Главные вкладки
Габитова Ляля Камиловна
психолог, учитель дефектолог
Профессия: Педагог-психолог
Профессиональные интересы: АРТ-терапия
Увлечения: цветы
Регион: Санкт-Петербург
Место работы: ЦПМСС Красносельского района, СПб
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/gabitova-lyalya-kamilovnaНаучись отпускать, счастье всегда найдет дорогу обратно
Что –самая сладкая сладость на свете?
Сахар – могла я когда-то ответить.
Мед, мармелад, пастила… и щербет..
Только теперь поняла я ответ
-Родного ребеночка– запах макушки,
Что остается на нашей подушке,
Пальчики нежные… и ноготки
–Попка, коленочки…и локотки…
Что – самая горькая горечь на свете?
Горчица – могла я когда-то ответить…
Редька и уксус… полынь и хинин..
Ну а теперь – мой ответ – лишь один:
Губки дрожащие – плач на подходе
Вот от чего мое сердце заходит ..
Самая горечь – родного ребенка
–Полные слез и обиды глазенки…
О себе
На консультацию клиент отправится
Психолог тронется - клиент останется
Стена больничная, полы зеркальные
Халаты белые, халаты белые, халаты белые
Халаты белые, глаза - печальные
Откроет правду мне мадам курящая
Про свое прошлое и настоящее
Наврет с три короба- Пусть разбираются -
С кем попращалась я - Вас не касается
Откроет душу мне маньяк в тельняшечке
О том как трудно жить ему, бедняжечке...
Достанет доллары - и распрощается...
Психолог тронется, психолог тронется, психолог тронется
Психолог тронется - а он отсанется....
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
К. Чуковский Муха цокотуха
К. Чуковский Телефон
К. Чуковский Тараканище
Мой взгляд на мир
Чистыми и светлыми глазами
Взгляд на мир
Ирина Леонова | Стихи |
| Этот путь, томительный и длинный, |
Мои достижения
еще рано об этом
Моё портфолио
Мифы, связанные с понятием психолога
Существует целый ряд социальных мифов, которые искажают представление людей о психологе, препятствуя получению пользы от общения и работы с психологом. Необходимо знать эти мифы, чтобы освободиться от нереалистичных ожиданий и искажённых представлений, препятствующих получению полноценной психологической помощи.
Первый миф - психолог - морализатор. Морализатор - это смесь директивного родителя, учителя и священника, в функции которого входит научить человека как правильно жить с точки зрения нравственных, социальных и религиозных норм. На самом деле в функции психолога входит скорее наоборот освободить человека от давления различных норм. Это не значить, что человек должен стать бесшабашным разгильдяем, дебоширом или анархистом. Скорее психологическое освобождение означает приобретение большей внутренней свободы, освобождение от страхов и комплексов, которые ведут к естественному принятию своих личных и социальных свобод.
Второй мир - психолог - святой, то есть человек живущий правильно. Что значит правильно? Правильно означает, что психолог никогда не испытывает негативных эмоций, в его жизни не должно быть конфликтов, он никогда не ошибается, всегда выносит правильные решения, один раз и по любви женится, умеет дальновидно планировать свою жизнь, обладает целым набором позитивных качеств. Определённая категория людей склонна приписывать психологу свойства необычайной чистоты, безупречности и святости. По их мнению, у психолога нет и не должно быть психологических и эмоциональных проблем. Когда же они с широко распахнутыми глазами видят, что психолог к их большому удивлению не является таким, каким они себе его представляли, они могут поступить по крайне мере двумя разными способами. Во-первых, облегчённо вздохнуть по поводу того, что психолог всё-таки человек, а не какое-то божество и попытаться проверить то, что он умеет на примере попытки решить возникшей у данного клиента проблемы. Во-вторых, обнаружив частные "несовершенства" психолога, человек может использовать это как повод, чтобы сбежать от необходимости работы над собой. В подобном случае, полагая, что его могут консультировать лишь боги, он надолго откажет себе в реальной психологической помощи, занимаясь постоянно поиском психолога с повышенным уровнем нравственной чистоты и святости.
Третий мир - психолог - всезнающий гуру, у которого есть ответы на все вопросы. И стоит только клиенту предъявить проблему, как у психолога уже должен быть готовый ответ на поставленный вопрос. Подобный миф проистекает из ограниченного представления о феномене под названием человек. Во-первых, человек очень сложен и его ресурс далеко не изучен, чтобы иметь возможность сходу иметь ответы на все поставленные вопросы. Во-вторых, каждый человек является уникальной индивидуальностью, а следовательно происходящие с ним проблемы напрямую будут связаны с неповторимостью его души. Некоторые представляют себе психолога как человека, который даёт советы или учит жизни. На самом деле не то ни другое не входит в обязанности психолога.
