"Сказка за сказкой"
методическая разработка по теме
Обобщающий урок по чтению по разделу "Сказка за сказкой". Представлен в виде путешействия, испытаний по пройденым сказкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotaka_obobshchayushchego_uroka.docx | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
О себе сообщаю следующее:
Фамилия, Имя, Отчество_Солдатенко Светлана Владимировна____________
Место работы _МКС(К)ОУ «Тутальская С(К)ОШИ VIII вида» ___________
Должность____Учитель начальных классов___________________________
Название моей авторской работы ____«Сказка за сказкой»______________
Сказка за сказкой.
(обобщающий урок)
Цель: закрепление изученного материала по разделу «Сказка за сказкой».
Задачи: формировать гибкость и скорость чтения – умение менять темп в
зависимости от задачи;
развивать у детей осознанность чтения вслух, умение
ориентироваться в причинно – следственных связях, выделять
главное.
Оборудование: герои изученных произведений – лиса, медведь, рак, два
медвежонка, старик, заяц, черепаха; учебник чтения 2
класс;
доска, изображение солнышка, выставка книг, осколочные
картинки с героями сказок, волшебная шкатулка с зеркалом
на дне, индивидуальные карточки со сказочными героями,
«тени» сказочных героев, яблонька и яблочки.
Ход:
Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски
Но нет ничего интересней,
Чем наши любимые – сказки.
Задание на коррекцию внимания и мышления.
— Посмотрите внимательно на изображение солнца (на доске):
— Какое солнце вам больше всего нравится? Почему?
На столе стоят три коробочки, выберите для себя свое солнышко. (На обороте доски написаны имена детей. Каждый прикрепляет свое солнышко напротив своего имени). Кто прикрепил солнышко, садится на свое место.
— Мне нравится ваш настрой на работу.
II. Проверка домашнего задания.
Речевая гимнастика.
Работа над скороговоркой.
Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать,
Так правильно и внятно,
Чтоб было все понятно.
Мы из сказки – ты нас знаешь.
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так что ж …
Сказку заново прочтёшь!
Дома вам было задано выучить каждому загадку.
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (медведь)
Как называют в сказке мужа старухи? (старик)
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык! (заяц)
Кто на свете ходит в каменной рубахе?
В каменной рубахе ходят ... (черепаха)
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, кур в деревне крадёт. (Лиса)
В чем хранили в старину молоко? (кувшине)
Длинное хвостище,
рыжее волосище,
сама хитрище. (лиса)
Ползет наоборот,
Задом наперед,
Все под водой
Хватает клешней. (рак)
Ночью воет он в лесу:
“Я ягнёнка унесу-у-у!”
В зайцах тоже знает толк
Злой, голодный серый …(волк)
Я копытами стучу.
Я скачу, скачу, скачу.
Грива вьется на ветру.
Прокатить тебя хочу. (конь)
Как зовут детенышей медведицы? (медвежата)
Дети загадывают загадки, а отгадки парами вывешиваются на доске.
III. Обобщение по разделу «Сказка за сказкой».
Беседа по пройденному материалу.
Ребята, посмотрите на эти картинки и скажите, знакомы ли вам эти герои.
Около каждой пары героев по ходу их называния, вывешивается название сказки.
Вершки и корешки
Лиса и кувшин
Рак и лиса.
Старик и два медвежонка
Заяц и черепаха
Волк и лошадь.
Добрый крестьянин
Раздели строчку на отдельные слова.
ЖИЛИБЫЛИСТАРИКСОСТАРУХОЙ;
ЖИЛИБЫЛИДЕДДАБАБА
- Прочитайте эти выражения ещё раз.
- Где встречались вы с ними раньше?
- Как называется раздел учебника, над которым мы с вами работали на предыдущих уроках? (Сказка за сказкой)
- Почему он так называется?
- Назовите сказки, которые мы читали в этом разделе?
- Сказки, какого народа, были на уроках? (русского народа, абхазского народа, японского народа)
- Итак, мы отправляемся в сказку. Но прежде, чем отправиться, ответьте на вопрос:
- Кто, по вашему мнению, есть самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?
- У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас заглянув в неё, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке, а может быть, и в мире.
Но пока этот секрет раскрыться не может. Нам решили помешать злые силы. Баба – Яга заколдовала нашу шкатулку, откроется она только тогда, когда вы пройдете все испытания.
Физминутка:
Звериная зарядка.
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
кулачками потереть глаза
Любят долго потянуться,
Потянуться-
Обязательно зевнуть
зевнуть, прикрывая рот ладошкой
Ну и хвостиком вильнуть
движение бедрами в стороны
А волчата спинку выгнуть
прогнуться в спине вперед
И легонечко подпрыгнуть
легкий прыжок вверх
Ну, а мишка косолапый
руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса
Широко расставив лапы
ноги на ширине плеч
То одну, то обе вместе
переступание а ноги на ногу
Долго топчется на месте
раскачивание туловища в стороны
А кому зарядки мало -
Начинает все сначала!
развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх
Задания на коррекцию внимания, памяти, речи, мышления; на умение ориентироваться в причинно-следственных связях выделять главное.
