Проект "Расскажи синквейн"
методическая разработка по теме
Педагогический синквейн - одна из новых технологий, используемых в логопедической практики для коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Расскажи синквейн" | 2.14 МБ |
Использование технологии педагогического синквейна в логопедической практике | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Автор проекта К овальских Т атьяна А лександровна Учитель - логопед Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64» города Березники Первой квалификационной категории
Цель проекта Развитие грамматически правильной речи
Задачи Пополнять знания детей по лексическим темам Преодолевать аграмматизмы в речи Совершенствовать графомоторные навыки Развивать ассоциативное мышление и образную память Научить составлять синквейны и рассказывать их Обогащать пассивный и активный словарный запас
Лесенка успеха И… красиво говорим !!! Изучаем Творим Думаем Размышляем
Приглашаем в мастерскую…
«Творческая мастерская»
Рассказываем синквейн
Воробей Воробей. Пугливый, маленький; прыгает, чирикает, клюет; Воробей живет под крышей. Птица.
Лошадка Лошадка. Добрая, сильная; скачет, ржет, возит; Лошадь пасется на лугу. Домашнее животное.
Зима Зима. Снежная, морозная; пришла, укрыла снегом, запорошила; Все вокруг в снегу . Холодное время года.
Белка Белка. Пушистая, рыжая; прыгает, скачет, заготавливает; Белка живет в дупле на дереве. Дикое животное.
Герань Герань. Душистая, полезная; растет, цветет, лечит. Герань очищает воздух в доме. Комнатное растение.
Знакомим родителей Герань. Душистая, полезная; растет, цветет, лечит. Герань очищает воздух в доме. Комнатное растение. Белка. Пушистая, рыжая; прыгает, скачет, заготавливает; Белка живет в дупле на дереве. Дикое животное.
Предварительный просмотр:
Использование технологии дидактического синквейна
в работе над развитием лексико-грамматической стороны речи
у детей с ОНР
Ковальских Татьяна Александровна,
учитель-логопед первой квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад № 64» города Березники
Дидактический синквейн одна из новых технологий используемая в логопедической практике как средство оптимизации работы по развитию речи дошкольников.
Современная логопедия уже давно использует в своей практике наиболее эффективные технологии смежных наук: педагогики, психологии и медицины. Наряду с уже давно известными технологиями: нейропсихологическими, кинезитерапией, суджок-терапией и другими, дидактический синквейн направлен на повышение эффективности работы по коррекции речевых нарушений у детей и помогает оптимизировать работу учителя-логопеда. Дидактический синквейн нельзя рассматривать как самостоятельную технологию – она лишь часть, включаемая в логопедические технологии, способствующая внести в работу новые способы взаимодействия педагога и ребенка, дающая новые стимулы, служащая созданию благоприятного эмоционального фона, включения в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Технология синквейна уже получила распространение в школе, а сейчас подтвердила свою эффективность при использовании и в логопедической практике.
Синквейн в переводе с французского – «пяти строчное стихотворение», иногда оно ассоциируется с японскими трехстишиями хоку и пятистишиями – танка, в которых слова минимальны, но каждое слово несет огромную информацию и эмоциональную окраску. Рифмы в этих стихах нет, она не важна, в них на первый план выступает глубокий смысл (белый стих).
Синквейн – не рифмованное стихотворение, заставляющее думать, осмысливать каждую строчку. Его особенность – это структура. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура — 2—4—6—8—2, всего 22 слога.
В дидактических целях синквейн получил разнообразие вариаций своей формы. Он используется как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат и полезен в качестве инструмента для синтезирования сложной информации.
Дидактический синквейн основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Использование технологии дидактического синквейна учителем-логопедом, наиболее эффективна для развития лексико-грамматической стороны речи и развития связной речи. У детей с ОНР трудности в развитии грамматически правильной речи очевидны. Лексико-грамматическая сторона речи у таких детей значительно отстает от возрастной нормы. В активной речи они используют в основном общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются у них в неумении выбирать и правильно употреблять в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.
Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях выражаются у таких детей в неумении правильно подобрать окончания слов. Для них характерны низкая активность познавательной деятельности, быстрая утомляемость, недостаточные работоспособность на занятиях, устойчивость внимания, малая инициативность в игровой деятельности, ограниченные возможности распределения внимания, при относительно сохранной логической сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания.
У детей с ОНР присутствуют проблемы в развитии словесно-логического мышления, возникают трудности овладения такими мыслительными операциями как: синтез, сравнение и обобщение.
Анализ диагностических обследований детей и мониторинга уровня подготовки к школе показывают, что даже у детей с хорошими диагностическими показателями к школе остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа, возникают другие трудности в учебе. Особенно это начанает проявляться, когда повышаются сложность заданий и на первый план выходят умения анализировать, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли.
Развить эти способности и помогает технология дидактического синквейна.
Мы разработали проект «Расскажи синквейн».
Цель проекта: развитие грамматически правильной речи.
Задачи:
Расширять знания детей по лексическим темам.
Обогащать пассивный и активный словарный запас.
Преодолевать аграмматизмы в речи.
Научить составлять синквейны и рассказывать их.
Развивать ассоциативное мышление и образную память.
Совершенствовать графомоторные навыки.
В процессе реализации данного проекта мы вместе с детьми изобрели с «лесенку успеха», поднимаясь по которой каждый ребенок постепенно сможет добиться результата. «Лесенка успеха» как и синквейн состоит из пяти ступенек, где перечислены последовательные шаги к достижению цели.
Изучаем
Размышляем
Думаем
Творим и…
Красиво говорим!
Примеры некоторых синквейнов:
Воробей.
Пугливый, маленький;
прыгает, чирикает, клюет;
Воробей живет под крышей.
Птица.
Лошадка.
Добрая, сильная;
скачет, ржет, возит;
Лошадь пасется на лугу.
Домашнее животное.
Зима.
Снежная, морозная;
пришла, укрыла снегом, запорошила;
Все вокруг в снегу.
Холодное время года.
Белка.
Пушистая, рыжая;
прыгает, скачет, заготавливает;
Белка живет в дупле на дереве.
Дикое животное.
Герань.
Душистая, полезная;
растет, цветет, лечит.
Герань очищает воздух в доме.
Комнатное растение.
Когда дети научились вместе с педагогом составлять синквейны и их рассказывать, мы стали включать в работу с ними другие задания:
- «Отгадай, о ком (о чем) рассказывали» (Вначале не произносится первая строка).
- «Закончи рассказ» (ребенок называет обобщающее слово).
- «Найди ошибки» (неправильное согласование слов, либо неверное использование признака предмета, действия и т.д.
К работе с дидактическим синквейном активно подключаются родители. Для них организованы выставки, проведены совместные мероприятия (конкурс «Знайки»; «Вечер поэзии»; викторина «Знаете ли вы сказки?»).
Все это позволяет добиваться хороших результатов. У детей поддерживается интерес, положительный настрой и желание творить.
Результаты обследования детей показывают, что использование технологии дидактического синквейна способствует достижению положительной динамики детей, увеличению коррекционного эффекта оказываемой логопедической помощи ребенку дошкольнику.
Литература:
Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.
Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.
Баннов А. Учимся думать вместе: Мат-лы для тренинга учителей. М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивный плакат "Синквейн"
Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...
презентация синквейн
Правила составления синквейна...
Мастер-класс "Синквейн"
Данный мастер-класс представляла на муниципальный конкурс "Учитель года-2010". В работе раскрыт один из приемов технологии развития критического мышления (синквейн) на уроках русского языка и литерату...
Мастер-класс "Синквейн- прием технологии развития критического мышления"
Данный мастер-класс представляла на муниципальный конкурс "Учитель года-2010". В работе раскрыт один из приемов технологии развития критического мышления (синквейн) на уроках русского языка и литерату...
Прием "синквейн"
Дается краткое описание приема и приводятся синквейны, составленные учащимися 5 класса на уроках русского языка....
Что такое синквейн и как с ним работать
научитесь писать синквейны и научите этому своих учеников. Ваши уроки станут интереснее...
Доклад "Синквейн как активный метод обучения. Использование синквейна на уроках русского языка и литературы"
Помните, как в школьные годы нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взросл...