Разработка интегрированного урока (обществознание, литература). Изучение темы "Деятельность" на примере басни И.А. Крылова "Ворона и Лисица"
план-конспект урока (5 класс) по теме
Разработка интегрированного урока (обществознание, литература). Изучение темы "Деятельность" на примере басни И.А. Крылова "Ворона и Лисица" 5 класс. Учебник под редакцией В.Я. Коровиной. Один из этапов урока - творческое задание. Создание собственных басен учащимися. Предназанчено для учителей русского языка и литературы, обществознания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Степновская средняя общеобразовательная школа»
Назаровского района Красноярского края
Интегрированный урок
литература, обществознание
по теме «Деятельность» (обществознание) на материале басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»
5 класс
подготовила
учитель русского языка и литературы
Мишукова Лариса Петровна,
учитель русского языка и литературы
Михайлова Ольга Михайловна,
учитель обществознания
Бабак Любовь Петровна
п. Степной
2014
Разработка урока. 5 класс Литература
Басня И.А. Крылова «Ворона и Лисица»
Интегрированный урок с обществознанием (из обществознания
тема «Деятельность»)
Авторы разработки урока:
Мишукова Л.П. – учитель русского языка и литературы
Михайлова О.М - учитель русского языка и литературы
Бабак Л.П. – учитель обществознания
Цель: (литература): проанализировать образы главных героев басни; научить создавать собственные басни, зная их отличительные особенности.
Результат: умеют на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления, героев, их характеры, использовать олицетворение, аллегорию, создавая басню;
Работают в группе, устанавливают рабочие отношения, распределяют функционал в группе;
Умеют презентовать тексты, оценивать выступление товарищей по заданным критериям.
Ход урока:
Этап урока | Форма работы | Содержание | Примечание оборудование |
I. Анализ басни. | Слово Учителя Диалог с учащимися | 1. Сегодня мы продолжим знакомиться с прекрасным миром басен Крылова. И разберём подробно его басню «Ворона и Лисица» 2. У нас сегодня на уроке группы сформированы по-новому. Выберите капитана новой группы 3. Как вы считаете, что входит в значение фразы «Проанализируем басню»? Что для этого нужно сделать? |
|
1. Чтение басни актёром | Дети слушают басню в исполнении актёра И.Ильинского | Фонохрестоматия | |
2. Жанр | Группа | Определение жанра. В группах доказать, что произведение Крылова «Ворона и Лисица» относится к жанру басни (по признакам басни) (3 мин) (Начинает выступать 1 группа, остальные на дополнении) Вывод: Произведение Крылова «Ворона и Лисица» является басней. | Анализ басни: |
3. Словарная работа | Класс + слово учителя | Просмотрите ещё раз внимательно текст басни и определите, значение каких слов или выражений вам непонятно. - Вещуньина (голова)- от слова вещунья – предсказательница (по старым народным представлениям: своим криком предсказывающий несчастье.). - Взгромоздиться – взобраться с усилием, устроиться с трудом на что-либо, на верху чего-либо. - Лесть – угодливое восхваление - Царь птица – лучшая из всех птиц - В зобу дыханье сперло – стало трудно дышать, зоб – расширенная часть пищевода у птиц, где накапливается и обрабатывается пища. - Ангельский (голосок) – отличающийся чрезвычайной кротостью, нежностью. - Бог послал - так раньше говорили о чем – либо, случайно добытом или полученном. - Все не впрок – не на пользу - Пленить- покорить чем – либо, очаровать | Словарная работа + История выбора Крылов слова «взгромоздясь» (карточка) |
4. Сюжет басни | Класс | Определим сюжет басни. Сюжет – это цепочка событий, описанных в произведении. Простроим эту цепочку. (Сначала проговариваем, затем слайд №3) Проговариваем каждый пункт сюжета. 1. История о вороне, которой «Бог послал кусочек сыру..» - Какая же история приключилась с вороной? - Какое выражение употребляет Крылов, подчёркивая, что ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно? - Съедает ли она сыр сразу? 2. Случайно пробегающая Лиса, учуяв запах сыра, захотела его отнять. - Какова реакция Лисы на сырный дух? - Какой фразой автор говорит о том, что приближении лисы не принесёт ничего хорошего? - Какая фраза свидетельствует о том, что лисица тоже хочет сыр? 3. применяя лесть, Лисица добивается своей цели, а ворона остаётся ни с чем. - удаётся ли лисе завладеть сыром? - Какой способ она избирает для этого? | Сюжет басни: |
