Специальные звуковые зрительные знаки в работе с детьми 4-5 лет.
презентация к уроку по теме
Немаловажной задачей в работе каждого учителя-логопеда является коррекция проблем у детей, посещающих логогруппу в области обучения грамоте. Тем более, что это один из наиболее значимых показателей готовности ребёнка к обучению в школе. Поэтому, чем раньше будет начата работа в этом направлении, тем быстрее ребёнок овладеет совершенным фонетическим осприятием, овладеет навыками звукового анализа и синтеза. Применение описанных в презентациях вспомогательных средств я использую в работе с детьми, имеющих различные степени тяжести речевых нарушений. Так же это очень результативно в работе с детьми, у которых совсем отсутсвует речь (т.е. алаликами). Особенно на стадии вызывания звуков, проговаривании-активизации слов. Плное описание каждого звука через основное (зрительный знак) и вспомогательные (объяснение артикуляции и жестовый символ) средства будут представлены в следующих материалах..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spec_znaki_-_1.rar | 355.67 КБ |
vspomogatelnye_sredstva_-2.pptx | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Горлышко гудит (проверяем, прикладывая руку), Воздух легко проходит через домик-ротик, Воздуху ничего не мешает. Двери-Губы даже сделали воротца для Воздуха. Их форма напоминает большой круг. Звук можно петь, тянуть, его легко произносить . Звук [ А ] Звук [ В ] Нижняя Губа-Дверь прижимается к верхним Зубам-Костяным решёткам. Они вместе закрыли путь Воздуху, не хотят его пропускать. Воздух проходит через них с трудом. Нижняя Губа-Дверь сердится и «гудит».
Чтобы звуки лучше воспринимались и дифференцировались детьми, для обозначения каждого из звуков, я дополнительно использую определённый, связанный со зрительн ым, жестовый символ. Он подкрепляет, обогащает слуховой и зрительный образы каждого отдельного звука, создавая дополнительную опору восприятию и расширяя звуковую рецепцию. Жестовые символы :
Звук [ М ] – корова мычит (указательные пальцы обеих рук приложить к голове, изображая рога)
Основное средство логопедического воздействия : зрительные звуковые знаки. - легко запоминаются детьми, - быстро воспроизводятся, - логически связаны со звуковым аналогом, - усиливают звуковое восприятие малыша путём дополнительной опоры на различные анализаторы, - наиболее физиологически приемлемы. Докажу чем. Нейропсихологи говорят, что у мальчиков до 6 лет, а у девочек до 13 доминирует правое полушарие к. г. м. в обучении и воспитании. А именно в этом полушарии происходит запоминание образов, событий. Запоминание символов, карт и схем – функция левого полушария, которое пока находится в рецессивном состоянии. Поэтому для обозначения каждого звука, я использовала зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук. Понимая, что использование моей звуковой образности промежуточное звено между этапом совершенствования фонематического восприятия и звуковым анализом и синтезом слов в добукварный период обучения грамоте, и одновременно расширяет поле готовности детей к обучению грамоте, я увязала свои условные звуковые обозначения с общепринятой цветовой символикой школы.
Гласные звуки: Вырабатывая знаки для обозначения гласных звуков, я опиралась на непосредственное, сиюминутное зрительное восприятие и подбирала аналогии, которые можно легко и быстро воспроизвести, а также проконтролировать в случае затруднений. Для этого обращается внимание ребёнка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука, и каждая артикулема соотносится со знакомой детям геометрической формой. Кроме этого эти фигуры имеют красный цвет.
Звук [ О ] Звук [ А ]
Для обозначения согласных звуков я использовала зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук. Одноцветные, а именно синие, картинки-образы вызывают у ребят запоминающийся, яркий зрительный образ, который уточняет восприятие соответствующего согласного звука. А единство цвета побуждает острее реагировать на различие в образах предметов или объектах, изображённых на карточках-знаках. Согласные твёрдые звуки:
Звук [ М ] Звук [ В ]
Согласные мягкие звуки: Различая с детьми согласные звуки по твёрдости – мягкости, я обратилась к игровому упражнению «Большой и маленький»: Два парохода мы с тобой Ты маленький, а я большой. Большой гудит, большой ревёт. Звук ЛЛЛ его с собой зовёт. Он твёрдо произносится И в море прямо просится. А маленький гудит не так, Он мягкий звук издать мастак: ЛЬЛЬЛЬ – звук несётся от него. Плывёт он тоже далеко! Вот так и находились зрительные пары-образы, которые как и знаки согласных твёрдых звуков, тоже одноцветные, но они зелёного цвета и меньше по размеру.
