Проект "Расскажи синквейн"
методическая разработка по теме

Педагогический синквейн - одна из новых технологий, используемых в логопедической практики  для коррекции речевых нарушений у дошкольников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект Расскажи синквейн

Слайд 2

Автор проекта К овальских Т атьяна А лександровна Учитель - логопед Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64» города Березники Первой квалификационной категории

Слайд 3

Цель проекта Развитие грамматически правильной речи

Слайд 4

Задачи Пополнять знания детей по лексическим темам Преодолевать аграмматизмы в речи Совершенствовать графомоторные навыки Развивать ассоциативное мышление и образную память Научить составлять синквейны и рассказывать их Обогащать пассивный и активный словарный запас

Слайд 5

Лесенка успеха И… красиво говорим !!! Изучаем Творим Думаем Размышляем

Слайд 6

Приглашаем в мастерскую…

Слайд 7

«Творческая мастерская»

Слайд 8

Рассказываем синквейн

Слайд 9

Воробей Воробей. Пугливый, маленький; прыгает, чирикает, клюет; Воробей живет под крышей. Птица.

Слайд 10

Лошадка Лошадка. Добрая, сильная; скачет, ржет, возит; Лошадь пасется на лугу. Домашнее животное.

Слайд 11

Зима Зима. Снежная, морозная; пришла, укрыла снегом, запорошила; Все вокруг в снегу . Холодное время года.

Слайд 12

Белка Белка. Пушистая, рыжая; прыгает, скачет, заготавливает; Белка живет в дупле на дереве. Дикое животное.

Слайд 13

Герань Герань. Душистая, полезная; растет, цветет, лечит. Герань очищает воздух в доме. Комнатное растение.

Слайд 14

Знакомим родителей Герань. Душистая, полезная; растет, цветет, лечит. Герань очищает воздух в доме. Комнатное растение. Белка. Пушистая, рыжая; прыгает, скачет, заготавливает; Белка живет в дупле на дереве. Дикое животное.



Предварительный просмотр:

Использование технологии дидактического синквейна

 в работе над развитием лексико-грамматической стороны речи

 у детей с ОНР

                                                              Ковальских Татьяна Александровна,                                                                                              

                                                              учитель-логопед первой квалификационной категории

                                                              МАДОУ  «Детский сад № 64» города Березники

        Дидактический синквейн одна из новых  технологий используемая в логопедической практике как средство оптимизации работы по развитию речи дошкольников.

        Современная логопедия уже давно использует в своей практике наиболее эффективные технологии смежных наук: педагогики, психологии и медицины. Наряду с уже давно известными технологиями: нейропсихологическими, кинезитерапией, суджок-терапией и другими,  дидактический  синквейн  направлен на повышение  эффективности работы по коррекции речевых нарушений у детей и помогает оптимизировать работу учителя-логопеда.  Дидактический синквейн нельзя рассматривать как самостоятельную технологию – она лишь часть, включаемая в логопедические технологии, способствующая внести в работу новые способы взаимодействия педагога и ребенка, дающая новые стимулы, служащая созданию благоприятного эмоционального фона, включения в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

        Технология синквейна уже получила распространение в  школе,  а сейчас подтвердила свою эффективность при использовании и в логопедической практике.

        Синквейн в переводе с французского – «пяти  строчное стихотворение», иногда оно ассоциируется с японскими  трехстишиями хоку и пятистишиями – танка, в которых слова минимальны, но каждое слово несет огромную информацию и эмоциональную окраску. Рифмы в этих стихах нет, она не важна, в них на первый план выступает глубокий смысл (белый стих).

        Синквейн – не рифмованное стихотворение, заставляющее думать, осмысливать каждую строчку. Его особенность – это структура. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура — 2—4—6—8—2, всего 22 слога.

        В дидактических целях синквейн получил разнообразие вариаций своей формы.  Он используется как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат и полезен в качестве инструмента для синтезирования сложной информации.

Дидактический синквейн основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Использование технологии дидактического синквейна учителем-логопедом, наиболее эффективна для развития лексико-грамматической стороны речи и развития связной речи. У детей с ОНР трудности в развитии грамматически правильной речи очевидны. Лексико-грамматическая  сторона речи у таких детей значительно отстает от возрастной нормы. В активной речи они используют в основном общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются у них в неумении выбирать и правильно употреблять в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.

Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях выражаются у таких детей в неумении правильно подобрать окончания слов. Для них характерны низкая активность познавательной деятельности, быстрая утомляемость, недостаточные работоспособность на занятиях, устойчивость внимания, малая инициативность в игровой деятельности, ограниченные возможности распределения внимания, при относительно сохранной логической сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания.

У детей с ОНР присутствуют проблемы в развитии словесно-логического мышления, возникают трудности овладения такими мыслительными операциями как: синтез, сравнение и обобщение.

Анализ диагностических обследований детей и мониторинга уровня подготовки к школе показывают, что даже у детей с хорошими диагностическими показателями к школе остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа, возникают другие трудности в учебе. Особенно это начанает проявляться, когда повышаются  сложность заданий и на первый план выходят умения анализировать, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли.

Развить эти способности  и помогает  технология дидактического синквейна.  

Мы разработали проект «Расскажи синквейн».

Цель проекта: развитие грамматически правильной речи.

Задачи:

Расширять знания детей по лексическим темам.

Обогащать пассивный и активный словарный запас.

Преодолевать аграмматизмы в речи.

Научить составлять синквейны и рассказывать их.

Развивать ассоциативное мышление и образную память.

Совершенствовать графомоторные навыки.

В процессе реализации данного проекта мы вместе с детьми изобрели с «лесенку успеха», поднимаясь по которой каждый ребенок постепенно сможет добиться результата. «Лесенка успеха» как и синквейн состоит из пяти ступенек, где перечислены последовательные шаги к достижению цели.

Изучаем

Размышляем

Думаем

Творим     и…

Красиво говорим!

Примеры некоторых синквейнов:

Воробей.

 Пугливый,  маленький;

 прыгает, чирикает, клюет;

 Воробей живет под крышей.

 Птица.

Лошадка.

 Добрая,  сильная;

 скачет, ржет, возит;

 Лошадь пасется на лугу.

 Домашнее животное.

Зима.

 Снежная,  морозная;

 пришла, укрыла снегом, запорошила;

 Все вокруг в снегу.

 Холодное время года.

Белка.

 Пушистая,  рыжая;

 прыгает, скачет, заготавливает;

 Белка живет в дупле на дереве.

 Дикое животное.

Герань.

 Душистая, полезная;  

 растет, цветет, лечит.

 Герань очищает воздух в доме.

 Комнатное растение.

Когда дети научились вместе с педагогом составлять синквейны и их рассказывать, мы стали включать в работу с ними другие задания:

- «Отгадай, о ком (о чем) рассказывали»  (Вначале не произносится первая строка).

- «Закончи рассказ» (ребенок называет обобщающее слово).

- «Найди ошибки» (неправильное согласование слов, либо неверное использование признака предмета, действия и т.д.

        К работе с дидактическим синквейном активно подключаются родители. Для них организованы выставки, проведены совместные мероприятия (конкурс «Знайки»; «Вечер поэзии»; викторина «Знаете ли вы сказки?»).

Все это позволяет добиваться хороших результатов. У детей поддерживается интерес, положительный настрой и желание творить.

Результаты  обследования детей показывают, что  использование технологии дидактического синквейна  способствует достижению положительной динамики детей, увеличению коррекционного эффекта оказываемой логопедической помощи ребенку дошкольнику.

 

Литература:

Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.

Баннов А. Учимся думать вместе: Мат-лы для тренинга учителей. М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный плакат "Синквейн"

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

презентация синквейн

Правила составления синквейна...

Мастер-класс "Синквейн"

Данный мастер-класс представляла на муниципальный конкурс "Учитель года-2010". В работе раскрыт один из приемов технологии развития критического мышления (синквейн) на уроках русского языка и литерату...

Мастер-класс "Синквейн- прием технологии развития критического мышления"

Данный мастер-класс представляла на муниципальный конкурс "Учитель года-2010". В работе раскрыт один из приемов технологии развития критического мышления (синквейн) на уроках русского языка и литерату...

Прием "синквейн"

Дается краткое описание приема и приводятся синквейны, составленные учащимися 5 класса на уроках русского языка....

Что такое синквейн и как с ним работать

научитесь писать синквейны и научите этому своих учеников. Ваши уроки станут интереснее...

Доклад "Синквейн как активный метод обучения. Использование синквейна на уроках русского языка и литературы"

    Помните, как в школьные годы нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взросл...