Звуки [м - м']. Буква М м.
план-конспект по теме
Фрональное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_m_-_m._bukva_m_m..doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип занятия: фронтальное.
Тема занятия: Звуки [м - м,]. Буква М м.
Цель занятия: закрепить навыки различия и четкого произношения звуков
[м, м,] изолированно, в слогах, фразах, в предложении.
Обучающие задачи занятия:
- закрепить знания о механизмах организации данного звука изолированного, в слогах, в словах, в предложении;
- познакомить с графическим изображением звуков [м - м,], буквой М м;
- сформировать понятие звук, слог, слово, предложение.
Развивающие задачи занятия:
- совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;
- формирование кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
- развитие навыков звукобуквенного анализа с использованием графической записи.
Воспитательные задачи занятия:
- воспитывать интерес к занятиям, воспитание трудолюбия, настойчивости.
Коррекционная задача занятия:
- закрепление звука в самостоятельном произношении (в изолированном виде, в словах, слогах, предложении).
Оборудование: материал для формирования правильного выдоха, профили артикуляции звука, слоговые и звуковые дорожки, предметные картинки, графическая модель фишки, букварь.
Ход проведения занятия.
Этапы занятия | Время | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1. Организационный момент. 2.Артикуляцион- ная гимнастика. 3.Мимическая гимнастика. 4.Дыхательная гимнастика. 5. Сообщение темы. 6. Анализ артикуляции звука. 7. Характеристика звука. 8. Закрепление звука изолированно. 9. Динамическая пауза. 10. Развитие фонематического слуха. 11. Связь звука с буквой. 12. Закрепление звука в словах. 13. Работа в букваре 14. Работа в тетради. 15. Домашнее задание. 16. Итог занятия 17. Оценка. | 2 мин. 2 мин. 1 мин. 1 мин. 2 мин. 3 мин. 3 мин. 0.5 мин. 2 мин. 2 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 2 мин. 1 мин. 1 мин. 1 мин. | Все подготовились, слушайте меня внимательно и выполняем все старательно, а кто будет хорошо работать в конце занятия получит поощрение. - Сейчас сядет тот, кто правильно назовет то, что изображено у него на картинке. - Поставим зеркала, приготовились выполнять упражнения. Внимательно слушайте, смотрите на меня и когда выполняете, смотрите в зеркало. Упражнения: 1. «Птенчики». 2. «Лопатка». 3. «Змейка». 4. «Качели». 5. «Футбол». 6. «Лошадка». - Остановили лошадку тр – р – р. 7. «Трубочка» - «Улыбка» попеременно произносим у–и, у-и 1. «Хмуримся – удивляемся». 2. «Подмигиваем правым и левым глазом». 3. «Надуваем щеки и втягиваем». (Без голоса). - Сели удобно, одну руку положим на диафрагму (чуть выше живота) другую на пояс. Контролируем – когда дышим плечи не поднимаются (на доске схема). Молодцы! Убрали все и послушайте меня внимательно. На доске картинки Мяч – морж. - Произнесите то что вы видите на картинке. Одинаково ли слышится звук в этих словах. - Какой звук слышится в начале слова мяч. - Какой звук слышится в начале слова морж. - Сегодня мы с вами будем работать со звуками [м – м,], научимся находить его в словах и узнаем как этот звук обозначается на письме. - Возьмите зеркала и произнесите звук [м] (вопросы сопровождаются схемой). - В каком положении находятся губы? - Произнесите звук [м,] в каком положении находятся губы? -В каком положении находятся зубы? - В каком положении находится язык? - Какая воздушная струя (поставим руку тыльной стороной)? - Присутствует ли голос? - Можем ли мы этот звук пропеть? - Значит этот звук какой? - Если этот звук согласный, он может быть каким? - Мы говорим что при произношении этого звука присутствует голос, значит он какой? Произносим м – м – м м, – м, – м, Мы топали ногами, Мы хлопали руками Киваем головой Мы руки поднимаем Мы руки опускаем Мы крутимся потом Мы топаем ногами Топ – топ – топ Мы руки поднимаем Хлоп-хлоп-хлоп Мы руки разведем И побежим кругом. Дидактическая игра «Камень - вата». Я произношу слова, а вы поднимаете нужную фишку. Масло, мясо, мышка, молоко, мука, мишка, мыл, муха. Звуки [м и м,] обозначается буквой м. Посмотрите в букваре. На доске выставляется заглавная и строчная буква м. - Назовите что изображено на картинках. (дом, дым, ком) - Где в слове слышится звук [м]. На доске напечатано слово МАМА. - Читаем слово. - Сколько в этом слове слогов? - Какой первый слог? - Какой второй слог? - Выкладываем фишки, сопровождая речью. Читаем слоги по цепочке. Мы будем печатать букву М. Посмотрите внимательно на что похожа эта буква? Сколько элементов у этой буквы? Показать у доски (буква занимает 2 клетки в высоту и 1 клетку в ширину). Выучить стихотворение о букве м. Взявшись за руки, Мы встаем, И на м похожи стали. (В.Степанов) С какой буквой мы сегодня познакомились? Что обозначает эта буква? Какие это звуки. Молодец! (выдаются фишки за активную работу). | Каждый ребенок рассматривает картинку, называет предмет и садится. Дети выполняют. Произносят хором. - В слове мяч слышится звук [м,]. - В слове морж слышится звук [м]. При произношении звука [м] губы сжаты и напряжены. При произношении звука [м,] губы растягиваются, но также смыкаются. При произношении звука [м] зубы не смыкаются. При произношении звука [м] язык свободно лежит. Воздушная струя слабая и короткая идет через нос. Голос присутствует. Этот звук мы пропеть не можем. Этот звук согласный. Этот звук может твердым и мягким. Этот звук звонкий. Дети произносят Топают Хлопают Наклоны головы Руки поднимают вверх Руки опускают Кружатся Дети поднимают синюю фишку если услышат в слове твердый звук [м], зеленую если услышат мягкий звук [м,]. Дети работают в букваре. Стр.14 Звук [м] слышится в конце слова. Дети хором произносят. В этом слове 2 слога. Первый слог ма. Второй слог ма. Первый звук [м] согласная, тв., зв. Выкладываем синюю фишку и кладем колокольчик. Второй звук [а] гласный, кладем красную фишку. Третий звук [м]. Дети читают по цепочке. Буква похожа на забор, флажок. У буквы М 4 элемента. Дети работают в тетради пропечатывают одну строку. Мы познакомились с буквой М. Она обозначает звуки [м и м,]. Звук [м] согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой и колокольчиком. Звук [м,] согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленой фишкой и колокольчиком. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе" Звуки"К-Кь", Буква"К"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....
Конспект логопедического занятия в 1 классе "Звуки [п],[п\'].Буква П"
Цель логопедического занятия в 1 классе: обучение дифференциации звуков [п]-[п\'] изолированно, в слогах, в словах, предложениях на слух и правильному обозначению их на письме. Занятие вклю...
Урок литературного чтения в 1 классе «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш,ш»
Тип урока: урок – открытие новых знаний.Вид урока: дидактическая сказка.Дидактическая цель урока для детей: изучить звук [ ш ] и буквы Ш, ш.Дидактическая цель для учителя: создать условия ...
Звук [Д] и буква «Д». Приметы осени.
Конспект группового логопедического занятия с детьми с системным недоразвитием речи тяжёлой степени при умственной отсталости....
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит"
Цели урока:1. уяснить значение понятий: «звук речи», «буква», «алфавит»;2. развитие умений различать звук речи и бук...