5. Мораль | Группа | Прочитайте в группах мораль басни и определите её поучительный смысл. (через лесть выходим на образ лисицы) | |
6. Характеристика героев | Класс Группы | Вспомним, из каких компонентов состоит характеристика литературного героя? 1. внешность (на примере картины худ. Е. Рачёва. Какими мы видим Ворону и Лисицу в изображении художника? (С одной стороны, мы видим, что ворона находится наверху, она смотрит сверху вниз, как поступают люди знатные, занимающие важное, высокое положение, об этом же говорит и наряд вороны, а вернее было бы сказать, ворона. Лисица же смотрит снизу вверх, как существо униженное, зависимое. Но стоит внимательно присмотреться к выражению глаз лисы и её ухмылке, как становится понятно, что господин положения – лиса, это она наверху, картинка как будто переворачивается. И подобострастно сложенные лапки, и полусогнутые ноги – это лишь игра, притворство, но какое остроумное, язвительное. 2. Речь героев (Лисица) Гр. №1. 3. характер лисицы гр.№2 4. Характер вороны. Гр№3 5. Поступки героев и их взаимодействие друг с другом. Гр. №4 Выступление групп. 1. Речь героев. Речь лисицы полна лести. Заискивающая. Говорит сладко, чуть дыша. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Называет ворону сестрицей. Речи вороны нет. Но мы знаем, что она каркнула во всё воронье горло. Зачем автор намеренно в одной строчке употребляет однокоренные слова «Ворона каркнула во всё воронье горло»? Автор дважды использует однокоренные слова ворона и воронье, акцентируя внимание читателей на невозможности вороньего пения. Где же ангельский голосок? Издевательство Лисицы достигло предела: «Сыр выпал – с ним была плутовка такова». 2. характер лисицы. Хитрая, лукавая, льстивая, умная, умеет быстро принять решение, хитроумная, сообразительная, находчивая. Знаете ли вы, что есть свидетельства современника о том, что Иван Андреевич Крылов сравнивал себя самого с этой Лисицей? В то время жил плохой стихотворец, граф Хвостов, человек богатый и недалёкий. Крылов рассказывал, посмеиваясь, что иной раз покорно слушает стихи Хвостова, похваливает их, а потом одалживает у разомлевшего графа деньги взаймы. 3. характер вороны. Сюжет басни позаимствован Крыловым у древнегреческого баснописца Эзопа. Только в басне Эзопа главным героем был Ворон – символ мудрости. Крылов меняет ворона на ворону. Почему? Неуклюжая, глупая, недалёкая, нерасторопная, вялая, разиня, зевака, самовлюблённая, высокого мнения о себе, честолюбивая 4. Поступки героев и их взаимодействие друг с другом. - как ведёт себя лиса, чтобы добиться своей цели. Какие глаголы использует для этого Крылов? Какова реакция вороны на лесть лисицы? В речи людей очень часто можно услышать фразу: «Ну, ты и лиса». В каких ситуациях она уместна? А ещё говорят: «Ну, что проворонил». Когда употребляют такое выражение? | Характеристика литературного Героя Картина Рачёва Карточка |
7. Обществознани | Обществознание. Деятельность: цель, потребность, мотив, средства достижения, результат | Учитель обществознания | |
8. Работа с новым названием басни | Выбор новых героев Выбор название Басни Диалог | Итак, ребята, вернёмся к самому началу басни. К её заглавию и героям. Крылов главными героями басни сделал ворону и лисицу. Представьте себе, что героями басни могли бы стать другие животные и птицы. Поменяем одного героя. Кто бы мог быть на месте вороны? Орёл, соловей, кукушка, ястреб, сова. Кто бы мог быть на месте лисицы? Осёл, свинья, волк, медведь, муравей, обезьяна. Выберите в группах новое название басни, заменив лишь одного героя. Как вы считаете, изменится ли сюжет басни, если изменится хотя бы один герой? Почему? | (Прописать на доске) (Прописать на доске) |
Группы | Пропишите черты характера выбранного вами героя, его манеры, поведение, как он будет говорить. (4 мин. Выступление) | ||
9. Обществознание | Изменится ли деятельность у новых героев? | ||
10. Создание новых басен | Слово мастера. Класс | Цель нашей работы – написать свою басню (от группы) с новым героем. Критерии оценки басни. (Таблица) проговорить. | Таблица |
11. Творческая работа | Группы | Создание своих басен с новым героем. | |
12. Презентация сочинённых басен | Группа | Группа презентует собственную басню. Остальные группы, жюри оценивают выступление по данным критериям (критерии обговариваются) (см. Приложение) |
Сочинённые басни ноябрь.2013г. 5а класс
1. Ворона и Медведь
Ворона сидела на ели.