Звук [ Вь ] Звук [ Мь ]
Немаловажным в работе каждого логопеда является первоначальное глубокое обследование поступивших в группу для коррекции детей. В речевых картах есть, конечно же, место и для выявления уровня развития фонематического восприятия пришедших детей, где я использовала на мой взгляд, самую интересную методику Т. А. Ткаченко, предложенную в «Альбоме индивидуального обследования дошкольника ». Полученные результаты видны в диаграмме: Обследование:
Количество и диагнозы детей: В группу в этом году поступило 16 детей. Все обследованы для обозначения порога, с которого нужно будет начинать всю коррекционную работу: 1 ребёнок – имеет З.Р.Р. (на фоне З.П.Р . 2 детей – имеют О.Н.Р. II уровня; 13 детей – имеют О.Н.Р. III уровня (из них: 1 - с сопутствующим логоневрозом , 4 – на фоне стёртой дизартрии, 1 - с сопутствующей ринолалией .
Логопедические игры: Работая с детьми, я помню об их ведущей деятельности – игровой, а конкретно наиболее приемлемой для нас взрослых – дидактической. Поэтому использую зрительные знаки в играх, которые ввожу как в структуру занятий фронтального, подгруппового так и индивидуального порядков на очень многих этапах коррекции.
1. Определение наличия или отсутствия заданного звука в словах. Очень важный этап в работе по преодолению недостатков в фонематическом восприятии детей (6 этап Р. Ф. В.). Он требует немалое количество усилий, как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослого, ищущего всевозможные подходы, для того, чтобы облегчить усилия ребёнка, пытающегося услышать то, что ему пока не доступно. Игры с решением данной задачи, даю со С.З.З. и в сопровождении небольших четверостиший:
Если песенка поётся И большим кружочком рот, Это ААА из слова льётся. Ты найди его, дружок . Если песенка МММычит, Это ясно говорит. В слово гость-бычок пришёл. Мы его искать пойдём. Если песенка поётся, Губы улыбаются, Это ИИИ из слова льётся. Звуки с ним смягчаются. Если в слове завывает, Это ВВВьюга налетает. Вьюга в слове песнь поёт, Ты поймай её, дружок. « Есть я в слове или нет?»
2. Применение С.З. при постановке звуков помогает ребёнку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем моей воли, как логопеда, а и её активным участником.
Появление звука [ С ] :
После чего, мы устраиваем, «День рождения звука».
3. Дифференциация : Работа по дифференциации звуков бывает также длительной и по той же причине: ребёнок на слух не различает звуки, а мы требуем различения только на слух. СЗЗ помогают ребёнку, дают зрительную опору, поэтому процесс дифференциации звуков идёт быстрее.
Дифференциация [ С ] - [ Сь ] .
4. ЗВУКОКОМПЛЕКСЫ: СЛИЯНИЕ ЗВУКОВ, МАТЕРИАЛИЗОВАННЫХ С ПОМОЩЬЮ ЗНАКОВ, ЕСТЬ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЧТЕНИЯ, А СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВ С ПОМОЩЬЮ ТЕХ ЖЕ ЗНАКОВ – АНАЛОГ ПИСЬМА, ТОЛЬКО И ТО И ДРУГОЕ ПРОИСХОДИТ В ОБЛЕГЧЁННОМ, ИГРОВОМ ВАРИАНТЕ. СКАЖУ ЕЩЁ, ЧТО Я ДАЮ ДЕТЯМ ДЛЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СИНТЕЗА И АНАЛИЗА ТОЛЬКО ТЕ ЗВУКОКОМПЛЕКСЫ, КОТОРЫЕ НЕСУТ КАКУЮ-ТО ЛЕКСИЧЕСКУЮ НАГРУЗКУ .
