Педагогическая дифференциация учащихся коррекционной школы на уроках истории в соответствии с характеристиками В.В. Воронковой
статья по теме

Богданова Лариса Викторовна

Учащиеся с нарушением интеллекта вследствие недоразвития познавательной деятельности и личности в целом испытывают определенные трудности в процессе обучения. Существующая неоднородность в уровнях усвоения программного материала давно обращала на себя внимание исследователей и практических работников, побуждала их искать способы дифференциации учащихся, пути и методы преодоления трудностей в обучении. Поиски шли в нескольких направлениях...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bogdanova_l.v._statya.doc253.5 КБ

Предварительный просмотр:

Богданова Лариса Викторовна,

учитель истории Отечества I квалификационной категории

МБОУ Чумаковская школа-интернат

Новосибирская область, Куйбышевский район, с. Чумаково

«Педагогическая дифференциация учащихся коррекционной школы на уроках истории в соответствии с характеристиками В.В. Воронковой»

Учащиеся с нарушением интеллекта вследствие недоразвития познавательной деятельности и личности в целом испытывают определенные трудности в процессе обучения, требующем понимания сообщаемых сведений, запоминания и воспроизведения, применения их на практике при выполнении аналогичных и новых заданий.

Под влиянием обучения и воспитания дети развиваются, приобретают определенные знания и умения, однако продвижение их неравномерно. Это вызвано неоднородностью состава учащихся, которая определяется разными потенциальными возможностями школьников и имеющимися у них нарушениями.

Разрабатывая клиническую классификацию, в основу которой была положена структура дефекта, М. С. Певзнер (1959) подчеркивала, что дети с нарушением интеллекта даже одной и той же клинической группы имеют неодинаковые возможности обучения, что связано с глубиной и распространенностью нарушений.

Существующая неоднородность в уровнях усвоения программного материала давно обращала на себя внимание исследователей и практических работников, побуждала их искать способы дифференциации учащихся, пути и методы преодоления трудностей в обучении. Поиски шли в нескольких направлениях.

Основными показателями обучаемости для учащихся с нарушением интеллекта следует считать обобщенность мыслительной деятельности, в том числе перенос знаний и умений в относительно новые условия, осознанность определяемую соотношением словесно-логических и практических компонентов мыслительной деятельности, а также самостоятельность в решении заданий. Значительным показателем является восприимчивость учащихся к помощи, их реакция на характер и объем помощи со стороны взрослого.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью обучение имеет первостепенное значение, поскольку в ходе его происходит формирование познавательной деятельности и личности в целом, осуществляется коррекция недостатков развития. В процессе обучения учитываются не только особенности, но и возможности развития каждого ребенка. Коррекционное воздействие, прежде всего, должно быть направлено на повышение познавательных возможностей школьников.

На основании проведенных исследований были выделены группы учащихся в зависимости от возможностей усвоения ими учебного материала по русскому языку, математике, труду, вычленены специфические затруднения, мешающие процессу получения знаний и умений. Это послужило основанием для определения типологических особенностей школьников и деления их на группы.

По возможностям обучения я разделила учащихся 7-9 классов на четыре группы. За основу деления учащихся на группы с целью определения путей коррекции дефектов их развития в исследовании я взяла классификацию В. В. Воронковой (1972).

I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

На уроках истории я выделила в I группу учащихся, которые хорошо понимают содержание прочитанных текстов, отвечают на вопросы по содержанию, могут соотнести свои ответы с определенным местом текста,  составить простейший план, и пересказать текст по плану. Они почти не нуждаются в предметной наглядности, обычно им достаточно словесного указания на те наблюдения и явления, которые им уже известны. Учащиеся на уроках пользуются фразовой речью, свободно поясняют свои действия. При анализе характеристике того или иного события, описании исторической личности  ученики придерживаются определенной последовательности, дают полные, довольно точные характеристики. Однако в условиях фронтальной работы при изучении нового учебного материала, им нужна дополнительная помощь. Эту помощь они используют достаточно эффективно. Приобретенные знания и умения такие дети, как правило, не теряют.

Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.

Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.

Я выделила во вторую группу учащихся, которые допускают больше ошибок при чтении текста и в тетрадях, самостоятельно найти их и исправить затрудняются. Прочитанное понимают, но при пересказе могут допустить пропуски смысловых звеньев. Эти ученики владеют связной устной и письменной речью, но, в то же время, для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности. Учащиеся II группы испытывают на уроках некоторые затруднения. Эти дети не могут представить достаточно отчетливо те явления, события, предметы и факты, о которых им сообщается. Эти дети медленнее, чем учащиеся, отнесенные к I группе, запоминают выводы, обобщения.

К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.

Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.

К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы.

Учитель коррекционной школы должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике.

При подготовке к урокам мною определены пути дифференцированного подхода и разработаны дифференцированные задания и виды помощи. Система дифференцированного подхода способствует вовлечению всех детей в общую работу класса и повышению качества работы учащихся. Изучение образовательных потребностей детей с нарушением интеллекта, осуществление дифференцированного подхода в обучении дает результаты: имеется положительная динамика в усвоении программного материала.

Предмет история Отечества изучается в 7 классе с 2010-2011 учебного года. Видна положительная динамика обучающихся: в 4 четверти качество успеваемости повысилось на 15% (Рис.1).

В 8 классе история Отечества изучается с 2009-2010 учебного года. К сожалению, качество успеваемости в классе снизилось (В 2010-2011 учебном году в класс прибыли новые учащиеся) (Рис. 2).

В 9 классе предмет история Отечества изучается с 2008-2009 учебного года. Качество успеваемости в классе стабильно (Рис. 3), несмотря на нестабильность состава 9 класса: в 2009-10 учебном году и 2010-11 учебном году прибыли новые учащиеся.

Рис. 1. Сравнительная диаграмма успеваемости

по Истории Отечества  учащихся 7 класса за 2010-11 уч.г.

Рис. 2. Сравнительная диаграмма успеваемости

по Истории Отечества учащихся 8 класса за 2 уч.г.

Рис. 3. Сравнительная диаграмма успеваемости по Истории Отечества

 учащихся 9 класса за 3 уч.г.

Литература:

 1.     Баряева Л.Б., Зарин А.П. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием Дошкольное воспитание. - 1998.

 2.     Боровикова О.Н., Боярская Л.Б. Неполноценным детям полноценную школьную жизнь Советская педагогика. - 1992. - №12.

 3.     Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов. М.: Школа-Пресс, 1994.

 4.     Как учить и развивать умственно отсталых детей Сост. К. Грюневальд. - СПб.: Петербург XXI век, 1994.

 5.     Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М., 1994.

 6.     Малинович В.И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием Дефектология. - №3. - 1999.

 7.     Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей. - М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках русского языка"

Методы, применяемые мною для активизации познавательной деятельности на уроках письма в коррекционной школе...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ                  Одной из ...

Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках на уроках письма и развития речи.

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к об...

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности у учащихся коррекционной школы на уроках литературы и во внеучебное время.

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности  у учащихся коррекционной школы  на уроках литературы и во внеучебное время....

Доклад "Развитие устной речи учащихся коррекционных школ на уроках трудового обучения"

Развитие речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида. Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с нарушением интеллекта имеют барь...

Методическая раработка "Формы и методы организации самостоятельной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках трудового обучения.", 2023г.

В данном материале указаны основные формы и методы организации самостоятельной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках трудового обучения...