Бог послал ей сыр.
Тут мимо проходил медведь.
Медведя сырный запах вдруг пленил.
И вот медведь заговорил:
О что за запах, что за чудо?
Откуда он? Откуда?
Взглянул наверх и видит там ворону.
Ворона крепко держит сыр, не хочет отдавать, не хочет!
- Ворона, дай мне сыр.
А я тебе бочонок мёда.
А ты мне кусочек сыра.
Подумала ворона, согласилась.
Медведь получил сыр, а ворона мёд.
Мораль сей басни такова:
Коль хочешь ты чего-то получить,
Умей делиться сам!
(Авторы: Горшунова Д., Верхутова К.)
2. Ястреб и лисица
Как-то раз торговец вез товар и нечаянно потерял кусок сыра.
Мимо пролетал зоркий ястреб и заметил лежащий на мосту сыр.
Мгновенно сыр схватил, на дерево взобрался и пообедать он собрался.
А тут лиса близехонько бежала, вдруг сырный дух лису остановил.
Лисица видит сыр -лисицу сыр пленил .
Плутовка к дереву тихонечко подходит
И начинает жалобно просить: «Послушай, ястреб, мой дружочек, давай наш
сыр поделим пополам.
Мне хочется так сильно кушать, ты вон какой большой , а я совсем худая».
Но ястреб был умней.
Лисицыным словам он не поверил и начал речь такую говорить:
- Ты хитрая , но я тебя мудрей .
И тут вдруг ястреб крыльями взмахнул и был таков.
Лисица наша осталась ни с чем. Мораль той басни такова:
Что лесть гнусна , вредна, но ты не поддавайся ей!
(Авторы: Васильева Д., Пчёлкина М.)
3. Ворона и волк.
Вороне где-то Бог послал кусочек мяса;
На ель ворона залетев,
Позавтракать было совсем уж собралась,
И тут из чащи вылез серый волк,
Зубами щёлк да щёлк,
И он почуял запах мяса,
И говорит он ей: « Отдай этот лакомый кусочек мяса мне!»
Ворона отказом махнула головой,
И он ещё злее стал угрожать,
Рычать, кричать и дерево ломать,
Кору от дерева сдирать.
Вороне стало страшно, и она, прижавшись к дереву,
Подумала: « Пока жива, скорее ноги уносить».
Хвостом вильнула и улетела!
А волк остался не удел.
Ни сыра, ни вороны
Запомните, друзья,
Что грубость - это плохо,
И никогда не повторяйте
Поступок серого волка.
Авторы: Мишуков Д., Карцев К., Румянцев З., Пеллинен А., Зыков А.
Список использованной литературы:
- Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. Носителе. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И, Коровин. – 13-е изд., - М.: Просвещение, 2011. – 319 с.: ил.
- Беломестных О.Б, Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2004
- Уроки литературы в 5 классе: поурочные разработки: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Н.В. Беляева. – М.: Просвещение, 2012. – 252 с.
Дополнительные материалы:
Аудиозапись басни «Ворона и Лисица» в исполнении актёра И. Ильинского
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка интегрированного урока "Обществознание + экономика"
Урок « Роль государства в экономике» Тип урока: комбинированный, 10 класс. Цель урока: рассмотреть, в каких формах осуществляется вмешательство государства в экономику...
Разработка интегрированного урока по литературе,МХК
Данный урок поможет открыть для обучающихся новые страницы жизни и творчества Леонардо да Винчи, познакомиться с литературной деятельностью гения, обратить внимание обучающихся через лично...
Разработка интегрированного урока по литературе,МХК
Данный урок поможет открыть для обучающихся новые страницы жизни и творчества Леонардо да Винчи, познакомиться с литературной деятельностью гения, обратить внимание обучающихся через лично...
Интегрированный урок обществознание — литература – история по рассказу Е.И. Носова «Кукла»
Урок проведен с компьютерным сопровождением. Презентация к уроку подготовлена самостоятельно. Цель урока: оценить мастерство Е. И. Носова в раскрытии проблем современности, привлечь внимание к ли...
Методическая разработка. Интегрированный урок обществознания (экономики) и английского языка по теме: "Деньги"
Класс: 11 АОсновной метод – защита презентацийТип урока - обобщение и закрепление знаний по теме “Деньги”Цель урока - Использование метапредметных связей в обучении обществознанию (экономики) для сове...
Интегрированный урок обществознание - литература "Межнациональные отношения" 11 класс
Интегрированный урок обществознание - литература "Межнациональные отношения" 11 класс имеет цель -показать учащимся особенности межнациональных отношений в современном мире, на постсоветском пространс...