«Звукодомик».
«Раз, два, три, а ну-ка, посмотри!»
5. Формирование слоговой структуры слов - немаловажный фактор, влияющий на готовность детей с нарушениями речи к школе. Оно проявляется в отсутствии в речи перестановок, пропусков или наращения звуков и слогов, то есть имеет место верное воспроизведение структуры слов.
Здесь также зрительные и жестовые знаки гласных и согласных звуков облегчают детям ориентировку в структурном составе слов, особенно на подготовительном этапе данной работы: СОЗДАНИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ БАЗЫ. Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости. Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками.
Воспроизведение слов, близких по своему звуковому составу.
6. После введения поставленного звука в речь:
7. Профилактика дисграфии: В конце второго года коррекции, при печатании слов, очень часто дети пропускают гласные буквы. А ведь они составляют основу каждого слова. От гласных зависит громкость, внятность, красота как устной так и письменной речи . Чтобы дети эту ошибку не переносили в начальную школу, я широко использую следующие игры:
Выдели в слове два гласных звука и обозначь их нужными знаками. Выдели в слове гласный звук и обозначь его нужным знаком.
8. Развитие графических навы ков: Имеет особое место в работе каждого логопеда, так как от того насколько развиты движения руки ребёнка, настолько же правильно он и говорит. (напомню о наложении зоны движений пальцев рук в к.г.м. на зону движений органов речи).
«От точки к знаку».
«Шершавые знаки».
Програмно-методическое обеспечение: «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Т. Б.Филичева, Г. В. Чиркина; «Звуки и знаки (легко произносимые согласные)» Т. А. Ткаченко; «Звуки и знаки (трудно произносимые согласные)» Т. А. Ткаченко; «Коррекция нарушений слоговой структуры слова» Т. А. Ткаченко; «Логопедические игры для дошкольников» С. Васильева. «Мой логопедический альбом» М. Мальцева; «Альбом индивидуального обследования дошкольника» Т. А. Ткаченко; «Мама, научи читать» Л. П. Царёва; «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» Е. В. Колесникова; «От слова к звуку» Е. В. Колесникова; «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» Г. А. Тумакова; «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н. В. Нищева ; «Этапы развития фонематического восприятия»; «Тематический план фонетических занятий с применением специальных знаков» ; Перспективный план и личное планирование работы; Конспекты занятий с использованием СЗО.
Я не призываю сегодня же и всем начать подготовку к обучению грамоте в соответствии с моим подходом. но уверена, что это приемлемо, тем более когда дело касается такого важного и сложного раздела образовательной программы, как подготовка к обучению грамоте.
Но какие бы знаки мы не использовали, чем бы мы ни старались заинтересовать наших детей – хорошее, доброе настроение – вот залог нашей удачи. Наберёмся же терпения, не всё будет получаться с первого раза. Почаще будем хвалить ребёнка, и радоваться вместе с ним каждой, даже незначительной его победе. Наш доброжелательный настрой – залог успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование специальных зрительных знаков в работе с детьми
Поиск дополнительных эффективных приёмов в работе с детьми, у которых, наряду с ТНР, наличиствуют и фонематические нарушения слуха, восприятия и представлений, привёл меня к давно забытым символ...
Календарный план воспитательной работы для работы с детьми среднего школьного возраста специальной коррекционной школы-интерната VIII вида
Календарный план воспитательной работы с детьми среднего школьного возраста специальной коррекционной школы-интерната VIII вида....
Развитие зрительного восприятия посредством составления сериации детьми с нарушением зрения
В данной презентации раскрываются особенности составления сериации детьми дошкольного возраста, показаны основные принципы раскладывания сериации, трудности, которые испытывают дети с нарушением ...
Статья на тему «Использование зрительных расписаний в работе с детьми с РАС»
Краткое описание возможностей использования зрительных расписаний в работе учителя с детьми с расстройствами аутистического спектра....
Зрительная гимнастика как одна из эффективных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ
Около 30% детей с ОВЗ имеют нарушения зрения. Чаще всего встречается близорукость....
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа
методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...