Четвертый миф - психолог видит людей насквозь. Следующий миф, о котором часто можно слышать от людей, это представление о нём как об ясновидящем. Некоторые люди, почему-то глубоко убеждены, что раз ты психолог, то уже просчитал их насквозь и может составить им полную, точную и исчерпывающую характеристику. Видимо подобное представление о психологи является бессознательным качеством сформированными в результате многовековых общений людей с шаманами, целителями, прорицателями племён и других человеческих сообществ. Раньше, когда не было индустрии раскрутки и создания ложного имиджа, шаман или целитель действительно должен был обладать определённым психическими способностями, что реально соответствовать тому, за кого он себя выдаёт. Это особенно относится к шаманам, постоянно живущим около одного племени. Если же он был шарлатаном, то ему необходимо было постоянно гастролировать, чтобы избежать наказания за свой обман и непрофессионализм.
Пятый миф заключается в представление о психологе как о маге. У сторонников данного мифа есть нереалистичное представление о том, что у психолога есть некая волшебная палочка, таблетка, снадобье, зелье и т.д. с помощью которого клиент может вмиг улучшить своё материальное положение, сменить профессию, переделать окружающих (детей, супруга, начальника и т.д.), а сам при этом нисколько не меняясь.
К этому мифу с удовольствием прибегают те, кто реально не желает работать над собой. Для них психолог должен быть подобным бесконтактному целителю, делающему пассы руками над его телом. В подобных представлениях клиент должен придти к психологу, сесть на стул, а дальше с него снимут порчу, отредактируют карму, зарядят энергий и возьмут денег столько, сколько даст сам клиент.
Несмотря на проводимое здесь развенчание мифов, в качестве нереалистичных представлениях о психологах, следует заметить, что в профессиональном психологе всё-таки что-то присутствует от каждого из этих мифов. От морализатора в психологе присутствует стремление восстановить душевное равновесие на основе этических принципов функционирования человеческой души, учитывая ту идею, что человек в глубине своей является добрым и нравственным существом. От всезнающего гуру в психологе присутствует знание теорий и концепций, позволяющие ориентироваться в психике и индивидуальности человека и работать с нею. В любом случае психолог обладает опытом решения различных психологических проблем, накопленных как им самим, так и поколениями других психологов. От мага у практического психолога присутствует не до конца понятый феномен, когда посредством разрешения психологических проблем у человека происходят позитивные внешние изменения. Также к магическому началу можно причислить наличие большого арсенала техник психологического воздействия, в задачу которых входит улучшение психологического и эмоционального состояния клиента.
Все перечисленные мифы в основном связаны с недостатком просвещения населения о значении, особенностях и пользе работы с психологом. С другой стороны, намереваясь посетить психолога, очень часто человек впадает в состояние детства, а все дети верят в сказки.
Заблуждения, связанные с понятием психолога.
От мифов о психологах перейдём непосредственно к заблуждениям. Подобные заблуждения могут быть вызваны локальным и сепаративным пониманием человека, его проблем, чувств, мыслей и происходящих с ним событий. Также как и мифы, заблуждения могут лишать человека возможности искать помощи у психолога. Может быть, эти заблуждения также связаны с недостатком психологической культуры населения, но нередко они имеют своего рода кармический подтекст. Слово "карма" в рамках практической психологии и психологического консультирования выглядит следующим образом. Человек имеет все возможности для получения психологической помощи, стоит только, как говорится руку протянуть, чтобы снять страдание с проблемы, но, несмотря на это, человек выстрадывает проблему до конца. Его даже могут за ручку завести психологу, но он всё равно находит повод для того, чтобы отказаться от его услуг и продолжать страдать.
Поскольку "карма" понятие более абстрактное, чем конкретное, то вернёмся непосредственно к самим заблуждениям, которые любой может услышать и на опыте увидеть в окружающих его людях.
