Звуки [м - м']. Буква М м.
план-конспект по теме

Ткачева Татьяна Викторовна

Фрональное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_m_-_m._bukva_m_m..doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тип занятия:  фронтальное.

Тема занятия:  Звуки [м - м,]. Буква М м.

Цель занятия: закрепить навыки различия и четкого произношения звуков

[м, м,] изолированно, в слогах, фразах, в предложении.

Обучающие задачи занятия:

  1. закрепить знания о механизмах организации данного звука изолированного, в слогах, в словах, в предложении;
  2. познакомить с графическим изображением звуков [м - м,], буквой М м;
  3. сформировать понятие звук, слог, слово, предложение.

Развивающие задачи занятия:

  1. совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;
  2. формирование кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
  3. развитие навыков звукобуквенного анализа с использованием графической записи.

Воспитательные задачи занятия:

  1. воспитывать интерес к занятиям, воспитание трудолюбия, настойчивости.

Коррекционная задача занятия:

  1. закрепление звука в самостоятельном произношении (в изолированном виде, в словах, слогах, предложении).

Оборудование: материал для формирования правильного выдоха, профили артикуляции звука, слоговые и звуковые дорожки, предметные картинки, графическая модель фишки, букварь.

Ход проведения занятия.

Этапы занятия

Время

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Организационный момент.

2.Артикуляцион-

ная гимнастика.

3.Мимическая гимнастика.

4.Дыхательная гимнастика.

5. Сообщение темы.

6. Анализ артикуляции звука.

7. Характеристика звука.

8. Закрепление звука изолированно.

9. Динамическая пауза.

10. Развитие фонематического слуха.

11. Связь звука с буквой.

12. Закрепление звука в словах.

13. Работа в букваре

14. Работа в тетради.

15. Домашнее задание.

16. Итог занятия

17. Оценка.

2 мин.

2 мин.

1 мин.

1 мин.

2 мин.

3 мин.

3 мин.

0.5 мин.

2 мин.

2 мин.

2 мин.

2 мин.

3 мин.

2 мин.

1 мин.

1 мин.

1 мин.

Все подготовились, слушайте меня внимательно и выполняем все старательно, а кто будет хорошо работать в конце занятия получит поощрение.

- Сейчас сядет тот, кто правильно назовет то, что изображено у него на картинке.

- Поставим зеркала, приготовились выполнять упражнения. Внимательно слушайте, смотрите на меня и когда выполняете, смотрите в зеркало.

Упражнения:

1. «Птенчики».

2. «Лопатка».

3. «Змейка».

4. «Качели».

5. «Футбол».

6. «Лошадка».

- Остановили лошадку тр – р – р.

7. «Трубочка» - «Улыбка» попеременно произносим у–и, у-и

1. «Хмуримся – удивляемся».

2. «Подмигиваем правым и левым глазом».

3. «Надуваем щеки и втягиваем». (Без голоса).

- Сели удобно, одну руку положим на диафрагму (чуть выше живота) другую на пояс. Контролируем – когда дышим плечи не поднимаются (на доске схема).

Молодцы! Убрали все и послушайте меня внимательно.

На доске картинки

Мяч – морж.

- Произнесите то что вы видите на картинке. Одинаково ли слышится звук в этих словах.

- Какой звук слышится в начале слова мяч.

- Какой звук слышится в начале слова морж.

- Сегодня мы с вами будем работать со звуками [м – м,], научимся находить его в словах и узнаем как этот звук обозначается на письме.

- Возьмите зеркала и произнесите звук [м] (вопросы сопровождаются схемой).

- В каком положении находятся губы?

- Произнесите звук [м,] в каком положении находятся губы?

-В каком положении находятся зубы?

- В каком положении находится язык?

- Какая воздушная струя (поставим руку тыльной стороной)?

- Присутствует ли голос?

- Можем ли мы этот звук пропеть?

- Значит этот звук какой?

- Если этот звук согласный, он может быть каким?

- Мы говорим что при произношении этого звука присутствует голос, значит он какой?

