Классный час "Откуда ты, имя"
классный час по теме
Классный час во 2 классе "Откуда ты, имя".
Тема: "Тайны имен".
Форма мероприятия: игра - путешествие.
Цели:
- развивать интерес к истории происхождения своего имени, имен друзей, родителей, близких;
- воспитывать патриотические чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_otkuda_ty_imya.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«ОТКУДА ТЫ, ИМЯ?»
Тема: «Тайны имен».
Цели:
- развивать интерес к истории происхождения своего имени, имен друзей, родителей, близких;
- воспитывать патриотические чувства.
Оборудование. Таблички с названиями залов; рисунки ска зочных героев; карточки с име нами и текстами.
Ход урока
I. Организационный момент
П. Сообщение темы урока
Учитель.
Сегодня мы отпра вимся в путешествие по Стране Имен.
Наше пу тешествие будет проходить в ис торическом музее, название ко торого зашифровано в буквах и значках, записанных на доске. Расшифруйте название музея.
На доске:
КАКВАСЗОВУТ?
III. Чистописание
У. Какие слова входят в со став названия Исторического музея?
Дети. Как, вас, зовут?
У. Что нужно сделать со сло вами, чтобы из них получилось предложение?
Д. Обозначить на письме на чало и конец предложения. Для этого надо начать писать пред ложение с большой буквы, а в конце поставить точку.
Ученики записывают пред ложение в тетрадях.
IV. Работа по теме урока
У. Прочитайте название зала, в который мы попадем в первую очередь.
На доске:
Почему нас так зовут?
- Подумайте и ответьте: кто может вам задать такой вопрос? Сейчас я прочитаю отрывки из сказок, а вы назовите имена упо минаемых в них персонажей.
По ходу правильных отве тов учитель прикрепляет на доску рисунки с изображения ми сказочных персонажей.
1. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девоч ка. Она была маленькая-малень кая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали... (Дюймовочка.)
2. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как шарик, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солныш ком пригрета и нарумянена. Зо вут меня...» (Снегурочка.)
3. Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И. Чу ковского? (Айболит.)
4. Как зовут малышей-коро тышек из сказки Н. Носова «При ключения Незнайки и его дру зей?» (Незнайка. Тюбик, Знай ка, Пулька...)
- Как мы запишем имена ге роев сказки?
Д. С заглавной буквы. Дети записывают имена в тетрадях.
У. Почему их так зовут? Ответы детей.
- Посмотрите, какие вырази тельные имена авторы сказок дали своим персонажам - не нуж но долго разгадывать, что они оз начают. Снегурочке дали такое имя, потому что она сделана из снега; Дюймовочке - за ее ма-ленький рост (дюйм равен 2,5 см); Знайке - за его любознатель ность; Айболиту - за то, что он лечит тех, у кого что-то болит. А теперь отправимся в другой зал.
На доске:
Так было
- Какие же имена были раньше?
Дети отвечают.
- Древние русские имена раз нообразны. Часто они содержа ли в себе характеристики людей. Имя давалось человеку как при мета, по которой его можно было выделить из состава семьи или родственников. Так, когда-то че ловеку давалось числовое имя: родился первый ребенок в семье, его называли Перва или Первой, второй - Второй, Вторак, тре тий - Третьяк.
Давалось имя и по внешнему виду: Черныш, Чернавка - по цвету волос или кожи; Мал - за малый рост. Имя могло отражать черту характера и поведения че ловека: Добр, Храбр, Смеяна, Умник; время его рождения в году: Зим, Вешняк, Мороз; про фессию: Шуба, Ложка, Пушка. Давались имена, связанные с жи вотным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.
Был и другой период в исто рии русских имен, когда их вы бирали по церковным календа рям. В этом случае имя давалось в соответствии с именем свято го, которое приходилось на день рождения или крещения ребенка по календарю.
На доске:
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким.
(М. Владимиров)
- Сегодня день святого...
Ребенок, родившийся в этот день, был бы назван...
Но вот уже более 100 лет ро дители свободно выбирают сво им детям имена независимо от календаря.
Физминутка.
Теперь переходим в другой зал.
На доске:
Ты и твое имя
«Между живущих людей безымянным никто не бы вает вовсе: в минуту рож дения каждый - и низкий, и знатный - имя свое от ро дителей в сладостный дар получает...»
(Гомер)
- У каждого из вас есть имя. Запишите его в тетради. Как вы напишете имя, с какой буквы? Почему?
Дети отвечают. Имена ока зались записаны по-разному: у некоторых - полное, у некото рых - сокращенное. Это ста ло поводом для беседы.
- Какое имя ты записал?
Д. Саша.
У. Кто так тебя зовет?
Д. Друзья, одноклассники.
У. Это полное имя или сокра щенное?
Д. Сокращенное.
У. Когда ты будешь взрос лым, как тебя будут называть?
Д. Александр.
У. Ребята, почти каждый из вас записал свое сокращенное имя. А теперь произнесите и за пишите свое полное имя.
Дети выполняют задание.
- Однако не все имена могут иметь сокращенную или полную форму. Например, имя Нина употребляется только в одной форме, полной, хотя на первый взгляд она кажется короткой. У нас в классе у некоторых ре бят тоже есть такие имена, на пример Андрей, Руслан.
