Фонематический слух - одна из составляющих правильной речи
статья по теме

Статья - рекомендация для родителей как заниматься с детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fonematicheskiy_sluh.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Фонематический слух - одна из главных составляющих речи

      Практически, мы не говорим о фонематическом слухе касательно взрослых, поскольку это и так подразумевается. Но детям такой слух нужно развивать, поскольку с ним связаны овладение речью и грамотность письма впоследствии. Наибольший пик развития фонематического слуха припадает на возраст 4-5 лет. У детей этого возраста наблюдается особая чувствительность к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для решения поставленной проблемы. Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто становится немного иностранцем. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению. Дети с недоразвитием фонематического слуха читают медленно и с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописывают одну-две буквы в конце слова. Это связано с тем, чтодети не умеют дифференцировать звуки «ш-ж», «с-з», <ц-з» и др. Например, они заменяют буквы и пишут «сапка» вместо «шапка», «шук» вместо «жук». В норме к пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Как было сказано, 4-5 лет - возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность, которая будет решать следующие задачи:

1. Ознакомление с миром слов (слова звучат по-разному и похоже, бывают длинные и короткие).

2. Умение слышать отдельные звуки в словах, определять первый звук.

3. Умение различать звуки на слух, твердые и мягкие согласные.

4. Умение интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.

Закрепляются задачи предыдущего этапа обучения:

1. Формирование умения правильно произносить звуки и слова.

2. Формирование умения говорить согласно нормам литературного произношения.

3. Формирование выразительности речи — умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и

ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.

4. Выработка дикции — отчетливое, произношение каждого звука изолированно, в словах, а также во фразовой речи.

Однако вместе с тем у детей 4—5 лет встречаются нарушения в звукопроизношении (не все дети правильно произносят шипящие, сонорные); некоторые дети неправильно согласовывают существительные с прилагательными в роде, числе и падеже; неправильно употребляют существительные в родительном падеже множественного числа.

С учетом этих недостатков и строится работа в средней группе по развитию фонематического слуха, с тем чтобы эти недостатки устранить, если они имеются, а если их нет, подготовить ребенка к следующему этапу обучения — развитию звуко-буквенного анализа.

В нейропсихологии и логопедии разработаны специальные методы и упражнения для правильного формирования речевого слуха у ребёнка. Родители сами могут проводить занятия с детьми, главное, что – бы ребёнку они были интересными и не надоедали. Игры, используемые для решения поставленных проблем, можно разделить на несколько групп:

1) Игры на развитие слухового внимания:

- «Узнай, что звучит?»

- «Узнай, где звучит?»

- «Что ты слышишь?»

- «Назови звуки улицы»

- «Найди по звучанию такую же коробочку с крупой»

- «Жмурки с колокольчиком»

- «Морзянка»

- «Угадай по звуку, что делает?»

2) Игры на развитие фонематического восприятия:

- Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку. Он должен, добиваясь рифмы в стихотворении, назвать последнее слово, выбрав его из трех предложенных вариантов. При затруднениях в выборе нужного слова взрослый зачитывает двустишие во всех трех вариантах. Слова с теми звуками, которые ребенок говорит правильно Стали громко петь Еноты

даже разучили (слова, ноты, стихи)

Приготовлены постели

для Ежей у старой (ели, липы, сосны)

Съел Сережа на обед

Целых пять больших (сосисок, блинов, котлет) Я надел большую шляпу,

Чтоб похожим стать на (Бармалея, папу, Боярского) Раскрывает Жаба рот,

Громко песенку... (кричит, поет, квакает) Подвернула я панаму

Чтоб похожей стать на (маму, артистку, топ модель) - Вслед за взрослым ребенок повторяет сочетания гласных звуков, четко их артикулируя.

АУИО

ИАУО

УИОА

- Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками.

ТУ—КА—ПО

ВЫ—КА—ТУ

ХО—НУ—МЫ

ТУ—БА—ДО

- Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов с оппозиционными по звонкости — глухости, легко произносимыми согласными звуками.