Произносим

м – м – м

м, – м, – м,

Мы топали ногами,

Мы хлопали руками

Киваем головой

Мы руки поднимаем

Мы руки опускаем

Мы крутимся потом

Мы топаем ногами Топ – топ – топ

Мы руки поднимаем

Хлоп-хлоп-хлоп

Мы руки разведем

И побежим кругом.

Дидактическая игра «Камень - вата».

Я произношу слова, а вы поднимаете нужную фишку.

Масло, мясо, мышка, молоко, мука, мишка, мыл, муха.

Звуки [м и м,] обозначается буквой м. Посмотрите в букваре.

На доске выставляется заглавная и строчная буква м.

- Назовите что изображено на картинках. (дом, дым, ком)

- Где в слове слышится звук [м].

На доске напечатано слово МАМА.

- Читаем слово.

- Сколько в этом слове слогов?

- Какой первый слог?

- Какой второй слог?

- Выкладываем фишки, сопровождая речью.

Читаем слоги по цепочке.

Мы будем печатать букву М.

Посмотрите внимательно на что похожа эта буква?

Сколько элементов у этой буквы?

Показать у доски (буква занимает 2 клетки в высоту и 1 клетку в ширину).

Выучить стихотворение о букве м.

Взявшись за руки,

Мы встаем,

И на м похожи стали.

        (В.Степанов)

С какой буквой мы сегодня познакомились?

Что обозначает эта буква?

Какие это звуки.

Молодец! (выдаются фишки за активную работу).

Каждый ребенок рассматривает картинку, называет предмет и садится.

Дети выполняют.

Произносят хором.

- В слове мяч слышится звук [м,].

- В слове морж слышится звук [м].

При произношении звука [м] губы сжаты и напряжены.

При произношении звука [м,] губы растягиваются, но также смыкаются.

При произношении звука [м] зубы не смыкаются.

При произношении звука [м] язык свободно лежит.

Воздушная струя слабая и короткая идет через нос.

Голос присутствует.

Этот звук мы пропеть не можем.

Этот звук согласный.

Этот звук может твердым и мягким.

Этот звук звонкий.

Дети произносят

Топают

Хлопают

Наклоны головы

Руки поднимают вверх

Руки опускают

Кружатся

Дети поднимают синюю фишку если услышат в слове твердый звук [м], зеленую если услышат мягкий звук [м,].

Дети работают в букваре. Стр.14

Звук [м] слышится в конце слова.

Дети хором произносят.

В этом слове 2 слога.

Первый слог ма.

Второй слог ма.

Первый звук [м] согласная, тв.,  зв. Выкладываем синюю фишку и кладем колокольчик. Второй звук [а] гласный, кладем красную фишку. Третий звук [м].

Дети читают по цепочке.

Буква похожа на забор, флажок.

У буквы М 4 элемента.

Дети работают в тетради пропечатывают одну строку.

Мы познакомились с буквой М.

Она обозначает звуки [м и м,].

Звук [м] согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой и колокольчиком.

Звук [м,] согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленой фишкой и колокольчиком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе" Звуки"К-Кь", Буква"К"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект логопедического занятия в 1 классе "Звуки [п],[п\'].Буква П"

Цель  логопедического занятия в 1 классе: обучение дифференциации звуков [п]-[п\'] изолированно, в слогах, в словах, предложениях на слух и правильному обозначению их на письме.  Занятие вклю...

Урок литературного чтения в 1 классе «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш,ш»

Тип урока: урок – открытие новых знаний.Вид урока: дидактическая сказка.Дидактическая цель урока для детей: изучить звук [ ш ] и буквы Ш, ш.Дидактическая цель  для учителя: создать условия ...

Звук [Д] и буква «Д». Приметы осени.

Конспект группового логопедического занятия с детьми  с системным недоразвитием речи тяжёлой степени при умственной отсталости....

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит"

Цели урока:1.     уяснить значение понятий: «звук речи», «буква», «алфавит»;2.     развитие умений различать звук речи и бук...