Требования к уроку в коррекционной школе
методическая разработка по теме

 

Методическая разработка по теме: 
Требования к уроку в коррекционной школе

 

 Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида

1.               Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.

2.               Урок должен быть воспитывающим и развивающим.

3.               На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.

4.               Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.

5.               На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.

6.               На уроке должны осуществляться межпредметные связи.

7.               Урок должен быть оснащен:

·                         техническими средствами обучения;

·                         дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмы рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.);

·                         весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.

8.               На уроке должны осуществляться инновационные процессы.

9.               Необходимо введение в обучение компьютеров.

10.            На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:

·                         проведение физминуток (начальная школа – 2-3 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);

·                         соответствие мебели возрасту детей;

·                         соответствие дидактического материала по размеру и цвету;

·                         соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;

·                         соблюдение санитарно-гигиенических требований.

11.            Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

·                         оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;

·                         способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.

При подготовке к уроку следует помнить:

1.               Тема урока.

2.               Тип урока.

3.               Основная цель урока.

4.               Задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные).

5.               Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.

6.               Формы и методы обучения.

7.               Оценка учащихся.

8.               Анализ урока.

 

Типы уроков

1.               Урок изучения нового материала.

2.               Урок закрепления знаний.

3.               Урок обобщения и систематизации знаний.

4.               Урок проверки и оценки знаний.

5.               Комбинированный урок.

6.               Урок-игра.

7.               Урок-экскурсия.

8.               Урок-диалог.

 

Этапы урока

1.               Организация начала урока.

2.               Проверка домашнего задания.

3.               Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

4.               Изучение нового материала.

5.               Первичная проверка усвоения знаний.

6.               Закрепление знаний.

7.               Обобщение и систематизация знаний.

8.               Контроль и проверка знаний.

9.               Подведение итогов урока.

10.            Информация о домашнем задании и выставление оценок.

Наличие того или иного этапа урока зависит от типа урока.

 

Образовательные задачи:

·                 формировать (формирование) у учащихся представления о …;

·                 выявить (выявлять)…;

·                 знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;

·                 уточнить…;

·                 расширить…;

·                 обобщить…;

·                 систематизировать…;

·                 дифференцировать…;

·                 учить применять на практике…;

·                 учить пользоваться…;

·                 тренировать…;

·                 проверить….

Коррекционно-развивающие задачи:

·                 корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;

·                 коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;

·                 коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;

·                 коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;

·                 коррекция и развитие зрительных восприятий…;

·                 развитие слухового восприятия…;

·                 коррекция и развитие тактильного восприятия…;

·                 коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;

·                 коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;

·                 коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;

Воспитательные задачи:

·                 воспитывать интерес к учебе, предмету;

·                 воспитывать умение работать в парах, в команде;

·                 воспитывать самостоятельность;

·                 воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)

Формулировка задач на урок зависит от темы урока, подобранных заданий и типа урока. Например, на уроке изучения нового материала – дать понятия, познакомить, на уроке закрепления знаний – закрепить, повторить и т.п.

 

Методы обучения:

·                 объяснение;

·                 рассказ;

·                 демонстрация;

·                 наблюдение;

·                 работа с книгой;

·                 игра;

·                 упражнение;

·                 лабораторно-практическая работа;

·                 практическая работа;

·                 самостоятельная работа;

·                 применение технических средств обучения;

·                 программированное обучение;

·                 проблемное обучение.

Прием – это часть метода. Например, при использовании метода упражнений применяются следующие приемы: сообщение условий задания, запись условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за правильностью выполнения задания.

 

 

Примерный план урока

Тип урока – комбинированный

Тема урока

Задачи урока:

·                 образовательная;

·                 коррекционно-развивающая;

·                 воспитывающая.

Оборудование урока

1) Организационный этап

Цель – подготовка учащихся к работе на уроке. Содержание этапа (возможные ва-рианты):

·                 по звонку найти свое место;

·                 взаимное приветствие;

·                 рапорт дежурного, определение отсутствующих;

·                 запись числа;

·                 настрой учащихся на работу, организация внимания;

·                 проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);

·                 сообщение темы и цели урока.

2) Проверка домашнего задания

Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить прой-денный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Воз-можные варианты проверки домашнего задания:

·                 фронтальный опрос;

·                 индивидуальный опрос с вызовом к доске;

·                 фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам);

·                 индивидуальный письменный опрос;

·                 уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного);

·                 практическая работа;

·                 программированный контроль;

·                 проверка тетрадей;

·                 технические средства обучения.

3) Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, це-ли и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Ввод нового понятия возможен разными способами:

·                 загадка;

·                 ребус;

·                 кроссворд;

·                 игра "Четвертый лишний";

·                 словарная работа (связь с новым материалом);

·                 проблемный вопрос.

4) Сообщение нового материала

Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п. Сообщение нового материала возможно:

·                 в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, по-следовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);

·                 самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и ис-пользования учебника;

·                 вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);

·                 чередование беседы и рассказа;

·                 применение ТСО.

5) Закрепление полученных знаний

Цель – закрепит знания и умения, необходимые для самостоятельной работы уча-щихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Используе-мые методы:

·                 беседа;

·                 работа с учебником;

·                 работа с тетрадью;

·                 практическая работа;

·                 программированные задания;

·                 дидактические игры;

·                 ТСО;

·                 таблицы, схемы, тесты;

·                 самостоятельная работа.

6) Подведение итогов

Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

·                 выводы;

·                 вопросы на понимание изученного материала;

·                 разбор и запись домашнего задания;

·                 оценка работы учащихся.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к уроку в коррекционной школе

Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII видаУчитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.Урок должен быть воспитывающим и развивающим.На каждом уроке должна ве...

Требования к уроку в коррекционной школе.

Конспект. Требования к уроку в коррекционной школе....

Обмен опытом. Коррекционная направленность уроков в коррекционной школе VIII вида (обучение на дому)

Уроки в специальной коррекционной школе решают одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушениями развития. Изучение различных предметов на...

конспект урока в коррекционной школе психолого-педагогической поддержке.Урок по теме"Дорога в школу".

Тема: «Дорога в школу».Цель:    обеспечить усвоение  правил дорожного движения, которыми можно пользоваться по дороге в школу.Задачи:  1. Обобщить  правила перехода улиц ...

Требования к проведению урока в коррекционной школе 8 вида.

Материал для учителей коррекционных школ....

Современный урок в коррекционной школе в соответствии с требованиями ФГОС

В данной статье автор останавливается на следующих вопросах: современный урок в условиях ФГОС, нетрадиционные формы проведения урока в коррекционной школе. В статье показана роль современного урока...