой Л.Н. на методическом объединении воспитателей Ялгинского детского дома - школы «Модели развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социа...
Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании"
Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Велика роль семьи в воспитании у ребенка культуры поведения, дисциплинированности и организованности, честно...
"Роль бабушки и дедушки в современной семье"
Консультация для родителей...