ПА—БО—ПЫ

ГО—КУ—ГА

ТО—ДУ—ТЫ

- Шутки - минутки. Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Хвост с узорами,

сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том. Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мёд. Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами. Божья коробка,

полети на небо,

Принеси мне хлеба. - Ребенок внимательно слушает рифмовки-перепутанки и заменяет перепутанные слова. От конфет остались ... БАНТИКИ. Завяжу на платье ... ФАНТИКИ. Съел я овощной ... ХАЛАТ. А потом надел ... САЛАТ. - Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку и добавляет подходящее слово, выбрав его среди названий картинок. Сложность упражнения достигается за счет того, что слова близки по звуковому составу.

БИЛЕТ — БАЛЕТ — ПАКЕТ — БУКЕТ

Я тебе задачу дам

Все расставить по местам.

В кассе я куплю

И отправлюсь на

У меня с собой

В нем лежит большой - Вслед за взрослым ребенок произносит название всех картинок к упражнению. Затем показывает парами те картинки, названия которых звучат похоже.

ПОЛЕНО—КОЛЕНО

БАТОН — ЛИМОН

УТКА — ДУДКА

БУКЕТ—ПАКЕТ

- Вслед за взрослым ребенок произносит по 3—4 похожих по звучанию слова. Значение незнакомых слов уточняется до их воспроизведения. При повторении слов, близких по звуковому составу, взрослый обращает внимание на громкость и четкость речи ребенка. Такой подход способствует созданию не только фонематической, но и артикуляторной готовности к вызыванию звуков.

Ком—дом—том

Пакет — макет — букет

Буквы — клюква — тыква

-Ребенок слушает каждое произнесенное взрослым слово. Затем повторяет его и показывает ряд предметов, названия которых соответствуют по звучанию услышанному слову.

САЙКА

ЗНАТОК

БЕТОН

ТОМ

- Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку. Он должен самостоятельно подобрать картинку и назвать последнее слово так, чтобы оно рифмовалось с выделенным словом.

На полянке обезьяны

Начинают есть ... (бананы)

Я для птичек на балкон

Вынес булку и ... (батон)

И про солнце, и про май

Распевает ... (попугай) - Повторение скороговорок.

3) Игры на развитие фонематического слуха :

- «Поймай звук» (определение наличия звука в слове). Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком. - Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. - «Длинное – короткое» - «Выбери подарок колобку», «Угадай, кому фишку?» (выделение слов с определённым гласным звуком)

- «Определи 1 звук в слове», «Какой последний звук?»

- Игра «Подумай и не торопись» Предложите детям несколько заданий на сообразительность :

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д.

Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации. - Начало, середина, конец.

(развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета). Игра «Поезд» - «Отгадай, какой гном принёс картинку?», «Какому гному подарок?», (дифференциация согласных звуков по твёрдости – мягкости) При наличии систематической целенаправленной работы по формированию фонематического слуха детей среднего дошкольного возраста на основе использования игровой деятельности произойдёт повышение качества речевого развития детей, обеспечение качественной подготовки детей к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонематический слух-основа правильной речи

Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью о...

Презентация"Фонематический слух - основа правильной речи"

Уровни развития фонематического слуха....

Семинар: "Фонематический слух - основа правильной речи"

Фонематический, или речевой, слух дает ребенку возможность различать и узнавать звуки родного языка, понимать последовательность их расположения в словах, которые он слышит. Именно фонематический слух...

Консультация - практикум для родителей подготовительной группы "Фонематический слух - основа правильной речи"

Родители познакомятся с  понятием фонематический слух, с приемами развития фонематического слуха у дошкольников, а так же с играми, способствующими созданию условий для постоянной тренировки фоне...

Раскрыть различия и понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонетические и фонематические недостатки речи».

Раскрыть различия и понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонетические и фонемат...

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА И ПРАВИЛЬНОГО ТИПА ДЫХАНИЯ

Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать...


 

Комментарии

Киршина Галина Александровна

Фонематический слух - очень важный инструмент при обучении грамотности. Если ребенок неправильно слышит звуки, он также и пишет. И чем старше, тем сложнее исправить. Спасибо Вам за статью, помогает в работе.