- Психологи нужны лишь для слабых людей. Возможно своего рода комплекс Геракла, а возможно повышенная гордость и высокое официальное положение позволяют людям думать, что они являются исполинскими личностями и психологическая помощь не для них. Исходя из механизма компенсации, заставляющего проблемных людей с комплексом неполноценности карабкаться вверх по карьерной лестнице или демонстрировать небывалые достижения мы можем говорит об обратном. Но именно страх признаться себе в этом принуждает человека решительно отвергать саму возможность посещения психолога с целью решения актуальных психологических проблем. Комплекс мужества часто бывает у мужчин, для которых легче напиться с целью смягчения психологической проблемы и устроить дебош, чем обратится за помощью к кому-либо продемонстрировав, по их мнению, собственную слабость. Интересно бывает наблюдать, когда человек высказываясь весьма бурно, неблагозвучно и негативно в сторону психологов, всем своим поведением, мимикой и текстом демонстрирует острую потребность в душевной помощи.
- Психологи нужны лишь для больных людей, а я здоровый. В коллективном сознании не всегда присутствует разделение между психологом, психотерапевтом и психиатром. Здесь нехватка просвещения о роли психолога в обществе на всех ступенях обязательного образования, граничит с отсутствием между здоровой и больной личности. Иной раз, человек с выраженными признаками невротического расстройства будет полагать, что психологу нужно обращаться лишь тогда, когда становится явным, что " едет крыша" или личное поведение может привести к непоправимым жизненным ошибкам. Можно сказать, что все без исключения жизненные ошибки, будь то попадание в тюрьму по глупости, убийство по неосторожности или растранжиривание больших материальных средств и благоприятных жизненных возможностей строятся на своевременно нерешённых психологических проблемах. Но, чтобы понимать это, нужно чтобы психология, как наука о здоровом и продуктивном существовании человеческой души, пересекала все уровни обязательного школьного образования. Конечно, и подготовка психологов должна претерпеть качественно изменение.
- Нельзя выносить "сор из избы" и рассказывать другим о своих проблемах. Это скорее относится к мышлению жителей деревень и малых городов, где сплетни разносятся со скоростью ветра, психологическая просвещённость крайне низка, а квалифицированных психологов катастрофически не хватает. Порой, переезжая в большой город, человек продолжает стойко носить подобное убеждение, руководствуясь бессознательным страхом перед тем, что незнакомым людям нужно доверять ещё меньше, чем тем с кем ты встречаешься хотя бы раз в полгода. Иногда подобное убеждение является продуктом архаичного воспитания или особенностей культуры, из которой произошёл человек. При психологическом просвещении о роли психолога человек способен пойти на риск самораскрытия перед психологом. В подобном случае выбрасывание психологического мусора должно стать таким же естественным как чистка зубов, дефекация или выбрасывание отходов жизнедеятельности из дома.
- Не учите нас жить, лучше помогите материально. Это высказывание, можно сказать, вообще не из этой оперы, но его нужно привести по следующей причине. Примат грубоматериального насыщения существенно главенствует над потребностью в психологическом познании и совершенствовании. Можно подумать, будь у человека большие деньги, он стал бы более гармоничным, реализованным, целостным, счастливым, творческим и внутренне свободным человеком. Осмелюсь предположить, что этот эффект особенно характерен для людей отличающихся смысловой бедностью и эмоциональной скудостью их жизни. У них мало счастья, жизнь для них интересна лишь при наличии чувственных удовольствий, к тому же они не научились генерировать положительные эмоции не основанные на одних лишь материальных благах. Если главные бытийные ценности (культура, творчество, познание, самореализация, самосовершенствование) для человека мало чего значат, то ему и остаётся только тоска о больших материальных ресурса и неограниченных плотских удовольствиях. Психологическую культуру нельзя навязать, но, всё-таки, нехватка её умеренной рекламы, ощущается довольно сильно во всех слоях общества.
- Если в жизни сложилось проблема, то словами её не решить. Как не странно, люди охотно продолжают страдать над проблемой или потерей, пологая, что шлейф негативных эмоций, вызванный нарушением их ожиданий относительно их собственной жизни, является обязательным компонентом. Здравый смысл подсказывает, что зачем страдать о том чего нет, если можно радоваться тому, что есть. Но, а если то, что есть обесценено и не интересно? Если особенно радоваться нечему, как это было в предыдущем случае, то пускай остаётся хоть страдание.
Вот, пожалуй, и все соображения, которые накопились в процессе знакомства с практической психологией. Если у вас есть свои наблюдение, наработки и открытия, то присылайте на е-mail и, при адекватности содержанию данной статьи, они будут помещены в соответствующие списки мифов и заблуждений.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты