Пояснительная записка.
методическая разработка по теме

Буйгина Вера Ивановна

                                        Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Программы специальной(коррекционной Воронкова «Русский язык» 5 класс,  Москва «Просвещение», 2005 г., Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская «Русский язык» : класс, Москва «Просвещение», 2005 г., Н. Г. Галунчикова) образовательной школы 8вида для 5-9 классов в двух сборниках, под редакцией Воронковой В. В. (Сб. 1 гуманитарный изд. Центр «ВЛАДОС») и учебников В. В., Э. В, Якубовская «Русский язык» 7 класс, Москва «Просвещение», 2006 Г..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiskapo_pismu.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Программы специальной(коррекционной Воронкова «Русский язык» 5 класс,  Москва «Просвещение», 2005 г., Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская «Русский язык» : класс, Москва «Просвещение», 2005 г., Н. Г. Галунчикова) образовательной школы 8вида для 5-9 классов в двух сборниках, под редакцией Воронковой В. В. (Сб. 1 гуманитарный изд. Центр «ВЛАДОС») и учебников В. В., Э. В, Якубовская «Русский язык» 7 класс, Москва «Просвещение», 2006 Г..

Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим для социальной адаптации.

 Цели предмета:

 Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развития интуиции и «чувства языка».

Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание).

Овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания

Задачи предмета:

Овладение речевой деятельностью в разных её видах (чтение, письмо, говорение,          

слушание ).

Формирование орфографических и пуктуционных навыков, речевых умений,

обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме.

      3.  Обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов.

Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьников.

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических

нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 5-9 классов. Срок реализации данной программы 5 лет. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (45 минут). В 5 классе – 5 часов в неделю, В 6 классе – 4 часа в неделю, в7 классе – 4 часа в неделю, В 8 классе – 4 часа в неделю, в 9 классе – 4 часа в неделю. Возможно уменьшение количества отведённых часов в год, В зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, Выпадение уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определённое количество часов, указанном в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться), в связи с неадекватным состоянием обучающихся коррекционной школы.  Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение пройденного материала.

Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: темы программ по классам повторяются (основные части речи, обеспечивающие высказывание – имя существительное, имя прилагательное, глагол,  включены в содержание 5-9 классов) с постепенным наращиванием сведений по каждой теме

  Формы организации учебного процесса.

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно- речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т. д.

Коррекционно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно -  развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учётом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

 Формы работы.

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные,  творческие, комментированные, зрительные,  предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по

памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения. В конце каждой темы проводится контрольная работа.Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора). Основные виды контрольных работ в 5-9 классах – диктанты.

В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установления связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико – орфографическим материалом, изученным не только в 5-9 классах, но и  в предыдущих.Задания для учащихся создаются  в соответствии с психическими особенностями каждого ученика. Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ. Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года.

 Методы урока.

 На уроках русского языка и развития речи  используются следующие методы урока: словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой. Наглядные  – наблюдение, демонстрация, просмотр. Практические – упражнения, карточки, тесты.

Для реализации основных целей и задач курса русского языка и развития речи применяются разнообразные типы уроков:

- урок объяснения нового материала (урок первоначального  изучения материала);

- урок закрепления знаний, умений и навыков (практический урок)                                        - урок обобщения и систематизации знаний (повторно – обобщающий урок);

- комбинированный урок;

- нестандартные уроки (литературная гостиная, урок викторина, урок – игра и др.).

Используются ТСО: видеофрагменты фильмов, компьютерные презентации, музыкальные композиции.

 

Содержание учебного материала.

Звуки и буквы.

В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово.

В 5 классе начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение  и активизацию словаря. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов различных по произношению, сходных по правописанию (подбор гнёзд родственных слов).

Части речи.

Части речи изучаются в том объёме, который необходим для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение.

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу с 5 по 9 классы. Необходимо работу организовать так, чтобы в процессе упражнений формировать навыки построения простого и сложного предложений. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.  

Текст.

При изучении темы: «Текст» формируются следующие навыки:- определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чём говорится в тексте, что является главным о предмете темы (основная мысль);

- выделять ведущую мысль, заключённую в заголовке или в отдельном предложении текста;

- выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;

- определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закреплённую структуру текста: вступление, главная мысль, заключение;

- отличать повествовательные и описательные тексты с элементами рассуждения, самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;

- подбирать словарь и строить предложения в соответствии  со стилем речи;

-с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочёты:  исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания;  в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений.

Связная речь.

Большое внимание 5-9 классах уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха  и правильного произношения. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков,  работы с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся  овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение. Прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: получают образцы и упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении заявления, расписки и др.). Обращается внимание на графические навыки.

 Основные знания и умения.

Учащиеся должны:

- получать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

- учиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления  является составной частью учебного процесса и решается при формировании знаний, умений и навыков, воспитания личности.

В процессе изучения грамматики и правописания развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций с целью более успешного осуществления умственного и речевого развития.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

5 класс. Учащиеся должны уметь:

Различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме.

Подбирать группы родственных слов.

Проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова.

Обозначать мягкость согласных буквой мягкий знак.

Разбирать слова по составу.

Выделять имя существительное как часть речи.

Строить простое распространённое предложение.

Связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя).

Пользоваться школьным орфографическим словарём.

Учащиеся должны знать: алфавит, способ проверки написания гласных и согласных.

6 класс. Учащиеся должны уметь:

Правильно обозначать звуки буквами на письме.

Подбирать группы родственных слов.

Проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путём подбора родственных слов.

Разбирать слово по составу.

Выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи.

Строить простое распространённое предложение с однородными членами.

Связно высказываться устно и письменно (по плану).

Пользоваться школьным орфографическим словарём.

Учащиеся должны знать: способы проверки написания гласных и согласных в корне слова.

7 класс. Учащиеся должны уметь:

Писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов.

Разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов.

Различать части речи.

Строить простое распространённое предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение.

Писать изложение и сочинение.

Оформлять деловые бумаги.

Пользоваться словарём.

Учащиеся должны знать: главные и второстепенные члены предложения, название частей речи, их значение, наиболее распространённые правила правописания слов.

8 класс. Учащиеся должны уметь:

Писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения.

Разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов.

Различать части речи.

Строить простое распространённое предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение.

Писать изложение и сочинение.

Оформлять деловые бумаги.

Пользоваться словарём.

Учащиеся должны знать: части речи, наиболее распространённые правила правописания слов.

9 класс. Учащиеся должны уметь:

Писать небольшие по объёму изложение и сочинения творческого характера.

Оформлять все виды деловых бумаг.

Пользоваться словарём.

Учащиеся должны знать: части речи, использование их в речи, наиболее распространённые правила правописания слов.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к программе по патриотическому воспитанию.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили...

Пояснительная записка к программе по обслуживающему труду для учащихся 7 классов ССД

Данная программа составлена с учетом особенностей обучения детей со сложной структурой дефекта...

Пояснительная записка

Программа по русскому языку для 9, 10 классов...

Презентация Healthy living guide.Пояснительная записка. Конспект урока.Тесты по теме урока

1.Презентация «HealthyLivingGuide» («Путеводитель по здоровому образу жизни») составлен по основам УМК  для 9 класса, автор Кузовлев В.П, Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др. – М.,Просвещение . Матер...

Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс

Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления....

Пояснительная записка и рабочая программа по русскому языек. 8 класс

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами  расширением по русскомй языку...