Первое испытание, которое вам предложила Баба – Яга, это узнать из какой сказки эти слова?
«Тебе вершки, мне корешки».
«Лиса до места добежала, обернулась посмотреть, вильнула хвостом, рак отцепился и говорит:
- А я уж давно тут тебя жду.
«- Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, поиграл, да и полно!»
«Однажды заяц встретил у реки черепаху и сказал:
- Давай побежим наперегонки!»
«Голодному волку попалась на лугу лошадь, и он решил ее съесть.»
«Один крестьянин оседлал лошадь и поехал в город за соей.»
Второе испытание: Соедини стрелкой героев сказок. (У каждого ребенка на парте лежат листочки с изображением героев прочитанных сказок.)
Третье испытание: «Там на неведомых дорожках»
Если бы мы вдруг попали в сказку и встретились с его героями, смогли бы вы их узнать?
Ну, попробуй отгадать,
Как героя сказки звать.
Узнай героев из прочитанных вами сказок по тени.
Четвертое испытание «Вопросы ученого кота»
С кем встретился мужик из сказки «Вершки и корешки»
Какой предмет был на голове у лисы?
Каким образом рак оказался вперед лисы во время соревнований по бегу в сказке «Рак и лиса».
Кто помог решить проблему двум медвежатам? Как называется эта сказка?
Почему заяц пришел на гору позже черепахи, ведь заяц бегает быстрее?
Почему к лошади нельзя подходить сзади?
Можно ли назвать крестьянина добрым по отношению к лошади?
Пятое испытание: Собери осколочную картинку.
Шестое испытание: Сосчитай героев сказок.
В каждой сказке есть свои герои. Вы сейчас сосчитаете героев всех сказок, но герои не должны повторяться. (мужик + медведь + лиса + рак + два медвежонка + заяц + черепаха + волк + лошадь)
У тебя друзей немало,
И живут они вокруг,
Но из всех друзей хороших
Книга – самый лучший друг!
Книга – друг твой и товарищ,
Мы берём ее везде,
Ведь она тебе поможет
И в учебе, и в труде.
Кто с книгой по свету шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает
Учиться, работать и жить!
VI. Итог: Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками.
Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (Открываю доску)
-Но она какая-то грустная, нет на ней яблок. Давайте ее оживим.
У каждого есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое)
- Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя
проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки –
прикрепите красное яблоко.
- Если не все пока удалось. Есть какие-то проблемы, что-то не
получается – желтое.
-Если вам было сложно, есть трудности – зеленое, надо немного
созреть.
Домашнее задание: нарисовать понравившегося героя сказки.
Посмотрите, вы справились со всеми заданиями и наша шкатулка расколдовалась, она открылась. Давайте же узнаем, кто же был главным на нашем уроке. (Дети по очереди заглядывают в шкатулку. На дне шкатулки лежит зеркало, каждый видит себя)
Правильно. На уроке вы все были главными. Разве бы прошел так интересно урок без вас. И поэтому каждому из вас я дарю картинку со сказочным героем.
Спасибо всем. Урок окончен.
Список литературы:
1. http://inna.21413s14.edusite.ru/p19aa1.html
2. http://www.ourkids.ru/Logopedia/fizmin.shtml
3. Вохринцева, С.В. Демонстрационный материал для ознакомления детей с русскими народными сказками «Морозко», «Колобок», «курочка Ряба» /авт. – сост. С.В. Вохринцева. – Изд. «Страна – фантазий» 2012. - 10с.
4. Ильина, С.Ю. Чтение для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ авт. – сост. С.Ю. Ильина – 3 издание. – СПб.: Филиал изд. «Просвещение», 2006. – 247 с.
5. Рудченко, Л.И. Чтение. 2 класс: коррекционно-развивающие занятия /
авт.- сост. Л. И. Рудченко. — Волгоград: - Учитель, 2007. — 150 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)
В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...
Экологическая сказка "Зимняя сказка"
Эта сказка была написана для экологического театра "Радуга" гимназии "Логос" .Опубликована в журнале "Воспитание школьников". Участвовала в конкурсе экологических театров детского экологического форум...
Урок литературы в 5 классе по теме «В.А. Жуковский. Личность поэта. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои сказки».
Урок литературы в 5 классе по творчеству В.А. Жуковского с применением различных педагогических технологий....
Урок-сказка. Тема "Сказка про Ивана-царевича и деление обыкновенных дробей"
Главные задачи этого урока: познакомить с правилом деления обыкновенных дробей и научить выполненять деление.Вырабатывать навык хорошего счета.Формировать интерес к математике, развивать воображение, ...
Что за прелесть эти сказки!(По сказкам А.С.Пушкина)
Викторина по сказкам А.С.Пушкина...
Методическая разработка урока внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки…» ( по сказкам А.С.Пушкина)
Показать учащимся (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"....
Урок литературы в 5 классе по теме «В.А. Жуковский. Личность поэта. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои сказки».
В данной разработке рассказываеся о В.А.Жуковском, анализируется сказка "Спящая царевна", даются характеристики героев....