Предлагаю вам игру «Не оши бись». Я называю полное имя - вы произносите его сокращенное звучание, и наоборот:
Василий - Вася
Оля - Ольга
Николай - Коля
Юра - Юрий
Виктор - Витя
Валя - Валентина
Татьяна - Таня
Вова - Владимир
Светлана - Света
Лена - Елена
- А теперь скажите, как вас ласково называют учителя и воспитатели? А как ласково вы назы ваете своих друзей?
Дети отвечают.
- Прослушайте стихотворе ние Корнея Ивановича Чуковско го и скажите: сколько всего в нем упомянуто девочек?
Любовь, Любонька, Любаня, Любаша.
Дети, отвечая, приходят к выводу о том, что речь в сти хотворении шла о четырех де вочках. Учитель раздает де тям карточки с прочитанным текстом.
-Прочитайте ласковые фор мы других имен по примеру на званных в стихотворении Чуков ского:
Наталья, Наточка, Наташенька, Наталенька, Натуленька, Натусенька.
Екатерина, Катенька, Катюша, Катерина, Касенька.
Любовь, Любонька, Любаня, Любаша, Любушка, Любочка.
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Побежали в лавочку и купили пряничка.
- Запишите в тетрадях два имени своих друзей, а рядом - ласкательные фор мы этих имен. Как вы их запи шете?
Дети выполняют задание.
- Ласковая форма имени вы ражает доброжелательное отно шение говорящего. Однако не редко можно услышать в нашей речи неполные или ласкательные имена, а лишь пренебрежитель ную их форму: Васька, Ванька, Вовка, Танька. Использование таких форм имен обижает людей, унижает их достоинство. Мне бы не хотелось слышать у нас в классе подобное обращение друг к другу.
Прочитайте название следу ющего зала.
На доске:
Что значит твое имя?
- Задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя? Мно гие имена пришли к нам из дру гих языков. Посмотрите: у каж дого из вас на парте в конверте лежит карточка, на которой не только записано ваше имя, но и указано, откуда оно пришло в наш язык и что обозначает. Прочи тайте каждый о своем имени.
Дети по очереди читают тексты.
Индивидуальные карточки
Александр (греч.): алексо – защищать, андрос – муж: мужественный борец, защитник людей.
Андрей (греч.): андрейос - мужественный, храбрый.
Артем (греч.): артемиус - посвященный Артемиде (бо гине луны, охоты), артемис - здоровый, невредимый.
Валентин (лат.): валентис - сильный, крепкий, здоровый.
Дмитрий (греч.) - посвя щенный Деметре (богине земледелия и плодородия).
Екатерина (греч.) - чистая.
Наталья (древнерус.) - родная.
Сергей (лат.) - высокий, крепкий, здоровый.
У. Запишите в тетрадях свое имя, а рядом - его сокращенные и ласкательные формы.
Дети выполняют задание.
- Когда-нибудь вы все стане те родителями и вам придется выбрать имя для своего ребен ка. К этому надо отнестись ос торожно и обдуманно, чтобы не получилось, как в стихотворении Самуила Яковлевича Маршака «В защиту детей».
Стихотворение читает за ранее подготовленный ученик.
Если только ты умен,
Не давай ребятам
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала
Сокращенно Дита,
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он наконец
Дочь свою Идея.
Звали мама и сестра
Девочку Идейкой,
А ребята со двора
Стали звать Индейкой.
А один оригинал,
Начинен газетой,
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Неразлучно детям.
Физминутка
- Прочитайте название сле дующего зала.
На доске:
Тезки
- Вы знакомы с этим словом? Что оно обозначает?
Д. Тезки - люди, у которых одинаковые имена.
У. Послушайте стихотворе ние Зои Александровой «Восемь Тань».
В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!» -
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках...
- Как вы думаете, каким об разом можно разобраться в этом?
Д. По фамилии.
У. О фамилиях мы поговорим в другой раз. А сейчас назо вите в нашем классе тезок.
Дети отвечают.
V. Итог урока
У. Для чего же нужно имя?
Выслушиваются ответы детей.
- Человек проносит имя через всю свою жизнь. Его можно ли шить всех благ, богатств, званий, прав, но нельзя лишить имени. Доброго, ласкового, уважаемого человека всегда называют по имени. Людей, создавших себе доброе имя, издавна называют знатными, славными, знамени тыми. Именами (фамилиями) уважаемых, знаменитых, заслу женных людей названы города, улицы, парки.
Что же такое имя? Давайте запишем определение в тетра дях.
Дети списывают с доски.
На доске:
Имя - отличительное название, обозначение че ловека, которое дается ему при рождении.
- Что интересного вы узнали об именах? Чем вам запомнил ся урок? Объясните пословицы: «С именем - Иван, без имени - болван». «Без имени ребенок - чертенок».
Что значит выражение «гор диться своим именем»?
Дети отвечают на вопросы.
- В заключение нашего уро ка я хочу прочитать небольшое стихотворение
«Есть четыре на чальных слова...».
Есть четыре на чальных слова и каждый народ
Их вручает ребенку навечно беречь и любить:
Слово ЖИЗНЬ - потому что и он, будет время, умрет,
Слово СМЕРТЬ - потому что обязан он правильно жить,
Слово РОДИНА - потому что ее продавать на базаре нельзя,
И еще ему ИМЯ с рождением мама дает –
Пусть его беспорочно по жизни несет…
Вот наследство, которое всем нам дается, друзья,
И отчета от нас будет требовать вечно народ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...